Слайд 1Информационные технологии
Лекция 2. Информационные технологии
Слайд 2Содержание дисциплины (лекции)
1. Методологические аспекты эволюции информационных технологий
2. Информационные технологии
3.
Стандартизация информационных технологий
4. Информационные системы
5. ИТ поддержки процессов разработки и
принятия управленческих решений
6. ИТ управления проектами
Слайд 32. Информационные технологии
2.1. Информационно-коммуникационные технологии [3, с.30-34].
2.2. Экономические законы развития
ИТ: закон Г.Мура [3, с.34-38].
2.3. Экономические законы развития ИТ: закон
Р.Меткалфа [3, с.38-41].
2.4. Истоки и этапы развития ИТ [3, с.43-46].
2.5. Информатика и ИТ [3, с.46-48].
2.6. Базовые методы обработки экономической информации [3, с.50-56].
2.7. Структура базовой ИТ: Концептуальный уровень [3, с.56-60].
2.8. Структура базовой ИТ: Логический и физический уровни [3, с.60-65].
Слайд 4Информационно-коммуникационные технологии
Процесс взаимодействия взаимозависимых и взаимно влияющих рыночных субъектов носит
название коммуникация.
Существует достаточное количество определений понятия коммуникация, но в основном
они сводятся к следующему. Коммуникация это процесс:
передачи информации,
изменения поведения получателя информации.
Таким образом, основная цель коммуникации заключается в
убеждении,
контроле,
общении.
Коммуникация представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию.
Слайд 5Коммуникация
Различные авторы рассматривают коммуникацию как:
процесс (выступает как социальная категория);
канал связи
(инженерно-техническая категория);
услугу (экономическая категория, зависящая от конкретных условий производства и
потребления);
функцию (совокупность действий для достижения поставленной цели).
систему (реализация обмена информацией между группами людей).
Кроме перечисленных выше, коммуникации рассматривают: как сферу деятельности, как аспект технологии, как культуру субъектных отношений и т.д.
Слайд 6Типы коммуникаций
Различают следующие формы коммуникационной деятельности, которые определяются их
целями:
субъект - субъектные (общение), характеризуется как равноправные взаимоотношения;
субъект
- объектные (управление), характеризуется такими формами как: приказ, обучение, внушение;
объект - субъектные (подражание), характеризуется как самоуправление, обучение.
Слайд 7Простейшая (линейная) схема коммуникации
В этой модели коммуникации, выделяют следующие составные
части:
передающая часть - коммуникант (субъект, агент, передатчик);
передаваемая часть
– объект;
принимающая часть - реципиент (субъект, агент, приемник).
Эффективность всей системы коммуникации может быть повышена путем уменьшения уровня помех воздействующих на канал передачи сообщений, путем дублирования сообщения, его кодирования, повышения качества канала связи.
Слайд 8Системная модель коммуникации
Передающая часть – Коммуникант-1, являющаяся источником сообщений.
Передаваемая
часть – сообщение – S1(t), которое формируется (кодируется – K1)
с помощью символов.
Канал-1 – путь (средство) физической передачи сообщения, в котором действует помеха - 1(t), искажающая сообщение.
Принимающая часть – Реципиент-1, получающий искаженное каналом сообщение - S2(t) и расшифровывающий его с помощью декодера (Д1).
Обратная связь, по которой передается реакция получателя на принятое сообщение, может быть описана цепочкой S4(t)=S3(t) + 2(t).
Слайд 9Управление коммуникацией
Два вида управления:
управление средствами коммуникации и
управление людьми, участвующими
в осуществлении коммуникаций.
Управление коммуникациями – это управление взаимоотношениями между
людьми, которые в самих коммуникациях управляют средствами коммуникаций.
Как всякая система управления она предполагает осуществление комплекса функций: планирования, организации, учета, мотивации и контроля.
Под управлением процессом коммуникаций следует понимать комплекс воздействий на средства коммуникаций и работников, осуществляющих этот процесс с помощью этих средств.
При этом человек выступает как субъект управления, а объект – коммуникация (средства коммуникации).
Слайд 10Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
С одной стороны, постоянный рост объемов информации о
взаимодействиях предприятий в условиях рыночной среды требует совершенствования и дальнейшего
развития ИТ.
