Слайд 1Илья Пригожин.
Теория переоткрытия времени
Илья Пригожин, физико-химик по роду занятий,
мыслитель по существу, русский по происхождению, франкоязычный бельгиец по культурной принадлежности — человек с чрезвычайно своеобразной интеллектуальной судьбой. Еще своеобразнее культурные последствия того, что он сделал. Его называют «современным Ньютоном», а сделанное им в науке признают основой возможной в будущем новой модели мироздания — третьей в европейское Новое время после моделей Ньютона и Эйнштейна.
Слайд 3В 1977 году Пригожин получил Нобелевскую премию - за достижения
сугубо химические: "за работы по термодинамике необратимых процессов и химических
колебательных систем, особенно за теорию диссипативных структур". Он ввел само понятие "диссипативные структуры" (в своём исходном значении оно относится к устойчивому упорядоченному неравновесному состоянию системы, через которую проходят потоки энергии, массы и энтропии). И еще одно, настолько популярное в последние десятилетия, что оно как будто потеряло авторство: "самоорганизация".
Слайд 4В 1977 г. ему была присуждена Нобелевская премия по химии
"за работы по термодинамике необратимых процессов, особенно за теорию диссипативных
структур". "Исследования Пригожина в области термодинамики необратимых процессов коренным образом преобразовали и оживили эту науку", – сказал Стиг Классон в своей вступительной речи от имени Шведской королевской академии наук. Эта работа открыла для термодинамики "новые связи и создала теории, устраняющие разрывы между химическим, биологическим и социальным полями научных исследований... Исследования Пригожина отличают также элегантность и прозрачность, поэтому ученого заслуженно называют "поэтом термодинамики".
Слайд 6Фундаментальные характеристики мироздания, утверждает он - нестабильность, неравновесность, нелинейность, ни
к чему простому не редуцируемая сложность. Классическое естествознание числило такие
процессы по разряду отклонений, которыми следует пренебрегать при окончательном описании объектов. Пригожин увидел в них норму.
Сложность первична; простота - частный случай. Разнообразие, множество вариантов возможного развития - первичны; единообразие и предсказуемость - частный случай. Перемены - закон; неизменность - преходяща. Частный случай - и обратимые процессы: они происходят лишь в достаточно простых системах (в качестве примера Пригожин обыкновенно приводит маятник). Но большинство систем в природе - сложные, и процессы в них необратимы.
Слайд 7Вся природа по существу - постоянное порождение новых форм, принципов,
состояний; она сама - открытая динамическая система, которая "выбирает" свой
дальнейший путь в точках бифуркации, под влиянием аттракторов. Нельзя ни точно предсказать, что будет выбрано, ни вполне надежно это контролировать: в критические моменты все решает случай. Природа-система регулирует себя сама: массовые взаимодействия на разных её уровнях регулируются целым и воспроизводят целое. И должны быть развиты сугубо научные, рациональные средства к тому, чтобы понять мир в таком качестве. Переход от Хаоса к Порядку поддается математическому моделированию; существует ограниченный набор моделей такого перехода - универсальных, которые работают на всех уровнях природного целого.
Слайд 9Тут надо сказать, что пересмотр отношений со временем (в частности,
нетривиальная для прежних эпох идея его "многомерности") - одна из
сквозных, многое организующих идей ХХ века. В этот пересмотр Пригожин включился по-особенному:
как традиционалист
- представитель и
продолжатель самой
что ни на есть
классической для
Нового времени традиции.
Слайд 10Как интеллектуальное событие Пригожин был подготовлен по меньшей мере всем
XIX веком, на протяжении которого происходили, накапливаясь, события разной степени
радикальности, в целом "сдвигавшие" научное мировосприятие от жесткого детерминизма и механистичности в сторону статистического и вероятностного подхода. «Развитие», «эволюция» - вообще ведущие понятия в мышлении XIX века. (Обратная сторона торжества идеи развития в течение последних двух веков – то, что понятие «абсолютного» за всем этим постепенно теряется, пока не исчезает, наконец, совсем). В немецком идеализме, философской доминанте начала века, под Развитием понимается еще развитие Абсолютного Субъекта - богочеловечества. Но в следующую эпоху, в эволюционизме Дарвина, Конта, Спенсера оно уже - развитие природы, а история человека - завершающая фаза естественноисторического процесса. Отныне Время, форма развития живого, связывается с непрестанным порождением нового.
Слайд 12Признавая сложность и неисчерпаемое многообразие свойств такого объекта как время,
Пригожин считает целесообразным не только осуществлять синтез более новых и
традиционных методов в той или иной отдельной науке, но и устанавливать более тесные междисциплинарные контакты. При этом он отмечает, что ни одна наука не может быть подменена другой.