Слайд 1
Студент: Незнамов И.А.,
Научный руководитель: Трубина М.А.
Технологии спиндокторинга
в
формировании
повестки дня
Дипломная работа
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Изучение методов спиндтокторинга в формировании повестки дня
1.1 Исторические
предпосылки информационных войн
1.2 Методы ведения информационных войн
1.3 Технологии спиндокторинга
1.4 Ньюсмейкинг
российских СМИ
1.5 Понятие «повестка дня» в российских СМИ
ГЛАВА 2 Исследование технологий спиндокторинга на примере информационной
войны с Украиной
2.1 Исторический экскурс
2.2 Украинская повестка дня в зарубежных СМИ
2.3 Рейтинги российских СМИ среди населения
2.4 Освещение украинского вопроса российскими СМИ
2.5 Украинские СМИ и спикеры об информационной войне с Россией
2.6 Проведение собственного исследования
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Слайд 31. За последнее десятилетие в России в несколько десятков раз
увеличилось количество источников средств массовой информации.
2. Произошли большие изменения качества
и объёма потоков информации, в том числе и дезинформации, которые усиленно влияют на общественное мнение.
3. Постоянный информационный прессинг, телевизионные манипуляции отражаются на здоровье населения, обуславливают стрессовые состояния человека, появление тревожных состояний, неврозов, депрессий, психотравм, выражающиеся в смене жизненных ценностей, страхе за будущее семьи, своей страны.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Слайд 4ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель - изучение PR-технологии спиндокторинга в формировании
новостной повестки дня (на примере диалога «Россия-Украина»).
Основные задачи:
1
Изучение методов и технологий манипуляции общественным мнением при помощи методов ведения информационных войн.
2 Проведение контент-анализа новостных СМИ;
3 Подготовка анкеты, разделённой по возрастному и гендерному признакам;
4 Формирование фокус-групп;
5 Проведение исследования по изучению мнения россиян по проблеме диалога «Россия-Украина»;
6 Консультирование со специалистами по спиндокторингу;
Слайд 5ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН:
Контроль информационного пространства для защиты своей информации.
Контроль
информационного пространства для информационной атаки соперника.
Повышение общей эффективности своей безопасности,
используя информационные функции.
Условия возникновения информационных войн:
внешнеполитические и внутриполитические
Слайд 6ОСНОВНЫЕ ВИДЫ(ТЕХНОЛОГИИ)
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ
Слайд 7ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Спиндокторинг (англ. spin doctor) было введено в США (1984 г.).
На русский язык слово «spin» переводится как «верчение», «вращение», «кружение».
Действие указывает на характер работы спин-доктора, который может, к примеру, «раскручивать» или «докручивать» новость.
Спиндоктор - менеджер новостей.
Повестка дня определяется как набор сюжетов и проблем, считающихся наиболее важными на тот или иной отрезок времени, а установление «повестки дня», т.е. внедрение данного информационного блока в сознание аудитории, явилось основной деятельностью СМИ.
Слайд 8МЕТОДЫ СПИНДОКТОРИНГА
Инструменты спиндоктора:
а) недопуск события в СМИ;
б) изменение модуса информации;
в)
замена сообщения новой информацией или ситуацией;
г) перенос акцентов;
д) присоединение
к другому важному событию;
г) использование положительных комментариев
Основные разновидности «спина» (по Д. Уоттсу):
1. до-спин – подготовка аудитории к событию;
2. после-спин – «наведение блеска» на событие;
3. торнадо-спин – перенос общественного внимания на другое событие;
4. кризисный спин – контроль кризисной информации с целью уменьшения дальнейшего ущерба.
Слайд 9 Согласно данным, опубликованным на сайте «brandmedia.ru»
(январь-август 2013 г.)
РЕЙТИНГИ РОССИЙСКИХ СМИ
Слайд 10ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СПИНДОКТОРИНГА НА ЛИДИРУЮЩИХ КАНАЛАХ
1 апреля 2014 года
телеканал «НТВ» показал сюжет об увольнении харьковского профессора Александра Михелева.
По данным сайта «stopfake.org»:
Центр связей с общественностью и прессой Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина в ответ на созданный на канале НТВ сюжет заявил следующее:
Никаких распоряжений руководства «читать лекции по русскому языку и литературе на украинском» никогда не существовало, не существует и не может существовать.
Слайд 11 19 мая 2014 года, в выпуске программы «Вести» в сюжете "Присяга
под стволами"
корреспондент рассказывает:
«Каждый день продолжают гибнуть мирные жители. Сегодня недалеко
от Славянска Нацгвардия расстреляла мужчину.
