Разделы презентаций


Физиология нервной системы. Возрастные особенности и развитие в

Содержание

Развитие центральной нервной системы во внутриутробном периоде В утробной жизни нервная система начинает формироваться очень рано, и все другие органы растут и развиваются под ее регулирующим влиянием. Нервная система начинает формироваться

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Физиология нервной системы.
Возрастные особенности
и развитие в онтогенезе.

Лекция 2
Часть 2

Физиология нервной системы. Возрастные особенности и развитие в онтогенезе.  Лекция 2Часть 2

Слайд 2Развитие центральной нервной системы во внутриутробном периоде
В утробной жизни

нервная система начинает формироваться очень рано, и все другие органы

растут и развиваются под ее регулирующим влиянием. Нервная система начинает формироваться на 3 неделе эмбрионального развития из наружного зародышевого листка (эктодермы). Сначала образуется нервная пластинка, которая постепенно превращается в желобок с приподнятыми краями. Края желоба смыкаются и образуют нервную трубку.
Развитие центральной нервной системы во внутриутробном периоде В утробной жизни нервная система начинает формироваться очень рано, и

Слайд 3Формирование нервной трубки

Формирование нервной трубки

Слайд 4Из нижнего отдела нервной трубки (4) образуется спинной мозг, а

из верхнего отдела - три расширения – первичные мозговые пузыри

(1, 2, 3).

А – нервная трубка №-х недельного эмбриона
Б – первичные мозговые пузыри 5-недельного эмбриона

Из нижнего отдела нервной трубки (4) образуется спинной мозг, а из верхнего отдела - три расширения –

Слайд 6Развитие спинного мозга
Спинной мозг развивается раньше, чем все другие

отделы нервной системы. Когда у эмбриона головной мозг находиться на

стадии мозговых пузырей, спинной мозг достигает уже значительных размеров. Несмотря на то, что спинной мозг новорожденного является наиболее зрелой частью ЦНС, его окончатель-ное развитие заканчивается только к 20 г. За этот период масса спинного мозга увеличива-ется в 8 раз. У новорожденного ребенка вес 3-4 г. К первому году он увеличивается в 3 раза, 3 годам - в 4 раза, в 6 лет он весит 16 г, и к периоду половой зрелости достигает в сред-нем 34-38 г. С возрастом увеличивается и длинна спинного мозга. Так у новорожденного длина спинного мозга составляет 14-16 см, у взрослых людей 41-45 см.
Развитие спинного мозга Спинной мозг развивается раньше, чем все другие отделы нервной системы. Когда у эмбриона головной

Слайд 7Развитие головного мозга

Развитие головного мозга

Слайд 8Из нижнего отдела нервной трубки образуется спинной мозг, а из

верхнего отдела - три расширения – первич-ные мозговые пузыри.
У

5-недельного эмбриона происходит разделение переднего и ромбовидного пузырей еще на 2 части - образуется 5 мозговых пузырей. Из них развиваются все отделы головного мозга. Наиболее интенсивно растет передний пузырь.
На 3-м месяце эмбрионального развития формируется мозолистое тело, которое соединяет правое и левое полушария.
К 6-у месяцу внутриутробного развития растущие полушария уже полностью покрывают мозг. К этому времени все отделы мозга хорошо выражены. Борозды на поверхности больших полушарий начинают появляться на 3-5 месяцах внутриутробной жизни. Их развитие происходит не одновременно. У семимесячного плода имеются почти все крупные борозды.
Из нижнего отдела нервной трубки образуется спинной мозг, а из верхнего отдела - три расширения – первич-ные

Слайд 9Развитие головного мозга
8 недель

Развитие головного мозга8 недель

Слайд 102 месяца
2 месяца
2 месяца
2,5 месяца
3 месяца
4.5 месяцев
7 месяцев
Развитие больших полушарий

головного мозга

2 месяца2 месяца2 месяца2,5 месяца3 месяца4.5 месяцев7 месяцевРазвитие больших полушарий головного мозга

Слайд 11Развитие нервной системы в постнатальном онтогенезе
Развитие нервной системы вообще

и в част-ности головного мозга идет гетерохронно. Прежде всего, созревают

те нервные структу-ры, от которых зависит нормальная жизне-деятельность организма на данном возраст-ном этапе.
Функциональной полноценности достигают прежде всего стволовые подкорковые и кор-ковые структуры, регулирующие вегетатив-ные функции организма. Эти отделы прибли-жаются по своему развитию к мозгу взросло-го человека уже к 2 - 4 годам постнатального развития.
Развитие нервной системы в постнатальном онтогенезе Развитие нервной системы вообще и в част-ности головного мозга идет гетерохронно.

