Слайд 1информационные технологии в ЮРИДИЧЕСКОЙ деятельности
Лектор: канд. юрид. наук, ст. преп.
Грищенко
Галина Андреевна
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
IT-индустрия становится одной из самых быстроразвивающихся отраслей…
…необходимо создать
передовую законодательную базу, снять все барьеры для разработки и широкого
применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных…
Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. и от 20 февраля 2019 г.
Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утв. указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203
Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. N 2036-р
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утв. Указом РФ от 1 декабря 2016 г. № 642
Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и нацпроектам от 4 июня 2019 г. № 7
В рамках развития IT-индустрии принят целый ряд НПА:
Слайд 3ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ
Информатика – наука, изучающая информацию, информационные процессы и информационные
системы во всех областях человеческой деятельности
Основными предметами исследования в информатике
являются:
Информация
Информационные процессы
Информационные технологии и информационные системы
Слайд 4ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Слайд 5ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их
представления
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях
и о защите информации»
Слайд 9виды Информационных процессов
Слайд 10ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации
и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств
Федеральный закон
от 27.07.2006 № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации«»
Слайд 11ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки,
предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов
Федеральный
закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации«»
Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов
Слайд 12ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи
Значительное ускорение поиска, обработки и последующего
анализа необходимой информации
Оперативный обмен различными сведениями, а также предоставление данных,
востребованных государственными органами
Помощь в получении не только правовых сведений, но и различной аналитической и статистической информации
Слайд 13ВИДЫ Информационных технологий
ИКТ
Справочные правовые системы
Автоматизированные информационные системы
Электронный документооборот (ЭДО)
СПС «КонсультантПлюс»,
«Гарант», «Кодекс»
ГАС «Выборы», ГАС «Правосудие»
ГАС «Управление»
Правовые порталы
Сквозные цифровые
технологии
Портал госуслуг;
Официальный интернет-портал правовой информации
Искусственный интеллект;
большие данные и др.
1С:Документооборот;
ДЕЛО-ПРЕДПРИЯТИЕ;
DIRECTUM
Слайд 14Сквозные ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Большие данные
Нейротехнологии
Искусственный интеллект
Системы распределенного реестра
Квантовые технологии
Новые производственные технологии
Промышленный
интернет
Робототехника и сенсорика
Технологии беспроводной связи
Технологии виртуальной и дополненной реальностей
Национальная программа
«Цифровая экономика Российской Федерации», утв. протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и нацпроектам от 4 июня 2019 г. № 7
Слайд 15ГАС «Управление» представляет собой единую государственную информационную систему, обеспечивающую сбор,
учет, обработку и анализ данных, содержащихся в государственных и муниципальных
информационных ресурсах, аналитических данных, данных официальной государственной статистики, а также иных сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления.
ГАС «Управление» предназначена для устранения дублирующих потоков и запросов аналитической информации между органами государственной власти
гас «управление»
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 года № 1088 «О государственной автоматизированной информационной системе «Управление»
Слайд 16структура гас «управление»
портал ГАС «Управление» (доступ к нормативной, статистической и
аналитической информации в сфере ГМУ, инструментам анализа, различным информационным сервисам);
центральная
информационная подсистема «Федерация» (сбор, систематизация, обработка, хранение и предоставление информации ФОИВ, РОИВ, ОМСУ, выявление расхождений в данных, интеграция с ИС госорганов;
подсистема ведения реестров, справочников и классификаторов;
информационно-аналитическая подсистема (сопоставление и анализ информации, оценка и контроль данных);
центральная информационная подсистема «Контур» (организация защищенного доступа структурных подразделений Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ к информационным ресурсам, необходимым для принятия управленческих решений)
Слайд 18Цели создания ГАС «Правосудие»
гас «ПРАВОСУДИЕ»
Поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных
решений
Сокращение сроков рассмотрения дел и жалоб
Повышение эффективности процессов судебного
делопроизводства и подготовки данных судебной статистики
Повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел
Обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента
Повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России
Слайд 20Официальный интернет-портал правовой информации
Слайд 21Теории современного общества
Дж. Гелбрейт – «новое индустриальное общество»
Ж.-Ф. Лиотар, А.
