Слайд 1Индустрия телевидения
Часть II
Слайд 2Механическое ТВ в СССР
1 мая 1931 года состоялась первая в СССР экспериментальная
телевизионная передача механического телевидения, без звука.
1 октября 1931 года в
Москве начались первые телевизионные передачи на средних волнах со звуком. Позже телевизионные передачи начали выходить также из Ленинграда и Одессы. Москва вела передачи 12 раз в месяц по 60 минут. В октябре 1932 года был показан фильм об открытии Днепровской гидравлической электростанции.
В декабре 1933 года вещание в Москве прекратилось, в связи с тем, что было признано более перспективным создание электрического телевидения. Однако так как промышленность ещё не освоила новую телевизионную аппаратуру, 11 февраля 1934 года передачи возобновились. 11 февраля 1934 года был создан отдел телевидения Всесоюзного Радиокомитета. Механическое телевидение окончательно прекратило вещание 1 апреля 1941 года
Слайд 3Оборудование RCA
С 1936 года в Москве и Ленинграде существовали телецентры,
работавшие по электронной технологии. Причём Ленинградский со стандартом разложения на
240 строк, использовал отечественное оборудование в отличие от московского со стандартом в 343 строки, основанного на оборудовании RCA.
В 1938 году проходят экспериментальные телевизионные передачи электрического телевидения, а в марте 1939 года оно начало регулярное вещание. 7 июля 1938 года в Ленинграде основано Ленинградское ТВ. В годы Великой Отечественной войны телевидение не работало. Передачи были возобновлены 7 мая 1945 года, а 15 декабря москвичи первыми в Европе перешли на регулярное вещание. Основные телепередачи тех лет были посвящены жизни Советского Союза, культурным мероприятиям, науке, спорту. В декабре 1948 года Московский телецентр приостановил передачи на время реконструкции. 16 июня 1949 года с Шаболовки началось вещание по стандарту 625 строк.
Слайд 4Регулярное телевидение
22 марта 1951 года была создана Центральная студия телевидения. Программа
не имела чётко выраженной тематики, транслируя как новостные, так и
музыкальные программы, и кинофильмы, мультфильмы киностудии «Союзмультфильм», а также образовательные программы. С 1 января 1955 года работает ежедневно.
14 февраля 1956 года в эфир вышла Вторая (московская) программа ЦТ. В 1956 году была создана редакция «Последних известий».
Эксперименты с передачами в цвете начались 14 января 1960 года.
С 29 марта 1965 года вещает Третья (учебно-образовательная) программа, а с 4 ноября 1967 года — Четвёртая программа. С 1 октября 1967 года Первая программа начала регулярное вещание в цвете. На европейскую часть СССР сигнал передавался по наземным радиорелейным линиям.
Трансляция воздушного парада с помощью передвижной телевизионной станции, 1951 г.
Слайд 61 мая 1965 года был проведён эксперимент по ретрансляции программ
ЦТ через спутник связи «Молния-1» на Дальний Восток. Регулярную работу
система «Орбита» начала 2 ноября 1967 года, когда был открыт телецентр в Останкино.
Передачи предназначались для Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. С 1971 года на Урал, Среднюю Азию и часть Казахстана передаётся дубль Первой программы — программа «Восток», учитывающая поясное время (+2 часа от московского).
С 1 января 1976 года Останкино ведёт передачи на восьми каналах: помимо четырёх основных программ ещё четыре дубля Первой программы по спутниковой системе «Орбита» передаются специально для восточных территорий СССР с временным сдвигом +2, +4, +6 и +8 часов («Орбита-1,-2,-3,-4»). Так, первый выпуск программы «Время» по системе «Орбита-1» выходил в эфир в 12:30 московского времени.
Спутниковая система «Экран», заработавшая 26 октября 1976 года, позволяет принимать передачи ЦТ на приёмники коллективного пользования в населённых пунктах Сибири и Крайнего Севера.
С 1 января 1977 года все программы ЦТ вещают в цвете.
Лестница от речного вокзала и приёмная станция системы спутникового телевидения "Орбита". 1974 год.
«Останкино». 1971 г.
Слайд 71 января 1982 года ЦТ перепланировало свои программы: вечерняя Четвёртая
стала Второй программой, московская программа становится Третьей, а учебно-образовательная — Четвёртой,
общесоюзный статус которой обеспечивали четыре дубля для восточных территорий («Дубль-1,-2,-3,-4»). Работу она начинала в 8:00 и после дневного перерыва возобновляла эфир в 18:00 выпуском «Новостей».
В 1986 году в эфире московской программы появились передача "Панорама Подмосковья" и программа "Добрый вечер, Москва". По субботам в эфире была передача "Московская суббота".
С января 1988 года начинается эксперимент по созданию московского телеканала "Добрый вечер, Москва".
С 1 июля 1989 года московский канал выходил три раза в день: по понедельникам, средам и пятницам. С осени того же года стал выходить ежедневно. С 1 ноября 1989 года на московской программе с 7:00 до 18:30 эфир занял телеканал "2х2".
Слайд 8До середины 1980-х годов по ЦТ рекламу в виде вставок
в передачи не показывали: она шла в виде отдельных передач,
которые назывались «Больше хороших товаров» или просто «Реклама».
Реклама в качестве вставок в середине передач появилась во время недели Thames Television (шоколад KitKat, который в СССР тогда не продавался) и во время телемостов Познер—Донахью, когда американская сторона была вынуждена делать на неё перерывы.
В 1988 году была показана реклама Pepsi в исполнении американского певца Майкла Джексона.
Слайд 9 Список телепередач СССР
А ну-ка, девушки!
А ну-ка, парни!
АБВГДейка (еженедельная, по субботам)
Адрес песен
— молодость
Адрес — Театр
Актёры и капустник (1989)
Алло, мы ищем таланты!
Артлото
Аукцион
Бенефис
Больше хороших
товаров
Будильник (еженедельная, по воскресеньям)
В гостях у сказки (еженедельная)
В каждом рисунке — солнце (еженедельная)
В мире животных (еженедельная)
В эфире — молодость
Ваше мнение
Весёлые нотки
Весёлые ребята
Весёлые старты
Вечер весёлых вопросов
Вираж
Вокруг смеха
Время (ежедневная)
Выставка Буратино (еженедельная)
Голоса народных инструментов
Голубой огонёк, до этого «На голубой огонёк», «На огонёк», «Телевизионное кафе»
Для вас, женщины
Диалог
До 16 и старше
Документальный экран
Девятая студия
Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас! (ГДР, еженедельная)
Ералаш (6-7 раз в год)
Забытые ленты
Здоровье (еженедельная)
Знание
Иностранный язык (пн — итальянский, вт — французский, ср — немецкий, чт — испанский, пт — английский)
Искусство
Кабачок «13 стульев»
Как прочесть песню
Камера смотрит в мир
Карусель
КВН
Кинопанорама
Киноправда
Клуб кинопутешествий (еженедельная)
Комсомольский прожектор
Ленинский университет миллионов
Летопись полувека
Люди Страны Советов
Мамина школа
Международная панорама (еженедельная)
Международный фестиваль телевизионных программ народного творчества «Радуга»
Мелодии и ритмы зарубежной эстрады
Минута молчания
Молодость
Москва и москвичи
Музыкальный киоск (еженедельная)
Музыкальный лифт
Музыкальный турнир городов
На вопросы телезрителей отвечает политический обозреватель газеты «Правда» Ю. А. Жуков
На улице Неждановой
Наш сад
Наша биография
От всей души
Очевидное — невероятное (еженедельная)
Папа, мама, я — спортивная семья
Песня года
Песня далёкая и близкая
Подвиг
Последние известия, позднее Телевизионные новости, впоследствии Новости Центрального Телевидения
Поэзия
Рассказы о героизме
Ребятам о зверятах
Ритмическая гимнастика
Родник
Русская речь
Самоцветы
Сегодня в мире (ежедневная)
Сельский час (еженедельная)
Сказка за сказкой
Следствие ведут знатоки
Служу Советскому Союзу (еженедельная, по воскресеньям)
Советский Союз глазами зарубежных гостей
Содружество
Солнцеворот
С песней по жизни (Всесоюзный конкурс молодых исполнителей)
Спокойной ночи, малыши! (ежедневная)
Спортлото (еженедельная)
Творчество народов мира (еженедельная)
Театральная гостиная (позднее Театральные встречи)
Телетеатр принимает гостей (позднее Наш адрес — Советский Союз)
У театральной афиши
Умелые руки
Утренняя почта (еженедельная, по воскресеньям)
Футбольное обозрение
Человек и закон (еженедельная)
Что? Где? Когда? (2 раза в год: летом и зимой)
Шахматная школа
Шире круг
Экран собирает друзей
Эстафета новостей
Это вы можете
Этот фантастический мир
Юный пионер
Слайд 10I этап развития современного российского телевидения
Индустриальные основы российского телевидения
Влад Листьев
(1956-1995)
Слайд 11ПЕРВЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ
Первая коммерческая телевизионная структура в России возникла в
1990 году в форме «Телеканала 2Х2 на базе незаполненного эфирного
времени III программы ЦТ (с утра до 18.00) самостоятельного хозрасчётного вещательного предприятия с правами юридического лица. После августа 1991 года «Телеканал 2х2» превращён в ТОО с участием физических лиц, т.е. стал частным предприятием. В апреле 1992 г. «Телеканалу 2х2» была выдана лицензия, срок действия которой истёк в июне 1997 г., после чего канал прекратил своё существование. На его частоте стала вещать полноэфирная (весь эфирный день) московская телепрограмма — телеканал ТВ Центр. А телеканал под названием «2Х2» вновь появился в московском эфире в 2002 году с концепцией «телемагазина», а с 2007 года он существует как нишевый канал, предлагающий мультфильмы для взрослых.
Слайд 12Источником программного обеспечения для «Телеканала 2х2» стала телесеть «Унитераль Москва»
— система спутникового вещания из Москвы, предназначенная для русскоязычного населения
во всем мире (в частности, она принималась советскими посольствами в разных странах). Существовал договор между «2х2» и «Унитераль Москва», согласно которому ежедневно (притом бесплатно) канал брал и показывал какой- то блок их программ. Поэтому на первом этапе вещание канала состояло из того, что шесть раз в день повторялся один и тот же блок программ вместе со всей рекламой. Эта новая модель вещания, возникшая как следствие ограниченных возможностей программирования, неожиданно «сработала» на популярность канала, превратившегося в фоновое зрелище.
Слайд 13Вскоре канал отказался от шестикратных блоков и была создана собственная
сетка вещания. Это стало возможным благодаря новому партнёру канала —
английской компании Super Channel. Сотрудничество «Телеканала 2х2» с Super Channel стало этапным не только для канала, но и для отечественного телевидения в целом. Это был первый опыт перенесения на отечественную почву «чужого» телевидения, зарубежных программ в больших масштабах. В эфирной сетке телеканала преобладал зарубежный контент. Вещание строилось на трёх видах программ: мультипликации, художественных фильмах и «чужих» новостях. В то время, когда никаких независимых источников информации на нашем телевидении ещё не существовало, это было удачной находкой для канала и первой возможностью для отечественного зрителя увидеть существующую в мире стилистику, уровень подачи информации и пр.
Слайд 14Создание Московской независимой вещательной корпорации (МНВК)
1993 г. Канал назывался ТВ-6
Москва (его название отражало количество телевизионных каналов в Москве на
тот момент). Учредителями МНВК были частные лица, частные компании и государство в лице Московской Мэрии. Создателем структуры МНВК стал Эдуард Сагалаев — известный телеведущий и функционер, ныне — президент НАТ. В создании телеканала Москва участвовал также американский медиа магнат, «отец» CNN Тед Тернер.
В отличие от «Телеканала 2х2», у МНВК изначально была стратегия, - семейный канало. Не имея денег на покупку программ, МНВК, также как и «2х2», опиралась на зарубежные источники программирования. Решающую роль в становлении канала сыграло предоставление Тернером прав на показ фильмов из фильмотеки Turner Broadcasting Corporation, которые создали каналу репутацию «кинобудки» и способствовали возникновению зрительского интереса к новому каналу.
На начальном этапе зарубежное программирование составляло порядка 80-90%. Основой программы были два фильма и два выпуска CNN по 30 мин. с синхронным переводом на русский язык.
Слайд 15Начав с нуля, ТВ-6 за три года стал цельным, имеющим
своё неповторимое лицо коммерческим телеканалом.
Он просуществовал менее десяти лет
(до 22 июня 2002 года), но оставил заметный след в истории российского телевидения, став первопроходцем не только в создании принципиально новых телевизионных форматов, но и в создании уникальной для России сетевой системы телевизионного вещания.
Слайд 16В октябре 1993 года в российском телевизионном эфире появилась ещё
одна негосударственная компания — НТВ. Канал НТВ — это в
классическом виде создание коммерческого предприятия, с продуманной стратегией, инвестициями и бизнес- планом. Финансовую основу компании составлял частный капитал, его учредителями были банковские и коммерческие структуры.
Канал адресован элитарной части населения, базирующийся на производстве собственных новостных программ и закупке дорогостоящего зарубежного кино. При этом НТВ — в классическом виде инвестиционный проект, в который по разным оценкам было вложено порядка 30 миллионов долларов на этапе создания.
Эти деньги были использованы в первую очередь на создание собственной службы новостей.
НТВ сразу же стал привлекателен для рекламодателей по нескольким причинам. он имел почти 100%-ный охват по Москве с высоким качеством приёма.
это был не только московский канал, но охватывал также всю европейскую часть, правда, лишь в крупных городах, (уже на начальном этапе НТВ могли смотреть порядка 30 млн человек).
канал ориентировался на элитарную аудиторию, на программы, традиционно привлекательные для рекламодателей — дорогостоящее первоклассное зарубежное кино, высококачественные новости.
Слайд 17Нынешний НТВ уже практически ничего общего не имеет с НТВ
90-х годов. Начав как частный канал, принадлежащий олигарху, сегодня он
существует как канал, зарабатывающий деньги на рекламе для государственного монополиста «Газпрома»; начав как канал кинопоказа мирового уровня и «премиальной» аудитории, в настоящее время это канал с жестким трешевым контентом, рассчитанным на брутальную мужскую аудиторию.
Слайд 18КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ
Слайд 19Проявили себя политические устремления российской элиты создать на базе Российской
Федерации самостоятельное суверенное государственное образование со всеми атрибутами власти и
институтами идеологической поддержки, среди которых собственное телевидение — важнейший. Результатом этой борьбы стало возникновение Всероссийской государственной телерадиовещательной компании и создание на базе Второй программы ЦТ телеканала РТР (май 1991 г.). Оставшийся от некогда мощной структуры ЦТ первый канал вскоре был преобразован в РГТРК «Останкино».
Слайд 20В 1992 г. бюджетный кризис ударил по госбюджетному телевидению. С
каждым кварталом выделяемые субсидии срезались все ощутимее, позволяя обеспечивать в
лучшем случае четвертую, а то и пятую часть вещания. Кроме того, государственное телевидение теперь функционировало не в условиях плановой социалистической экономики, а в условиях рынка.
И если, к примеру, в своё время Гостелерадио получало бесплатно от Госкино все игровые и документальные фильмы, то после 1991-го года за киноленту любого жанра приходилось платить. Платить приходилось за все, а денег из бюджета поступало все меньше.
Обращение к телерекламе в этих условиях стало едва ли не единственной реальной возможностью получения денежных средств. Однако в отсутствие нормальных экономических отношений реклама породила теневые способы зарабатывания денег на телевидении.
Руководство телевидения предоставило каждой из редакций права самостоятельного юридического лица со своими субсчетами, которыми они получили право распоряжаться. Редакции стали создавать независимые студии (например, на базе главной редакции молодёжных программ появляется студия ВИД). Очень скоро государственные каналы превратились в «лоскутное одеяло», оказались разбиты на большое количество студий (АТВ, ВИД и др.) Эти независимые студии-производители, опираясь на возможности «своих» редакций, внедряли в определённые временные промежутки программы своего производства, получив в обмен право размещать в них рекламу.
Слайд 21Студии-производители не получали плату от канала за свои программы, но
они размещали в них рекламу, зарабатывая на этом деньги. Однако
операции эти были не совсем корректны с точки зрения экономики. Когда телекомпания ВИД ставила свою программу в сетку телеканала «Останкино», она получала, к примеру, 5 минут рекламного времени, которые должны были возместить затраты на производство программы. Получая деньги за 5 минут рекламы, ВИД возмещал свои затраты на производство программы и не платил за распространение сигнала (платил за это по-прежнему государственная телекомпания). А плата за распространение сигнала — самая расходная статья на телевидении. Таким образом, госбюджет оплачивал распространение программ независимого производителя, а тот получал полный объем доходов от рекламы. Это был способ получения сверхприбыли. Вскоре коммерциализация «Останкино» стала фактом, который требовал лишь юридического признания.
Слайд 22ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОКАНАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Слайд 23К концу 1990-х — началу 2000-х годов сложился телевизионный ландшафт,
который существенно отличался от телевидения начала 90-х годов. Централизованная система
государственного телевидения была разрушена. Все телевизионное пространство оказалось поделённым между различными политическими силами.
Хотя телевидение стало бизнесом, функционировало по законам рынка и зарабатывало на рекламе, оно выступало инструментом политический борьбы и политического манипулирования не меньше, чем в период советского тоталитаризма.
"Хонги" - традиционое маорийское приветствие. Во время встречи лидеров ОПЕК. 12 сентября 1999 года.
Слайд 24Власть стала «зачищать» телевизионное пространство, освобождаясь от неблагонадёжных политических фигур
под видом борьбы с «неэффективными собственниками». Березовский лишился контроля над
«первой кнопкой», Гусинский потерял НТВ, а вместо частного коммерческого телеканала ТВ-6 население получило бесплатный государственный телеканал «Спорт». Государство вновь сосредоточило в своих руках идеологические ресурсы телевидения, позволив телевизионному менеджменту — за идеологическую лояльность — зарабатывать на размещении телевизионной рекламы. А бурный рост рекламного рынка (в течение почти всего десятилетия — с 2000-го по 2008-ой годы — объёмы совокупных рекламных бюджетов на телевидении ежегодно увеличивались в среднем на 20-25%) стимулировал развитие бизнеса телевещательных компаний и индустрии в целом.
Смоленский, Ходорковский, Березовский, Гусинский.
Слайд 25Общенациональные телесети старались увеличить рекламные доходы за счёт расширения своей
потенциальной аудитории. Доставка телевизионного сигнала и обеспечение технического охвата является
одной из важнейших проблем и особенностей российского телевизионного рынка, во многом определяющих расклад сил на рынке. Распространение и доставка сигнала — самая затратная статья расходной части бюджета эфирного телевещателя. Россия страна большая.
Слайд 26С 2000 по 2009 гг. появилось восемь новых эфирных телеканалов
общенационального масштаба и нишевой направленности:
Спорт,
Домашний,
«Вести 24»,
7ТВ,
Евроньюс,
Звезда,
Петербург-5 канал,
2х2.
Большинство из них возникло после смены владельцев, переименования и ребрендинга каналов. Так, СТС-Медиа, купив московский телеканал М1, создала новую телесеть и новый телевизионный бренд, известный сегодня как телеканал «Домашний». Существенную активность проявил также медиахолдинг «Проф-Медиа», который приобрёл телеканалы «2х2», ТВ-3 и российскую версию MTV. Легендарный канал «2х2» вновь стал первопроходцем, реализовав оригинальную стратегию «мультфильмы для взрослых».