С другой стороны, дальнейшее развитие рынка породило маркетинг взаимодействия, в основе которого лежат процессы коммуникации.
Конвергенция информационных технологий и коммуникационных процессов привело к возникновению нового понятия информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Рассматривая ИКТ, основной упор делают
как на процессах хранения и обработки информации,
так и на коммуникационных процессах, отвечающих за взаимодействие пользователей и их информационное обслуживание.
Слайд 11Спасибо за внимание!
Ваши вопросы?
Слайд 122. Информационные технологии
2.1. Информационно-коммуникационные технологии [3, с.30-34].
2.2. Экономические законы развития
ИТ: закон Г.Мура [3, с.34-38].
2.3. Экономические законы развития ИТ: закон
Р.Меткалфа [3, с.38-41].
2.4. Истоки и этапы развития ИТ [3, с.43-46].
2.5. Информатика и ИТ [3, с.46-48].
2.6. Базовые методы обработки экономической информации [3, с.50-56].
2.7. Структура базовой ИТ: Концептуальный уровень [3, с.56-60].
2.8. Структура базовой ИТ: Логический и физический уровни [3, с.60-65].
Слайд 13Закон Гордона Мура
Гордон Мур (Gordon Moore, Chairman Emeritus of Intel
Corporation)
Закон Г.Мура оставался верным последние 40 лет и, вероятно,
он останется верным еще в течение, по меньшей мере, 15 лет.
Он гласит:
вычислительная мощь микропроцессоров и плотность микросхем памяти удваивается примерно каждые 18 месяцев при неизменной цене.
Слайд 14Прогноз развития ПП промышленности (1965г.)
Слайд 16Сколько элементов в автомобиле?
Около 3 000!
Слайд 17Сколько элементов в микропроцессоре?
Слайд 18Сколько элементов в микропроцессоре?
Более 1 000 000 000!
Или около 300
000 автомобилей!
Слайд 19Рост числа транзисторов
(архитектура МП Intel)
Рост числа транзисторов в процессорах Intel
Слайд 20Потребляемая мощность в процессорах Intel
Слайд 21Плотность энергии в процессорах Intel
Слайд 22Следствие Закона Гордона Мура
Стоимость нового микропроцессора на рынке постоянна и
составляет от 500 до 800 долларов.
Следовательно, можно говорить не
только о росте числа элементов на одном кристалле, но и об постоянном уменьшении цены на микропроцессоры одинаковой производительности
Слайд 23Закон Артура Рока
стоимость основных фондов, используемых в производстве полупроводников, удваивается
каждые четыре года.
Слайд 24Закон Билла Макрона
Машина которая бы Вас полностью устроила, никак не
может стоить меньше - $5000.
Другими словами, если Вы захотите купить
ПК, оснащенный элементами и устройствами, которые являются новинками в данный момент времени, то стоимость такого ПК будет не менее $5000
Слайд 25Спасибо за внимание!
Ваши вопросы?
Слайд 262. Информационные технологии
2.1. Информационно-коммуникационные технологии [3, с.30-34].
2.2. Экономические законы развития
ИТ: закон Г.Мура [3, с.34-38].
2.3. Экономические законы развития ИТ: закон
Р.Меткалфа [3, с.38-41].
2.4. Истоки и этапы развития ИТ [3, с.43-46].
2.5. Информатика и ИТ [3, с.46-48].
2.6. Базовые методы обработки экономической информации [3, с.50-56].
2.7. Структура базовой ИТ: Концептуальный уровень [3, с.56-60].
2.8. Структура базовой ИТ: Логический и физический уровни [3, с.60-65].
Слайд 27Закон Роберта Меткалфа
1
2
3
4
с – оценка возможности вести переговоры с одним
абонентом
Цn - ценность сети (n –узлов) для каждого абонента
Ц0=0с
Ц1=1с
Ц2=2с
Ц3=3с
Р0=0;
Р1=1с+1с=2с;
Р2=2с+2с+2с=6с;
Р3=3с+3с+3с+3с=12с
Рn -
общая ценность сети (n-узлов) для всех ее абонентов
Цn=(n-1)c; Pn =n(n-1)c
n =
Определение ценности сети
Слайд 29Закон Дэвида Рида (Закон массы)
Периоды развития ИТ характеризуются фундаментальными принципами
распространения информации:
широковещательный;
транзакционный;
групповой - сети типа GFN (group
forming network).
