Слайд 1Информационные технологии, поддерживающие управление бизнес-процессами
Слайд 2Для чего нужны информационные технологии
Информационные технологии (ИТ) являются основой управленческой
деятельности организации
Расширяют возможности эффективного управления, т.к. предоставляют в распоряжение менеджеров,
финансистов, маркетологов, руководителей всех рангов новейшие методы обработки и анализа экономической информации, необходимой для принятия решений
Слайд 3Дадим определение
Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и
программно-технических средств, интегрированных в целях сбора, хранения, обработки, распространения, отображения
и использования информации в интересах ее пользователей.
Слайд 4Роль ИТ в управлении
повышается эффективность труда персонала
увеличивается производительность
труда
происходит перераспределение полномочий
развивается сотрудничество
способствуют созданию командного духа
в организации
Слайд 5Значение информационных технологий в управлении
Цифры
Проблема «лоскутной» автоматизации (каждое функциональное
подразделение автоматизируется самостоятельно)
Потребность в единой стратегии автоматизации
Затраты в РФ на
ИТ (2012 г.) – $ 9 млрд.
Прогноз роста затрат + 12 – 15 %
Наиболее слабый рост ИТ-расходов в России демонстрирует государственный сектор
Слайд 6 На государственном уровне
программа «Электронная Россия»
автоматизированный подсчет голосов на выборах
электронные системы госзакупок
элементы «электронного правительства»
Слайд 7Современный рынок в области систем управления бизнес-процессами можно сегментировать
по тем
задачам, которые выполняют эти системы
датчики, контроллеры оборудования и то
программное обеспечение, которое идет вместе с ними
традиционная система управления предприятием
отчетно-аналитические системы
Управление современными организациями необходимо проводить на основе комплексного подхода
Слайд 8Информационные системы и их типы
Под информационной системой (ИС) будем понимать
взаимосвязанную совокупность данных, оборудования, программных средств, персонала, стандартов процедур, предназначенных
для сбора, обработки, распространения, хранения, выдачи (представления) информации в соответствии с требованиями, вытекающими из целей организации.
Слайд 9Требования к ИС
Функциональная полнота
Масштабируемость
Гибкость
Стандартизация и мобильность
Информационная безопасность
Экономическая эффективность
Слайд 10Классификация информационных систем
Операционные информационные системы
системы обработки транзакций;
автоматизированные системы управления
технологическим процессом;
офисные автоматизированные системы.
Управленческие информационные системы
информационные системы отчетности;
системы поддержки принятия
решений;
информационные системы топ-менеджмента;
программные средства коллективной работы.
Слайд 11Типы информационных систем
Корпоративная Информационная Система (КИС)
Основное назначение КИС
оперативное
предоставление непротиворечивой, достоверной и структурированной информации для принятия управленческих решений.
единое
информационное пространство всей деятельности организации, которое обеспечивается соответствующими его подразделениями, выполняющими определенные функции.
В их числе
финансовый отдел,
сбыт и снабжение,
обслуживание клиентов,
складское хозяйство и логистика,
производственные подразделения,
отделы кадров,
планово-экономические и договорные службы организации,
делопроизводство,
бухгалтерия и т.д.
Слайд 12Что дает КИС?
Наличие в корпоративных системах управления встроенных средств и
механизмов позволяет
персонифицировано контролировать выполняемые операции
обеспечивает своевременный доступ к информации
и ее использование
топ-менеджеры видят в КИС средство улучшения достоверности и доступности данных
улучшения бизнес-процессов и процессов принятия решений
снижения затрат
повышения эффективности
Слайд 13К основным типам систем управления бизнес-процессами относят
систему управления ресурсами предприятия
Enterprise Resource Planning (ERP)
систему управления активами
и фондами Enterprise Asset Management (EAM)
систему управления взаимоотношениями с клиентами Customer Relationship Management (CRM)
систему управления цепочками поставок Supply Chain Management (SCM)
Слайд 14Система управления ресурсами предприятий (ЕRР)
предназначена для управления и планирования
производственного процесса
Главная задача — получение информации о текущем положении дел
на предприятии для принятия оперативных решений
Системы данного класса часто ориентированы на одну или несколько отраслей и видов производства:
серийное сборочное (электроника, машиностроение);
мелкосерийное и опытное (авиация, тяжелое машиностроение);
дискретное (металлургия, упаковка);
непрерывное (нефтедобыча, газопереработка).
