Разделы презентаций


Импрессионистический идеал и художественный метод

Содержание

Импрессионизм — художественное направление, возникшее во Франции в последней трети XIX в. На выставке «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, гравёров и литографов», устроенной в парижском фотоателье в 1874 г., была представлена

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Импрессионистический идеал и художественный метод

Импрессионистический идеал и художественный метод

Слайд 2
Импрессионизм — художественное направление, возникшее во Франции в последней трети

XIX в. На выставке «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, гравёров

и литографов», устроенной в парижском фотоателье в 1874 г., была представлена картина Клода Моне «Впечатление.
Восход солнца» (1872 г.) — вид гавани, окутанной розовым туманом, сквозь пелену которого проступает утреннее солнце.
С лёгкой руки критика газеты «Шаривари» слово «впечатление» {франц. impression) дало название творчеству участвовавших в выставке художников.
Выставка импрессионистов была первым коллективным вызовом официальному академическому искусству, Салону, критике и консервативно настроенной публике.

Импрессионизм — художественное направление, возникшее во Франции в последней трети XIX в. На выставке «Анонимного общества художников,

Слайд 4Клод Оскар Моне (1840—1926), Камиль Писсарро (1830—1903), Пьер Огюст Ренуар

(1841 — 1919), Альфред Сислей (1839—1899), Эдгар Дега (1834—1917) и

некоторые другие художники были хорошо известны парижской публике: уже около пятнадцати лет они демонстрировали своё искусство.
В 1863 г. в «Салоне Отверженных» вместе с Эдуардом Мане выставлялся Писсарро.
Через десять лет на второй выставке «Отверженных» были представлены работы Ренуара, а полотна Моне, Писсарро и Сислея показывал в том же году торговец картинами Поль Дюран-Рюэль. 
Современники назвали этих художников «бунтовщиками», а жюри Салона постоянно отвергало их произведения.
Клод Оскар Моне (1840—1926), Камиль Писсарро (1830—1903), Пьер Огюст Ренуар (1841 — 1919), Альфред Сислей (1839—1899), Эдгар

Слайд 5Знакомство будущих импрессионистов состоялось в конце 60-х — начале 70-х

гг. во время занятий в частных художественных мастерских и посещений

кафе Гербуа в районе Батиньоль.
Появилась «батиньольская группа», объединившая художников, писателей, критиков и любителей искусства.
Главой их считался Эдуард Мане.
За столиками кафе в спорах о творчестве, новом художественном видении мира и принципах живописи рождалось движение импрессионистов.
Знакомство будущих импрессионистов состоялось в конце 60-х — начале 70-х гг. во время занятий в частных художественных

Слайд 6Э.Мане

Э.Мане

Слайд 7ПОЭЗИЯ МГНОВЕНИЯ
Такая поэзия проходит красной нитью на протяжении многих

веков от О.Хайяма (XI в.):
 

Пред пьяным соловьем, влетевшим в сад,
Сверкал средь роз смеющихся смеющийся бокал,
И подлетев ко мне, певец любви на тайном
Наречии: "Лови мгновение!" сказал.
 
до Гёте (нач. XIX в.) вложившего в уста Фауста известный афоризм:
  "Остановись, мгновенье!
Не улетай - ты так прекрасно".
 
и Сезанна (конец XIX в.): "Мгновенье уходит и не повторяется. Правдиво передать его в живописи! И ради этого забыть обо всем" (Перрюшо А. Жизнь Сезанна. М., 1991. С. 229).

Клод Моне. Сорока. 1868 — 1869.

