Слайд 2План лекции
Индивид между «Мы» и «Они» (Влияние сообществ «Мы» и
«Они» на индивида)
Феномен отчужденности
Слайд 31. Индивид между «Мы» и «Они»
Индивид – есть
общественное существо…
Карл Маркс
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого
общения.
Антуан де Сент-Экзюпери
Слайд 4Формирование микросоциологии
В 30-е гг. ХХ века возникает особый уровень социологических
исследований – микросоциология (социометрия). На этом уровне изучают социально-психологические взаимоотношения
индивидов в малых группах. Одним из основоположников направления был Джекоб Морено (1892-1974).
Слайд 5Формирование микросоциологии
По мнению Д.Морено переход к данному уровню означал, «…отход
от социальной вселенной к её атомарной структуре».
Д. Морено отмечал, что
«социометрия изучает индивидуумов именно в тот момент, когда они спокойно вступают во взаимные отношения, ведущие к образованию группы».
Слайд 6Формирование микросоциологии
Причиной общественных изменений являются взаимоотношения индивидов.
Понятия «теле», «социогравитационный
фактор».
«Теле» - простейшие единицы чувства, излучаемые человеком и направленные от
индивида к индивиду.
Излучение «теле» со знаком плюс вызывает симпатию.
Слайд 7Формирование микросоциологии
Излучение «теле» со знаком минус – антипатию.
Необходимо учитывать
существование микро- и макроструктур в обществе и группе.
Микростуктура – совокупность
психических отношений. Макроструктура – пространственное взаимоотношение людей.
Слайд 8Альфред Шютц (Schutz, Alfred)
(1899-1959)
С точки зрения любого индивида всех
других людей можно представить в виде континуума.
Расположение индивидов на определённой
дистанции.
В этом ряду располагаются современники, предки и потомки.
Слайд 9
Шютц, Альфред (1899-1959) - американский социолог австрийского происхождения, последователь Э.Гуссерля,
один из основоположников социальной феноменологии и феноменологической социологии. Щютц с
1939 г. в эмиграции, с 1953 г. - профессор социологии Нью-Йоркской Новой школы социальных исследований. Первая и главная книга Щютца "Смысловое строение социального мира. Введение в понимающую социологию" (Вена, 1932 г.) явилась попыткой создания нового теоретико-методологического основания социальных наук.т
Слайд 10Альфред Шютц (Schutz, Alfred)
(1899-1959)
Внимание к части социальной жизни, называемой
жизненный мир или мир повседневности.
Это интерсубъективный мир.
Внутри понятия «жизненный
мир» - интимные отношения лицом к лицу («мы-отношения») и сдержанные безличные отношения («они-отношения»).
Слайд 11Категории «Мы» и «Они»
«Мы» - группа, к которой я принадлежу.
Является моим естественным окружением.
«Они» - группа, к которой я не
принадлежу. Представление о данной группе является поверхностным.
Существует противостояние между данными категориями.
Слайд 12Категории «Мы» и «Они»
Б.Ф. Поршнев «Социальная психология и история»
Первоначальное осознание
общности «Они».
Ощущение, что есть «Они», рождает желание самоопределиться.
Слайд 13Категория «Мы»
Это универсальная психологическая форма самосознания всякой общности.
«Мы» всегда предполагает
противопоставление каким-либо «Они».
Существует через определённую персонификацию.
Слайд 14Материальные носители «Мы»:
Вождь
Мифологический герой
Монарх
Жрец
Партия
Таким образом, «Мы» существует, если
есть выразители.
Слайд 15Средства поддержания общности «Мы»:
Обожествление
Изваяния
Пропаганда
Магия ритуализации
Элементы внешности
Музыка, песни
Язык
Слайд 16Значение категорий
«Мы» и «Они»
Необходимы в процессе социализации.
Это четкая линия
в воспитании.
«Мы» формируется путём уподобления людей, через подражание, заражение.