Слайд 16Покупатель
Продажники
Планирование
производства
Сырье?
Поставщик
Цех
$$$
Бухгалтерия
Отдел кадров
Слайд 18ERP – конкурентное
преимущество компании
Слайд 19Примеры
SAP R/3 - SAP AG (Германия)
Сфера применения: Оборонные предприятия, компании
нефтегазового комплекса, металлургия, энергетика телекоммуникации, банковский сектор
Срок внедрения: от
1-5 лет
Стоимость внедрения: Лицензия на 50 рабочих мест стоит около $350 тыс. Стоимость внедрения может в несколько раз превышать стоимость решения.
По объемам продаж, 2012 г.
Слайд 20СКОЛЬКО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СТОИТ ERP СИСТЕМА?
Cредняя величина TCO (Total cost
ownership) на весь функционал системы составила $1,5 млн., с разбросом
от $200 тыс. до $3 млн.
ERP системы стоимостью от $100 тыс. до $1 млн. и достаточно коротким сроком внедрения.
Эта группа систем рассчитана на средний и часть крупного бизнеса. В России количество внедрений ERP систем, относящихся к первой группе, исчисляется сотнями.
ERP системы стоимостью свыше $1 млн. с большим сроком внедрения.
Указанные системы рассчитаны на крупные компании. Количество внедрений в России несколько десятков.
Слайд 21Система управления активами и фондами (ЕАМ)
Интегрированный ориентированный на активы
(фонды) подход к управлению производственной деятельностью, позволяющий организациям с большими
вложениями в основные средства значительно увеличить чистую прибыль.
Под активами и фондами понимается все, что требуется для обеспечения работы организации (люди, финансы, оборудование, машины, здания, инструменты и т.д.)
Слайд 22Что такое CRM?
Customer Relationship Management
Клиент – отношение - управление
Слайд 23CRM
управление взаимодействием с клиентами
Слайд 25КЛИЕНТ
КЛИЕНТ
КЛИЕНТ
КЛИЕНТ
КЛИЕНТ
КЛИЕНТ
Слайд 26КЛИЕНТ
КЛИЕНТ
КЛИЕНТ
КЛИЕНТ
КЛИЕНТ
КЛИЕНТ
Слайд 29Создание стратегии СRМ было обусловлено следующими факторами:
около 80% дохода обеспечивается
20% ее клиентов (принцип Парето)
при продажах товаров в среднем требуется
от 10 обращений к новым потенциальным покупателям, чтобы продать единицу товара, и лишь 2-3 обращения к уже существующим клиентам
заключить сделку с уже имеющимся клиентом легче в 5-10 раз, чем с новым покупателем
среднестатистический клиент, разочарованный в поставщике, рассказывает об этом 10 знакомым
увеличение доли постоянных покупателей на 5% выражается в общем увеличении объемов продаж более чем на 25%
Слайд 30Стратегия СRМ направлена на решение
3 основных задач:
удержание клиентов
привлечение клиентов
обеспечение
прибыльности по клиентам
Слайд 31Система управления цепочками поставок (SСМ)
нацелена на взаимодействие компании с
поставщиками
в этих системах логистические операции рассматриваются на протяжении всего жизненного
цикла изделия: от его разработки, поставки сырья и комплектующих до изготовления и сбыта продукции.
комплексный подход к управлению всеми потоками материалов, услуг и информации от поставщиков сырья через предприятия и склады до конечного потребителя
при этом процесс управления осуществляется таким образом, чтобы затраты, связанные с хранением и транспортировкой сырья, материалов и готовой продукции по цепочке поставок были минимальными
Слайд 32Внедрение КИС
Грамотное управление организацией подразумевает
организацию потоков данных между службами
сопоставление и
увязку этих данных
выявление наиболее активных или пассивных поставщиков и покупателей
оценку
оборачиваемости материальных ресурсов
оценку рентабельности активов и на основании обобщения интерпретации
анализа этих данных
принятие адекватных управленческих решений
Слайд 33Корпоративная система управления знаниями (Knowledge Management (КМ)
организация корпоративных информационных хранилищ
в качестве упорядоченного и доступного репозитария известных компании фактов и
данных, которые могут быть использованы в процессе принятия управленческих решений.
