Слайд 2Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся.
Задачи: - учить учащихся определять,
что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе;
- формировать коммуникативные умения школьников.
Слайд 31 задание:
Дать свою версию ниже перечисленных определений
Права
Обязанности
Долг
Ответственность
Свобода
1 балл
получает тот, кто даст более точный ответ.
Слайд 4Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться
чем-либо.
Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.
Долг
– поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).
Слайд 5
2 задание.
Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и
обязанностях человека?
Слайд 6Декларация прав человека,
Конвенция по правам ребенка,
Конституция Российской Федерации,
Устав школы.
Слайд 73 задание.
Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы
знаете.
Слайд 8КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и
ненасилия в интересах детей планеты
1 июня – Международный день защиты
детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
Слайд 94 задание:
Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по
цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот,
кто больше знает права или обязанности
Слайд 10Обязанности школьника:
добросовестно учиться
беречь школьное имущество
уважать учащихся и работников школы
выполнять устав
школы
выполнять правила внутреннего распорядка.
Дополнительные баллы получают те, кто раскрывают значение
прав и обязанностей
Слайд 11Права школьника.
право на бесплатное образование
право на получение дополнительного образования
право на
охрану жизни и здоровья
право свободы выражения своих убеждений
право посещать мероприятия
право
на защиту
право на отдых
право пользоваться библиотекой
право избирать и быть избранным
право на обучение по индивидуальным программам
право на выбор образовательного учреждения
право вступать в общественные организации
право на уважение собственного достоинства.
Слайд 125 задание:
Кто из взрослых должен следить
за выполнением ваших прав и обязанностей?
Слайд 13По Конституции РФ ст.38
и семейному кодексу ст.63 ответственность несут
родители.
Слайд 146 задание:
Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода?
Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь
верными:
СВОБОДА – это:
возможность делать все, что хочешь
независимость от кого-то
отсутствие стеснения, ограничений
возможность выбора
право делать все, что не вредит другим
Слайд 157 задание:
Чью свободу данные запреты ограничивают,
а чьи права защищают:
1. запрет курить в общественных местах
2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.
3. запрет кататься по перилам
4. запрет играть на проезжей части дороги.
Слайд 168 задание:
Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего
класса.
Сценка из школьной жизни
Назовите обязанности, которые должны были выполнять
герои сценки.
Назовите права, которые нарушались.
Слайд 179 задание:
“Разомнись-ка!”
Назовите права, которые нарушались в сказках.
5 баллов максимум,
время 3 минуты.
“Бременские музыканты”
- “Колобок”
- “Кот и лиса”
Слайд 18- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на
труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в
суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).
- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)
- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирныхсобраниях, право на свободу, право на гражданство).
Слайд 1910 задание
“Придумай-ка!”
Пословицы к статьям
Правда суда не боится.
Жить –
родине служить.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Всякому мила своя
сторона.
Делу – время, а потехе – час.
Дело мастера боится.
При солнышке тепло, при матери – добро.
Петь хорошо вместе, а говорить врозь.
Дружба дружбой, а денежки врозь.
Волка ноги кормят.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
По заслугам и почёт.
Тот герой – кто за родину горой.
Один в поле – не воин.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Слайд 20Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих
интересов и свобод с помощью суда)
Жить – родине служить. (статья
21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)
Слайд 21Рефлексия.
Работаем в тетрадях для классных часов
АНКЕТА
1. Какие права ты
имеешь, как ученик?
2. Что обязан делать ученик?
3. С какими нарушениями
ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?
4.Что такое права?
5. Что такое обязанности?
6.Зачем придумали права людей и обязанности?
Слайд 22Подведение итогов классного часа
После всего того, о чем мы говорили,
ответьте на вопрос:
Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись
и права других людей не нарушались?
Слайд 23Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права
других;
заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
уважай
окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.