Слайд 1Методы и методические приемы обучения биологии
сентябрь 2017
Слайд 2Модель структуры учебного процесса
Цель обучения
Результат
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Содержание учебного материала
Методы обучения
Средства
обучения
Организационные формы обучения
Слайд 3Метод – это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
(БСЭ)
Метод – система исследовательских взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих
усвоение содержания образования. (РПЭ)
Метод – это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания, развития в процессе обучения. (Ю.К. Бабанский)
Метод обучения определяют как способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения, или как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения. (М.И. Махмутов).
Учебный метод – способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися. (Н.М. Верзилин)
Методы обучения - упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. (И.Д. Зверев)
Слайд 4Классификация методов по Н.М. Верзилину
Слайд 6Рассказ
Рассказ – монологический метод сообщения учителем нового материала, предполагающий восприятие
учащимися сообщаемых знаний, их умственную переработку и усвоение.
(А.И. Никишов)
Элементы
рассказа: завязка, кульминация, развязка.
Продолжительность рассказа: до 10-15 минут.
Слайд 8Требования к рассказу
Научность, доступность, логичность.
Постановка задач, нацеливающих учащихся на восприятие
нового материала.
Выделение главного и формулировка основных понятий.
Образное и эмоциональное
изложение. (Может дополняться демонстрацией наглядных пособий.)
Ясность и выразительность речи: определенность и точность выражений, правильная дикция, умение подчеркнуть мысль с помощью логических ударений.
Установление значимых для учащихся связей с жизнью.
Слайд 9Достоинства рассказа
За короткий промежуток времени ученик получает большой объем информации
Усваивает
материал целостно
Развивается память, умение слушать
Недостатки рассказа
Метод формальной передачи информации, которую
учащиеся должны принять на веру.
Слабо развивает творческое мышление учащихся.
Слайд 10Беседа
Беседа – метод обучения, с помощью которого учитель путем целенаправленной
постановки вопросов мобилизует знания и практический опыт учащихся, подводит их
к новому знанию.
Основной структурный компонент беседы – вопрос.
Слайд 11Классификация бесед
Вводные.
Сообщения знаний.
Закрепления знаний.
Обобщения и систематизации знаний.
Контрольно-корректирующие.
Слайд 12Методические требования к беседе
Грамотно и четко формулировать вопросы.
Строить вопросы так,
чтобы они органически вытекали из содержания изучаемого материала, и направлять
внимание учащихся на усвоение самого главного, существенного.
Привлекать знания учащихся, полученные на предыдущих уроках, а также их жизненный опыт.
Предусматривать вопросы, приучающие школьников применять знания на практике, в жизни, а также для решения биологических задач.
В ходе беседы учитель должен чередовать ответы сильных и слабых учащихся.
Учитель должен иметь дополнительные наводящие вопросы.
Учащиеся должны располагать достаточным количеством эмпирических знаний.
Слайд 13Достоинства беседы
Учитель имеет возможность получать обратную связь об уровне познавательном
и уровне развития большой группы учащихся за короткое время.
Беседа активизирует
деятельность учащихся.
Беседа формирует коммуникативные качества учащихся.
Беседа развивает умения самоконтроля и самооценки путем сравнения уровней знаний своих и одноклассников.
Недостатки беседы
Дробит знания учащихся, затрудняет их обобщение и возможность целостного восприятия учебного материала
Не приучает передавать научные знания в связной форме.
Слайд 14Школьная лекция
Школьная лекция – это устное изложение учебного содержания в
течение не менее 20-25 минут.
Основная функция – передача научных
знаний.
Этапы лекции: вводная часть (постановка главного вопроса), основной материал (расчленение главного вопроса на ряд последовательно раскрываемых вопросов), заключение (с выводами).
Виды лекций: вводные, текущие, обобщающие.
Слайд 15Достоинства лекции
Обеспечивает законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в
его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.
Недостатки лекции
Требует
от ученика большого напряжения внимания и мысли.
