Слайд 1Информационные системы (ИС) в экономике
Исхаков З.Ф.
Кафедра «Информатика и ИКТ»
УГАЭС
Слайд 2Два направления использования компьютерной техники:
Вычисления
Накопления и обработки информации
Слайд 3В наиболее распространенных видах бизнеса (банковское дело, биржевые операции, система
резервирования билетов и мест в гостиницах, торговля и т.д.) предполагают
прежде всего надежное накопление, хранение и оперативная обработка
Слайд 4Два свойства, которые общие для всех ИС
В основе любой информационной
системы лежит среда хранения и доступа к данным
Должна обладать простым,
удобным, легко осваиваемым интерфейсом
Слайд 5Теория систем впервые была применена в точных науках и в
технике.
Применение теории систем в управлении в конце 1950-х годов явилось
важнейшим вкладом школы науки управления.
Слайд 6Под системой будем понимать любой объект, который одновременно рассматривается и
как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных
целей совокупность разнородных элементов.
Слайд 7Требования к ИС формируются с учетом:
Долговременого и надежного хранения информации
Уровень
надежности и долговременности хранения информации определяются конкретными требованиями корпорации к
информационной системе
Возможность хранения данных различных структур
Возможность развития ИС
Слайд 9Для системы характерны следующие основные свойства: (1)
сложность системы зависит от
множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а также
от сложности внутренних и внешних связей и динамичности;
делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам;
Слайд 10Для системы характерны следующие основные свойства: (2)
целостность системы означает, что
функционирование множества элементов системы подчинено единой цели;
многообразие элементов системы и
различия их природы связаны с их функциональной специфичностью и автономностью, например, в объектах промышленного производства могут быть выделены такие элементы, как сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, полуфабрикаты, запасные части, готовая продукция, трудовые и денежные ресурсы;
Слайд 11Для системы характерны следующие основные свойства: (3)
эмерджентность – это свойство
системы создавать новое качество, которое не присуще ни одному из
элементов, ее составляющих, например, ни одна деталь самолета не обладает способностью летать, в совокупности же элементы системы создают для самолета возможность самостоятельного полета;
Слайд 12Для системы характерны следующие основные свойства: (4)
структурированность системы определяет наличие
установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов
системы по уровням иерархии.
Слайд 13Существует два основных типа системы: закрытая и открытая
Закрытая система имеет
жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от окружающей среды
Открытая
система характеризуется взаимодействием с внешней средой
Слайд 14Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания
и функционирования.
Информационные системы (ИС) обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу
информации, необходимой в процессе принятия решений. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
Слайд 15Определение ИС (1)
Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов
документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств
вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Слайд 16Определение ИС (2)
Информационная система – это средство организации информационного обеспечения
процесса управления, способствующее своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во
все звенья системы управления,нуждающиеся в ней.
Слайд 17Определение ИС (3) !!!
Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов
и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в
интересах достижения поставленной цели.
Слайд 18Информационная система организации – это совокупность внутренних и внешних потоков
прямой и обратной информационных связей экономического объекта, методов,
средств, специалистов, участвующих
в процессе обработки информации и выработке управленческих решений.
Слайд 19Структура информационной системы организации
Слайд 20В рамках любой организации можно выделить управляющую часть (орган управления)
и управляемый процесс (объект
управления), составляющие в совокупности систему управления.
Слайд 22Можно выделить три основные модели, без разработки которых невозможно формирование
эффективной системы
управления организацией:
модель координирующих и организующих подсистем организации (управляющие подсистемы
– управленческий аппарат);
модель внутренней среды организации (управляемые подсистемы – объект управления);
модель взаимодействия внешней и внутренней сред организации (совокупность управляющих и управляемых подсистем).
Слайд 23Процессы в информационной системе
Слайд 24Основная задача любой информационной системы – создание условий работы и
ведения бизнеса, облегчение и автоматизация труда людей.
Следовательно, информационная система образована
двумя большими частями: информационной инфраструктурой и информационными сервисами.
Слайд 25Информационные сервисы – это то, ради чего создаются информационные системы.
Это могут быть интернет-сервисы, сервисы приложений, управления, принятия решений и
т.д.
Однако без информационной инфраструктуры невозможно себе представить ни одного сервиса.