Слайд 12Развитие головного мозга у детей продолжается и после рождения, что

легко проследить по увеличению веса мозга. Головной мозг новорожденного весит

в среднем от 380 до 400 г, в течение первого года жизни головной мозг растет очень быстро, к 1 году его вес увеличивается в 2 раза (800 г), к 3-5 годам - в 3 раза (1200), а затем его рост замедляется (в 7 лет 1250 г, в 9 лет - 1300 г, в 15 лет - 1350 г) и достигает наибольшей величины у мужчин к 20 - 25 годам 1360 г. У взрослого человека он весит 1360 г. Из общего веса головного мозга на долю больших полушарий приходится 80 %, 8,1 % - мозжечок.

Развитие головного мозга

Развитие головного мозга у детей продолжается и после рождения, что легко проследить по увеличению веса мозга. Головной

Слайд 13Масса головного и спинного мозга в различные периоды онтогенеза

Масса головного и спинного мозга в различные периоды онтогенеза

Слайд 14Развитие мозгового ствола
Продолговатый мозг. Ядра продолговатого мозга начинают формироваться

еще во внутриутробном периоде развития и к периоду рождения они

в основ-ном сформированы. Однако развитие продолговатого мозга продолжается и после рождения. К 7 годам созревание ядер продолговатого мозга в основном заканчивается.
Мозжечок. У новорожденных мозжечке развит плохо, червь мозжечка развит лучше, чем полуша-рия. Наиболее интенсивно мозжечок растет в 1-й год жизни. К 2-м годам полушария мозжечка занимают примерно то же положение, что и у взрослого. В дальнейшем темпы его развития снижаются. К 15 годам мозжечок достигает размеров взрослого человека и морфофункционального совершенства.
Развитие мозгового ствола Продолговатый мозг. Ядра продолговатого мозга начинают формироваться еще во внутриутробном периоде развития и к

Слайд 15Структуры среднего мозга к моменту рож-дения дифференциро-ваны недостаточно. Его ядра.

Такие как красное ядро, черное вещество, созревают лишь в постнаталь-ном

онтогенезе, фор-мируются проводящие пути. В связи с чем совершенствуется зрительное и слуховое восприятие.

Средний мозг

Структуры среднего мозга к моменту рож-дения дифференциро-ваны недостаточно. Его ядра. Такие как красное ядро, черное вещество, созревают

Слайд 16Промежуточный мозг

Промежуточный мозг

Слайд 17Промежуточный мозг. В процессе эмбриогенеза различные части мозгового ствола закладываются

и развиваются гетерохронно.
Так зрительный бугор -таламус закладывается к 2

- месячному периоду утробной жизни. К моменту рождения ядра таламуса хорошо дифференцированы, благодаря чему у новорожденного ребенка присутствуют все виды чувствительности. Однако они далеки от совершенства, поскольку развитие таламуса продолжается и после рождения. Рост зрительного бугра становиться особенно заметным к 4 - летнему возрасту в дальнейшем рост зрительного бугра происходит медленно, он достигает размеров взрослого только к 13-15 годам.
Гипоталамическая область начинает развиваться с 3-5 месяцев утробной жизни, интенсивно развивается после рождения. К 2-3 годам большинство ядер гипоталамуса сформировано, однако развитие гипоталамической области мозга продолжается и только в периоде полового созревания (13-16 лет) заканчивается дифференцировка клеток ее центрального серого вещества.

