Разделы презентаций


Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения

Содержание

Синонимы: врождённая афазия(а. Куссмауль 1877), афазия развития, дисфазия, онтогенетическая афазия,слухонемота (1888г. Фониатр Р.Коэн - слухонемота)Распространённость – у д/ш.- 1%, у шк-ов- 0,6-0,2% У взрослых- 0,1%У мальчиков в 2 раза чаще.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых

зон к.г.м. во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.

Термин

«алалия» происходит от греческого корня и приставки: лалия (слово, речь), а (отрицание) — и в переводе означает «отсутствие речи, безречие».

Время возникновения –врождённое или раноприобретённое, до 3 лет в доречевой период (диагност. признак в отл. от афазии)

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон к.г.м. во внутриутробном или раннем периоде

Слайд 2Синонимы: врождённая афазия(а. Куссмауль 1877), афазия развития, дисфазия, онтогенетическая афазия,слухонемота

(1888г. Фониатр Р.Коэн - слухонемота)

Распространённость – у д/ш.- 1%,
у

шк-ов- 0,6-0,2%
У взрослых- 0,1%
У мальчиков в 2 раза чаще.
Синонимы: врождённая афазия(а. Куссмауль 1877), афазия развития, дисфазия, онтогенетическая афазия,слухонемота (1888г. Фониатр Р.Коэн - слухонемота)Распространённость – у

Слайд 3Литература:
1.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития

речи у дошкольников. - 2-е изд., перераб. - М., 1990.
2.Логопедия:

Учеб. пособие /Под ред. Л.С. Волковой. - 3-е изд. - М., 1998.
3.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М., 1992.
4.Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. - М., 2001.
5.Хватцев М.Е. Логопедия. - 2-е изд. - М., 1995.
6.Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов: Учеб. Пособие. – М., 1951.
7.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999.
8.Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – С-Пб., 1996.
9.Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов в 2 тт. /Пед.ред. – Я.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М., 1997.

Литература: 1.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - 2-е изд., перераб.

Слайд 4Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка и функций речи:

номин.,предик., коммун., познав., регулятив.
Системность расстройства речи

Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка и функций речи: номин.,предик., коммун., познав., регулятив. Системность расстройства речи

Слайд 5 Типич. наруш. языковые: лексические - поиск слова грамматические : морфологические, синтаксические

Наруш.слог.структ Трудности выбора фонем
Неязыковые нарушения:
Неврологические
Психопатологические

Типич. наруш. языковые:  лексические - поиск слова грамматические : морфологические, синтаксические  Наруш.слог.структ Трудности выбора

Слайд 6Степень расстройства:
От полного отсутствия речи до незначительных отклонений в

функционировании языковых подсистем
I, II, III, IV уровни ОНР



Степень расстройства: От полного отсутствия речи до незначительных отклонений в функционировании языковых подсистемI, II, III, IV уровни

Слайд 7Формы алалии
Моторная алалия (экспрессивная)
Сенсорная алалия
Смешанные формы


Формы алалии Моторная алалия (экспрессивная)Сенсорная алалияСмешанные формы

Слайд 8Критерии для определения
Слух физический -N , интеллект – перв.

сохр.
Отсутств. Парезов, параличей
 
Отставание в темпе усвоения языка

 
Патологическое развитие языка

Системность поражения

языка
Все подсистемы языка в той или иной степени нар.
Критерии для определения Слух физический -N , интеллект – перв. сохр.Отсутств. Парезов, параличей Отставание в темпе усвоения языка Патологическое

Слайд 9История изучения:
1. Р. Коэн – моторная концепция:
Нарушение функц. центров

и путей, ответственных за координацию арт. движений.
Растормаживание нервных путей, повыш.

умств. функций, разбудить способность говорения, повторение слов, предложений, артк. упр-я. Пост-ка звуков, подраж неречевым звукам, (Гуцман), методики - как учили глухих устной речи.
// моторн. афазия = моторн. алалия (апраксия)
Г.Гутцманн, Р.А.Белова-Давид, Н.Н. Трауготт, В.К. Орфинская,


История изучения: 1. Р. Коэн – моторная концепция:Нарушение функц. центров и путей, ответственных за координацию арт. движений.Растормаживание

Слайд 10История изучения:
2.Психологическая - нач.20в. Изучение особенностей психич. деят-и: особ.