Поскольку число потенциально возможных связей по типу «многие общаются со многими» равно числу сочетаний, то при образовании групп в сети GFN оно равно 2n.
Это дает основание Риду утверждать, что и
эффективность GFN пропорциональна не n2 (как утверждает закон Меткалфа), а - 2n.
Слайд 30Закон Джорджа Ципфа
В конце 90-х гг. прошлого века инвесторы и
простой народ поверили в «волшебную формулу» Р. Меткалфа и раздули всем
известный пузырь доткомов.
Сейчас мы наблюдаем Пузырь 2.0 — некое повторение той лихорадки в связи с распространением широкополосного доступа в Интернет и модой на Веб 2.0.
Поэтому очень актуальной является научная работа, которую опубликовали в 2006 г. известный математик Эндрю Одлыжко (Andrew Odlyzko) с соавторами.
Э. Одлыжко, в прошлом руководитель отделов математики и криптографии в AT&T Labs, прямо говорит, что закон Меткалфа оказал самое опасное влияние во время бума доткомов.
Тогда происходил непрерывный количественный рост Сети - росло количество пользователей и количество сайтов.
Венчурные инвесторы, предприниматели, инженеры и самые простые люди прониклись законом Р. Меткалфа, который был у всех на слуху.
Они были уверены, что полезность Сети увеличивается в геометрической прогрессии, даже если число пользователей растет линейно. Из-за всеобщей эйфории росли и акции доткомов.
Слайд 31Рост отдачи от инвестиций в Интернет-бизнес
Создавая локальные сети, Роберт Меткалф
подметил, что при десяти пользователях максимально возможное число связей в
сети равно 90.
Если же сеть вырастает в два раза, до 20-ти пользователей, то количество возможных связей вырастает в четыре раза до 360.
Таким образом, при линейных инвестициях в интернет-бизнес отдача будет расти в геометрической прогрессии.
Слайд 32«Закон Меткалфа неверен»
Но в июле 2006 года группа авторов из
Университета штата Миннесота во главе с Эндрю Одлыжко, которых можно
отнести к категории Internet-скептиков, опубликовала в журнале IEEE Spectrum статью, озаглавленную «Закон Меткалфа неверен». В частности, они вменили в вину этому закону то, что он сыграл роль катализатора, спровоцировавшего кризис «доткомов», который возник, как они уверены, из-за завышенной оценки значимости Internet. Э. Одлыжко и его коллеги считают, что ценность Internet существенно ниже и подчиняется еще одному эмпирическому закону — закону Ципфа. Закон носит имя своего первооткрывателя — американского лингвиста Джорджа Ципфа (George Kingsley Zipf) из Гарвардского университета.
Закон Ципфа— эмпирическая закономерность распределения частоты слов естественного языка: если все слова языка (или просто достаточно длинного текста) упорядочить по убыванию частоты их использования, то частота n-го слова в таком списке окажется приблизительно обратно пропорциональной его порядковому номеру n (так называемому рангу этого слова). Например, первое по используемости слово встречается примерно в два раза чаще, чем второе, и в три раза чаще, чем третье.
Слайд 33Формула закона Ципфа
Формула y=n log(n) является воплощением закона Ципфа и
сильно отличается от формулы Р. Меткалфа y=n2. К примеру, если взять
двукратный рост количества пользователей, то закон Р. Меткалфа выдает рост ценности сети в четыре раза, а логарифмическая формула — всего в 2,1 раза.
Для инвесторов это критическая разница. Ведь они использовали закон Р. Меткалфа, чтобы оценивать эффективность инвестиций. Теперь эту оценку придется проводить более «пессимистическими» методами.
Конечно, формула y=n log(n) — это очень упрощенная формула, но, по мнению экспертов, она дает максимально близкую к реальности оценку увеличения полезности сети. В реальных сетях, таких как Интернет, задействуются далеко не все потенциальные связи между узлами. Собственно, об этом в свое время говорил и сам Роберт Меткалф, но его «закон» стал популярнее, чем авторские пояснения.
Слайд 34Ценность сети, определяемая в соответствии с различными законами
Слайд 35Закон Дж. Гилдера
Коммуникационные мощности удваиваются каждые 6 мес.
Ширина полосы частот
увеличивается по меньшей мере в 3 раза быстрее, чем мощность
компьютеров.
Наряду с этой закономерностью, сформулированной впервые в 1994 г., Дж. Гилдер исходит из того, что сети в будущем станут центром сосредоточения информационной техники.
В настоящее время есть основания полагать, что закон Гилдера будет действовать в ближайшие 10-25 лет.
Слайд 36Законы развития ИТ (заключение)
Эти три закона:
закон Мура, увеличение мощности
процессоров и плотности микросхем памяти,
закон Меткалфа, повышение ценности Интернета,
закон Гилдера, постоянное увеличение пропускной способности наших коммуникационных каналов,
свидетельствуют о том, что стал экономически выгодным переход от бумажных к электронным технологиям хранения и обработки информации любого вида.
Слайд 37Спасибо за внимание!
Ваши вопросы?
Слайд 382. Информационные технологии
2.1. Информационно-коммуникационные технологии [3, с.30-34].
2.2. Экономические законы развития
ИТ: закон Г.Мура [3, с.34-38].
2.3. Экономические законы развития ИТ: закон
Р.Меткалфа [3, с.38-41].
2.4. Истоки и этапы развития ИТ [3, с.43-46].
2.5. Информатика и ИТ [3, с.46-48].
2.6. Базовые методы обработки экономической информации [3, с.50-56].
2.7. Структура базовой ИТ: Концептуальный уровень [3, с.56-60].
2.8. Структура базовой ИТ: Логический и физический уровни [3, с.60-65].
Слайд 39Истоки и этапы развития ИТ
Информационные технологии = способы
+ хранения
+
обработки
+ передачи
Слайд 40Ранний этап развития ИТ
На раннем этапе развития общества профессиональные навыки
передавались в основном личным примером по принципу "делай как я".
В качестве форм передачи информации использовались ритуальные танцы, обрядовые песни, устные предания и т. д.
Все три способа преобразования информации реализовывались человеком.
Слайд 41Первый этап развития ИТ
Первый этап развития информационной технологии связан с
открытием способов длительного хранения информации на материальном носителе.
Это пещерная
живопись (сохраняет наиболее характерные зрительные образы, связанные с охотой и ремеслами) - выполнена 25 - 30 тыс. лет назад; гравировка по кости (лунный календарь, числовые нарезки для измерения) - выполнена 20 – 25 тыс. лет назад.
Совершенствованию подверглись способы хранения информации.
Слайд 43Второй этап развития ИТ
Появление письменности более 6000 тыс. лет назад.
Достоинства:
однозначность восприятия и
возможность регистрации для длительного хранения.
Носители информации:
камень,
глина,
кость, дерево,
папирус, шелк, бумага и др.
Недостатки:
затруднен доступ,
трудность тиражирования.
Слайд 44Третий этап развития ИТ
Начало третьего этапа датируется 1445 годом, когда
Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок, и подводит итог становлению способов
регистрации информации.
За три столетия после изобретения печатного станка оказалось возможным накопить ту "критическую массу" социально доступных знаний, при которой начался лавинообразный процесс развития промышленной революции.
Печатный станок сыграл роль информационного ключа, резко повысив пропускную способность социального канала обмена знаниями.
Характерным признаком первой информационной революции является то, что с этого момента началось необратимое поступательное движение технологической цивилизации"
Слайд 46Четвертый этап развития ИТ
Четвертый этап развития информационной технологии начинается в
1946 году с появлением электронной вычислительной машины (ЭВМ) для обработки
информации.
Этой машиной является первая ЭВМ (типа ENIAC), запущенная в эксплуатацию в Пенсильванском университете.
Слайд 471946 г. Дж. Преспер Экерт и Джон Мочли создали первую
мощную электронную цифровую машину Эниак.
Слайд 48Первая ЭВМ ENIAC
Пенсильванский университет 1946 г.
Слайд 49Первая ЭВМ ENIAC
Пенсильванский университет 1946 г.
Слайд 54Переток рабочей силы из сферы материального производства в сферу информационных
услуг (США)
Слайд 55Пятый этап развития ИТ
С появлением компьютеров, вслед за совершенствованием способов
обработки информации, бурно стали развиваться способы передачи информации, которые в
1983 году привели к появлению стандарта OSI/ISO эталонной модели взаимодействия открытых систем (ЭМ ВОС). Появление этого стандарта сыграло важную роль при формировании Internet.
Некоторые авторы, анализируя информационные технологии, которые используются в Internet, сравнивают его с нейронной сетью и обсуждают вопрос о возникновении и развитии нейронной сети планеты и становлении планетарного разума.
Слайд 56Спасибо за внимание!
Ваши вопросы?
Слайд 572. Информационные технологии
2.1. Информационно-коммуникационные технологии [3, с.30-34].
2.2. Экономические законы развития
ИТ: закон Г.Мура [3, с.34-38].
2.3. Экономические законы развития ИТ: закон
Р.Меткалфа [3, с.38-41].
2.4. Истоки и этапы развития ИТ [3, с.43-46].
2.5. Информатика и ИТ [3, с.46-48].
2.6. Базовые методы обработки экономической информации [3, с.50-56].
2.7. Структура базовой ИТ: Концептуальный уровень [3, с.56-60].
2.8. Структура базовой ИТ: Логический и физический уровни [3, с.60-65].
Слайд 58Информатика и ИТ
Информационные технологии имеют определенные цели, методы и средства
реализации.
Целью информационной технологии является создание из информационного ресурса качественного
информационного продукта, удовлетворяющего требованиям пользователя.
Методами информационных технологий являются методы и приемы моделирования, разработки и реализации процедур обработки данных.
В качестве средств информационных технологий применяются математические методы и модели решения задач, алгоритмы обработки данных, инструментальные средства моделирования бизнес-процессов и данных, проектирования информационных систем, разработки программ, собственно программные продукты, разнообразные информационные ресурсы, технические средства обработки данных.
Слайд 59Место и состав информационных технологий в структуре дисциплины «Информатика»:
Слайд 60Раздел «Теоретическая информатика»
предназначен для формирования современного научного мировоззрения, при котором
информация рассматривается как фундаментальное семантическое свойство природы, а информационные процессы —
как важнейшие интеллектуальные компоненты процессов функционирования любых технических, социальных и природных систем, включая процессы познания человеком окружающего мира.
Данный раздел содержит также вопросы, связанные с изучением современной научной методологии в информатике и, в первую очередь,
теоретических основ информационного моделирования,
статистических методов,
методов проведения «вычислительного эксперимента», а также
методов решения плохо формализуемых задач с неполными и нечеткими исходными данными.
Слайд 61«Средства информатизации»
подробно рассматривают аппаратные (технические) и программные средства информатизации, их
информационное обеспечение.
Технические средства информатизации включают описания средств
обработки,
отображения и
передачи данных.
Программные средства информатизации включают описания:
системных программных средств,
средств информационного обеспечения (универсальные, профессионально-ориентированные).
Слайд 62«Информационные технологии»
рассматривают базовые (универсальные) и прикладные информационные технологии.
Базовые ИТ
включают технологии:
ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных;
подготовки
текстовых и графических документов, технической документации;
интеграции и коллективного использования разнородных информационных ресурсов.
Прикладные ИТ включают технологии:
защиты информации;
программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления (объектами, процессами, системами).
Слайд 63«Социальная информатика»
дает достаточно полное системное представление об информационном характере процесса
развития современного общества, а также о возникающих при этом проблемах
и методах их решения на основе использования информационного подхода и возможностей перспективных информационных технологий.
Слайд 64Классификатор ИТ
описывает ИТ на четырех уровнях: технологии, процессы, процедуры, операции.
Например, в качестве составляющих базовой информационной технологии, описанной на концептуальном
уровне, можно назвать такие
процессы, как: получение, отображение информации и накопление, обработка, передача данных, и соответствующие им
процедуры:
сбор, подготовка, ввод;
перевод в алфавитно-цифровую форму, построение графиков, синтез речи;
архивирование, обновление, поиск;
преобразование, логический вывод, генерация знаний;
коммутация, маршрутизация, обмен.
Слайд 65Спасибо за внимание!
Ваши вопросы?
Слайд 662. Информационные технологии
2.1. Информационно-коммуникационные технологии [3, с.30-34].
2.2. Экономические законы развития
ИТ: закон Г.Мура [3, с.34-38].
2.3. Экономические законы развития ИТ: закон
Р.Меткалфа [3, с.38-41].
2.4. Истоки и этапы развития ИТ [3, с.43-46].
2.5. Информатика и ИТ [3, с.46-48].
2.6. Базовые методы обработки экономической информации [3, с.50-56].
2.7. Структура базовой ИТ: Концептуальный уровень [3, с.56-60].
2.8. Структура базовой ИТ: Логический и физический уровни [3, с.60-65].
Слайд 67Базовые методы обработки экономической информации
Одним из главных предназначений информационных технологий
является сбор, обработка и предоставление информации для принятия менеджерами управленческих
решений.
Поэтому методы обработки экономической информации удобно рассматривать по фазам жизненного цикла процесса принятия управленческого решения:
1) диагностика проблем,
2) выявление (генерирование) альтернатив,
3) выбор решения,
4) реализация решения.
Слайд 68Методы фазы 1. «Диагностика проблем»
Все эти методы осуществляют сбор, хранение,
обработку, и анализ информации, фиксацию важнейших событий.
Набор методов зависит
от характера и содержания проблемы, сроков и средств, которые выделяются на этапе постановки.
Слайд 69Методы фазы 2. «Выявление альтернатив»
Используются методы сбора информации, но в
отличие от первого этапа, на котором осуществляется поиск ответов на
вопросы типа «что произошло?» и «по каким причинам?», здесь уясняют, «как можно решить проблему, с помощью каких управленческих действий?».
Для помощи ЛПР привлекаются эксперты по решению проблем, которые участвуют в разработке вариантов альтернатив и используют методы: номинальной группой техники, мозгового штурма и «Дельфи».
Слайд 70Алгоритм процесса мозгового штурма
Слайд 72Методы фазы 3. «Выбор альтернатив»
Отличие между этими состояниями среды определяется
различной информацией, степенью знаний лица, принимающего решения (ЛПР) сущности явлений,
условий принятия решений.
Слайд 73Условия определенности
Условия определенности представляют собой такие условия принятия решений (состояние
знаний о сущности явлений), когда ЛПР заранее может определить результат
(исход) каждой альтернативы, предлагаемой для выбора.
Такая ситуация характерна для тактических решений, краткосрочных.
В этом случае ЛПР располагает подробной информацией, т. е. исчерпывающими знаниями о ситуации для принятия решения
Слайд 74Условия риска
Условия риска характеризуются таким состоянием знания о сущности явления,
когда ЛПР известны вероятности возможных последствий реализации каждой альтернативы.
Условия
риска и неопределенности характеризуются так называемыми условиями многозначных ожиданий будущей ситуации во внешней среде.
В этом случае ЛПР должен сделать выбор альтернативы, не имея точного представления о факторах внешней среды и их влияния на результат.
В этих условиях исход, результат каждой альтернативы представляет собой функцию условий – факторов внешней среды (функцию полезности), который не всегда способен предвидеть ЛПР.
Для предоставления и анализа результатов выбранных альтернативных стратегий используют матрицу решений, называемую также платежной матрицей.
Слайд 75Условия неопределенности
Условия неопределенности представляют собой такое состояние окружающей среды (знания
о сущности явлений), когда каждая альтернатива может иметь несколько результатов,
и вероятность возникновения этих исходов неизвестна.
Неопределенность среды принятия решения зависит от соотношения между количеством информации и ее достоверностью. Естественно, чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Среда принятия решения зависит также и от степени динамики, подвижности среды, т.е. скорости происходящих изменений условий принятия решения. Изменение условий может происходить как вследствие развития организации, т.е. приобретения ею возможности решать новые проблемы, способности к обновлению, так и под влиянием внешних по отношению к организации факторов, которые не могут регулироваться организацией.
Выбор наилучшего решения в условиях неопределенности существенно зависит от того, какова степень этой неопределенности, т.е. от того, какой информацией располагает ЛПР. Выбор наилучшего решения в условиях неопределенности, когда вероятности возможных вариантов условий неизвестны, но существуют принципы подхода к оценке результатов действий, обеспечивает использование следующих четырех критериев: максиминный критерий Вальда; минимаксный критерий Сэвиджа; критерий пессимизма-оптимизма Гурвица; критерий Лапласа или Байесов критерий.
Слайд 76Методы фазе 4. «Реализация решений»
Составление плана реализации решения предполагает получение
ответа на вопросы «что, кому и с кем, как, где
и когда делать?» Ответы на эти вопросы должны быть документально оформлены.
Слайд 77Схема матрицы распределения ответственности
Основными методами, применяемыми при составлении плана
реализации управленческих решений, являются разделение обязанностей (ответственности) и сетевое моделирование
Слайд 78Схема сетевой матрицы
Основными инструментами сетевого моделирования выступают сетевые матрицы
где сетевой график совмещен с календарно-масштабной сеткой времени.
Слайд 79Методы контроля выполнения решений
Методы контроля выполнения решений подразделяются на:
контроль по
промежуточным,
контроль по конечным результатам и
контроль по срокам выполнения (операции
в ИТРР).
Основное назначение контроля заключается в создании системы гарантий выполнения решений, системы обеспечения максимально возможного качества решения.
Слайд 80Спасибо за внимание!
Ваши вопросы?
Слайд 812. Информационные технологии
2.1. Информационно-коммуникационные технологии [3, с.30-34].
2.2. Экономические законы развития
ИТ: закон Г.Мура [3, с.34-38].
2.3. Экономические законы развития ИТ: закон
Р.Меткалфа [3, с.38-41].
2.4. Истоки и этапы развития ИТ [3, с.43-46].
2.5. Информатика и ИТ [3, с.46-48].
2.6. Базовые методы обработки экономической информации [3, с.50-56].
2.7. Структура базовой ИТ: Концептуальный уровень [3, с.56-60].
2.8. Структура базовой ИТ: Логический и физический уровни [3, с.60-65].
Слайд 82Структура базовой ИТ
Так как средства и методы обработки данных могут
иметь разное значение, то различают глобальную, базовую и специальную (конкретную)
информационные технологии.
Глобальная ИТ включает модели, методы и средства формирования и использования информационных ресурсов в обществе.
Базовая ИТ ориентируется на определённую область применения (производство, научные исследования, проектирование, обучение и т.д.).
Базовая ИТ предназначена для определенной области применения – (производство, научные исследования, проектирование, обучение и т.д.).
Базовая ИТ должна задавать модели, методы и средства решения информационных задач в своей предметной области.
Специальные (конкретные) ИТ задают обработку данных в определенных типах задач пользователей.
Слайд 83Состав базовой ИТ
Базовая ИТ может быть представлена совокупностью информационных процессов,
процедур и операций и направлена на получение качественного информационного продукта
из исходного информационного ресурса в соответствии с поставленной задачей.
Она может быть рассмотрена на трех уровнях:
концептуальном (определяется содержательный аспект, использующий язык соответствующей предметной области),
логическом (отображается формальное – модельное – описание на языке информационных или математических моделей) и
физическом (описывается реализация на языке программно-аппаратных средств).
Применительно к информационной технологии это означает:
содержательное описание используемых в ней информационных процессов и процедур на концептуальном уровне,
описание в виде набора моделей (информационных, математических и т.д.) процессов и их составляющих на логическом уровне и
реализацию информационных процессов в виде совокупности аппаратных средств, системного и прикладного программного обеспечения на физическом уровне.
Слайд 84Концептуальный уровень описания
Концептуальная модель базовой информационной технологии содержит информационное описание
предметной области
Слайд 85Процессы преобразования ИР в информационный продукт
Слайд 86Спасибо за внимание!
Ваши вопросы?
Слайд 872. Информационные технологии
2.1. Информационно-коммуникационные технологии [3, с.30-34].
2.2. Экономические законы развития
ИТ: закон Г.Мура [3, с.34-38].
2.3. Экономические законы развития ИТ: закон
Р.Меткалфа [3, с.38-41].
2.4. Истоки и этапы развития ИТ [3, с.43-46].
2.5. Информатика и ИТ [3, с.46-48].
2.6. Базовые методы обработки экономической информации [3, с.50-56].
2.7. Структура базовой ИТ: Концептуальный уровень [3, с.56-60].
2.8. Структура базовой ИТ: Логический и физический уровни [3, с.60-65].
Слайд 88Логический уровень
(формализованное/модельное описание)
Логический уровень информационной технологии представляется комплексом взаимосвязанных
моделей, формализующих информационные процессы при трансформации информации в данные.
Формализованное
в виде моделей представление информационной технологии позволяет связать параметры информационных процессов и дает возможность реализации управления информационными процессами и процедурами.
На основе модели предметной области, характеризующей объект управления, создается общая модель управления, а на ее основе формируются модели решаемых задач.
Так как для решения задач необходимы различные информационные процессы, то необходимо строить модель организации информационных процессов, которая на логическом уровне увязывает применяемые при решении задач процессы управления.
При обработке данных формируются все основные информационные процессы: обработка, обмен и накопление данных, преставление знаний.
Слайд 89Так как базовые информационные процессы оперируют с информацией, данными и
знаниями, то
управление информацией происходит через процессы: получения (сбор, подготовка
и ввод) и предоставления (построение графики, текста и видео, синтез речи), а
управление данными происходит через процессы: обработки (управление организацией вычислительного процесса преобразования), обмена (управление маршрутизацией и коммутацией в вычислительной сети, передачей сообщений по каналам связи) и накопления (системы управления базами данных), а
управление знаниями – через процесс представления (управление получением и генерацией знаний).
Слайд 90Физический уровень
(программно-аппаратная реализация = ИС)
Физический уровень информационной технологии представляет
ее программно-аппаратную реализацию.
На физическом уровне информационная технология рассматривается как
система, состоящая из крупных подсистем:
обработки данных,
обмена данными,
накопления данных,
получения и отображения информации,
представления знаний и
управления данными и знаниями.
С системой, реализующей информационные технологии на физическом уровне, взаимодействуют пользователь и разработчик системы.
Слайд 91Подсистемы ИТ
Подсистемы обработки данных строятся на базе электронных вычислительных машин
различных классов и отличаются как по вычислительной мощности, так и
по производительности. В зависимости от потребности решаемых задач используются как большие универсальные ЭВМ для обработки громадных объемов информации, так и персональные компьютеры (ПК). В сети используются как серверы, так и клиенты (рабочие станции)
Подсистемы обмена данными включают комплексы программ и устройств (модемы, усилители, коммутаторы, кабели и др.), создающие вычислительную сеть и осуществляющие коммутацию, маршрутизацию и доступ к сетям.
Подсистема накопления данных реализуется с помощью банков и баз данных на внешних устройствах компьютеров и ими управляемых. Возможна организация как локальных баз и банков, реализуемых на отдельных компьютерах, так и организация распределенных банков данных, использующих сети ЭВМ и распределенную обработку данных.
Подсистемы получения, отображения информации и представления знаний используются для формирования модели предметной области из ее фрагментов и модели решаемой задачи. На стадии проектирования разработчик формирует в памяти компьютера комплекс моделей решаемых задач. На стадии эксплуатации пользователь обращается к подсистеме отображения информации и представления знаний и, исходя из поставленной задачи, выбирает соответствующую модель решения, после чего через подсистему управления данными включаются другие подсистемы.
Подсистема управления данными и знаниями, как правило, частично реализуется на тех же компьютерах, на которых реализуются соответствующие подсистемы, а частично с помощью систем управления организацией вычислительно процесса и систем управления базами данных. При больших потоках информации создаются специальные службы администраторов сети и баз данных.
Слайд 92Выводы
Информационные технологии в менеджменте представляют собой описание (в соответствии со
стандартами) последовательности действий по преобразованию информационных ресурсов в информационные продукты,
необходимые менеджеру для принятия управленческих решений.
Информационные технологии описываются на концептуальном и логическом уровне, а реализуются на физическом уровне в виде информационных систем.
Таким образом, для эффективной работы менеджеру необходимо знать:
свойства и характеристики информационных ресурсов, хранящихся на предприятии и поступающих на входы ИС из вне;
информационные технологии, описывающие последовательности действий по преобразованию информационных ресурсов в информационные продукты;
требования, предъявляемые к выходной информации, которая используется для принятия решений;
состав ИС и особенности ее эксплуатации на предприятии.
Слайд 93Спасибо за внимание!
Ваши вопросы?