Слайд 1Информационные технологии управления
2012
Слайд 2Распопин Александр Сергеевич,
каф. «Информатики и математики»
к. 307 , тел. 2517621
raspopinas@gmail.com
Слайд 3Введение
Любой вид деятельности, а в особенности управленческой, предполагает приятие решений
Для
принятия «правильного» (адекватного, разумного) решения необходимо располагать какими-то сведениями (информацией),
на основе которых и принимается решение
Это два очевидных положения, которые говорят о том, что информационные технологии и информационные системы существовали и в «докомпьютерные времена»
Характерной чертой развития информационного обеспечения принятия решений в современных «компьютерных» условиях является исключительно быстрая смена программных и аппаратных средств реализации информационных технологий
Слайд 4Информационные технологии, лежащие в основе построения информационных систем, изменяются не
так быстро
Цель настоящего курса – познакомить с современным состоянием и
основными тенденциями развития информационных технологий
Практикум – знакомство с наиболее широко распространёнными информационными технологиями
Слайд 5Тема 1. Информационные системы как составная часть современной системы управления
1. Понятие информации. Роль информации в управлении. Информационные ресурсы и
процессы. Информационная революция. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества.
2. Понятие информационной системы. Компоненты информационной системы. Взаимосвязь информационной системы и системы управления. Виды информации в системе управления. Требования, предъявляемые к современным информационным системам.
3. Виды информационных систем управления. Примеры использования информационных систем в государственном и муниципальном управлении.
Слайд 6Виды информации. Измерение информации
Информация – сведения об объектах и
явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают
неопределенность, неполноту знания об этих объектах или явлениях.
Наряду с понятием "информация" очень часто используется и понятие "данные".
Между этими понятиями существует различие. Действительно, данные могут быть информацией, а могут и не быть, причем это зависит от целого ряда различных факторов.
Простой пример. Пусть набор данных представляет собой некоторое шестизначное число. Само по себе это число информацией не является, поскольку никоим образом не уменьшает степень нашего незнания о каком-либо объекте или явлении. Если же сказать, что это шестизначное число является телефонным номером известного вам человека, то эти данные будут информацией, если ранее этот номер не был известен, и будет просто набором данных, если вы уже раньше знали этот телефонный номер.
Слайд 7Поскольку информация является сложным и многогранным понятием, отражающим уровень наших
знаний о предмете, было бы естественно ввести такую характеристику, как адекватность
информации.
Под адекватностью информации понимается определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу или явлению.
Обычно выделяют синтаксический, семантический и потребительский (прагматический) уровни адекватности, или аспекты информации
Слайд 8Синтаксический аспект учитывает только правильность передачи данных, то есть отсутствие
в них синтаксических ошибок. При этом во внимание никак не
принимается смысловая сторона этих данных.
Семантическая, или смысловая, адекватность предполагает правильность смыслового содержания. В случае примера с шестизначным номером телефона информация будет семантически адекватной в том случае, если этот набор цифр является правильным телефонным номером вашего знакомого, а не просто правильно переданными цифрами.
Потребительский аспект информации выражает отношение потребителя к полученной информации. Очевидно, что при получении информации всегда встает вопрос о том, может ли потребитель использовать полученную информацию. Если информация не может быть использована, то очевидно, что ценность этой информации сильно уменьшается. Например, какой смысл имеет информация о совершенно правильном телефонном номере человека, которого вы не знаете, и который вам никогда не потребуется?
Слайд 9Прагматический аспект информации связан с ценностью информации для пользователя при
принятии им решения. Информацию, рассматриваемую в этом аспекте, можно назвать
знанием.
В нашем курсе мы будем придерживаться прагматического подхода, т. е. будем рассматривать информацию как отношения между сведениями и их получателем, как меру полезности, ценности данных для конкретного получателя. А данные — как сведения, представленные в формализованном виде и предназначенные для последующей обработки техническими средствами, например на компьютере.
Таким образом, данные — это любые сведения, а информация — сведения нужные получателю, позволяющие устранить неопределенность и принять решение.
Слайд 10Документированная информация — информация, зафиксированная на материальном носителе и имеющая
реквизиты для ее идентификации.
Под экономической информацией понимается совокупность сведений,
отображающих состояние или определяющих изменение и развитие экономики и всех ее элементов. Экономическая информация является важной частью управленческой информации, основным ресурсом организационно-экономического управления.
Слайд 11Основными свойствами информации являются достоверность, полнота, актуальность.
Достоверность информации. Под
достоверностью информации понимается ее соответствие объективной реальности (как текущей, так
и прошедшей) окружающего мира.
Полнота информации. Под полнотой информации понимается ее достаточность для принятия решения.