ЭВС, мышления, восприятия, памяти.
В. Олтушевский, Э. Фрешельс, Р.Е. Левина,

М.Е. Хватцев, В.К. Орфинская, Р.А. Белова-Давид, Г. Арнольд. И.Т. Власенко, В.В. Юртайкин
Не отрицая, артик. напр-ость в работе + формирование всех сторон псих. деятельности, потребности в речи, неречевых форм псих. деят. психомоторики, преодол. невролог., психопатологически расстройств. + повторение за логопедом, обогащ. словаря, словообразов-я, словоизмен-я, на слогов. структ-ру, усвоен. синтакс. конструкций

История изучения: 2.Психологическая - нач.20в. Изучение особенностей психич. деят-и: особ. ЭВС, мышления, восприятия, памяти. В. Олтушевский, Э.

Слайд 11История изучения:
3. Языковая концепция (на осн.психолингвист.):
Язык как особая система

деят-ти: наруш-ся структурно-функцион., операциональн. планы, при сохранных других системах деят-ти.
Н.С.Жукова,

Е.М.Мастюкова,
Т.Б. Филичева, Б.М. Гриншпун,
В.К. Воробьёва, Л.Р. Давидович,
Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшиков.


Главная задача –воспитание у детей представлений о закономерностях функционирования языка о взаимоодействии её компонентов.
В коммуникативном аспекте, в различных формах деят-ти, на основе семантического компонента.


История изучения: 3. Языковая концепция (на осн.психолингвист.):Язык как особая система деят-ти: наруш-ся структурно-функцион., операциональн. планы, при сохранных

Слайд 12Этиология: Органическое поражение мозговых центров речи и др.важных для ВПФ

зон.
Во внутриутробном развитии
Биологические: инфекционные заболевания, токсоплазмоз, грипп, ОРВИ, коревая

краснуха.
Химические Интоксикация плода ?? желтуха новорожд. (более дифузн. пораж)
Род.ЧМТ , Асфиксия-88% случаев =пораж.клеток к.г.м. (лок. пораж) именно 3 слоя =ассоциативные связи = формируют ВКФ, обеспечив.разв-е речи и психики чел.
ДS невролога – ППЦНС, =ММД.




Раннее постнатальное поражение
Прижизненные травмы мозга
Нейроинфекции: энцефалиты, менингиты
приводящие к истощению ЦНС тяж. Хронич. Соматич. Заболевания: инфекции ЖКТ, поносы, обезвоживание,гипотрофии, наруш.сна

Этиология: Органическое поражение мозговых центров речи и др.важных для ВПФ зон. Во внутриутробном развитииБиологические: инфекционные заболевания, токсоплазмоз,

Слайд 13Этиология:наследственность- требует подтверждения.
Неблагоприятная наследственность
В 16,3% у родителей встречалась (Ковшиков В.).
Наследственный

фактор – Р.Коен, Г. Гутцман, М. Зееман, А. Салей,
Поздняя

беременность
Возраст женщины -30-40 лет-66,9 случаев алалии.







Развитие до 3 лет
62,3%- отставание в псих. разв.
24,3% - неврологические расстр.
Соц-псих. составляющие – не играют самостоятельной роли в этиологии алалии, но….

Этиология:наследственность- требует подтверждения.Неблагоприятная наследственностьВ 16,3% у родителей встречалась (Ковшиков В.).Наследственный фактор – Р.Коен, Г. Гутцман, М. Зееман,

Слайд 14Механизм нарушения. Характер поражения речевого аппарата
Нельзя считать, что:
Только локальное поражение

центров речи обеспечивает механизм нарушения (есть и диффузн. наруш.Ландау, Гольдштейн,Борель-Мезони),