«Они» -
путём запрета чему-либо подражать.
«Мы» способствует развитию общности, усиливает её.
Слайд 17Категория «Они»
Существуют мнимые «Они» (вымышленные).
Восприятие «Они» через стереотипы.
Социальный стереотип –
схематизированный образ или представление о социальном объекте.
Слайд 18Способы формирования стереотипов:
Заражение (спонтанный процесс, передача эмоционального заряда).
Убеждение (апелляция к
рационально-логическому мышлению).
Внушение (целенаправленное воздействие на уровне подсознания).
Слайд 19Понятие «настроение»
Люди, охваченные однородным настроением и выражающие его совместно, составляют
общность.
Настроение находит своё выражение в виде эмоций, сдвигов сознания.
Настроения могут
варьироваться от аффективных форм до общественного мнения.
Слайд 20Понятие «настроение»
Они могут быть мимолетными и устойчивыми.
Позитивные настроения: солидарность, героизм,
патриотизм и др.
Негативные настроения: недовольство, страх, усталость, возмущение, гнев.
Настроения поддаются
воздействию.
Слайд 21Понятие «настроение»
Для общности «Мы» характерна симпатия.
По отношению к «Они» люди
испытывают враждебность, агрессивность, подозрительность, что является причиной и следствием предубеждений.
Слайд 22Проявления предубеждений
Непринятие достоинств врага.
Преувеличение мнимых и реальных пороков других людей.
Существование
двойных стандартов.
Ксенофобия (от греч. Xenos – чужой и phobos –
страх) - ненависть ко всему «чужому», навязчивый страх перед иностранцами, неприязненное отношение к ним.
Слайд 23Проявления предубеждений
Норберт Элиас (1897 – 1990) объяснял происхождение предубеждений через
теорию признанных и посторонних.
Грегори Бейтсон назвал цепь враждебных действий и
реакций схизмогенезисом.
Типы схизмогенезиса: симметричный и взаимодополняющий (комплиментарный).
Слайд 242. Феномен отчуждённости.
«Чужаки» не предполагают противопоставления и разделения.
Категория «чужие» распространяется
на людей, которые живут рядом и чем-то похожи на нас.
Эта категория не относится ни к «нам», ни к «ним», что становится причиной беспокойства.
Слайд 25Примеры «чужих»:
«Неофит» - недавно обращенный в нашу веру.
«Нувориш» - вчерашний
бедняк, которому повезло и он присоединился к богатым.
«Выскочка».
Таким
образом, эти понятия обозначают людей, которые сменили свой статус. Им нельзя доверять.
Слайд 26Реакции на чужаков:
Отправить чужаков обратно.
Геноцид.
Разделение: территориальное, духовное.
Разделение по внешнему виду.
Слайд 27«Мир универсальной отчужденности»
Избавиться от чужаков каким-либо способом не возможно.
Всё социальное
пространство – это мир универсальной отчуждённости.
Общественное невнимание как прием, который
позволяет жить среди чужаков.
Слайд 28Проявления общественного невнимания:
Избегание контактов с другими людьми.
Безразличие к другим (в
условиях большого города)
Духовное, моральное, умственное отделение от других людей.
Слайд 29Последствия универсальной отчуждённости:
Положительное последствие – свобода от постоянного надзора.
Негативное последствие
– холодное безразличие, утрата этического аспекта человеческих отношений.
Слайд 30Основные понятия
Категории «Мы» и «Они»
Носители «Мы»
Средства поддержания «Мы»
Социальные стереотипы
Категория «чужие»
Общественное
невнимание
Слайд 31Контрольные вопросы
Что означают категории «Мы» и «Они»? Какова роль
сообществ «Мы» и «Они» в жизни индивида?
За счет чего существуют
и поддерживаются сообщества «Мы» и «Они»?
Что означает понятие «настроение»?
В чем специфика категории «чужие»?