Актуальность информации. Актуальность — это степень соответствия информации текущему моменту времени.
Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и полная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям.
Слайд 12К важным свойствам информации также относятся адекватность и доступность.
Под
адекватностью понимают степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что автор
вложил в ее содержание.
Доступность информации — это мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной.
Слайд 13Информация является предметом труда и одновременно средством и продуктом труда
в управленческой деятельности.
В российском законодательстве дано следующее определение
термина "информация":
«Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» (Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Слайд 14Понятие информационной системы
В широком смысле информационная система есть совокупность технического,
программного и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того,
чтобы своевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией.
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» даёт следующее определение: «информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».
В узком смысле информационной системой называют только подмножество компонентов ИС, включающее базы данных, СУБД и специализированные прикладные программы и т. д.
Слайд 15Информационная система должна обеспечивать :
сбор информации,
преобразование и обработку информации,
анализ информации (!?),
хранение и защиту информации,
передачу информации и
знаний для использования потребителем.
В любом случае основной задачей ИС является удовлетворение конкретных информационных потребностей в рамках конкретной предметной области. Современные ИС де-факто немыслимы без использования баз данных и СУБД, поэтому термин «информационная система» на практике зачастую сливается по смыслу с термином «система баз данных».
Слайд 16Что означает термин «решение»?
Управление – это совокупность целенаправленных скоординированных действий,
направленных на достижение тактических или стратегических целей организации или субъекта
управления. Для эффективного управления необходимо предвидеть развитие событий.
Процесс управления включает сбор, обработку и передачу информации для выработки управляющих решений.
Решение — это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или необходимым действиям. Так, решениями являются какой-либо вывод, сделанный человеком без дальнейших действий, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.
Слайд 17Понятие «система»
Понятие «система» широко используется в науке, технике и
повседневной жизни, когда говорят о некоторой упорядоченной совокупности любого содержания.
Система является фундаментальным понятием как системотехники, так и базовых теоретических дисциплин (теории систем, исследования операций, системного анализа и кибернетики).
Система — это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, а также знаний о природе, обществе и т. д. Каждый объект, чтобы его можно было считать системой, должен обладать четырьмя основными свойствами или признаками (целостностью и делимостью, наличием устойчивых связей, организацией и эмерджентностью).
Слайд 18Основные признаки систем
Целостность и делимость.
Для системы первичным является признак
целостности, т. е. она рассматривается как единое целое, состоящее из
взаимодействующих частей, часто разнокачественных, но одновременно совместимых.
Наличие устойчивых связей.
Наличие существенных устойчивых связей (отношений) между элементами или (и) их свойствами.
Организация.
Это свойство характеризуется наличием определенной организации (порядка).
Эмерджентность.
Эмерджентность предполагает наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности.
Слайд 19Свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не
определяются ими полностью:
система не сводится к простой совокупности элементов;
расчленяя
систему на отдельные части, изучая каждую из них в отдельности, нельзя познать все свойства системы в целом;
характеристики системы в целом определяются не только и не столько характеристиками составляющих ее элементов, сколько характеристиками связей между ними.
Слайд 20Процессы, обеспечивающие работу информационной системы, можно представить в виде схемы:
Слайд 21ввод информации из внешних или внутренних источников;
обработка входной информации и
представление ее в удобном виде;
Вывод информации для представления потребителям или
передачи в другую систему;
обратная связь — это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.
Выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения
Слайд 22Внедрение информационных систем может обеспечить:
Получение более рациональных вариантов решения
управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем
и т.д.;
освобождение работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
обеспечение достоверности информации;
замену бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты;
совершенствование структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;
уменьшение затрат на производство продуктов и услуг;
предоставление потребителям уникальных услуг;
отыскание новых рыночных ниш.
Слайд 23История развития информационных систем
Первые информационные системы появились в 50-х годах
прошлого века. В эти годы они были предназначены для обработки
счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
В 60-е годы изменилось отношение к ИС. Информация, полученная с их помощью, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было раньше.
Слайд 24В 70-х и 80-х годах прошлого века ИС начинают широко
использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс
принятия решений.
К середине 90-х годов концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и применяются на всех уровнях организации любого профиля. ИС этого периода, вовремя предоставляя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
Слайд 26Структура информационной системы
Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее
частей, называемых подсистемами. (Подсистема - это часть системы, выделенная по
какому-либо признаку).
Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения, а подсистемы называют обеспечивающими. Структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем:
Слайд 27Техническое обеспечение.
Это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы,
а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Математическое и программное обеспечение.
Это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
Информационное обеспечение.