Слайд 26Информационная инфраструктура есть функциональная, даже материальная основа, та среда, в
которой функционируют информационные сервисы.
Поэтому качество сервисов напрямую зависит от
качества информационной инфраструктуры и от качества управления информационной инфраструктурой.
Слайд 27Информационная инфраструктура – это совокупность технических средств, линий связи, процедур,
нормативных документов и т.п., обеспечивающая основу для функционирования информационных сервисов.
Слайд 28Пирамида информационной структуры ИС
Слайд 29Изменение подхода к использованию информационных систем
Слайд 30Внедрение информационных систем может способствовать: (1)
повышению качества обучения и контроля
знаний;
получению более рациональных вариантов решения научных и управленческих задач за
счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем;
освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
обеспечению достоверности информации;
замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
Слайд 31Внедрение информационных систем может способствовать: (2)
совершенствованию структуры потоков информации, ее
анализа и системы документооборота в фирме;
уменьшению затрат на производство продуктов
и услуг;
предоставлению потребителям уникальных услуг;
отысканию новых рыночных ниш;
привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.
Слайд 32Традиционные цели и критерии информационной системы (1)
Слайд 33Традиционные цели и критерии информационной системы (2)
Слайд 34Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Слайд 35Структура информационной системы
как совокупность обеспечивающих подсистем
Слайд 36Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации,
унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации,
а также
методология построения баз данных.
Слайд 37Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном
уровнях. Главная цель при этом – обеспечение сопоставимости показателей различных
сфер общественного производства.
Слайд 38Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:
к унифицированным системам документации;
к унифицированным
формам документов различных уровней управления;
к составу и структуре реквизитов
и показателей;
к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.
Слайд 39При создании информационных систем очень важно учитывать два аспекта:
изучение
потоков информации, циркулирующих в фирме
и создание баз данных для обслуживания
запросов организации
Слайд 40Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы,
места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет
анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.
Слайд 41В качестве примера простейшей схемы потоков данных можно привести схему,
где отражены все этапы прохождения служебной записки или записи в
базе данных о приеме на работу сотрудника – от момента ее создания до выхода приказа о его зачислении на работу.
Слайд 42Для создания информационного обеспечения необходимо:
• ясное понимание целей, задач, функций
всей системы управления организацией;
• выявление движения информации от момента возникновения
и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;
• совершенствование системы документооборота;
• наличие и использование системы классификации и кодирования;
• владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
• создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.
Слайд 43Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной
системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические
процессы
Слайд 44Комплекс технических средств составляют:
• компьютеры любых моделей;
• устройства сбора, накопления,
обработки, передачи и вывода информации;
• устройства передачи данных и линий
связи;
• оргтехника и устройства автоматического съема информации;
• эксплуатационные материалы и др.
Слайд 45Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации,
технологический процесс
обработки данных, технологическое оснащение.
Слайд 46Документацию можно условно разделить на три группы:
• общесистемную, включающую государственные
и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
• специализированную, содержащую комплекс методик
по всем этапам разработки технического обеспечения;
• нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.
Слайд 47Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов
и программ для реализации целей и задач информационной системы, а
также нормального функционирования комплекса технических средств.
Слайд 48К средствам математического обеспечения относятся:
• средства моделирования процессов управления;
• типовые
задачи управления;
• методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания
и др.
Слайд 49В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты,
а так-
же техническая документация.
Слайд 50К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на
пользователей и
предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для
расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.
Слайд 51Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при
создании конкретной
информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП),
реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального
объекта.
Слайд 52Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач,
задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры
Слайд 53Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников
с техническими средствами и между собой в процессе разработки и
эксплуатации информационной
системы.
Слайд 54Организационное обеспечение реализует следующие функции:
• анализ существующей системы управления организацией,
где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
• подготовку
задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
• разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Слайд 55Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус
и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования
информации.
Слайд 56Главной целью правового обеспечения является укрепление законности
Слайд 57В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов
власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций,
местных органов власти.
В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
Слайд 58Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные
с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений
от договора.
Слайд 59Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает:
• статус информационной системы;
•
права, обязанности и ответственность персонала;
• правовые положения отдельных видов процесса
управления;
• порядок создания и использования информации и др.