данные ЭЭГстр.27)
НАДО рассматривать механизмы в свете совр.учений о ВПФ- реч.деят-ть =интегративная функция всего мозга. А не отдельных центров
Учение И. М. Сеченова, И.П. Павлова – о динамической локализации ВПФ, уточнённое, дополненное
А.Р. Лурией – о динамической констилляции ВПФ.
На основе современ. языковой концепции, в которой с позиций психолингвистики
Рассмотрены механизмы порождения и восприятия речевого высказывания,
Механизм нарушения. Характер поражения речевого аппаратаНельзя считать, что:Только локальное поражение центров речи обеспечивает механизм нарушения (есть и

Слайд 15Рассмотрены механизмы порождения и восприятия речевого высказывания, и какие компонеты

их нарушены при алалии:
Учтено своеобразие отношений м/у языковыми и неязыковыми

механизмами
Многофункциональный хар-р языкового процесса
Ведущие звенья в расстройстве
Объясняет типичные языковые нарушения
Рассмотрены механизмы порождения и восприятия речевого высказывания, и какие компонеты их нарушены при алалии:Учтено своеобразие отношений м/у

Слайд 16Модели порождения речевого высказывания
Л. С. Выготский :
процесс движения от

мысли к слову и обратно:
мотив — мысль — внутренняя речь

— внешняя речь

А. А. Леонтьев :
операции порождения
речевого высказывания: мотив — мысль (речевая интенция) — внутреннее программирование — лексическое развертывание и грамматическое конструирование — моторная реализация — внешняя речь.

Модели порождения речевого высказывания Л. С. Выготский :процесс движения от мысли к слову и обратно:мотив — мысль

Слайд 17Механизмы порождения речи(готовых высказываний у чел-ка нет…)
Многоуровневый процесс
СЕМАНТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
1этап-Мотив

(интенция, желание войти в речевое общение, не вполне осознанное)
Стимул

для речевой активности –у алалика?

2этап-Замысел речи – смутная мысль, органи-ся в зрит. образ.(УИК –по Н.И.Жинкину) –черновой конспект внешней речи = форм-ся смысл, схема будущего высказывания.
Тема-рематическая организация.
Механизмы порождения речи(готовых высказываний у чел-ка нет…)Многоуровневый процессСЕМАНТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 1этап-Мотив (интенция, желание войти в речевое общение, не

Слайд 18Механизмы порождения речи(готовых высказываний у чел-ка нет…)
УРОВЕНЬ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ
3 этап-Программирование

– операционнальный компонент операции выбора страдают. Идёт поиск словоформ из

семантических полей (белый-чёрный, зима-лето)
связь словоформ в синтагму = последовательное соединение по лексико-грамматической сочетаемости (автоматически злая-собака) - по законам грамматики
На основе готовых(усвоенных с детства) схем-моделей
предложений = синтаксические конструкции (глубинн. синтаксическ.структур)
Механизмы порождения речи(готовых высказываний у чел-ка нет…)УРОВЕНЬ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ3 этап-Программирование – операционнальный компонент операции выбора страдают. Идёт

Слайд 19Механизмы порождения речи(готовых высказываний у чел-ка нет…)
УРОВЕНЬ СЕНСОМОТОРНЫЙ- Трансляция
4 этап-

–реализация программы – развёртывание глубинной синт. структуры во внешнее звучание

- это слог.(у-ро-кЪ, ко-шэ-ка). Слог состоит из звуков. В речи произносятся варианты фонем. (Ф ? Ф ?)
А.Отбор фонем произвести – реализовать их в звуки
Б. Произвести отбор двигательных команд для проговаривания
Механизмы порождения речи(готовых высказываний у чел-ка нет…)УРОВЕНЬ СЕНСОМОТОРНЫЙ- Трансляция4 этап- –реализация программы – развёртывание глубинной синт. структуры

Слайд 20Механизмы порождения речи(готовых высказываний у чел-ка нет…)

Б. Произвести отбор двигательных

команд для проговаривания
В. Команды должны дойти без потерь,
по своему

адресу,
синхронно уложиться в схему слова
=кинетический акт –кинестетический акт.
Г. В речи –эмоции (детектор лжи -Лурия кожно-гальванический аппарат)
Механизмы порождения речи(готовых высказываний у чел-ка нет…)Б. Произвести отбор двигательных команд для проговариванияВ. Команды должны дойти без