Назначение подсистемы состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.
Слайд 28Организационное обеспечение.
Это совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников
с техническими средствами и между собой в процессе разработки и
эксплуатации информационной системы.
Правовое обеспечение.
Это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения является соблюдение законности.
Слайд 29Компоненты информационных систем
1. Данные, информация и знания.
2. Аппаратные средства.
3.
Программное обеспечение.
4. Языки программирования.
5. Средства коммуникации.
6. Методы анализа и проектирования.
7.
Методы обеспечения качества продукции.
8. Системные разработчики и обслуживающий персонал.
9. Поставщики информационных услуг.
10. Средства обеспечения производительности и надежности, безопасности системы.
Слайд 30Взаимосвязь информационной системы и системы управления. Модели организации производства
Организации
различных типов и сфер деятельности можно представить как бизнес-процессы, в
результате которых экономические ресурсы преобразуются в товары и услуги.
Процесс принятия управленческих решений рассматривается как совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и последовательных действий, обеспечивающих эффективное функционирование бизнес-процессов. Это новая и современная парадигма управления.
Слайд 31Эволюция систем организации производства и управления
1 этап.
После Второй мировой
войны традиционная парадигма выпуска продукции массового потребления (прямоточные сборочные линии,
иерархия власти, контроль качества продукции и массовое потребление) достигла своего апогея в США в 1950-х и 1960-х гг.
Основная идея этой парадигмы – ориентация на продукт. Конечный продукт является главным, а процесс производства – второстепенным. И операции, и процессы технологически закреплены, или «заданы». Процесс разбит
на большое число мелких элементов.
Слайд 322 этап.
Ориентация на процесс и операции. Только высококачественный процесс может
гарантировать высококачественные товары, а не наоборот. Этот фундаментальный вывод сделал
процесс объектом первостепенной важности. Процесс все еще рассматривается как технологически «заданный» и находящийся в компетенции инженерии и инженеров. Основной упор делается на совершенствовании операций процесса. Качество процесса понималось как качество составляющих его операций. Концепции комплексного управления качеством, «точно и вовремя», а также непрерывного совершенствования получила название Кайдзен. (Kaizen – философия непрерывного улучшения, имеющая широкое распространение в Японии) характеризуют этот этап. (Япония 1980 г.).
Слайд 333 этап.
Ориентация на интегрированный процесс. Акцент смещается с операций
на «связи», т. е. на саму структуру процессов. Реинжиниринг процесса,
заново интегрирующий отдельные компоненты в более крупное, автономное и самоуправляемое целое, характеризует этот этап. Впервые за всю историю менеджмента процесс производства не считается «заданным» и определяемым инженерами. Производственный процесс превращается в бизнес-процесс и, следовательно, подвергается качественному реинжинирингу (BPR).
Под бизнес-процессом понимают серию логически взаимосвязанных действий, при которых ресурсы предприятий или организаций используются для создания или получения полезного для потребителя продукта или услуги в фиксированный промежуток времени.
Иными словами, это поток работы, переходящий от одного работника к другому (от одного отдела к другому). Работу предприятия следует рассматривать как совокупность пронизывающих его бизнес-процессов.
В 1990-х гг. основное внимание уделяется не только дискретному совершенствованию операций закрепленного технологического процесса, но и реинтеграции (изобретению заново и реинжинирингу) самого процесса.
Слайд 344 этап (конец 90 гг.). Парадигма глобального менеджмента (ГМ). Основные
составляющие этой идеологии перечислены ниже.
1. Горизонтальная корпорация.
2. Реинжиниринг процесса.
3.
Всемерная ориентация на клиента.
4. Автономные команды или ячейки.
5. Интеграция клиентов.
6. Рынки, функционирующие внутри компаний.
7. Интеграция поставщиков и координация их размещения.
8. Исключение компромиссов.
9. Управление по принципу «открытой книги».
10. Корпоративная динамика
ГМ направлен не на совершенствование (т. е. сохранение и закрепление) действующих структур, а на их полный пересмотр и переоценку их в эру Интернета. Такие концепции, как комплексное управление качеством (TQM), непрерывное совершенствование (Kaidzen) и т. д. нельзя отнести к характеристикам ГМ. Большинство из них можно рассматривать как необходимые условия, заданные или подразумеваемые, перехода к ГМ.
Слайд 35Составляющие парадигмы глобального менеджмента:
1. Горизонтальная корпорация. Ступени властной иерархии
уничтожаются, пирамиды функциональной организации становятся более плоскими и организованными по
горизонтальному принципу, возникают корпорации с сетевой структурой. Это происходит не вследствие какого-нибудь сиюминутного сокращения производства — подход, обеспечивающий в лучшем случае неэффективное и кратковременное сокращение издержек, а вследствие долгосрочной реинтеграции задач, рабочей силы и знаний.
