Слайд 1Информационные технологии в образовании
Слайд 3Если бы компьютер не был изобретен
как универсальное техническое устройство,
его следовало бы создать специально
для целей образования
Энтони Маллан
Слайд 4Технология
от греч. téchne - искусство, мастерство, умение
- совокупность
приемов и методов, определяющих последовательность действий для реализации производственного процесса,
при котором происходит качественное изменение обрабатываемых объектов
Слайд 5Информационные технологии
- совокупность методов и способов получения, обработки, представления информации,
направленных на изменение ее состояния, свойств, формы, содержания и осуществляемых
в интересах пользователей.
- практическая часть области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых результатов (И.В.Роберт, С.В. Панюкова и др.).
Слайд 6Информационно-коммуникационные технологии
совокупность способов и средств работы
с информационными ресурсами, способов
организации общения на основе различных аппаратных, программных
и телекоммуникационных средств
Слайд 7Информация
Термин «информация» происходит от лат. Informatio – разъяснение, объяснение, осведомленность
Слайд 8Информация
знания, которые человек получает из различных источников с помощью органов
чувств
любые сведения о каком-либо событии, сущности, процессе и т.п.,
являющиеся объектом некоторых операций: восприятия, передачи, преобразования, хранения и использования, для которых существует содержательная интерпретация
Слайд 9Информация
Любое взаимодействие между объектами, в процессе которого один приобретает некоторую
субстанцию, а другой ее не теряет, называется информационным взаимодействием.
При
этом передаваемая субстанция называется Информацией.
Станислав Янковский
«Концепция общей теории информации»
Слайд 10Свойства информации
информация не может существовать
вне взаимодействия объектов
информация не теряется
ни одним из них
в процессе этого взаимодействия
Слайд 11
Способы восприятия информации
Человек, воспринимая окружающий его мир, использует целое множество
ощущений и видов физических воздействий на соответствующие органы чувств:
зрение
(глаза)
слух (уши)
вкус (специализированные клетки языка и рта)
запах (специализированные клетки в мембране слизистой оболочки и полости носа)
осязание вибрации (в основном кожа)
кинестезия (суставы) …
Слайд 12Виды информации
по типу воспринимающих её рецепторов
визуальная
аудиальная
тактильная
обонятельная
вкусовая
Слайд 13Виды информации
по форме представления
текстовая
числовая
графическая
звуковая (акустическая)
кодовая
телевизионная
видеоинформация
Слайд 14Виды информации
по предназначению
массовая
специальная
личная
Слайд 15Информационные процессы
это совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией
для получения какого-либо результата (достижения цели)
извлечение
транспортирование
обработка
хранение
представление и
использование
Слайд 16Информационные технологии
Базовые:
мультимедиа-технологии,
геоинформационные технологии,
технологии защиты информации,
CASE-технологии,
телекоммуникационные технологии,
технологии искусственного интеллекта.
Специализированные:
организационного управления,
в промышленности
и экономике,
в образовании,
автоматизированного проектирования
Слайд 17Информационная технология обучения (ИТО)
- педагогическая технология, использующая специальные способы, программные
и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети)
для работы с информацией (И.Г.Захарова)
- приложение информационных технологий для
создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога)
восприятия знаний (деятельности обучаемого)
оценки качества обучения
всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса
Слайд 18Главная цель информатизации образования
«…в подготовке обучаемых к полноценному и
эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в
условиях информационного общества»
(Концепция информатизации образования РФ: Проблемы информатизации высшей школы. – М., 1998)
Слайд 19Цели использования ИТ
в образовании
Реализация социального заказа современного общества
в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации.
Развитие личности обучающегося,
его подготовка
к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации.
Интенсификация, повышение эффективности и качества образовательного процесса на всех уровнях системы образования.
Слайд 20Дидактические возможности ИТ
незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами
ИКТ
визуализация учебной информации
моделирование и интерпретация информации
архивирование, хранение
больших объемов информации
автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности
автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля
Слайд 21Функции ИТ в учебном процессе
информационно-справочная
наглядная демонстрация материала
индивидуализация и дифференциация
процесса усвоения
оптимизация учебного процесса
контролирующая
диагностирующая
автоматизация процессов управления
учебной деятельностью
моделирования
автоматизация процессов обработки результатов лабораторного эксперимента, построения графиков, таблиц, диаграмм
Слайд 22Информационные технологии
в образовании
Мультимедиа-технологии
Технология телекоммуникации
Технология «Виртуальная реальность»
Слайд 23Информационные технологии
характеризуются средой, в которой они функционируют, и компонентами, которые
они содержат:
техническая среда (вид используемой техники);
программная среда (набор
программных средств для реализации педагогических технологий);
предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.)
Слайд 24Программное обеспечение, используемое в ИТО
обучающие, контролирующие и тренировочные системы
системы для
поиска информации
моделирующие программы
микромиры
инструментальные средства познавательного характера
инструментальные средства универсального характера
инструментальные средства
для обеспечения коммуникаций
Слайд 25Обучающие и тренировочные системы
АОС - автоматизированная обучающая система,
включает
комплекс учебно-методических материалов (демонстрационные, теоретические, практические, контролирующие) и компьютерные программы,
которые управляют процессом обучения.
