Слайд 1Информационная культура в непрерывном образовании личности
Грузова Анна Андреевна
канд. пед. наук,
доцент кафедры информационного
менеджмента СПбГИК
Слайд 2Данные – Информация - Знания
И познаете истину, и истина сделает
вас свободными
Иоанн, 8:32
Ничто ни хорошо, ни плохо, лишь разум
делает его таким
У. Шекспир
Слайд 3Данные – Информация - Знания
Слайд 5Организационное знание
Формализованное знание – представлено в виде документации, баз данных
и знаний и т.д.)
Неформализованное знание – знания, навыки, умения, профессиональный
опыт сотрудников, не зафиксированный документально
Слайд 6Знание, а не информация
Более знающие люди имеют лучший доступ к
информации
Компетенция как ключ, позволяющий взломать код к пониманию информации
Власть переходит
из рук тех, кто контролировал информацию, к тем, кто контролирует знание. Остальные будут отставать
Значение имеет не только доступ к любой информации, но способность сделать с ней что-либо.
Слайд 7 Доступ к информации не означает инноваций
Списки самых популярных книг на
Аmаzon.соm: большинство людей в большинстве компаний одной и той же отрасли
читают одни и те же книги с одинаковыми моделями
Конкуренция при помощи тех же рецептов, что и у других, не приводит к успеху
«Если все думают одинаково, значит кто-то не думает вообще»
Слайд 8Документальные потоки
Документы – дискретно поступающие информационные сообщения, содержащие отдельные фрагменты
знаний об объекте.
Любая деятельность отражается в документальном потоке
Неаддитивность социальной информации
– информативность совокупности документов превышает информативность отдельных документов и не является их суммой
Слайд 9Закономерности развития документальных потоков
Слайд 10Различия традиционного текста и текста в веб-среде
Слайд 11Информационный кризис
Дефицит информации в условиях ее перепроизводства («информационный взрыв», но
при этом «информационный голод»
Ограниченные возможности человека по восприятию и переработке
информации при постоянном увеличении информационных потоков
Избыточная информация (дублирование уже существующей информации)
Экономические, политические, социальные барьеры
Слайд 12Информация как неисчерпаемый ресурс. Законы Интернета
Закон Мура – предсказание основателя
Intel о том, что каждые 18 месяцев плотность микрочипов (следовательно,
вычислительные возможности) будут удваиваться при неизменности затрат.
Закон Меткалфа – ценность сети пропорциональна квадрату числа ее пользователей.
Сети демонстрируют эффект растущего, а не уменьшающегося возврата — чем больше людей уже присоединились , тем больше смысла присоединиться и нам с вами. Это исключение из правила ограниченных ресурсов, которое до сих пор действовало в экономике и бизнесе.
Как следствие двух этих законов, вычислительные мощности и число активных членов сетей превзошли наши самые смелые ожидания.
Слайд 13Инновационная творческая деятельность специалистов
Решение нестандартных (инновационных) творческих задач
Реализация обязательных информационных
процессов поиска, переработки, распространения информации
Производство идей (новых знаний)
Необходимое условие –
информационная культура:
Стремление к непрерывному наращиванию знаний
Способность к рефлексии (осмыслению профессионального опыта)
Слайд 14Информационная культура личности
Способность человека к рефлексии, к непрерывному наращиванию знаний:
Стремление
к непрерывному образованию и реализации профессиональной творческой деятельности для накопления
знаний: теоретических, практических, интуиции
Умение взаимодействовать с информационной средой
Коммуникативная компетентность
Информационная грамотность
Эффективная реализация информационных процессов инновационной творческой деятельности
Слайд 15Информационная среда
пространство, где знание создается, отчуждается от своего носителя путем
вербализации и материализации (превращается в информацию), транслируется, изменяется в процессе
передачи и восстанавливается в личностное знание индивида
(по Ю. А. Шрейдеру)
Слайд 16Комфортная информационная среда облегчает и стимулирует познавательную деятельность людей
Признаки комфортности:
Избыточность
по сравнению с тезаурусом специалистов
Интегративность, выражающаяся в многоаспектной, комплексной характеристике
объектов и явлений
Способность к сопряжению нового знания с уже имеющимся, а также языка пользователя с языком сообщений
Гибкость и динамичность, как возможность быстрого реагирования на изменение содержания информационных потребностей и сообщений
Избирательность, способность к фильтрации передаваемой информации
Слайд 17Информационный кризис
Дефицит информации в условиях ее перепроизводства («информационный взрыв», но
при этом «информационный голод»)
Слайд 18Информационные процессы в инновационной деятельности специалистов
Слайд 20Поиск и ценностный отбор информации, комфортность чтения
Слайд 21Переработка больших массивов информации и хранение
Слайд 22Комфортное создание нового знания
Слайд 23Аналитическая переработка информации
Умение структурировать информационное сообщение
Умение визуализировать информационное сообщение
Слайд 24Интернет как образовательная среда
Ресурсы изучения иностранных языков (Лингвалео, BBC learning
english и т.д.)