Около тела демонстративно оставили оружие, давая понять, что убили врага. Но в штабе ополчения уже заявили, что убитый не был в составе сил самообороны».
ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ СПИНДОКТОРИНГА НА ЛИДИРУЮЩИХ КАНАЛАХ
Слайд 12Один из последних примеров фальсификации со стороны газеты «Известия». Вышла
статья с броским заголовком «Бандеровцы угрожают русским».
В данной статье
– данные социологического опроса россиян, а не про страшные события и реальную угрозу русским в Украине.
ПОВЕСТКА ДНЯ В ПЕЧАТНЫХ СМИ
Слайд 13ПРИМЕРЫ ТЕХНОЛОГИЙ СПИНДОКТОРИНГА
Телеканал «НТВ» обозреватели нескольких сайтов (один из них:
stopfake.ru) несколько раз ловили на том, что канал выдает старое
видео, архивные записи за свежие и актуальные видеоматериалы.
Агрессивность НТВ можно объяснить тем, что новостями руководит Татьяна Миткова. В знак солидарности с Киселевым Миткова отказалась от ордена Литовской Республики после того, как литовский президент Даля Грибаускайте лишила российского пропагандиста этого почетного ордена.
На сайте МИДа (www.mid.ru) и министерства обороны (www.mil.ru) опубликованы статьи про зверства «бандеровцев» и фашистов на Украине во время Второй мировой войны.
Слайд 14МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Мониторинг новостных СМИ (телевидение, интернет, радио, газеты).
Формирование фокус-групп на
основе возрастного и гендерного факторов жителей России.
Подготовка анкеты «Изучение общественного
мнения россиян по проблеме информационной войны между Украиной и Россией», включающей 10 вопросов.
Консультирование с экспертами по проблематике спиндокторинга.
Участие в режиме он-лайн в программе «Особый взгляд» с экспертами на Санкт-Петербургском телевизионном канале «ВОТ» (Ваше Общественное Телевидение).
Слайд 15
В опросе приняли участие 209 респ., из них мужчин –
47%, женщин – 53%.
Первая группа (25-39 лет) -74%.
Вторая группа
(40-59 лет) – 14 %.
Третья группа 60+ лет. – 11 %.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Слайд 16Доверяете ли Вы информации российских СМИ?
Влияет ли на Ваше психо-эмоциональное
состояние ежедневный просмотр новостных программ?
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА (ОПРОС)
Следите ли Вы за
развитием внутриполитической ситуации на Украине?
Вы считаете проблемы Украины важными для российского населения?
Слайд 17РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА (ОПРОС)
Оцените достоверность и достаточность информации по данной проблеме
в российских СМИ
Поддерживаете ли Вы политику Российского правительства в украинском
вопросе?
Используете ли Вы какие-либо альтернативные источники инф. помимо СМИ, для более достоверного понимания ситуации, сложившейся на Украине?
Предупрежден –
значит вооружен!
Слайд 18РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА (ОПРОС)
Какие источники информации Вы используете?
Мнение респондента по вопросу
Ваше мнение по проблеме Крыма
«Трудно что-либо говорить по этому поводу.
Каждый день поступает новая информация по поводу ситуаций в украинских городах, о многочисленных убийствах и т.д.»;
«Присоединение Крыма к РФ постепенно приво-дит, как мне кажется, к гражданской войне. И на самом деле сложно предугадать то, что ждет страну в дальнейшем. Но В.В. Путин молодец, как мне кажется держит все под контролем, а Обама - такие люди, как я считаю, не должны управлять страной»;
«Хрущев-осел, Крым отдал, с Китаем поссорился (нужно было с Мао Дзе Дуном нахрен Америку разбомбить, как он и предлагал, а не очковать).»;
Слайд 19ВЫВОДЫ
Как показали наши исследования, освещение политических событий ситуации на Украине
является очень сложным процессом, в основе которого лежит манипуляция общественным
мнением и навязывание определенных взглядов и установок, в том числе и негативных, что создает определенный хаос и дестабилизацию, прежде всего, для населения Украины и России .
С учётом анализа методов и технологий информационных войн, в том числе и спиндокторинга в формировании повестки дня, была рассмотрена проблема информационной войны на Украине.
Слайд 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная российская информационная среда стала традиционным полем для проявления политической
ангажированности, когда реальная политическая ситуация требует регулирования общественного сознания путем
«навязывания» нужной информации.
Проблема информационных войн становится всё более актуальной, а политический спиндокторинг становится все более активным и использует целый арсенал медиа-технологий для управления общественным мнением.