Этциони «постмодерн»
З. Бжезинский – «технотронная цивилизация»
Э. Тоффлер – «третья
волна или супериндустриальное общество»
П. Дракер – «общество знания»
М. Понятовский − «научное общество»
Д. Мартин − «телематическое общество»
Р. Дарендорф – «посткапиталистическое общество»
Дж. Лихтхайм – «постбуржуазное общество»
Г. Кан, В.Л. Иноземцев – «постэкономическое общество»
К. Боулдинг – «постцивилизационное общество»
Р. Сейденберг – «постисторическое общество»
Р. Барнет – «постнефтяное общество»
Слайд 22Появление ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
1961 г. – введение термина «информационное общество» в
научный оборот в Японии
1963 г. – распространение термина в США
1992
г. – распространение термина в Западной Европе
Конец ХХ в. – прочное вхождение термина в жизнь граждан, в том числе и в России
17 мая – Всемирный день электросвязи и информационного общества
2019 год — «Преодоление разрыва в стандартизации»
2018 год — «Обеспечить положительные результаты использования искусственного интеллекта для всех»
2017 год — «Большие данные для создания мощного импульса»
Слайд 23Характеристики информационного общества:
культура, психология, социальная жизнь и экономика формируются под
воздействием техники и электроники, особенно компьютеров и коммуникаций
под воздействием технотронной
революции рушатся традиционные связи в семье и между поколениями
крах старых верований, связанных с национальными и идеологическими общностями людей, и формирует новое глобальное видение мира
Зби́гнев Бжези́нский
американский политолог,
социолог и государственный деятель
«Между двух веков»
Слайд 24Дэниел Белл Американский социолог
«Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования»
(1973)
Слайд 25Черты постиндустриального общества по Беллу
Определяющие факторы постиндустриального общества:
теоретическое знание
(а не капитал) как организующее начало;
«кибернетическая революция», обусловившая технологический рост
в производстве товаров.
Пять основных компонентов модели будущего:
сфера экономики — переход от производства товаров к производству услуг;
сфера занятости — преобладание класса профессиональных специалистов и техников;
осевой принцип — ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе;
предстоящая ориентация — контроль над технологией и технологическими оценками деятельности;
процесс принятия решения — создание новой «интеллектуальной технологии».
Слайд 26Элвин (Олвин) Тоффлер
«Третья волна»
Первая волна — это результат
аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей;
Вторая волна
— результат индустриальной революции (конвейерная система образования и корпоративизм);
Третья волна — результат интеллектуальной революции (огромное разнообразие субкультур и стилей жизни).
Идея сменяющих друг друга волн (типов общества):
Слайд 27Теория информационного общества
Ёнэдзи (Йошита) Масуда
профессор университета Аомори (Япония),
Президент Института
информационного общества
«Информационное общество
как постиндустриальное общество»
(1981)
Информация – основной ресурс выживания будущей цивилизации;
«Глобальное информационное пространство» на основе всеохватной информационной инфраструктуры, коммуникаций, спутниковой связи, компьютеров
Слайд 28Черты информационного общества
Возрастание роли ИКТ в жизни общества, в развитии
сознания человека
Создание единого мирового информационного пространства
Изменение социальной структуры
Меняется характер человеческой деятельности
Разнообразие личностей
Все более значимыми становятся гуманизм и демократичность принятия общественных решений
Информационное общество – общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан
Стратегия развития информационного общества в РФ 2017-2030
Слайд 29Основные стратегические документы
Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22
июля 2000 г.
Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на
2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утв. Указом РФ от 1 декабря 2016 г. № 642
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утв. указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203
Государственная программа РФ «Информационное общество (2011–2020 годы)», утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.»
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утв. протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и нацпроектам от 4 июня 2019 г. № 7
Слайд 30Хартия Глобального Информационного Общества (2000 г., Окинава)
развитие людских ресурсов посредством
образования и обучения в области ИКТ;
активное использование ИКТ в
государственном секторе и содействие предоставлению услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан
Основные задачи:
разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ к сетевым технологиям;
Президенты стран «большой восьмерки» (G8)
Слайд 31Стратегия развития
отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 гг.
и на перспективу до 2025 г.
Утв. распоряжением Правительства РФ от
1 ноября 2013 г. № 2036-р
Развитие кадрового потенциала и образования отрасли информационных технологий
Стимулирование работы высококвалифицированных специалистов отрасли информационных технологий
Популяризация ИКТ как сферы деятельности
Исследовательская деятельность в области ИКТ
Приоритетные направления исследований и разработок в области ИКТ
Поддержка развития малого бизнеса
Информатизация экономики и др.