Массовые открытые онлайн курсы (Coursera.org и др.)
Специализированные образовательные
порталы
Электронные библиотеки
Слайд 25Непрерывное образование
Для приобретения необходимых знаний люди нуждаются в образовании и
непрерывном последующем обучении
Образование из услуги превращается в продукт
Библиотека как навигатор
знаний и учреждение непрерывного образования
Обеспечение доступности знаний, а не только информации
Слайд 40Коммуникативная компетентность
владение коммуникативными навыками и умениями
опыт в сфере делового общения
знание
делового этикета общения, культурных норм и ограничений в общении, соблюдение
приличий и воспитанность
ориентация в коммуникативных средствах соответственно ситуации.
Слайд 42Особенности коммуникативной компетентности
Не приступать к сообщению мысли, если она непонятна
самому себе.
Знание механизма действия коммуникационных барьеров, которые могут приводить к
неполному и неточному пониманию сообщений
Правило конкретности, (при создании сообщений пользоваться как можно более простым и понятным языком).
Контроль невербальных сигналов, т. е. контроль формы сообщения в области невербального сопровождения – мимики, жестов, интонации, позы.
Правило «собственной неправоты» - всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной.
Правило открытости, как продолжение правила собственной неправоты – готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием открывающихся обстоятельств, изменения контекста, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
Правило активного и конструктивного слушания.
Правило «места и времени» эффективность сообщения резко возрастает при его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, канала и формы для его создания и передачи.
Правило обратной связи (feedback)
Слайд 43Коммуникативные навыки
В области устной коммуникации (говорить и слушать):
культура речи, грамотность,
знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в
речи, точность, логичность и выразительность речи, владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями; владение стилем профессиональной речи; умение публично выступать;
активное и конструктивное слушание.
Слайд 44Коммуникативные навыки:
В области письменной коммуникации (чтение и письмо):
умение создавать
письменные сообщения, культура и грамотность письменной речи.
внимательное чтение, подразумевающее грамотный
выбор необходимых для чтения документов, знание ценностных свойств документов, определение достоверности и качества документа, умение работать с большими массивами информации, воспринимать и интерпретировать текстовые сообщения, встраивать полученную информацию в свою систему знаний.
Слайд 45Прочие коммуникативные навыки
Критическое мышление, способность к анализу и правильной интерпретации
информации.
Инициативность в создании и распространении нового знания.
Навыки управления актом коммуникации:
умение определять цель и понимать ситуацию общения; умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника; навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника; умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения; умение контролировать эмоциональное состояние и выражение эмоций; умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности.
Навыки групповой коммуникации, умения взаимодействовать в команде.
Знание систем этики делового общения и правил делового этикета и умение их использовать. Уважение конфиденциальной информации и защиты авторского права.
Слайд 46Информационная грамотность
Умение пользоваться средствами информационного поиска (каталоги библиотек, поисковые системы
Интернет и т. д.)
Умение использовать информационные технологии для работы с
информацией (текстовые и графические редакторы, средства Интернет и т.д.)
Умение правильно оформлять информационные сообщения
Слайд 47Контакты
Анна Андреевна Грузова, канд. пед. наук, доцент кафедры информационного менеджмента
СПбГИК
E-mail: gruzova@mail.ru
vk.com/annagruzova