ПОЭЗИЯ МГНОВЕНИЯ Такая поэзия проходит красной нитью на протяжении многих веков от О.Хайяма (XI в.): 

Слайд 8Берта Моризо «Летний день»
(1879)

Берта Моризо «Летний день» (1879)

Слайд 9 Сезанн «Натюрморт с драпировкой», 1889 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Сезанн «Натюрморт с драпировкой», 1889 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 10"Искусство в состоянии запечатлевать даже мгновенное. В живописи это замедление

мимолетного, с одной стороны, обнаруживается... в сосредоточенности мгновенной живости известных

сцен, с другой стороны, магия их созерцания обусловлена их изменчивой мгновенной окраской.
"Поверхностный" характер мимолетного впечатления не дает, однако, права забывать, что мимолетное впечатление - как правило, первое, а первое впечатление, обычно бывает самым сильным. На этом основана выразительность мгновения, так эффектно переданная, например, немецким художником Падуа в его картине "В кафе".
 


Слайд 11 I. Содержательные нормативы импрессионистического идеала.
1) мимолетные впечатления повседневной жизни

(бытовой жанр, портрет, ню, пейзаж и натюрморт) в качестве основного

сюжета художественных произведений.

Это предполагает не только отказ от мифологических, библейских и исторических сюжетов, но и значительное сужение круга тех тем современной жизни, которые интересовали реалистов; например, исключение из сюжетов темы войны и труда. Такое ограничение объясняется именно концентрацией внимания только на источнике мимолетных впечатлений. Поэтому то, что является источником устойчивых и глубоких впечатлений, должно быть исключено

Зонтики" 1881-1886

I. Содержательные нормативы импрессионистического идеала.  1) мимолетные впечатления повседневной жизни (бытовой жанр, портрет, ню, пейзаж

Слайд 12РЕНУАР
"Нагая женщина, сидящая
на кушетке" 1876

РЕНУАР

Слайд 142) культ движения, но не в его непрерывном (барокко и

романтизм), а в дискретном развертывании.
"Импрессионисты считали главною... целью передачу

непосредственных... впечатлений; они первые поэтому стали воспроизводить оттенки выражения и движения, имевшего у прежних художников совершенно застывший вид.
Изображая проезжающую коляску, они передавали сверкание спиц, а не вид колес в покое - и точно так же, изображая человеческие фигуры, они представляли расплывающиеся контуры, для передачи движения и большей жизненности" (Мутер Р. История живописи в XIX в. Т.2. С.448-449);
2) культ движения, но не в его непрерывном (барокко и романтизм), а в дискретном развертывании.

Слайд 17Гюстав Кайботт. На мосту Европы.

Гюстав Кайботт. На мосту Европы.

Слайд 183) отказ от закономерного и фиксация внимания на случайном.
Это

значит, что внимание художника концентрируется не на закономерном, а на

случайном (уникальном, неповторимом) стечении обстоятельств; например, наблюдение предмета в необычном ракурсе на неожиданном фоне при незнакомом освещении;
3) отказ от закономерного и фиксация внимания на случайном. Это значит, что внимание художника концентрируется не на

Слайд 19Эуард Мане. Семья Моне в саду. 1874.

Эуард Мане. Семья Моне в саду. 1874.

Слайд 20Однажды Эдуард Мане и Пьер-Огюст Ренуар встретились в саду у

Клода Моне в Аржантейе и практически одновременно написали картины, запечатлев

одну и ту же сцену.
На полотнах изображена семья Клода Моне: его жена Камилла и сын Жан.
На картине Мане также изображен Клод Моне.

Пьер-Огюст Ренуар. Мадам Моне в саду. 1874.

Однажды Эдуард Мане и Пьер-Огюст Ренуар встретились в саду у Клода Моне в Аржантейе и практически одновременно

Слайд 21 4) взаимодействие предмета с окружающей его световоздушной средой; в

частности, вибрация света в виде игры световых бликов.
Таким образом,

интерес художника привлекается к "мимолетным" эффектам света" (Мутер).;

Мэри Кассат Лето

4) взаимодействие предмета с окружающей его световоздушной средой; в частности, вибрация света в виде игры световых

Слайд 23 5) игра цветных рефлексов (вибрация цвета).
Здесь от художника

требуется такое же внимание к мимолетным эффектам цвета.
Клод Моне

"Руанский собор в солнечном свете". 1894 г.
5) игра цветных рефлексов (вибрация цвета). Здесь от художника требуется такое же внимание к мимолетным эффектам

Слайд 24Целью импрессиониста должно быть не натуралистическое изображение соответствующих оптических явлений,

а выражение и передача зрителю своего эмоционального отношения к ним

(Любопытно, что даже Сезанн не понимал этого различия, когда он описывал задачу импрессионизма вышеупомянутым образом: "Мгновение уходит и не повторяется. Правдиво передать его в жизни. И ради этого забыть обо всём"). Поэтому увлечение художника игрой света и цвета вовсе не является ни натурализмом ни формализмом, если ему есть что сказать в эмоциональном отношении, т.е. если он сам был "захвачен" этими явлениями

СЕЗАНН Поль. Вилла на берегу реки).

Целью импрессиониста должно быть не натуралистическое изображение соответствующих оптических явлений, а выражение и передача зрителю своего эмоционального

Слайд 26
Стало быть, действительное содержание импрессионистического произведения составляют не мимолетные световые

и цветовые эффекты сами по себе, а те переживания, которые

они вызвали в душе художника.
Очевидно, что нормативы (4) и (5) требуют от художника обязательной работы не в мастерской, а на открытом воздухе ("на пленере"), ибо мимолетные эффекты света и цвета и связанные с ними мимолетные эмоции невозможно достаточно выразительно передать по воспоминаниям.

Поль Сезанн. Фруктовый сад в Понтуазе

Стало быть, действительное содержание импрессионистического произведения составляют не мимолетные световые и цветовые эффекты сами по себе, а

Слайд 27Альфред Сислей. Насосная станция в Марли.

Альфред Сислей. Насосная станция в Марли.

Слайд 28Альфред Сислей - Foggy Morning, 1874.

Альфред Сислей - Foggy Morning, 1874.

Слайд 29II. Формальные нормативы импрессионистического идеала.
Мимолетный характер элементов:

1) отказ от рисунка и моделировки

предмета с помощью светотени: "краски... настолько поглотили рисунок, что даже линии ожили и стали элементом живописи" (Мутер Р. История живописи в XIX в. Т.2. С.449);

Альфред Сислей. Половодье в Пор-Марли.

II. Формальные нормативы импрессионистического идеала.  Мимолетный характер элементов:      1) отказ от

Слайд 30Альфред Сислей. Море-сюр-Луэн.

Альфред Сислей. Море-сюр-Луэн.

Слайд 31 2) "растворение" предмета в световоздушной среде (диффузность изображения) (Тенденция

к такому "растворению" восходит, с одной стороны, к рококо /Фрагонар/,

а, с другой, к романтизму /Тернер/);

Клод Моне. Водные лилии. Гармония в зеленом.

2)

Слайд 32Клод Моне "Сад Моне в Живерни". 1895 г.

Клод Моне

Слайд 33
3) высветление колорита (согласно формуле "впустите солнце")(Слова главного персонажа в

романе Золя "Творчество") - "импрессионизм освободил колорит от ига музейных

картин и создал новое понимание красок, соответствующее новому содержанию" (Мутер Р. История живописи в XIX в. Т.3. С.1);


.К.Писсарро. "Оперный проезд в Париже". 1898.

3) высветление колорита (согласно формуле

Слайд 34На берегу моря. 1910
Коровин Константин Алексеевич

На берегу моря. 1910Коровин Константин Алексеевич

Слайд 354) переход от смешения красок на палитре или на картоне

к смешению цветов в глазу зрителя (оптическое смешение цветов).
Это

предполагает использование чистых цветов спектра и раздельного мазка (пуантилизм, или дивизионизм) (Этот норматив теоретически наиболее обстоятельно разработан Синьяком в статье "От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму" [1899] /Жорж Сёра, Поль Синьяк. М., 1976. С.176-177/).