Промежуточный мозг. В процессе эмбриогенеза различные части мозгового ствола закладываются и развиваются гетерохронно. Так зрительный бугор -таламус

Слайд 18Конечный мозг (большие полушария мозга)

Конечный мозг  (большие полушария мозга)

Слайд 19Развитие больших полушарий головного мозга
Активное формирование полушарий начинается с 12-й

недели эмбриогенеза и интенсивно продолжается в первые годы постнатального развития,

особенно до 2-3 лет. Уже к моменту рождения КГМ имеет, в общих чертах, такой же тип строения, как и у взрослого и почти такое же количество нервных клеток (12-14 миллиардов), так как после рождения новые высоко-дифференцированные нервные клетки появляются небольшом количестве.
Нервные клетки новорожденного слабо дифференци-рованы, имеют простую веретенообразную форму с очень небольшим количеством отростков, кора головного мозга у детей значительно тоньше, чем у взрослого. Нервные клетки в первые месяцы жизни имеются не только в сером веществе, но и в белом.
Развитие больших полушарий головного мозгаАктивное формирование полушарий начинается с 12-й недели эмбриогенеза и интенсивно продолжается в первые

Слайд 20Основные процессы в постнатальном развитии конечного мозга
Дифференцировка нервных клеток
Разграничение серого и

белого вещества, утолщение коры
Формирование борозд и извилин
Изменение соотношения долей мозга
Формирование

и миелинизация проводящих путей
Рост и увеличение массы
Основные процессы в постнатальном развитии конечного мозгаДифференцировка нервных клетокРазграничение серого и белого вещества, утолщение корыФормирование борозд и

Слайд 211. Развитие нейронов коры головного мозга
У ребенка до

3-7 лет происходит интенсивная дифференцировка клеток коры. Это проявляется в

:
1. Усложнении строения нейронов
2. Увеличении числа отростков нервных клеток
3. Увеличении числа нейронных шипиков
4. Росте числа и размеров синапсов
5. Установлении и совершенствовании межнейронных связей
1. Развитие нейронов коры головного мозга  У ребенка до 3-7 лет происходит интенсивная дифференцировка клеток коры.

Слайд 22Дифференцировка нейронов
Деление нейронов плода
Простые веретенообразные нервные клетки новорожденного
Пирамидальный нейрон КГМ

Дифференцировка нейроновДеление нейронов плодаПростые веретенообразные нервные клетки новорожденногоПирамидальный нейрон КГМ

Слайд 26С возрастом, по мере созревания нервных клеток идет утолщение коры

головного мозга

С возрастом, по мере созревания нервных клеток идет утолщение коры головного мозга

Слайд 283. Формирование борозд и извилин
Борозды на поверхности боль-ших полушарий начинают

появляться на 3-5 месяцах внутриутробной жизни. Их развитие происходит не

одно-временно. У 7-месячного пло-да имеются почти все крупные борозды.
После рождения продолжается развитие борозд и извилин. Клеточное строение, форма и размещение борозд и извилин приближается к взрослому мозгу к 7 - 12 годам.
3. Формирование борозд и извилинБорозды на поверхности боль-ших полушарий начинают появляться на 3-5 месяцах внутриутробной жизни. Их

Слайд 29У новорожденного ребенка имеется иное соотношение долей мозга чем у

взрослого человека. В раннем детстве затылочная доля сравни-тельно больше, чем

у взрослого. После рождения увеличиваются размеры лобной доли. Существует прямая зависимость между морфо-функциональным созреванием лобных долей больших полушарий и формированием высших психи-ческих функций у детей. У ново-рожденного ассоциативные ней-ронные слои КГМ слабо развиты и совершенствуются в онтогенезе. Чем больше возраст ребенка, тем большие размеры имеют эти корко-вые зоны, тем сложнее и богаче становиться психическая деятель-ность.