Слайд 27Важнейшим фактором, определяющим наличие того или иного сетевого вещателя в
городе, стала исследовательская компания TNS (тогда ещё — Gallup media),
по данным которой с 1999 года стала продаваться реклама на телевидении.
Поскольку число городов в общенациональной выборке исследования TNS ограничено, именно в этих городах старались быть представленными все общенациональные телеканалы, и в них, в конечном счёте, формировалась наиболее развитая телевизионная среда.
В этих городах шла острая борьба за частотный ресурс и региональных партнёров (местные телестанции) между телесетями и, если в панель включался новый город, стоимость частот в этом городе возрастала многократно. Таким образом, сетевые каналы, «покоряя» Россию, шли вслед за развитием телевизионной панели.
Этот процесс продолжался до середины 2000-х, когда в регионах активизировали свою деятельность кабельные операторы, которые включали общенациональные эфирные телеканалы в свои базовые пакеты. Это обеспечило многим молодым коммерческим телесетям серьёзное расширение охвата, сделав их доступными для жителей не только крупных, но и средних и малых городов.
География телевизионной панели TNS перестала быть фактором развития телевещания в регионах. К концу «нулевых» большинство эфирных каналов вещали практически во всех городах России — либо в эфире, либо «в кабеле».
Слайд 28В середине 2000-х, наряду с развитием эфирного телевидения, активизировались инвестиции
и деловая активность в сфере новых — неэфирных — телевизионных
технологий и платных телевизионных услуг.
Первые попытки внедрения в нашей стране платных телевизионных услуг на альтернативных — неэфирных — технологиях восходят к началу 90-х годов. Они были связаны с деятельностью частных компаний, которые строили локальные (и, в основном, очень мелкие) кабельные сети и ретранслировали зарубежные спутниковые телеканалы или распространяли «пиратское видео» — прежде всего, зарубежные фильмы.
В 1991 году в Москве появилась компания платного телевидения «Космос-ТВ», которая также ретранслировала мировые спутниковые телеканалы, доставляя их до своих подписчиков «по эфиру» в формате MMDS.
В 1996 году на новой, более совершенной, цифровой технологии непосредственного спутникового вещания была создана компания «НТВ+», которая по подписке распространяла не только популярные зарубежные спутниковые телеканалы, но и тематические каналы собственного производства (НТВ-кино, НТВ-Спорт, НТВ-Наше кино и т.д.).
Слайд 29Однако до середины 2000-х спрос на эти услуги среди населения
был невысок. Низкий уровень доходов населения и расширяющееся предложение «бесплатного»
телеконтента на эфирных телеканалах (как следствие бурного роста рекламного рынка в эти годы) тормозили развитие платного телевидения.
Только в середине 2000-х, когда возможности экстенсивного расширения и развития в сегменте эфирного телевидения оказались исчерпанными, платное телевидение на неэфирных технологиях получило, наконец, реальное развитие.
Быстрыми темпами стали строиться и модернизироваться кабельные сети, внедрялись новые технологии доставки телевизионного контента (цифровое ТВ, IPTV и пр.), стремительно росло число подписчиков платного телевидения, которым компании-провайдеры предлагали уже сотни тематических телеканалов зарубежного и российского производства.
Слайд 30Бурное развитие — на волне роста рекламного рынка — бизнеса
эфирных телевещателей (расширение географии и охвата вещания, создание новых телеканалов
и пр.), а также активизация в сегменте платного неэфирного телевидения способствовали быстрому формированию многоканальной среды, по крайней мере, в городах России. Число телеканалов в городских домохозяйствах с 2000-го по 2009-й год, по данным социологических опросов, выросло более чем в четыре раза: с 6 до 25.
По данным исследования АЦВИ «Телевидение глазами телезрителей», 2000-2009.