ПОЛЬ СИНЬЯК. Папский дворец в Авиньоне.

4) переход от смешения красок на палитре или на картоне к смешению цветов в глазу зрителя (оптическое

Слайд 37 Мимолетный характер структуры:

1) "случайный" (импровизационный) характер композиции, её неправильность (отсутствие выделенного центра)

и асимметрия.
Это представляет прямую противоположность обычно тщательно продуманной композиции реалистов и особенно символистов (не говоря уже о ренессансистах и классицистах);

Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галлет, 1876.

Мимолетный характер структуры:      1)

Слайд 382) птичья или лягушачья перспектива. Мимолетные впечатления часто требуют необычной

перспективы. Примером первой может служить "Балансирующая танцовщица" Дега, а второй

- его же "Музыканты в оркестре";

2) птичья или лягушачья перспектива. Мимолетные впечатления часто требуют необычной перспективы. Примером первой может служить

Слайд 40 3) воздушная перспектива без линейной. Основы такой перспективы были

заложены ещё в традициях китайской пейзажной живописи;

3) воздушная перспектива без линейной. Основы такой перспективы были заложены ещё в традициях китайской пейзажной живописи;

Слайд 41 4) "туманность" композиции предполагает недосказанность и намёк, а последние

создают почву для разного рода ассоциаций.
. "Туманность" композиции подчеркивает

мимолетность происходящего, вследствие чего художник как бы не успевает получить информацию о некоторых деталях и сообщить о них зрителю.
Например в картине Ренуара "В ложе" образ дамы разработан достаточно детально, тогда как образ её спутника остается приглушенным, так сказать, «в тени» /Чемберлен. Вся Япония. СПб., 1915. С.145/).

Ренуар"В ложе"

4)

Слайд 43 III. Импрессионистическая гармония художественного образа - сочетание контраста мимолетных

элементов с равновесием мимолетной композиции. С простейшей формой такого контраста

мы встречаемся, например, в картине Ренуара "Качели".
Здесь противопоставление светлой фигуры женщины, обращенной лицом к зрителю, и темной фигуры мужчины, повернутой к зрителю спиной, сразу бросается в глаза.
Обращает на себя внимание дорожка бликов справа, прекрасно уравновешивающая ствол дерева с дополнительными фигурами слева,
III. Импрессионистическая гармония художественного образа - сочетание контраста мимолетных элементов с равновесием мимолетной композиции. С простейшей

Слайд 44"Бале в Мулен де ла Галетт
при более внимательном разглядывании обнаруживается

противопоставление двух групп персонажей - танцующих (на дальнем плане слева)

и беседующих (на переднем справа). Его кажущаяся незаметность объясняется тем, что оно искусно сбалансировано тонкой вибрацией света и цвета, благодаря чему достигается тектоническое равновесие композиции в целом

Слайд 45 С ещё более сложной формой контраста мы имеем дело

в "Балансирующей танщовщице" Дега.
Тут противопоставление осуществляется сразу по четырем

направлениям: вертикальное - горизонтальное; холодное - теплое; движущееся - покоящееся; заполненное - пустое. Благодаря диагональному характеру композиции и противопоставлению заполненного пространства пустому в картине достигается атектоническое равновесие, не только сохраняющее, но и подчеркивающее присущий её "мимолетной" структуре чарующий динамизм.
С ещё более сложной формой контраста мы имеем дело в

Слайд 46Бал в Мулен де ла Галетт. 1876. Музей д'Орсе, Париж.
С

точки зрения такого идеала импрессионизма прекрасно то, что мимолетно, что

пронизано вибрацией света и цвета и потому, вообще говоря, расплывчато, неясно, неопределенно.
Бал в Мулен де ла Галетт. 1876. Музей д'Орсе, Париж.С точки зрения такого идеала импрессионизма прекрасно то,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика