Слайд 1Иммануил Кант: его вклад в философию
Подготовила
Добровольская
Надежда
Слайд 2Немного из биографии…
Родился: 22 апреля 1724
Умер: 12 февраля 1804
Всю жизнь
прожил в Кёнигсберге
Слайд 3Окончил престижную гимназию «Фридрихс-коллегиум».
В 1740 поступил в Кёнигсбергский университет.
Предположительно на
факультет теологии.
Окончить не удалось, т.к. отец умер и ему пришлось
работать репетитором.
Слайд 4В 1755 году защитив докторскую степень Иммануил начинает преподавать в
Кёнигсбергском университете.
В 1796 году он прекратил лекционную деятельность, а
в 1801 оставил университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803 года.
Слайд 5«Докритический» период
«Всеобщая естественная теория и история неба» 1755
С окончания Кёнигсбергского
университета-1770
Слайд 6«Критический» период
1770-1804
1781-гносеология
1788-этика
1790-эстетика и телеология
Слайд 7«Критика практического разума» и кантианская этика
1788
Вторая из трех критических
работ Иммануила Канта непосредственное продолжение «Критики чистого разума» . Опубликовано в 1788 г. в Риге. На русский
язык переведено в 1879 г.
Вторая критика оказала решающее влияние на последующее развитие в области этики и моральной философии, начиная с учения Иоганна Готлиба Фихте о науке и становясь в XX веке главным ориентиром для деонтологической моральной философии.
Слайд 8Понятие «практического разума» и цель новой «Критики»
Практический разум- определяет
правила поведения людей в тех или иных конкретных ситуациях, общую
стратегию их поступков.
Изучает способность человеческого разума к моральному действию
Цель практического разума показать волю в действии, направленном на контакт с реальностью
Цель новой критики:доказать, что есть чистый практический разум — не смешанный с импульсами, инстинктами, чувственным опытом
Слайд 9Моральный закон как категорический императив
Практический разум самодостаточный и направляет
волю.
Моральные принципы имеют силу для всех без изъятия в качестве
универсальной ценности
«Максима есть субъективный принцип воления», относящийся к отдельным индивидам, а не ко всем вместе
Императивы, напротив, — объективные практические принципы, значимые для всех
Гипотетический императив определяет волю при условии наличия определенных целей
Категорический императив детерминирует волю не в видах определенной желаемой цели, а просто волю как таковую независимо от эффектов.
Слайд 10Сущность категорического императива
Суть категорического императива не в предписании того,
что именно я должен хотеть, а как я должен хотеть,
не что делается, а как оно делается.
Слайд 11Формулы категорического императива
«Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда
могла стать принципом всеобщего законодательства»
«Поступай так, чтобы ты всегда относился
к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»
«Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом»
Слайд 12Свобода как условие и основание морального закона
Свобода — качество
воли самоопределяться посредством только чистой формой закона, не спрашивая о
его содержании
Слайд 13Принцип автономии морали и его смысл
Автономия состоит в том
, что воля сама предписывает себе закон.
Материя никогда не
может быть мотивом или определяющим условием волевого действия. В противном случае из максимы нельзя сконструировать закон по причине ее ненадежности.
Слайд 14«Ригоризм» и кантианский гимн долгу
Ригори́зм (фр. rigorisme от лат. rigor
— твердость, строгость) — строгость проведения какого-либо принципа (нормы) в
поведении и мысли. Ригоризм исключает компромиссы и не учитывает другие принципы, отличные от исходного
Моральный закон, исключая влияние любого отклонения воли, это закон святости, который для конечного существа — долг и уважение.
Слайд 15Постулаты практического разума и примат его над чистым разумом
Свобода
Существование
Бога
Бессмертие души
Интеллигибельный и ноуменальный мир, которого избегал чистый разум (в
коем он присутствовал лишь в качестве идей разума), оказывается, достижим практическим путем.
Слайд 16«Критика способности суждения»
1790
Третья критика Канта, трактат, посвящённый эстетике и телеологии. Датируется 1790-м годом.
В центре внимания книги — понятие целесообразности. Субъективная целесообразность, согласно Канту,
присутствует в эстетической способности суждения, объективная — в телеологической.
Слайд 17Положение третьей «Критики» по отношению к двум предыдущим
«Критика чистого
разума» - сфера феноменов(реальное или возможное)
«Критика практического разума» - сфера
ноуменов(сверхчувственное )
В «Критике способности суждения» философ поставил задачу опосредовать эти два мира.
Слайд 18Способность суждения определяющая и способность суждения рефлектирующая
Определяющие способности суждения
– это способности обнаруживать частное в общем, когда оба проявлены
Рефлективные способности суждения – дано только частное, всеобщее же следует найти
Слайд 19Эстетическая способность суждения
Прекрасное это то, что нравится по вкусовому
суждению:
Предмет бескорыстного наслаждения
Предмет всеобщего вкуса
Форма целесообразности без цели
Познается без
средства понятия
Основание эстетической способности суждения - Свободная игра и гармония наших духовных способностей, фантазии и интеллекта
Слайд 20Понятие возвышенного
Возвышенное нравится само по себе, предполагая все же
и рефлексию, может быть и бесформенное, и безграничное.
Возвышенное – это
негативное наслаждение.
Возвышенное не в вещах, а — в сути человеческой.
Возвышенное будучи несоразмерно выше всего чувственного, оно взывает к нашему духу.
Слайд 21Телеологическая способность суждения и выводы из «Критики способности суждения»
В
рамках телеологического суждения вещи и их структура могут рассматриваться как реальные цели
природы, то есть так, что их внутренняя возможность предполагает объективную цель
Реализация моральной человеческой цели входит в структуру целеполагания природы.
Человек не только цель природы, как и другие организованные существа, но и ее самая последняя цель, без него мать-земля стала бы бесплодной пустыней.
Слайд 22I WANT TO STOP
PHILOSOPHIZING
BUT I KANT