Слайд 1Импрессионизм в скульптуре.
Франсуа́ Огю́ст Рене́ Роде́н
(12 ноября 1840 —
17 ноября 1917).
Подготовила: Лябахова Юлия Андреевна,
преподаватель истории искусств
Слайд 2Франсуа Огюст Рене Роден — знаменитый французский скульптор, один из
основоположников импрессионизма в скульптуре.
Огюст Роден родился в Париже. Учился в
парижской Школе рисования и математики, поступив туда вопреки желанию отца, и у Антуана Бари в Музее естественной истории. В 1864 первая работа Родена — «Человек со сломанным носом» — была отклонена на парижском Салоне, так как бросила вызов академическим канонам красоты. Роден также не был принят в Школу изящных искусств, и с 1864 по 1870 годы работал в мастерской А.Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, зарабатывая созданием декоративной скульптуры.
Слайд 4«Иоанн Креститель» 1878
Первым признанием таланта Родена стала покупка государством двух
его статуй — «Иоанн Креститель» (1878) и «Шагающий» (1877). Ему
было поручено создание скульптурного портала. Работе над «Вратами ада» (начата в 1888) Роден посвятил всю оставшуюся жизнь, черпая вдохновение в «Божественной комедии» Данте.
Слайд 5«Шагающий» 1878
В этих работах появляется идея «воплощения движения в камне».
Натурщиком для них стал безвестный итальянский крестьянин, который предложил скульптору
свои услуги после возвращения последнего из Италии.
Слайд 6«Бронзовый век»,1876
Первая значительная работа. Задачей скульптора была не пропорциональность и
красота, а изображение движения.
Поза юноши находится в переходном состоянии,
это почти случайное мгновение в жизни.
Когда весной 1877 года работа была показана в парижском Салоне, на официальной регулярной художественной выставке, она вызвала настоящий скандал. Современники Родена, приверженцы академизма, были настолько поражены реалистичностью скульптуры, что обвиняли художника в мошенничестве, говорили, что он сделал слепки с живого натурщика (тем более что статуя была выполнена в человеческий рост, а в качестве материала был использован гипс).
Слайд 7«Врата ада»
Врата ада Сейчас речь пойдет о самой известной и
значимой композиции Огюста Родена. Этому шедевру он посвятил всю жизнь.
«Врата ада» впоследствии вылились в основную массу статуй, автором которых является Роден. Скульптуры с названиями «Поцелуй», «Мыслитель» и многие другие когда-то были лишь зарисовками в процессе создания шедевра
Слайд 9«Врата ада» Фрагменты
Композиция была заказана как оформление для входных дверей
парижского музея декоративных искусств.
Слайд 10Семиметровые «Врата» вмещают 186 фигур, изначально их должны были обрамлять
статуи первых грешников – Адама и Евы, но чуть позже
Роден отказался от этой идеи. Впрочем, фигура Адама стала основой для композиции, которая венчает портал – «Трех теней». А под ней – бездонная пропасть, поглощающая души грешников…
Слайд 14«Мыслитель» 1880-82
По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт». Следуя традициям
классической скульптуры Микеланджело, Роден наделил своего героя физической мощью, однако
исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов.
Впервые «Мыслитель» был публично выставлен в 1888 году в Копенгагене. В 1902 году была отлита в бронзе увеличенная до 181 см скульптура, которую в 1904 году Роден выставил в парижском Салоне. В 1906 году бронзовый «Мыслитель» был установлен в Пантеоне. При этом Роден, выступавший на открытии, заявил, что «Мыслитель» является памятником французским рабочим. В 1922 году эту бронзу перенесли в музей Родена в Отель Бирон.
Слайд 16«Вечная весна», 1900
Композиции «Поцелуй» и «Весна» – возвышенные и поэтичные
и одновременно очень чувственные, телесные изображения любви.
Слайд 19Во время столетней войны английский король осадил город Кале. Жители,
отказавшись сдаваться, заперли ворота и приготовились к длительной блокаде. Осада
продлилась более года. Запасы провианта заканчивались, и население Кале вынуждено было сдаться. Английский монарх Эдуард III предъявил следующие условия, на которых он примет капитуляцию. Ему должны были выдать шесть богатых и именитых горожан, чтобы он их казнил. Но жребий не понадобился. Первым вышел Юсташ де Сен Пьер, богатейший банкир в городе. Он решил принести себя в жертву ради спасения любимого города. За ним вышли еще пятеро знатных горожан. Пораженная таким самопожертвованием, жена английского короля упросила мужа помиловать их. Эта шестерка не была казнена.