Организация информационного хранилища позволяет компании:
сократить время поиска информации и ее предварительной обработки
консолидировать данные и формировать корпоративную отчетность
повысить качество и скорость управленческих решений
снизить их стоимость
Слайд 34Промышленные системы управления документами (EDMS, Electronic
Document Management System)—автоматизирует документооборот, делопроизводство и организацию управления.
Оперативная обработка текущих
данных (ОLTP — оn-Line Transaction Processing) — в этой системе нет инструментов обобщения и анализа данных с последующим прогнозированием.
Оперативная обработка аналитических данных (ОLАР — оn-Line Analisys-Processing) - позволяет вычислить промежуточные данные, ускоряющие анализ гигантских объемов информации
Слайд 35Помимо этого, используются следующие подсистемы
моделирования и представления бизнес-процессов
математического (в том
числе статистического) анализа данных
организации рабочего пространства (WORKFLOW)
электронной коммерции (е-сommerce)
специализированных рабочих
мест автономных пользователей (например, находящихся в командировке или на территории клиента во время переговоров)
математического и имитационного моделирования процессов
управления информационными ресурсами
автоматизированного проектирования (САD/САМ/САЕ)
системы видеоконференцсвязи (ВКС)
специализированных продуктов или систем для реализации частных задач
Слайд 36Существует 3 пути появления информационной системы в организации
системы могут создаваться
(разрабатываться) в организации силами внутреннего персонала
могут заказываться стороннему исполнителю,
который разработает информационную систему для данной организации
могут приобретаться в качестве готового решения (с последующей настройкой под бизнес-процессы конкретной организации)
Слайд 37Требования, предъявляемые к корпоративной информационной системе
интегрирование данных в единую
систему документооборота фирмы
поддержка единой среды аналитики
при ведении учета
технология не должна иметь привязки к аппаратной части
зашита информационной базы данных от несанкционированного доступа
ПО должно иметь дружественный интерфейс
ПО должно иметь возможность изменяться по требованию пользователей
ИТ управления фирмой должны иметь возможность наращивания и модернизации
ИТ должны обеспечивать надежный и удобный обмен данными с подразделениями и филиалами фирмы и т.д.
Слайд 38Интернет и электронный бизнес
Интернет — среда ведения активного бизнеса
Слайд 39Выделяются следующие основные схемы электронного бизнеса
бизнес-бизнес
(Business-to-Business), В2В
бизнес-потребитель
(Business-to-Customer), В2С
потребитель-бизнес (Customer-to-Business), С2В
потребитель-потребитель (Customer-to-Customer), С2С
бизнес-государство (Business-to-Government), В2G
потребитель-государство (Customer-to-Government), С2G
гос-гос (Government-to-Government), G2G
Слайд 40Проблемы электронного бизнеса в сети Интернет
несовершенство нормативно-правовой базы электронного бизнеса
и порождаемого им документооборота
неопределенность правового режима финансовой, коммерческой и другой
информации, размещаемой или передаваемой в интересах электронного бизнеса
недостаточно действенная охрана авторских и иных прав на размещаемые объекты интеллектуальной собственности
недостаточно высокая защита персональных данных участников сделок в электронном бизнесе
слабое развитие инфраструктуры
недостаточная база обеспечения информационной безопасности
Слайд 41Системы электронной коммерции В2В
Типы систем
Слайд 42Системы электронной коммерции В2В призваны поддерживать бизнес-отношения между предприятиями, решать
задачи сбыта и материально-технического снабжения, поиска и согласования отношений с
подрядчиками (логистика и поставки).