Слайд 362. Реинжиниринг процесса. Процессы производства и предоставления услуг подвергаются
реинжинирингу, т. е. реинтеграции. Отдельные операции объединяются в более крупные
блоки, при этом число шагов и отдельных частей быстро сокращается, а операции, не вносящие вклада в ценность продукта, исключаются.
3. Всемерная ориентация на клиента. Вместо определенных статистикой и ведущих себя по ее законам «массовых рынков» теперь каждый отдельный клиент или связная группа клиентов становятся отдельным рынком. Общепринятое изречение «Рынки ничего не покупают, а покупают люди» довольно хорошо описывает это изменение.
Слайд 374. Автономные команды или ячейки. Горизонтальная организация реинтегрированных процессов представляет
собой сетевые структуры, состоящие из взаимодействующих команд или ячеек: высокоинтегрированные
небольшие команды работников, которые владеют процессом производства.
Обладание процессом, ответственность, творческий подход и самоуправление являются основными характеристиками командного подхода. Команды способны быть ближе к клиенту, могут эффективно обслуживать по индивидуальным заказам большое число клиентов.
Слайд 385. Интеграция клиентов. Клиент становится частью производственного процесса, целью предприятия,
движущей силой стратегии и окончательным арбитром качества товаров и услуг,
широты номенклатуры и цен. Товар, находящийся в руках у покупателя, все еще является частью производственного процесса.
Покупатели вносят существенный вклад в конструкцию товара, планирование производства и послепродажное обслуживание, ремонт и повторное использование. Покупатель становится основным собственником и инвестором корпорации; удовлетворение потребностей клиентов и польза, которую получает клиент, становятся главными критериями эффективности работы корпорации.
Слайд 396. Рынки, функционирующие внутри компаний. Автономные команды в горизонтальной корпорации
организуются и координируются при помощи внутренних механизмов рыночной экономики.
Они
основываются на следующих принципах: цены внешних рынков, независимые договорные посредники, внутренняя конкуренция, непрерывное формирование, переформирование и ликвидация команд и сетей из нескольких команд, для того чтобы наиболее эффективно приспосабливаться к бизнес среде и обстоятельствам. Границы корпорации стираются и становятся полупрозрачными как для физических, так и для информационных изменений.
Слайд 407. Интеграция поставщиков. Известная также как близкое размещение поставщиков, она
простирается гораздо дальше непромышленного производства и принципа «точно и вовремя»
за счет того, что производство поставщиков физически переносится непосредственно в производственный процесс или на сборочный завод. Интеграция поставщиков отличается также от классической вертикальной интеграции, при которой поставщики интегрируются физически, но их управление и функционирование остается автономным и независимым.
Слайд 418. Исключение компромиссов. Известное также как бескомпромиссный менеджмент.
Оптимальное управление
любой заданной системой в корне отличается – причем всегда в
худшую сторону – от хорошего управления оптимально спроектированной системой. Глобальный клиент хочет получить сразу все. Его не интересует высокое качество, если товар или услуга слишком дороги или если он получает их слишком поздно
Слайд 429. Управление по принципу «открытой книги». Информация корпорации больше не
является тайной или конфиденциальной, но ее значение как важного инструмента
управления растет.
Все работники должны знать не только что и когда делать, но также и почему делать. Лишь информированные работники способны на творчество, ответственность и предпринимательскую инициативу, мотивируя свои действия механизмами свободного рынка. Работники перестают быть просто нанятыми специалистами, они начинают думать как собственники, так как становятся владельцами имущества и приобретают стратегическое мышление.
Слайд 4310. Корпоративная динамика. Компании отказываются от традиционного прогнозирования и планирования,
так как превращают гибкость и способность реагировать «онлайн» в важные
сферы компетенции специалистов.
Традиционное прогнозирование теряет свое значение так же, как и рынки массового потребления: мы можем предсказать поведение тысяч покупателей, но не малого их числа или одного — это происходит вследствие сокращения размеров выборок. При выпуске продукции на заказ потребности в прогнозировании снижаются, но возникает проблема предсказания смещения интересов покупателей.
Слайд 44Смена парадигм управления ведет и к замене идеологии организации информационных
систем. В частности, идеология ГМ ведет к увеличению роли распределенных,
сетевых технологий управления с широким использованием Интернет.
Для экономик США, Японии, Германии и других сильных индустриальных держав знания и информация становятся ключевыми компонентами, которые составляют их благосостояние.