Таким образом, скульптуры Родена символизируют то, что героизм скрывается в каждом из нас. Нужно только создать определенные условия для его проявления.
Слайд 20Если попытаться проанализировать эти статуи, можно прийти к неоднозначным выводам.
Новаторство художника выразилось в первую очередь в отсутствии постамента. Огюст
Роден настаивал на положении фигур на уровне прохожих, кроме этого, важной была оговорка по поводу их величины. Они планировались в человеческий рост.
Слайд 21В 1898 общество, заказавшее Родену статую Бальзака, отказалось от его
услуг, мотивируя это тем, что в представленном этюде нет портретного
сходства с писателем.
Памятник Бальзаку
Слайд 22Личная жизнь
Личная жизнь скульптора была не менее насыщена, чем его
творческая деятельность. В 1885 Роден взял помощницей в мастерскую 19-летнюю
Камиллу Клодель. Девушка оказалась не только талантливой ученицей, но и вскоре стала возлюбленной Родена, несмотря на значительную разницу в возрасте. При этом Роден не разрывал отношения со своей спутницей жизни Роз Бёрес, которая была рядом с ним в трудные годы, когда они бедствовали в Бельгии, и растила их сына.
Слайд 23«Данаида» 1885
Работа «Данаида» – это очень красивая скульптура Родена. Красивое
тело дочери царя Даная рождается из глыбы, будто бы на
свет появляется прекрасный цветок в поле. Эту работу автор создавал для своей возлюбленной дамы, которая также была скульптором и смогла по достоинству оценить работу. Данаида была создана в 1885 году из белого, чистого камня, словно, олицетворяя начало новой жизни.
Слайд 24Помимо радостной темы любви, здесь порой звучат и тревожные и
даже скорбные ноты, предвестники неизбежной разлуки «Любовь убегает!», «Скорбь», «Данаида»,
«Плачущая» 1890, «Отчаявшийся мужчина» 1885, «Скорбящая!», «Прощание», «Меланхолия» и другие. Может быть, Роден уже предчувствовал разрыв с Камиллой, произошедший около 1897 года.
Слайд 25Джордж Бернард Шоу, 1906
В 1900-х годах Роден стал регулярно получать
заказы на портреты богачей и знаменитостей своего времени. Среди его
клиентов были Бернард Шоу, Густав Малер, Жорж Клемансо, президент Аргентины Доминго Фаустино Сармьенто, химик Марселен Бертло, филантроп Берта Палмер.
Жорж Клемансо
1913
Слайд 26«Девушка в шляпке с цветками», 1870
Роза была верной спутницей великого
скульптора в течение пятидесяти трех лет.
Страх одиночества заставил тяжело больного
75-летнего Родена приехать к Розе навсегда в Медон. Вскоре он перенес удар, его правая рука почти отнялась. Чуть придя в себя, Роден составил завещание: 1000 франков в год - сыну , а все имущество - Розе. Свои скульптуры Роден завещал Франции.
Роза не могла по закону обладать наследством Родена, поскольку не являлась его официальной женой. И тогда Огюст и Роза обвенчались ( 29 января 1917 года). Через две недели после свадьбы Роза скончалась от воспаления легких. А через девять месяцев ушел из жизни и Огюст Роден .
Слайд 27«Миньон. Портрет Роуз Бюре», 1868
Слайд 28Наследие
На сегодняшний день официально существуют три музея в мире, посвященные
творчеству этого художника. Выставляются скульптуры Родена в Париже, Филадельфии и
Мёдоне, где находится могила и бывшая вилла мастера.
Огюст Роден при жизни позволял снимать копии со своих творений для коммерческих целей. Так, в литейных мастерских официально было произведено более полутысячи дубликатов скульптур «Вечный идол» и «Поцелуй». Благодаря такой политике великого мастера, его шедевры в виде копий находятся в самых именитых музеях мира. Их можно найти среди экспонатов в Эрмитаже (Санкт-Петербург), музее имени Пушкина (Москва), Национальной галерее искусств (Вашингтон), Метрополитене (Нью-Йорк), музее Копенгагена и других заведениях. Однако в 1956 году во Франции официально был принят закон, который запрещает считать подлинными все уже сделанные копии, начиная с тринадцатой. Юридически же с этого времени позволялось снимать с каждого творения Огюста Родена только двенадцать копий. Но поскольку все права после смерти художника перешли его французскому музею, то права наследников это решение не затрагивает.
Слайд 29Музей Родена в Париже (бывший особняк Отель Бирон)