Эти системы можно разделить на следующие типы:
корпоративный сайт компании
онлайн магазин
служба закупок
информационные сайты и вертикальные порталы
брокерские сайты
электронные торговые площадки
электронные биржи
интегрированные комплексы
Слайд 44Сегодня Amazon – крупнейший онлайн-ритейлер в мире
Капитализация - $ 105
млрд
Ежегодный рост – 29% (2× мирового рынка e-commerce)
Количество постоянных
клиентов – 152 млн чел
Сотрудники – 51 000
Годовой доход - $ 48 млрд (27% больше, чем Google)
Последняя крупнейшая M&A сделка - $1,2 млрд (Zappos)
Слайд 4515 октября в США вышла книга Брэда Стоуна The Everything
Store: Jeff Bezos and the Age of Amazon
Книга посвящена истории
успеха онлайн-монстра Amazon
Журнал Business week опубликовал большой фрагмент его книги.
Рассмотрим несколько важных принципов управления Amazon, которые резко выделяют эту компанию на фоне других
Слайд 461. Покупателей слушает лично CEO
Безос регулярно читает жалобы покупателей.
Не просто
читает, а регулярно пересылает сотрудникам со знаком вопроса в теме.
Такие
письма поднимают в Amazon волны паники.
У них есть несколько часов, чтобы разрешить проблему и во всех подробностях объяснить почему так вышло.
Почему так важно бросить все и решать проблему, спущенную шефом?
Потому что каждая проблема что-то говорит о процессах в компании.
Слайд 472. На борьбу с конкурентами ничего не жалко
Вскоре им поступило
предложение о покупке, а когда акционеры Quidsi на него не
согласились, Amazon начал жесткую ценовую войну.
В игру вступила Wal-Mart, но Безос был готов потерять сотни миллионов $, лишь бы не отдать Quidsi своему матерому конкуренту.
И в итоге все-таки купил компанию.
В Amazon есть полусекретный отдел конкурентной разведки, который закупает у других ритейлеров большие партии продуктов и анализирует качество и скорость услуг конкурентов.
Если кто-то делает свою работу лучше, чем Amazon, угрозу надо быстро устранить.
Однажды конкурентная разведка натолкнулась на ритейлера детских товаров, компанию Quidsi
Ее основатели восхищались методами Безоса и выстроили логистику даже в чем-то лучше.
Слайд 483. Выживают только гладиаторы
CEO ненавидит «общественное согласие» - склонность искать
консенсус
Он хочет, чтобы его сотрудники не соглашались друг с другом
и начальством, сражались, используя вместо мечей цифры.
Некоторые в восторге от этих конфронтаций, от возможности постоянно освоить что-нибудь новое, и даже если уходят из компании, то возвращаются (их в Amazon называют «бумерангами»)
Другие называют эту атмосферу «культурой гладиаторов», им в ней некомфортно.
Многие не выдерживают в такой обстановке и двух лет.
«Это странная смесь стартапа, который пытается быть суперкорпоративным, и корпорации, которая изо всех сил старается быть стартапом»
Слайд 494. Бонусы – только для самых стойких
Чтобы у сотрудников был
стимул продержаться хоть 2 года, Безос утвердил специфическую опционную программу.
В Google и Microsoft опционы могут быть предъявлены к исполнению ежегодно в равном размере.
Amazon рассчитывает, что сотрудник проведет в компании хотя бы 4 года, и в конце первого года выдает лишь 5% причитающихся акций, в конце второго года – 15%, а затем по 20% каждые полгода.
По тому же принципу устроены и последующие опционы.
Самое приятное – в самом конце.
Слайд 505. Путь информации должен быть предсказуемым
Каждый, кто представляет цифры, должен
быть способен ответить на любой вопрос и объяснить самые мелкие
детали.
Многих сотрудников, особенно молодых, эта перспектива вгоняет в дрожь.
Важные совещания в Amazon принято начинать с молчания.
В это время все сосредоточено читают подготовленные ко встрече нарративы: меморандумы по 6 страниц о ближайших планах.
В компании есть правила подготовки нарративов, чтобы топ-менеджменту было легко вникнуть в текст и быстро принимать решения по прописанной схеме.
По вторникам начальники отделов встречаются с подчиненными и изучают всю статистику по своему направлению.
Слайд 52Сегодня практически всем знакома компания eBay – гигантская торговая интернет
площадка.
Ассортимент поражает – здесь можно купить всё: от шариковой ручки
до самолета
Слайд 53Сначала ebay назывался «auctionWeb»
Первый проданный товар на аукционе – сломанная
лазерная указка за $14.83 (1996г.)
Пьер Омидьяр
Изначально хотел зарегистрировать сайт как
«cho bay»
Название было занято
Потом «echo bay»
Не вышло
В итоге пришлось сократить до «ebay»
Website names
CHOBAY
ECHOBAY
EBAY
Слайд 54Цифры поражают. Ежегодный объем продаж на eBay $60 млрд.
Если
за точку измерения взять размер ВВП страны. eBay заняла бы
65-е место. И это выше, чем, например, Эквадор.
Количество активных пользователей – 89,5 млн человек. И это сделало бы eBay №13 в списке самых населенных стран.
65,4 млн
62 млн
89,5 млн
Слайд 55Что же покупают и продают на eBay?
Популярные запросы
Слайд 56Только в США
Каждые 6 секунд покупается мобильный телефон
Каждые 8 секунд
покупается пара обуви
Компьютерная игра покупается каждые 17 секунд
Раз в минуту
кто-то продает/покупает бытовую технику
Слайд 57Как eBay зарабатывает?
В 2012 г. доход компании от платных услуг
составил $ 4 461 844 000
Платные
объявления
«Налог» с итоговой цены продажи: 9% от цены, но не более 50$
Платные услуги по продвижению товаров ($2 за текстовую рекламу, $0,40 за продление аукциона, $0,15 за каждую дополнительную фотографию объекта)
Слайд 58В 2008 г. eBay купила компанию PayPal (система безопасных онлайн
платежей) за $ 1,5 млрд
В итоге, общая комиссия, взимаемая eBay
обычно составляет 10-12% от итоговой суммы сделки
Плюс к этому PayPal взимает с продавца 1,9-2,9% за осуществление транзакции
Слайд 59КРИТИКА - Подделки
LVMH засудил eBay за подделки
Главный модный концерн LVMH
принялся за борьбу с контрафактной продукцией и подал иск против
eBay, обязав его выплатить солидную сумму за моральный ущерб, постоянно наносимый концерну в связи с публикацией на сайте частных объявлений о продаже поддельных товаров известных брендов.
Пока что в судебном деле фигурируют лишь бренды Christian Dior, Kenzo, Givenchy и Guerlain и только в связи с их парфюмерной продукцией — это единственная лазейка, которую смогли к настоящему моменту найти юристы LVMH. Сумма иска — € 38 млн.
Иск был принятом европейским судом даже несмотря на то, что в июле eBay получил от американских властей официальное подтверждение своей непричастности к авторству продаваемой на его сайте продукции.
Слайд 60Salesforce – CRM in the cloud
B2B
Слайд 61Salesforce.com
Американская компания – разработчик одноименной CRM-системы
Штаб-квартира – Сан-франциско, региональные офисы
в 25 странах мира
Считается одной из самых инновационных компаний США
Основана
в 1999 г. Марком Бениофом бывшим топ-менеджером компании Oracle
Изначальная идея – специализация на рынке CRM-систем и предоставление доступа по подписке
Доступ обеспечивается через web
C 2012 г. является мировым лидером рынка CRM-систем
Основными доводами, которыми изначально пользовалась компания для привлечения клиентов:
Возможность аутсорсинга ИТ
Защита от сбоев
Оперативная тех поддержка
Снижение совокупной стоимости владения ИТ
Слайд 62В 2000 г. компания впервые обратила на себя внимание, разместив
рекламный баннер с надписью «The end of software» напротив центра,
в котором в тот момент проходила конференция пользователей Siebel, лидера CRM-рынка на тот момент.
Слайд 63Текущая деятельность
Заказчики
$ 18 млрд рынок CRM
Слайд 64Продукты компании
Sales Cloud: приложение для поддержки процессов продаж
Данные о потенциальных
клиентах
Взаимодействие с клиентами
Выставление счетов
Взаимодействие с другими специалистами
Возможность проведения маркетинговой кампании
Анализ
и сегментирование клиентской базы
5 уровней подписки: от $5 до $250 за пользователя в месяц
Service Cloud: обеспечение процессов обслуживания и поддержки клиентов
Интеграция с соц сетями, форумами, блогами
Подписка от $65 до $260
Force.com: возможность самостоятельной разработки приложений
Chatter: организация внутрикорпоративной групповой работы. Обмен сообщениями, обсуждения, обмен файлами, совместная работа над контентом + поддержка мобильных устройств
Data.com – бизнес-каталог с информацией о предприятиях, их продуктах, контакты сотрудников
Слайд 65Критика
2007 г. – масштабная фишинговая атака – украдены пароли, злоумышленники
получили доступ к конфиденциальной деловой информации
2009 г. – сбой в
центре обработки данных, сервисы CRM были недоступны в течение 40 мин.
2009 г. – сомнения в инновационности компании. Технология компании построена на традиционных решениях, используемых в компании Oracle.
Слайд 67Портал государственных услуг
На портале Gosuslugi.ru на сегодняшний день опубликовано 745
федеральных госуслуг.
По плану правительства все они должны обеспечивать возможность отправки
запросов (документов, заявлений) в электронном виде.
Полностью информационными – не требующими бумаг и личных посещений – являются пока 32 услуги.
Слайд 69Портал государственных и муниципальных услуг Москвы
подать заявление на регистрацию брака
в выбранный ЗАГС, забронировав нужные дату и время;
записаться на приём
к врачу;
встать в очередь на улучшение жилищных условий;
проконтролировать получение льгот и пособий;
оформить справку о праве получения стипендии (малообеспеченным студентам);
записаться в спортивную школу;
зарегистрировать автомобиль в ГИБДД;
найти вакансию в городских учреждениях;
получить разрешение на перевозки (таксистам).
Московское парковочное пространство
Узнать, где припарковаться и сколько стоит
Портал «Дороги Москвы»
Пожаловаться на качество дорог, плохую уборку, сломанный светофор, брошенные автомобили
Узнать, где в ближайшее время будут ремонтировать дороги
Департамент имущества Москвы
Пожаловаться на недобросовестного арендатора (если, например, под вашей квартирой открыли баню или ресторан, мешающие спать по ночам)
Портал «Наш город»
Оставить жалобу по поводу сроков и качества работ по благоустройству дворов и капремонта жилых домов.
Слайд 70Задача электронного бизнеса
Снижение затрат и повышение качества продукции за счет
автоматизации достигли своих естественных пределов, новый источник поступления прибыли для
предприятия лежит в области качества услуг, сохранения и расширения клиентской базы
Задача электронного бизнеса — использование современных информационных технологий для реорганизации старых бизнес-моделей в целях повышения качества работы организации.
Слайд 71Критерии инфраструктуры
Успех в электронном бизнесе зависит от качества приложений
для электронного бизнеса, которые обслуживают все процессы и обеспечивают надежность
и адаптируемость поддерживающей их информационной среды.
Инфраструктура должна соответствовать следующим критериям:
Гибкость
Масштабируемость
Надежность
Информационная инфраструктура, состоящая из открытых интерфейсов, которые позволят со временем легко подключать новые приложения и сервисы.
Слайд 72Преимущества электронного бизнеса и препятствия для его развития
расширение рынка
(как закупок, так и сбыта)
оптимизация процессов снабжения
стандартизацию и
ускорение обработки заказов
оптимизацию транспортных схем
совершенствование контроля за поступлением средств в оплату продукции
управление дебиторской задолженностью…
все эти плюсы возможны только при взаимной увязке всех внутрифирменных бизнес-процессов, а также при тесном взаимодействии КИС с системами электронной коммерции и непосредственном включении в эту среду менеджеров-исполнителей.
Слайд 73Недостатки
Высокая стоимость e-решений
Сократить затраты можно, используя технологию АSР (Application Service
Provider — провайдинг сервиса приложений), т.е. аренду дорогих прикладных программ.
Слайд 74E-commerce в России
низкий уровень автоматизации
отсутствие опыта работы с web-приложениями у
менеджеров-исполнителей
неразвитость четких и надежных систем для проведения электронных платежей
специфические торговые отношения