Слайд 26Обучающие и тренировочные системы
АОС предоставляет пользователям следующие возможности работы:
вводить информацию
(теоретический и демонстрационный материал, практические задания, вопросы для тестового контроля)
в базу данных и формировать сценарии для проведения занятий
работать с материалами программы
автоматизировать контроль усвоения знаний, последовательность и темп освоения учебного материала
протоколировать работу ученика (информация (итоги тестирования, изученные темы) заносится в базу данных)
предоставлять информацию о результатах работы
Слайд 27Примеры АОС
Электронный учебник
«Концепции современного естествознания» http://nrc.edu.ru/est/
Геометрия. 7 класс.
Мультимедийное приложение к учебнику
И.Ф. Шарыгина. ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,
2006.
Слайд 30Контролирующие системы
Преимущества:
возможность организации централизованного контроля
охват всего контингента обучаемых
объективность
Пример:
Кадневский В. История России для
поступающих
в вузы: тестовый комплекс. Магнамедиа, 2005.
Слайд 31Системы для поиска информации (информационно-поисковые системы)
справочные правовые системы
(«Гарант», «Кодекс»,
«Консультант Плюс»)
электронные каталоги библиотек
(Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова)
поисковые системы в
Internet
(google, yahoo, яндекс, рамблер)
электронные словари и энциклопедии
(мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия)
Слайд 32Моделирующие программы
это программы, позволяющие моделировать эксперименты, воображаемые или реальные
жизненные ситуации
Примеры.
ЛЕГО-лаборатория http://school56.spb.ru/lego/lego.index.html
МЭКОМ – компьютерная программа моделирования экономики и
менеджмента http://economics.isf.ru
Виртуальные лаборатории
http://www.somit.ru/fisika7_7.htm
Слайд 33Микромиры
особые узкоспециализированные программы, позволяющие создать на компьютере специальную среду,
предназначенную для исследования некоторой проблемы
Примеры
Язык Лого, разработанный американским ученым Сеймуром
Пейпертом для создания микромира Матландия (Mathland), предназначенного для изучения математики.
Игровые программы, моделирующие жизнь города, племени, цивилизации, управлять которыми можно некоторых предопределенных законов и правил.
Слайд 34Инструментальные средства
программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов
различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных
комплексов
предметно-ориентированные
не зависящие от специфики конкретных задач и областей применения
Слайд 35Инструментальные средства познавательного характера
основываются на принципе конструктора, позволяющего создавать
обучаемым их собственное понимание новых концепций, в рамках которых предоставляется
возможность построить схему решения определенной проблемы, в основном, визуализированную
Примеры
системы математического моделирования Mathlab, Maple, Matematica
электронный учебник математики Л.Я. Боревского
Живая геометрия - электронный альбом для геометрических чертежей.
GeoGebra
Слайд 36Инструментальные средства познавательного характера
Mathlab
Maple
Слайд 37Инструментальные средства универсального характера
универсальные программные продукты, специально не предназначенные
для педагогических целей
текстовые редакторы: Блокнот, Notepad++, MS Word
электронные таблицы: MS Excel, Calc
базы данных: MS Access, MS SQL Server, Oracle
графические редакторы: Paint, Photoshop, CorelDraw
Слайд 38Инструментальные средства
для обеспечения коммуникаций
позволяют преподавателям и обучаемым совместно
использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи
или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении
электронная почта
электронная конференцсвязь
видеоконференцсвязь
Internet
Слайд 39Технологии Интернет
WWW (англ. World Wide Web – Всемирная паутина) –
технология работы в сети с гипертекстами
FTP (англ. File Transfer Protocol
– протокол передачи файлов) – технология передачи по сети файлов произвольного формата
IRC (англ. Internet Realy Chat – поочередной разговор в сети, чат) – технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, режим прямого диалога
ICQ (англ. I seek you – я ищу тебя) – технология ведения переговоров один на один в синхронном режиме
Слайд 40Классификация ИТ
по их дидактической функции
технологии представления учебной информации
технологии передачи учебной информации
технологии организации учебного процесса
Слайд 41Положительные стороны использования ИКТ
адаптация обучаемого к учебному материалу с учетом
собственных возможностей и способностей
возможность выбора более подходящего для обучаемого метода
усвоения предмета
регулирование интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса
самоконтроль
доступ к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня
поддержка активных методов обучения
образная наглядная форма представления изучаемого материала
модульный принцип построения
развитие самостоятельного обучения
Слайд 42Негативные последствия использования ИКТ в образовании
негативные последствия медицинского характера
Факторы
нарушение эргономики места пользователя
недопустимый временной интервал использования
ИКТ
использование недопустимого объема информации
несоответствие предоставляемой информации индивидуальным возможностям личности
негативные последствия
психолого-педагогического характера
Слайд 43Отрицательные последствия использования ИКТ
психобиологические последствия, влияющие на физическое и
психологическое состояние учащегося, и, в том числе, формирующие мировоззрение, чуждое
национальным интересам страны
культурные последствия, угрожающие самобытности обучаемых
социально-экономические последствия, создающие неравные возможности получения качественного образования
политические последствия, способствующие разрушению гражданского общества в национальных государствах
этические и правовые последствия, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности (Б.Я.Советов)