Слайд 60Создание и использование информационной системы для любой организации нацелены на
решение следующих задач (1)
Структура информационной системы, ее функциональное назначение должны
соответствовать целям, стоящими перед организацией.
Например:
в коммерческой фирме – эффективный бизнес;
в государственном предприятии – решение социальных и экономических задач,
в учебном заведении – качественное образование.
Слайд 612. Информационная система должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться
в соответствии с основными социальными и этическими принципами.
3. Производство достоверной,
надежной, своевременной и систематизированной информации.
Создание и использование информационной системы для любой организации нацелены на решение следующих задач (2)
Слайд 62Координация работы всех подразделений организации осуществляется через органы управления разного
уровня.
Под управлением понимают обеспечение поставленной цели при условии реализации
следующих функций: организационной, плановой, учетной, анализа, контрольной, стимулирования.
Слайд 63Управленческие функции (1)
Организационная функция заключается в разработке организационной структуры и
комплекса нормативных документов: штатного расписания фирмы, отдела, лаборатории, группы и
т.п. с указанием подчиненности, ответственности, сферы компетенции, прав, обязанностей и др. Чаще всего это излагается в положении по отделу, лаборатории или должностных инструкциях.
Слайд 64Управленческие функции (2)
Планиpование (плановая функция) состоит в разработке и реализации
планов по выполнению поставленных задач. Например, бизнес-план для всей фирмы,
план производства, план маркетинговых исследований, финансовый план, план проведения научно-исследовательской работы и т.д. на различные сроки (год, квартал, месяц, день).
Слайд 65Учетная функция заключается в разработке или использовании уже готовых форм
и методов учета показателей деятельности фирмы: бухгалтерский учет, финансовый учет,
управленческий учет и т.п.
В общем случае учет можно определить как получение, регистрацию, накопление, обработку и предоставление информации о реальных хозяйственных процессах.
Управленческие функции (3)
Слайд 66Управленческие функции (4)
Анализ или аналитическая функция связывается с изучением итогов
выполнения планов и заказов, определением влияющих факторов, выявлением резервов, изучением
тенденций развития и т.д.
Выполняется анализ разными специалистами в зависимости от сложности и уровня анализируемого объекта или процесса.
Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы за год и более проводят специалисты, а на уровне цеха, отдела – менеджер этого уровня (начальник или его заместитель) совместно со специалистом-экономистом.
Слайд 67Управленческие функции (5)
Контрольная функция чаще всего осуществляется менеджером: контроль за
выполнением планов, расходованием материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т.п.
Слайд 68Управленческие функции (6)
Стимулирование или мотивационная функция предполагает разработку и применение
различных методов стимулирования труда подчиненных работников:
• финансовые стимулы – зарплата,
премия, акции, повышение в должности и т.п.;
• психологические стимулы – благодарности, грамоты, звания, степени, доски почета и
т.п.
Слайд 69Система поддержки принятия решения
Принятие решения – акт целенаправленного воздействия на
объект управления, основанный на анализе ситуации, определении цели, разработке программы
достижения этой цели
Слайд 70Уровни управления
Структура управления любой организации традиционно делится на три уровня:
операционный
функциональный
стратегический
Слайд 71Пирамида уровней управления, отражающая возрастание власти, ответственности, сложности и динамику
принятия решений
Слайд 72Операционный (нижний) уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и
операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На
этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений.
Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации.
На уровне оперативного (операционного) управления большой объем занимают учетные задачи.
Слайд 73Например, в различных организациях можно встретить необходимость решения следующих учетных
задач:
• учет количества произведенной продукции;
• учет затрат времени, сырья и
материалов при выполнении отдельных производственных операций;
• учет произведенной продукции;
• бухгалтерский учет и т.д.
Слайд 74Функциональный (тактический) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа
информации, подготовленной на первом уровне.
На этом уровне большое значение
приобретает такая функция управления, как анализ.
Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность.
Слайд 75Стратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных
стратегических целей организации.
Часто стратегический уровень управления называют стратегическим или долгосрочным
планированием.
Слайд 76Персонал организации – сотрудники разной степени квалификации и уровней управления
– от секретарей,
выполняющих простейшие типовые операции обработки, до специалистов и
менеджеров, принимающих стратегические решения.
Слайд 77Квалификация персонала по уровням управления
Слайд 78На верхнем, стратегическом, уровне управления – менеджеры высшего звена руководства
организации (фирмы и его заместители).
Основная их задача – стратегическое
планирование деятельности фирмы на рынке
и координация внутрифирменной тактики управления;
Персонал организации (1)
Слайд 79Персонал организации (2)
На среднем, функциональном, уровне – менеджеры среднего звена
и специалисты (начальники служб,
отделов, цехов, начальник смены, участка, научные сотрудники
и т.п.).
Основная задача – тактическое управление фирмой при решении основных функций в заданной сфере деятельности;
Слайд 80На нижнем, операционном, уровне – исполнители и менеджеры низшего звена
(бригадиры, инженеры,
ответственные исполнители, мастера, нормировщики, техники, лаборанты и т.п.)
Основная
задача – оперативное реагирование на изменение ситуации.
Персонал организации (3)
Слайд 81Прочие элементы организации
Субкультура любой организации – это совокупность представлений, принципов,
типов поведения.
Особую роль играет важная ее составляющая – информационная
культура специалиста.
Это также должно найти отражение в информационной системе.
Слайд 82ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (1)
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите
информации» от 25 января 1995 г. дает следующее определение.
Информационные ресурсы
– это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Слайд 83Информационные ресурсы можно определить как весь имеющийся объем информации в
информационной системе.
Для страны – это будут информационные ресурсы страны,
для организации какого-то уровня – информационные ресурсы организации.
ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (2)
Слайд 84Экономическая информация – совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих
для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и
непроизводственной сфере.
ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ (3)
Слайд 85Информация в экономике проявляется во множестве аспектов: (1)
во-первых, производство информации
как таковой – это производственная отрасль, т.е. вид экономической деятельности;
во-вторых, информация является фактором производства, одним из фундаментальных ресурсов любой экономической системы;
в-третьих, информация является объектом купли-продажи, т.е. выступает в качестве товара;
Слайд 86в-четвертых, некоторая часть информации является общественным благом, потребляемым всеми членами
общества;
в-пятых, информация – это элемент рыночного механизма, который наряду
с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновесного состояний экономической системы;
Информация в экономике проявляется во множестве аспектов: (2)
Слайд 87в-шестых, информация в современных условиях становится одним из наиболее важных
факторов в конкурентной борьбе;
в-седьмых, информация становится резервом деловых и правительственных
кругов, используемым при принятии решений и формировании общественного мнения.
Информация в экономике проявляется во множестве аспектов: (3)
Слайд 88Классификация ИС по признаку
структурированности задач (1)
Различают три типа задач, для
которых создаются информационные системы:
структурированные (формализуемые)
неструктурированные
(неформализуемые)
и частично структурированные.
Слайд 89Структурированная (формализуемая) задача – это задача, где известны все ее
элементы и взаимосвязи между ними.
Классификация ИС по признаку
структурированности задач (2)
В
структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения.
Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является
полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю.
Слайд 90Классификация информационных систем
по признаку структурированности решаемых задач
Слайд 91Классификация ИС по признаку
структурированности задач (3)
Неструктурированная (неформализуемая) задача – задача,
в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.
Решение
неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.
Слайд 92Классификация ИС по признаку
структурированности задач (4)
Заметим, что в практике работы
любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных
задач.
О большинстве задач можно сказать, что известна
лишь часть их элементов и связей между ними.
Такие задачи называются частично структурированными.
Слайд 94Информационные системы оперативного (операционного) уровня (1)
Информационная система оперативного уровня является
связующим звеном между фирмой и внешней
средой.
Классификация типов ИС по уровням
управления
Слайд 95В качестве примера приведем информационные системы оперативного уровня:
Информационные системы оперативного
(операционного) уровня (2)
бухгалтерская;
банковских депозитов;
обработки заказов;
регистрации авиабилетов;
выплаты зарплаты и т.д.
Классификация типов
ИС по уровням управления
Слайд 96Информационные системы для менеджеров среднего звена (1)
Основные функции этих информационных
систем:
сравнение текущих показателей с прошлыми;
составление периодических отчетов за определенное время,
а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне;
обеспечение доступа к архивной информации и т.д.