Слайд 21Механизмы порождения речи (готовых высказываний у чел-ка нет…)
Говорение осущ-ся под

контролем:
1.Слуховой – настраивается на норму- даёт разреш. или отбрасыв как

неправильный,( а у алаликов? –замолкают рано.)
2.Афферентно-кинестетический контроль (апраксии, диспраксии)
3.Зрит.контроль – ориентация на слушателя
Механизмы порождения речи (готовых высказываний у чел-ка нет…)Говорение осущ-ся под контролем:1.Слуховой – настраивается на норму- даёт разреш.

Слайд 22Естественнонаучные психофизиологические основы логопедии:
учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей

(И.П. Павлов)
учение П. К. Анохина о функциональных системах
учение

о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия)
современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова)

Естественнонаучные психофизиологические основы логопедии: учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей (И.П. Павлов) учение П. К. Анохина о

Слайд 23Анатомо-физиологический аспект изучения алалии. Речевая функциональная система
Центральный отдел: кора левого

(лингвистические средства речевой коммуникации) и правого (экстралингвистические средства речевой коммуникации)

полушария
Проводящий отдел: пирамидная, экстрапирамидная система
Периферический отдел (речевой аппарат): дыхательный, голосовой, резонаторный отдел
Анатомо-физиологический аспект изучения алалии. Речевая функциональная система Центральный отдел: кора левого (лингвистические средства речевой коммуникации) и правого

Слайд 24Структурно-функциональная модель мозга
I блок - регуляции тонуса ЦНС: подкорковые образования

(образования верхнего ствола и лимбической области). Он обеспечивает нормальный тонус

коры и ее бодрственное состояние.
II блок –приема, переработки и хранения информации: кора задних отделов больших полушарий, осуществляет прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира, является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы
III блок –программирования и контроля: кора передних отделов больших, полушарий (моторная, премоторная и префронтальная области), обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет регуляцию деятельности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрственного состояния всей системы в соответствии с поставленными задачами деятельности.


Структурно-функциональная модель мозгаI блок - регуляции тонуса ЦНС: подкорковые образования (образования верхнего ствола и лимбической области). Он

Слайд 26Речевая деятельность осуществляется совместной работой всех блоков. Вместе с тем

каждый блок принимает определенное, специфическое участие в речевом процессе. Поражение

какого-либо участка мозга приводит к специфическим симптомам нарушений речевой деятельности.

Речеслуховой анализатор (фонематический слух): зона Вернике – 22 поле левой височной доли
Речедвигательный анализатор (моторная организация речевого акта):
а) вторичные отделы постцентральной области (кинестетический аппарат) – 1,2 поля: анализ кинестетических ощущений от мышц речевого аппарата;
б) нижние отделы левой премоторной области (кинетический аппарат) – зона Брока- 44,45 поля: оргаизация моторных программ речевого акта.
Перевод акустико-моторной информации в смысловые схемы и образы - третичные отделы коры головного мозга (зона ТРО – 39 поле, префронатльные отделы). В теменно-затылочной области коры формируются также схемы, обозначающие пространственные отношения.

Речевая деятельность осуществляется совместной работой всех блоков. Вместе с тем каждый блок принимает определенное, специфическое участие в

Слайд 27При алалии – запаздывание в созревании клеток к.г.м. в опред.

зонах мозга. Нервные клетки остаются незрелыми на стадии нейробластов (миелин.)–

снижается возбудимость н.кл.,- изменяется подвижность н.процессов=сниж. работоспособность клеток к.г.м.

Височно-теменно-затылочные обл.
ЛОбно-височные
Височный- доминантного полушария
Нерезко выраженные, но множественные повреждения к.г.м. обоих полушарий =компенс. мех.снижены
И.К. Самойлова, Е.М. Мастюкова, Л.А. Белогруд, А.Л. Линденбаум

При алалии – запаздывание в созревании клеток к.г.м. в опред. зонах мозга.  Нервные клетки остаются незрелыми

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика