Слайд 1Имидж Сибири- западные стереотипы
Слайд 2Новосибирский учёный
Владимир Супрун
«Имидж, как и бренд, ориентирован на впечатление. Вам
не удастся его произвести, если рассказывать только о Красноярске или
Новосибирске. Вас спросят: а где это находится? В Сибири? А что такое Сибирь? И начинается песня…»
«Совершенно точно имидж находится в головах людей. Можно его оплотнять в музеях, каких-то других факторах, можно делать зримые «памятники» имиджу, но он- в головах. Потому что именно наши люди- либо носители, либо не носители имиджевого содержания…»
Слайд 3Цель: получить представление об образе Сибири, транслируемым в текстах зарубежных
СМИ.
Гипотеза: имидж Сибири по большей части базируется на стереотипных представлениях,
многие из которых не соответствуют действительности.
Объект исследования: Публикации, размещенные на страницах онлайн-СМИ, аналитических электронных порталах, сайтах ведущих западных библиотек, публикаций и других источников ( 2010-2015 гг.).
Предмет исследования: современные западные представления о Сибири и сибиряках.
Слайд 4Актуальность темы
Мы живем в век информационной войны, когда Интернет стал
удобным источником пропаганды. В интернете любой пользователь может публиковать и
распространять новости. Виртуальное пространство расширяется небывалыми темпами. По многим причинам туда часто попадает непроверенная информация. Особенно это актуально сегодня, когда история в интернете копируются и перепечатываются на новый «лад».
В последнее время в связи с событиями на Украине международный статус России подвергся критике. Без сильных субъектов РФ невозможно укрепление геополитического имиджа страны в целом. Поэтому важным является вопрос морализации внутри нашей страны и вне её границ, научиться правильно доносить до людей подлинную историю, чтобы избежать «Украинской весны» внутри нашей страны.
Слайд 5Словарь Уэбстера
«Американский словарь английского языка»
Siberia- region in Asia, in
Russia extending from the Urals to the Pacific.
Сибирь- регион в
Азии, в России, который простирается от Урала до Тихого океана.
Слайд 7Copenhagen University Library
На сайте библиотеки Копенгагенского университета по запросу слова
«Siberia» поиск выдаёт больше 15 тысяч результатов. Начиная с 1912
года и по сей день. Из которых более 3 тысяч книги, и более 7 тысяч журналов.
Слайд 9"Сибирское проклятие"
В годы советской России в Сибири мощными темпами развивалась
индустриализация на основе системы ГУЛАГ и рабского труда заключенных. Сейчас,
по мнению авторов, это стало настоящим проклятьем для России, так как тяжелые климатические условия ставят жизнь людей в невыносимые рамки. Какой выход предлагают авторы?- переселить население Сибири в западную часть, ближе к Европе и ее рынкам, что позволит добиться России экономического роста.
Слайд 10Отрицательный имидж Сибири
Отрицательный имидж Сибири создается на Западе вполне планомерно.
Ведь создав такой безрадостный образ, можно сделать следующий вывод. "Эти
русские" не способны распоряжаться теми колоссальными природными богатствами Сибири, которые им достались. А далее может последовать и логический вывод, сделанный, например, из подобных умозаключений бывшим американским госсекретарем Мадлен Олбрайт: "Сибирь слишком большая и богатая территория, чтобы ей могла распоряжаться только одна Россия".
Слайд 11Образ Сибири в сознание англоговорящих.
Для исследования концепта необходимо выявить, каким
образом он актуализируется в текстах зарубежных СМИ, и определить, какой
имидж Сибири транслируется.
Слайд 12Данные опроса интернет- ресурса http://www.discoversiberia.net/
В опросе принимали жители следующих стран:
Страны
Азии: Индия, Иран, Пакистан, Афганистан, Филиппины, Сингапур, Сирия, Саудовская Аравия
- 11 %;
Страны Северной Америки: Соединенные Штаты Америки, Канада, Мексика - 52 %;
Страны Южной Америки: Бразилия, Перу - 2 %;
Страны Африки: Гана, Нигерия, Марокко - 6 %;
Страны Европы: Великобритания, Англия, Германия, Испания, Ирландия, Босния и Герцеговина, Латвия, Македония, Мальта, Нидерланды, Румыния, Швейцария, Словакия, Эстония, Австрия - 26 %;
Страны Океании: Австралия, Новая Зеландия - 3 %.
Слайд 15На основе анализа данных анкеты и контент-анализа медиа-материалов можно выявить
следующий схематический образ Сибири в сознании англоговорящих:
Сибирь представляется как отдаленная,
пустынная местность в России, дикая и изолированная от внешнего мира.
Это огромная холодная территория, покрытая снегом.
Население здесь немногочисленно (преимущественно сибиряки и русские).
Здесь все еще действует главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ), поэтому Сибирь остается местом для ссыльных.
Несмотря на это, место славится красивой природой, богатой фауной и запасами нефти и газа.
Слайд 16США хотят присоединить к себе Сибирь
Американское издание «Weekly world news»
в 2012 г.опубликовало статью под названием «Сибирь станет частью США».
В ней утверждается, что сибирские сепаратисты мечтают присоединить свои регионы к Соединенным Штатам.
Слайд 18Цитата
«Уже сегодня жители Дальнего Востока вынуждены или уезжать или
свое будущее связывать с южным соседом. Китайский язык, а не
английский учат в школах Дальневосточного федерального округа. Экономика переориентирована и зависит от соседнего Китая. Постепенно и, по видимому, неминуемо российский Дальний Восток становится экономическим придатком Китая.
Для США в недалеком будущем Китай будет представлять серьезную конкурентную державу, наряду с ЕС. Китай же, опирающийся на ресурсы Сибири – непобедим.
В такой ситуации у США есть один выход, втягиваться в процесс развития российского Дальнего Востока и, таким образом, находить противовес новому конкуренту на тихоокеанских рубежах. США и Сибирь неминуемо сблизятся, такова геополитическая ситуация».
Кислан Леонид
Слайд 19Заключение
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. На Западе о Сибири превалируют
стереотипные представления, начиная от географического положения и заканчивая экономическим развитием.
Сформировавшийся образ Сибири, во многом связан и с потребительским, в чем - то даже колониальным отношением к региону со стороны Москвы. Запад пользуясь этим, пытается (и находит отклик в Западной Сибири) «рассорить» Сибирь и Россию. В русскоязычной сети идет проплаченная агитация отделения региона, поиск общего врага (Китай) в националистическое движение вклиниваются чужие идеи. Конечно есть англоязычные сайты, статьи, публикации которые не дискредитируют образ Сибири, но в нашем исследовании мы акцентировали внимание на отрицательный контент.