Классификация типов ИС по уровням управления
Слайд 97Стратегическая информационная система – это компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку
принятия решений по реализации стратегических перспективных целей развития организации.
Классификация типов
ИС по уровням управления
Слайд 98Классификация информационных систем по разным признакам
Слайд 99ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Интеграция предполагает комплексное использование однократно вводимых в
систему данных для решения произвольного числа взаимосвязанных задач, устранения неконтролируемого
дублирования потоков информации, операций по ее преобразованию.
Интеграция информационных систем предполагает формирование единых требований к формам и методам хранения, передачи и представления информации, т.е. должен быть разработан единый стандарт информационных процессов.
Это необходимо для того, чтобы экономические данные однозначно интерпретировались в любой части информационной системы.
Слайд 100По степени интеграции информационные системы можно разделить на несколько классов:
крупные
интегрированные системы реализуют комплексное управление производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью организации,
обеспечивают информационную и технологическую взаимосвязь между подсистемами;
средние интегрированные системы охватывают большую часть задач управления производственно-хозяйственной и финансовой деятельностями организации, обеспечивают информационную и технологическую взаимосвязи между подсистемами;
малые интегрированные системы реализуют управление отдельными областями производственно-хозяйственной и
финансовой деятельностями организации;
локальные системы – информационные системы по отдельным направлениям деятельности.
Слайд 101Примером крупной интегрированной информационной системы автоматизации процессов управления предприятием могут
служить ERP-системы (enterprise resources planning – комплексное планирования ресурсов предприятия).
Основным
назначением ERP-систем является автоматизация процессов планирования, учета и управления по основным направлениям деятельности предприятия
Слайд 102ERP-системы в общих чертах можно рассматривать как интегрированную совокупность следующих
основных подсистем:
• управление финансами;
• управление материальными потоками;
• управление производством;
• управление
проектами;
• управление сервисным обслуживанием;
• управление качеством;
• управление персоналом.
Слайд 104ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ
АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Традиционно выделяются следующие основные этапы жизненного цикла
АИС:
• анализ требований;
• проектирование;
• внедрение;
• тестирование и отладка;
• эксплуатация и
сопровождение.
Слайд 105Существующие модели жизненного цикла определяют порядок исполнения этапов в ходе
разработки, а также критерии
перехода от этапа к этапу.
Слайд 106Наибольшее распространение получили три следующие модели жизненного цикла: (1)
Каскадная модель
(1970 – 1980-е гг.). Была предложена Уинстоном Ройсом. Предполагает переход
на следующий этап после полного окончания работ по предыдущему этапу и характеризуется четким разделением данных и процессов их обработки.
Поэтапная модель с промежуточным контролем (1980 – 1985-е гг.) – итерационная модель разработки с циклами обратной связи между этапами. Преимущество такой модели заключается с одной стороны в том, что межэтапные корректировки обеспечивают меньшую трудоемкость по сравнению с каскадной моделью; с другой стороны, время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки.
Слайд 107Наибольшее распространение получили три следующие модели жизненного цикла: (2)
Спиральная модель
(1986 – 1990-е гг.). Была разработана Барри Боэмом. Она основана
на классическом цикле Деминга PDCA (plan-do-check-act). Делает упор на начальные этапы жизненного цикла: анализ требований, проектирование спецификаций, предварительное и детальное проектирование. На этих этапах проверяется и обосновывается реализуемость технических решений путем создания прототипов. Каждый виток спирали соответствует поэтапной модели создания фрагмента или версии системы, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество, планируются работы
следующего витка спирали. Таким образом углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и в результате выбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации.
Слайд 108Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов
и моделей, технических, программных, технологических средств и штата специалистов, предназначенную
для обработки информации и принятия управленческих решений.
Слайд 109Структура автоматизированной информационной системы
Слайд 110СТАДИИ И ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (1)
Цель проектирования АИС заключается
в определении и формировании обеспечивающих и функциональных подсистем АИС.
• обеспечивающие
подсистемы, реализующие процедуры сбора, передачи, накопления и хранения информации, ее обработки и формирования результатов расчетов в нужном для пользователя виде;
Объектами проектирования являются (1):
Слайд 111СТАДИИ И ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (2)
Объектами проектирования являются (2):
•
функциональные подсистемы, реализующие конкретные функции объектов автоматизации, например: управление инвестициями,
оперативное управление производством, управление маркетингом, финансовой и внешнеэкономической деятельностью, бухгалтерский учет и формирование отчетности, делопроизводство и др.
Слайд 112В создании АИС участвуют как заказчик (организация, для которой разрабатывается
АИС),
так и исполнитель (специализированная организация или отдельно созданный для
этой цели коллектив).
Слайд 113Стандарт ГОСТ 34.601–90 предусматривает следующие стадии и этапы создания автоматизированной
информационной системы. (1)
1. Формирование требований к АИС:
• обследование объекта и
обоснование необходимости создания АИС;
• формирование требований пользователя к АИС;
• оформление отчета о выполнении работ и заявки на разработку АИС.
2. Разработка концепции АИС:
• изучение объекта;
• проведение необходимых научно-исследовательских работ;
• разработка вариантов концепции АИС и выбор варианта концепции АИС, удовлетворяющего требованиям пользователей;
• оформление отчета о проделанной работе.
Слайд 114Стандарт ГОСТ 34.601–90 предусматривает следующие стадии и этапы создания автоматизированной
информационной системы. (2)
4. Эскизный проект:
• разработка предварительных проектных решений по
системе и ее частям;
• разработка документации на АИС и ее части.
5. Технический проект:
• разработка проектных решений по системе и ее частям;
• разработка документации на АИС и ее части;
• разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий;
• разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта
3. Техническое задание – разработка и утверждение технического задания на создание АИС.
Слайд 115Стандарт ГОСТ 34.601–90 предусматривает следующие стадии и этапы создания автоматизированной
информационной системы. (3)
6. Рабочая документация:
• разработка рабочей документации на АИС
и ее части;
• разработка и адаптация программ.
7. Ввод в действие:
• подготовка объекта автоматизации;
• подготовка персонала;
• комплектация АИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-
техническими комплексами, информационными изделиями);
• строительно-монтажные работы;
• пусконаладочные работы;
• проведение предварительных испытаний;
• проведение опытной эксплуатации;
• проведение приемочных испытаний.
Слайд 116Стандарт ГОСТ 34.601–90 предусматривает следующие стадии и этапы создания автоматизированной
информационной системы. (4)
8. Сопровождение АИС:
• выполнение работ в соответствии с
гарантийными обязательствами;
• послегарантийное обслуживание.
Слайд 117Стандарт ISO/IEC 12207:1995 «Information Technology – Software Life Cycle Processes»
является основным нормативным документом, регламентирующим состав процессов проектирования АИС. Он
определяет процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания АИС.
Каждый процесс разделен на набор действий, каждое действие – на набор задач.
Каждый процесс, действие или задача инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем не существует заранее определенных последовательностей выполнения.
Связи по входным данным при этом сохраняются.
Слайд 118К процессам создания АИС относятся: (1)
Основные (1):
• приобретение (действия и
задачи заказчика, приобретающего АИС);
• поставка (действия и задачи поставщика, который
снабжает заказчика программным продуктом или услугой);
• разработка (действия и задачи, выполняемые разработчиком: создание ПО, оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовка тестовых и учебных материалов и т.д.);
Слайд 119Основные (2):
эксплуатация (действия и задачи оператора – организации, эксплуатирующей
систему);
сопровождение – внесение изменений в ПО с целью исправления ошибок,
повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям (действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией, то есть службой сопровождения).
К процессам создания АИС относятся: (2)
Слайд 120К процессам создания АИС относятся: (3)
2. Вспомогательные: (1)
• документирование (формализованное
описание информации, созданной в течение жизненного цикла АИС);
• управление конфигурацией
(применение административных и технических процедур на всем протяжении жизненного цикла АИС для определения состояния компонентов АИС, управления ее модификациями);
Слайд 1212. Вспомогательные: (2)
обеспечение качества (обеспечение гарантий того, что АИС и
процессы ее жизненного цикла соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам);
верификация
(определение того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями);
аттестация (определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы их конкретному функциональному назначению);
К процессам создания АИС относятся: (4)
Слайд 122К процессам создания АИС относятся: (5)
• совместная оценка (оценка состояния
работ по проекту: контроль планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой,
инструментальными средствами);
• аудит (определение соответствия требованиям, планам и условиям договора);
• разрешение проблем (анализ и решение проблем, независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов).
2. Вспомогательные: (3)
Слайд 1233. Организационные:
• управление (действия и задачи, которые могут выполняться любой
стороной, управляющей своими процессами);
• создание инфраструктуры (выбор и сопровождение технологии,
стандартов и инструментальных средств, выбор и
установка аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО);
• усовершенствование (оценка, измерение, контроль и усовершенствование процессов жизненного цикла);
• обучение (первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала).
К процессам создания АИС относятся: (6)
Слайд 124Каждый процесс включает ряд действий.
Например, процесс приобретения охватывает следующие
действия:
Инициирование приобретения.
2. Подготовка заявочных предложений.
3. Подготовка и корректировка договора.
4. Надзор
за деятельностью поставщика.
5. Приемка и завершение работ.
Слайд 125Каждое действие включает ряд задач.
Например, подготовка заявочных предложений должна
предусматривать решение следующих задач:
Формирование требований к системе
2. Формирование списка программных
продуктов.
3. Установление условий и соглашений.
4. Описание технических ограничений (среда функционирования системы и т.д.).
Слайд 126МОДЕЛИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (1)
Модели системы управления
можно рассматривать в двух разрезах:
по степени абстракции
и по
объектам отражения.
По степени абстракции выделяют три типа моделей:
концептуальные,
логические
физические.
Слайд 127МОДЕЛИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (2)
Концептуальная модель –
это наиболее общее описание
предметной области без каких-либо подробностей и деталей.
Логическая
модель строится для описания ключевых элементов системы.
Физическая модель описывает реальную систему в деталях, с привязкой к конкретной среде моделирования
По степени абстракции:
Слайд 128По объектам отражения модели можно разделить на два класса:
модели
структуры
модели поведения.
МОДЕЛИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (3)
Слайд 129по объектам отражения
Модели структуры – статические модели, которые отражают составные
части системы и их взаимосвязь.
К моделям структуры относятся два вида
моделей:
• модель организационной структуры;
• модель структуры данных.
*******************************************************************
Модели поведения – это динамические модели, которые
воспроизводят последовательность действий или процессы.
К моделям процессов организации относятся три типа моделей:
• функциональная модель, описывающая бизнес-процессы предприятия;
• модель потока данных;
• модель документооборота.
МОДЕЛИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (4)
Слайд 130Литература (1)
Емельянова Н.З. Информационные системы в экономике : Рекомендовано МО
РФ в качестве учебного пособия. - М. : ФОРУМ, ИНФРА-М,
2010. - 464 с. - (Профессиональное образование). - с.436.
Емельянова Н.З. Проектирование информационных систем : Рекомендовано МО РФ в качестве учебного пособия. - М. : ФОРУМ, 2009. - 432 с. - (Профессиональное образование). - с.362.
Слайд 131Исаев Г.Н. Информационные системы в экономике : Допущено МО и
науки РФ в качестве учебника для вузов. - 2-е изд.,
стер. - М. : Омега-Л, 2009. - 462 с.
Хасанов В.Х. Информационные системы в экономике : Учебное пособие; Рекомендовано УМС УГАЭС. - Уфа : УГАЭС, 2008.
Литература (2)
Слайд 132Информационные системы в экономике : Допущено МО и науки РФ
в качестве учебного пособия / Под ред.: Романова А.Н., Одинцова
Б.Е. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Вузовский учебник, 2010. - 410 с.
Ракитина, Е.А. Информатика и информационные системы в экономике : учебное пособие / Е.А. Ракитина, В.Л. Пархоменко. –Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – Ч. 2. – 80 с.
Литература (3)
Слайд 133Ефремов, О.В. Информационные системы в науке, образовании и бизнесе :
учебное пособие / О.В. Ефремов, П.С. Беляев. – Тамбов :
Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 124 с.
Погонин В.А., Схиртладзе А.Г. Интегрированные системы проектирования и управления. Корпоративные информационные системы: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. 144 с.
Литература (4)
Слайд 134Алиев В.С.
Информационные технологии и системы финансового менеджента : Учебное пособие.
- М. : ФОРУМ; ИНФРА-М, 2007. - 320 с.
Литература (5)