Слайд 32Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017 - 2030
годы
утв. указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. №
203
Стратегия-2008
(2008-2015)
Стратегия-2017
(2017-2030)
ЦЕЛИ:
Создание в России «общества знаний»
Повышение качества жизни
РЕЙТИНГИ:
Присутствуют
Отсутствуют
Зарождение цифровой экономики
Слайд 33Международные рейтинги уровня развития ИКТ в россии
Индекс развития электронного правительства:
Рейтинг
ООН – 32 место (на 2018 г.)
Индекс развития ИКТ:
Рейтинг МСЭ
(Международный Союз Электросвязи) – 45 место (на 2017 г.)
Индекс сетевой готовности:
Рейтинг ВЭФ (Всемирный Экономический Форум) – 57 место (на 2017 г.)
В 2018 году Россия заняла 25-е место в рейтинге самых инновационных стран, который регулярно составляет агентство Bloomberg (в 2016 г. – 12 место).
Слайд 34индекс развития ЭП по странам (2017)
Слайд 35индекс развития икт по странам (2017)
Слайд 36Рейтинг регионов РОССИИ по уровню информатизации (2018 г.)
Слайд 37основные направления развития Икт
конвергенция сетей связи и создание сетей связи
нового поколения;
обработка больших объемов данных;
искусственный интеллект;
доверенные технологии электронной идентификации и
аутентификации, в том числе в кредитно-финансовой сфере;
облачные и туманные вычисления;
интернет вещей и индустриальный интернет;
робототехника и биотехнологии;
радиотехника и электронная компонентная база;
информационная безопасность
Слайд 38ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РФ
«Информационное общество
(2011 - 2020 годы)»
утв. Постановлением Правительства
РФ от 15 апреля 2014 г. № 313
Получение гражданами и
организациями преимуществ от применения ИКТ за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе
ЦЕЛЬ
Слайд 40Программа состоит из четырех подпрограмм:
«Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги,
оказываемые на ее основе»;
«Информационная среда»;
«Безопасность в информационном обществе»;
«Информационное государство».
Структура Программы
Слайд 42Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в
информационном обществе
развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства
с использованием информационных технологий;
перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;
повышение открытости деятельности органов государственной власти;
создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, а также в областях жилищно-коммунального хозяйства, образования и науки, культуры и спорта
Слайд 43Построение электронного правительства и повышение эффективности государственного управления
формирование единого пространства
электронного взаимодействия;
создание и развитие государственных межведомственных информационных систем;
развитие системы учета
результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в рамках государственного заказа;
обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности;
создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота
Слайд 44Портал государственных услуг http://gosuslugi.ru/
Слайд 45Универсальная электронная карта (УЭК)
С 1 января 2013 г. началась реализация
проекта «Универсальная электронная карта».
Выпуск и выдача карт прекращены с
1 января 2017 г.
Планируется переход к электронному паспорту
Слайд 46Технопарки
Инноград «Сколково»
Более 250 резидентов, 12 востребованных резидентами сервисов, 40
Центров коллективного пользования, 19 аккредитованных сервисных компаний и более 95
000 кв.м. для офисов и лабораторий
Технопарк –
это территориальная, научная, технологическая и техническая база для реализации инновационных проектов
Слайд 48Национальная облачная платформа О7
Национальная облачная платформа – это комплекс интегрированных
информационных систем, предназначенный для предоставления органам исполнительной власти различного уровня,
органам местного самоуправления, коммерческим организациям и физическим лицам услуг по модели облачных вычислений
Слайд 49Портал открытых данных http://data.gov.ru/
Открытые данные (open data) – данные, доступные для
использования без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля, являющиеся общественным достоянием
Слайд 50Для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде создана
соответствующая технологическая база и инфраструктура.
Доработаны и созданы новые электронные сервисы
в здравоохранении.
Актуализированы системы «Портал Правительства РФ» и «Сайт Председателя Правительства РФ».
Создана национальная платформа облачных вычислений, обеспечивающая предоставление «облачных» сервисов для органов государственной власти.
Проводятся мониторинги качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Введен в эксплуатацию единый портал государственных и муниципальных услуг.
Создана единая система учета записей актов гражданского состояния (электронный загс).
Развивается защищенная система межведомственного электронного документооборота.
Итоги в области реализации ГП «Информационное общество»
Слайд 51
национальная Программа «Цифровая экономика
Российской Федерации»
увеличение внутренних затрат на развитие
цифровой экономики, создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи,
обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств, использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациям
ЦЕЛЬ