Последние статистические данные Census Bureau иллюстрируют, что работы, связанные со знаниями и информацией, в настоящее время составляют около 60% американского валового национального продукта, и около 55% рабочей силы заняты именно ими.
Слайд 45Виды информации в системе управления
Любое предприятие, получающее ресурсы, в том
числе и информационные, перерабатывает их в продукты своей деятельности.
Схематически
внешняя и внутренняя информационная среда предприятия изображена на рисунке:
Слайд 46Данные, информация, документы, циркулирующие внутри предприятия и отражающие суть его
деятельности, образуют пересекающиеся и взаимодействующие потоки.
Можно выделить основные виды
потоков:
1. финансовые потоки (Cash Flow),
2. управленческие потоки (Control Flow),
3. потоки работ (Work Flow),
4. потоки документов (Document Flow),
5. потоки данных (Data Flow).
Слайд 47Внутренняя информация, как правило, точна и адекватно отражает состояние предприятия.
Примеры внутренней информации: планы, приказы, распоряжения, отчеты, производственные данные, движение
финансов и других ресурсов, подготовка персонала, сферы применения продуктов деятельности, методы и каналы сбыта, техника продаж, заказы, поставки.
Слайд 48Внешняя среда - экономические, политические и социальные субъекты, действующие за
пределами предприятия, связи и отношения с ними.
Информация внешней среды
часто неполна, противоречива, приблизительна, разнородна, неадекватно отражает состояние внешней среды. Поэтому необходимы специальные средства для извлечения достоверной информации из внешних источников.
Примеры внешней информации: рынок и его нестабильность, требования и ожидания потребителей, "происки" конкурентов, тенденции в деловой среде и состояние мировых рынков, спрос и предложения, изменения в законодательстве.
Совокупность внешней и внутренней информации, обслуживающие системы и технологии, ИТ-специалисты и персонал ИТ-подразделений составляют информационно-технологический ресурс современного предприятия.
Слайд 49Локальный информационный контур
На практике, как правило, в структуре управления
можно выделить локальные контуры управления (соответствующие основным видам информационных потоков),
которые являются относительно независимыми и которые можно рассматривать как локальные информационные системы (локальные информационные контуры).
Слайд 50Поэтому информационные системы предприятия могут быть интегрированными, охватывающими разом все
локальные информационные контуры предприятия и информационные потоки взаимодействия предприятия с
окружающей средой, а могут представлять собой локальные информационные системы, различающиеся для различных информационных контуров предприятия.
Использование большого числа различных информационных систем нежелательно из-за проблем, возникающих при их взаимодействии (различный формат представления и хранения данных).
По этой причине настоящая отдача средств, связанных с построением информационной системы предприятия, возможна лишь при построении интегрированной информационной системы предприятия, правильно учитывающей уровень информационной культуры предприятия.
Слайд 51Виды информационных систем управления
Классификация информационных систем управления зависит от
видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и
его организации, степени автоматизации управления.
Единой классификации информационных систем в настоящее время не существует.
Основными классификационными признаками автоматизированных информационных систем являются:
• уровень в системе государственного управления;
• область функционирования экономического объекта;
• виды процессов управления;
• степень автоматизации информационных процессов.
Слайд 52По уровню государственного управления автоматизированные информационные системы делятся на федеральные,
территориальные (региональные) и муниципальные ИС, которые являются информационными системами высокого
уровня иерархии в управлении.
ИС федерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны.
Классификация по области функционирования экономического объекта ориентирована на производственно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций различного типа. К ним относятся автоматизированные информационные системы промышленности и сельского хозяйства, транспорта, связи, банковские ИС и др.
Слайд 53По видам процессов управления ИС делятся на:
1. ИС управления
технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические
процессы, энергетика и т. д.).
2. ИС организационного управления, которые предназначены для автоматизации функций управленческого персонала.
3. Корпоративные ИС используются для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т. д.
4. ИС научных исследований обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе экономико-математических методов и моделей.
5. Обучающие ИС используются для подготовки специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников различных отраслей экономики.
Слайд 54По степени автоматизации информационных процессов ИС подразделяются на:
Ручные информационные
системы, которые характеризуются отсутствием современных технических средств обработки информации и
выполнением всех операций человеком по заранее разработанным методикам.
Автоматизированные информационные системы — человеко-машинные системы, обеспечивающие автоматизированный сбор, обработку и передачу информации, необходимой для принятия управленческих решений в организациях различного типа.
Слайд 55Использование информационных систем в государственном и муниципальном управлении
Эта тема
– в лекции 1 на сайте edu.uapa.ru/moodle
(Современное состояние, проблемы, достижения,
ссылки на нормативные акты…)