Невысокая эффективность усвоения учебного материала.
Затруднено получение обратной связи.
Слайд 16Дискуссия
Дискуссия от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование) - это метод активного обучения, основанный
на публичном обсуждении проблемы, цель которого выяснение и сопоставление различных
точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса.
Слайд 17Задачи дискуссии:
осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;
выработка
уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;
развитие умения осуществлять конструктивную критику
существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;
развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;
развитие умения работать в группе единомышленников;
способность продуцировать множество решений;
формирование навыка говорить кратко и по существу;
развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.
Слайд 18Условия проведения дискуссии:
предметность дискуссии;
наличие доброжелательной и открытой атмосферы взаимодействия;
готовность участников
слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения;
наличие достаточного объема
информации по обсуждаемой проблеме;
наличие возможности высказаться;
развернутая, корректная аргументация своей позиции;
наличие возможности задавать вопросы.
Слайд 19Достоинства дискуссии
Обеспечивает активное, глубокое, личностное долгосрочное усвоение знаний.
Во время
дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся.
Активное участие в дискуссии раскрепощает обучающихся,
развивает коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе.
Обратная связь с обучающимися.
Недостатки дискуссии
Занимает много времени.
Требуется предварительно объяснить правила.
При узко поставленной теме возможны повторения.
Требует дополнительной подготовки и учителя и учеников.
Слайд 20 Работа с книгой - многофункциональный метод словесной группы, который заключается
в разработке литературы разных видов и направлен на формирование новых
знаний, их закрепление, выработку умений и навыков и реализации контрольных но-коррекционной функции в условиях урочной и внеурочной учений.
Слайд 21Приемы работы с книгой
Конспектирование.
Составление плана текста.
Тезирование.
Цитирование.
Аннотирование.
Рецензирование.
Составление справки.
Составление формально-логической модели.
Составление тематического
тезауруса и др.
Слайд 22Достоинства
работы с книгой
Позволяет многократно обрабатывать учебную информацию в доступном
для ученика темпе и в удобное время.
Недостатки
работы с книгой
Значительные
затраты времени и познавательных сил.
Игнорирование индивидуальных особенностей учащихся.
Слайд 23Наглядные методы
Демонстрация натуральных объектов.
Демонстрация изобразительных пособий.
Демонстрация опытов.
Слайд 24Требования
к применению наглядных методов
Присутствие объекта изучения.
Определение вида деятельности учащегося
с данным объектом.
Наличие определенной продолжительности этапа самостоятельных исследований и оформление
их в виде выводов.
Обсуждение частных выводов и формулировка обобщенного результата.
Слайд 25Достоинства
наглядных методов
Повышают активность учащихся, их самостоятельную познавательную деятельность.
Позволяют исключить
вербализм в преподавании.
Создают условия для практического применения знаний.
Способствуют развитию эмпирического
мышления, речи, наблюдательности, умения самооценки и самоконтроля, творческого воображения, навыков учебного труда и др.
Могут применяться на разных этапах урока.
Недостатки
наглядных методов
Требуют финансирования на приобретение объектов для изучения и вспомогательного оборудования.
Обеспечение образовательного процесса натуральными объектами может быть затруднено, если они относятся к охраняемым.
Требуется соблюдать правила техники безопасности.
Должны быть сформированы определенные навыки и у учителя, и у учащихся.
Требуется более продолжительное время для получения результатов, чем при применении словесных методов.
Самодельные наглядные пособия не соответствуют ГОСТам, их трудно унифицировать.
Слайд 26Практические методы
Наблюдение
Эксперимент.
Моделирование.
Упражнение.
Слайд 27Наблюдение
Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
Наблюдения могут быть кратковременными и длительными.
Слайд 28Требования к организации наблюдения
Четко сформулировать перед учащимися общую задачу наблюдения
и более конкретные частные задачи.
Создать условия для результативного наблюдения (место
наблюдения, расположение объекта).
Наметить план и способы наблюдения.
Продумать использование различных анализаторов, а не только зрительного.
Слайд 29Эксперимент
Применяется тогда, когда в обычных условиях изучить объект или явление
не представляется возможным, а требуется создание специальных условий.
Чаще всего
применяют при изучении физиологического и экологического материала.
Эксперименты могут быть кратковременные и длительные.
Слайд 30Достоинства
эксперимента
Обеспечивает эмпирический уровень познания, но в отличие от других
методов вызывает более активную мыслительную деятельность.
Развивает исследовательские навыки у учащихся,
их творческие способности.
Развивает такие качества, как самостоятельность, самоконтроль, целеустремленность и т.п.
Недостатки
эксперимента
Часто требуется применение дополнительного оборудования.
Должны соблюдаться нормы и правила техники безопасности.
Процесс получения знания осуществляется более медленно, чем при применении других методов.
Слайд 31Моделирование
Модель – мысленно представляемая или материально реализуемая система,
которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так,
что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.
Моделирование - «изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), заменяющей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. (А.Ф. Кузин)
Слайд 32Модели
Материальные
Идеальные
Образные
Знаковые
Слайд 33Этапы применения метода моделирования
Первоначальное ознакомление с объектом или процессом.
Анализ полученных
восприятий и представлений, выделение существенных признаков.
Построение каждым учеником мысленной модели.
Коллективное обсуждение вариантов.
Выбор формы представления модели (схема, рисунок, таблица, материальная модель и др.).
Самостоятельное моделирование объекта, процесса, явления.
Контроль, взаимо- и самоконтроль соответствия созданной модели оригиналу.
Использование созданной модели в учебном процессе.
Слайд 34
Достоинства
моделирования
Интенсивное овладение знаниями, исключение их формальной передачи.
Выделение недоступных простому
наблюдению свойств и отношений объектов, процессов и их частей.
Активизация деятельности
учащихся, в том числе и познавательной.
Развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся, их самостоятельности.
Развитие сенсорной сферы учащихся.
Становление информационной культуры школьников.
Недостатки
моделирования
Возможно некоторое несходство модели с оригиналом. Так как модели строятся по принципу эффективных упрощений.
Необходимо иметь материалы, определенное оборудование.
Необходимо знать и соблюдать правила гигиены.
Модель может получиться недостаточно качественной.
Замещение словесной информации символами у некоторых школьников вызывает трудности.
Слайд 35Упражнение
Упражнение – это метод повторного (многократного) выполнения умственного или практического
действия с целью овладения им или повышения его качества.
Классификация
упражнений: устные , письменные , графические и учебно-трудовые .
Слайд 37Требования к упражнениям
Сознательный подход учащихся к их выполнению.
Соблюдение дидактической
последовательности в выполнении упражнений:
упражнения по заучиванию и запоминанию учебного
материала,
упражнения на воспроизведение
упражнения на применение ранее усвоенного
упражнения на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации
упражнения на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков.
Слайд 39 Методический прием – это элемент того или иного
метода, который выражает отдельные действия учителя и учащихся в процессе
преподавания и учения.
Слайд 40Классификация методических приемов
(по Н.М. Верзилину)
Методические приемы
Логические
Организационные
Технические
Слайд 41
Словесные методы обучения и методические приемы
Слайд 42
Наглядные методы обучения и методические приемы
Слайд 43
Практические методы обучения и методические приемы
Слайд 44Сравнительные возможности
различных методов обучения
(по Ю.А. Бабанскому)
Слайд 45Схема рационального применения различных методов обучения
(по Ю.К. Бабанскому)
Слайд 46Схема рационального применения различных методов обучения
(по Ю.К. Бабанскому)
Слайд 47Критерии выбора методов обучения
соответствие целям и задачам обучения и развития;
соответствие
содержанию темы урока;
соответствие реальным учебным возможностям школьников;
соответствие имеющимся условиям и
отведенному для обучения времени;
соответствие возможностям самих учителей.