Слайд 1Имя прилагательное как часть речи
Слайд 2Цель
Знать:
Морфологические признаки прилагательного
Синтаксическую функцию его в предложении
Роли прилагательного
в тексте
Уметь:
Употреблять прилагательные в речи
Определять морфологические признаки прилагательного
Синтаксическую роль в
предложении
Расширить:
Сведения о функции прилагательного в предложении
Слайд 3Работа с текстом. Прочитайте текст, устно ответьте на вопросы
К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся
пестрая – белая с черным, а на голове черная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .
Летит … , несет в клюве сосновую шишку.
Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие.
Слайд 4Работа с текстом
О какой птице идет речь?
Как вы это определили?
Какие
средства языка помогли вам узнать …, хотя название птицы ни
разу не упомянуто в тексте?
К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано такое точное и выразительное описание птицы?
Слайд 5Понаблюдаем вместе
Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Янссон «В
счастливой долине муми-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собрались играть в
пуговицы.
«Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов.
- Одной пуговицы хватит!
- Пожалуйста! – обрадовался Шнырек. – Какую лучше? Костяную, плюшевую, деревянную, стеклянную, металлическую, перламутровую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или…
- Можно обыкновенную брючную пуговицу, - сказал Юксаре.
Слайд 6Понаблюдаем вместе
С каких сторон охарактеризованы пуговицы с помощью прилагательных? Сосчитайте,
сколько прилагательных.
Что вы знаете об этой части речи:
что означает, на
какие вопросы отвечает?
как подчёркивается в предложении, как изменяется?
Слайд 7Отгадайте загадки
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый,
бархатный.
Золотое решето черных домиков полно: сколько
черненьких домов – столько беленьких жильцов.
Слайд 8Поэтическая пятиминутка
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых
ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной
тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Осыпает ветви новым серебром.
С.Есенин
Слайд 9Поэтическая пятиминутка
Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку?
Как называется такое
средство выразительности речи?
Разберите по составу прилагательное грустная. Подберите к нему
синонимы, а затем антонимы.
Выпишите из текста все словосочетания «прилагательное + существительное». Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?
Слайд 10Игра «Составь слово»
Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.
Взять приставку от
слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь.
Добавить подлежащее
предложения Страх овладел им.
Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные.
Получилось слово … Запиши его, разбери по составу.
Слайд 11Суффиксы имен прилагательных
Запиши и запомни
Слайд 12Задания по учебнику
Внимательно прочитай правила
на стр. 85, 86, 89
и выучи то, что не знал.
Выполни упражнение 578 с графическими
обозначениями в тетради.
Прочитай параграф 105, разбери по образцу
любое прилагательное из
Стихотворения С.А. Есенина «Берёза»
(см. слайд 8)
Слайд 13Молодец! 5+
Домашнее задание
повторить правила стр. 85, стр. 86,
стр.
89,
выполнить упр. 583 (+ разбор 3)