4. Изменение соотношения долей мозга в постнатальном развитии

У новорожденного ребенка имеется иное соотношение долей мозга чем у взрослого человека. В раннем детстве затылочная доля

Слайд 30 В процессе постнатального развития происходит совершенствование

морфологи-ческого строения КГМ, а параллельно этому и совершенствование высшей нервной

деятель-ности ребенка, его психических процессов.
Поля двигательного центра речи достигают функциональной зрелости только к 7-12 годам, к этому возрасту они увеличиваются на 64-73 %, в сравнении с мозгом новорож-денного.
Корковые зоны, ответственные за анализ звуковых речевых сигналов, также достигают относительной функциональной полноценности только к 7 годам.
В процессе постнатального развития происходит совершенствование морфологи-ческого строения КГМ, а параллельно этому и

Слайд 31Корковые зоны, ответственные за интеграцию слуховых и зрительных раздражителей, что

имеет большое значение в формировании речи достигают относительной функциональ-ной полноценности

только к 7 годам.
Зрительные корковые зоны морфологически приближаются к таковым зонам мозга взрос-лого человека только у 7-летнего ребенка.

Корковые зоны, ответственные за интеграцию слуховых и зрительных раздражителей, что имеет большое значение в формировании речи достигают

Слайд 32Окончательное созревание больших полушарий и коры головного мозга завершается к

20-22 годам.
Хотя усложнение нейронов и появление новых ассоциативных волокон

продолжаются до 40 - летнего возраста.
Окончательное созревание больших полушарий и коры головного мозга завершается к 20-22 годам. Хотя усложнение нейронов и появление

Слайд 33Миелиновые оболочки (вокруг отростков нервных клеток)

Миелиновые оболочки (вокруг отростков нервных клеток)

Слайд 345. Миелинизация проводящих путей головного и спинного мозга
Миелинизация –

это процесс образования в головном и спинном мозге миелиновых оболочек

вокруг нервных волокон проводящих путей. Миелинизация начинается еще во внутриутробном периоде жизни и продолжается после рождения.
Прежде всего заканчивается миелинизация тех нервных путей, которые начинают функционировать раньше других. В головном мозге раньше миелинизируются воспринимающие пути и области, а центробежные, двигательные, пирамидные пути миелинизируются через 5-6 месяцев, а иногда через 4-16 лет после рождения. К 2 годам заканчивается миелинизация слуховых и зрительных путей.
5. Миелинизация проводящих путей головного и спинного мозга Миелинизация – это процесс образования в головном и спинном

Слайд 35В отличии от головного мозга, в спинном мозге передние двигательные

корешки миелинизируются раньше центростреми-тельных задних.
Спинномозговые нервы

быстро миелини-зируются после рождения. Большинство спинномозговых нервов покрывается миелином к 3-месячному возрасту, миелини-зация всех спинномозговых нервов заканчи-вается к 3 годам (иногда до 5-10 лет).
В отличии от головного мозга, в спинном мозге передние двигательные корешки миелинизируются раньше центростреми-тельных задних.

Слайд 37Развитие вегетативной нервной системы
Возрастные особенности развития, строения и функции

вегетативной нервной системы, иннервирующей внутренние органы, мало изучены. Большинство авторов

указывают на то, что у детей до 7 летнего возраста симпатическая нервная система преобладает над парасимпатической.
Развитие вагусной (парасимпатической регу-ляции) в онтогенезе происходит постепенно. Окончательное становление вагусной регуля-ции по данным различных авторов, происхо-дит от 5 до 12 лет.
Развитие вегетативной нервной системы Возрастные особенности развития, строения и функции вегетативной нервной системы, иннервирующей внутренние органы, мало

Слайд 38Основные этапы развития нервной системы

Основные этапы развития нервной системы

Слайд 41Домашнее задание:
А задание сегодня из серии ++. Занимаясь с вами,

я поняла, что в вашей группе много творческих людей и

грех не использовать такой потенциал! К тому же, согласитесь, скучно все время быть серьезными. Итак Задание ++ - это Гимн возрастных физиологов. Это может быть группа авторов. Текст, сопровождение, исполнение – полет вашей фантазии. Всем, кто поучаствует в этой «акции» плюсик к карме (ну или плюс 1 балл к экзаменационной работе).
Желаю успеха!
Домашнее задание:А задание сегодня из серии ++. Занимаясь с вами, я поняла, что в вашей группе много

Слайд 42Благодарю
за внимание

Благодарю за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика