Слайд 1Информационные технологии
в юридической деятельности
Минин Анатолий Яковлевич,
доктор юридических наук,
профессор
Код и направление подготовки
40.03.01 (030900.62) Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Слайд 2Содержание дисциплины
Раздел 1. Информационное обеспечение деятельности органов исполнительной власти, правоохранительных
органов, целевых программ борьбы с преступностью
Тема 1. Государственная политика в
информационной сфере
Тема 2. Виды и этапы развития и применения информационных технологий
Тема 3. Проблемы незаконного использования информационных ресурсов
Слайд 3(продолжение)
Раздел 2. Правовые системы и автоматизированные рабочие места юристов
Тема 4.
Правовые системы: виды, назначение и основные возможности
Тема 5. Технологии
поиска правовой информации
Тема 6. Автоматизированные рабочие места юристов
Слайд 4(продолжение)
Раздел 3. Профессиональная подготовка юриста в условиях информатизации общества
Тема 7.
Современные аспекты профессиональной подготовки юриста в условиях информатизации общества
Тема
8. Системы поддержки принятия решений
Тема 9. Источники угрозы безопасности ИТКС и их пользователей
Слайд 5Источники:
Минин А.Я. ИТ в юридической деятельности: учеб. пособие – М.:
МПГУ, 2012. – 70 с.
ИТ в юридической деятельности: учеб. /
под ред. В.Д. Элькина. – М.: Проспект, 2012. – 352 с.
Информационные технологии в юридической деятельности: учеб. / под общ. ред. П.У. Кузнецова. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 422 с. Серия: Бакалавр
Об информации, ИТ и о защите информации. ФЗ от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 06.07.2016 №374-ФЗ)
Государственная программа РФ «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», утв. Пр-вом РФ от 20.10.2010 №1815-р (в ред. от 2.12.2011 №1815-р).
Слайд 6Тема 1.1. Государственная политика в инфосфере
Инфосфера – а) совокупность информации,
инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а
также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений;
б) область деятельности, связанной с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации.
Исходя из видов и способов представления информации, особенностей ее преобразования и обращения, представим ее двумя частями:
Основная часть - включает в себя три области:
производства и распространения информации (исходной и производной);
поиска, получения и потребления информации;
формирования инфоресурсов, подготовки инфопродуктов, предоставления информационных услуг;
Обеспечивающая часть - включает две области:
создания и применения IT-технологий и средств их обеспечения;
создания и применения средств и механизмов информационной или кибербезопасности.
Слайд 7Модель информационной сферы
Основная часть
:
Обеспечивающая :
4. Область создания и применения ИТ
и средств
их обеспечения
5. Область создания и применения средств
и механизмов информбезопасности
2. Область поиска, получения и потребления информации
3. Область формирования информационных ресурсов,
подготовки инфопродуктов,
предоставления инфоуслуг
1. Область производства и распространения информации
(исходной и производной)
Слайд 8информационно-телекоммуникационные системы
Выделяют три типа систем (ИТКС):
глобальные – взаимодействующие с
международными сетями общего пользования (ИТКС, проводной и мобильной связи, и
др.);
корпоративные - построенные на базе внутригосударственных открытых сетей передачи данных;
ведомственные – предназначенные для обработки закрытой информации (конфиденциальной, классифицированной).
Слайд 9Стратегия развития информационного общества в РФ*
Цель формирования и развития информационного
общества в РФ - повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентной
способности России, развитие социально-экономической, политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе ИТКТ.
Основные задачи, обеспечивающих достижение данной цели:
формирование современной инфраструктуры ИТКТ, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, мед.обслуживания, соц.защиты населения на основе развития и использования ИТКТ; совершенствование системы госгарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
развитие экономики РФ на основе использования ИТКТ; развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере ИТКТ;
повышение эффективности госуправления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами власти, качества и оперативности предоставления госуслуг;
противодействие использованию потенциала ИТКТ в целях угрозы национальным интересам России.
Слайд 10Основные направления реализации Стратегии:
В области формирования современной инфраструктуры, предоставления
на ее основе качественных услуг в сфере ИТКТ и обеспечения
высокого уровня доступности для населения информации и технологий:
создание инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории России, с использованием механизмов частно-государственного партнерства в т.ч.;
повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере ИТКТ;
создание системы общественных центров доступа населения к госинфоресурсам, в т.ч. гос. системы правовой информации;
формирование единого инфопространства, для решения задач обеспечения национальной безопасности в том числе.
Слайд 11Основные направления реализации Стратегии (продолжение):
В области повышения качества образования,
мед. обслуживания и социальной защиты населения на основе развития и
использования ИТКТ:
расширение использования ИТКТ для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования;
внедрение новых методов оказания мед. помощи населению, включая дистанционное обслуживание пациентов;
предоставление гражданам социальных услуг на всей территории России с использованием ИТКТ.
Слайд 12Основные направления реализации Стратегии (продолжение):
В области развития науки, технологий,
техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере ИТКТ:
развитие приоритетных
направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (форсайт);
создание условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований, экспериментальных разработок, обмена научной информацией;
создание организационно-правовых условий укрепления научно-исследовательского сектора высшей школы, гос. академий и отраслевой науки, оснащения вузов, научных организаций и исследовательских центров современным оборудованием (научно-исследовательским, учебным, технологическим);
повышение качества подготовки специалистов и создание системы непрерывного обучения госслужащих в области ИТКТ.
Слайд 13Основные направления реализации Стратегии (продолжение):
В рамках международного сотрудничества в
области развития информационного общества:
участие в разработке международных норм права
и механизмов, регулирующих отношения в области использования глобальной информационной инфраструктуры, включая вопросы интернационализации управления ИТКС Интернет;
участие в международном информационном обмене;
участие в формировании системы международной кибер-
и информационной безопасности, совершенствование взаимодействия правоохранительных органов РФ и иностр. гос-в в области предупреждения, выявления, пресечения и ликвидации последствий использования ИТКТ в террористических и иных преступных целях;
участие РФ в международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;
участие в разработке международных стандартов в сфере ИТКТ, гармонизация национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой.
Слайд 14Госполитика в области обеспечения инфобезопасности
определяет:
основные направления деятельности органов
гос. власти (федеральных и субъектов Федерации) в этой области (совершенствование
правовых механизмов регулирования информационных отношений);
порядок закрепления их обязанностей по защите интересов России в информационной сфере;
и базируется на соблюдении принципов:
законности;
баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере;
открытости в реализации функций;
равенстве правовом всех участников процесса информационного взаимодействия;
развитии приоритетном отечественных ИТКТ, подключения их к глобальным ИТКС;
обеспечении безопасности РФ при создании ИС, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации
(ст. 3 №149-ФЗ).
Слайд 15основные направления
социально-экономического развития РФ*
Приоритеты использования ИТ (сферный подход):
в сфере
развития науки и инноваций: повышение эффективности реализации целевых инновационных программ
и проектов, финансируемых за счет средств фед. бюджета, развитие системы НТИ, создание реестров научных организаций, системы учета и анализа результативности их деятельности, состояния их опытной и лабораторной базы, повышение эффективности финансирования фундаментальных исследований, обеспечение доступа к информации о результатах финансирования науки и инноваций за счет средств фед. бюджета;
в сфере образования: повышение эффективности системы планирования и мониторинга объемов и структуры подготовки специалистов, качества образования, деятельности бюджетных образовательных организаций, обеспечение доступности образовательных услуг, в т.ч. на основе распространения технологий дистанционного обучения (ДОТ) и электронных учебников (e-books);
Слайд 16Приоритеты использования ИТ (сферный подход) :
в сфере госуправления:
рост квалификации
госслужащих на основе создания
и развития инфосистемы поддержки непрерывного профессионального образования
госслужащих, системы управления знаниями;
повышение эффективности выполнения надзорных и контрольных функций на основе создания и развития систем: а) мониторинга эффективности правоприменительной деятельности в интересах фед. органов госвласти, граждан и организаций;
б) информационной поддержки следственных действий, определения характера и анализа причин правонарушений; в) информационного обеспечения деятельности судов (судопроизводства), учета обращений граждан и организаций, судебных дел и судебных решений, поддержки судебного делопроизводства;
Слайд 17Тема 1.2. Виды и этапы развития и применения
информационных технологий
Для
информационного общества характерно
наличие информационной инфраструктуры: трансграничных ИТКС, и распределенных
в них инфоресурсов – знаний; напр., веб-сайт Вики (wiki) в Интернет;
массовое применение ПК, подключенных к ИТКС;
подготовленность членов общества к работе на ПК, новые виды и формы деятельности (компьютерной в трансграничных ИТКС);
возможность каждому получать из ИТКС полную, точную и достоверную информацию;
трансформация деятельности СМИ - интеграция э-СМИ и ИТКС, создание единой среды – мультимедиа;
отсутствие географических, геополитических границ государств-участников трансграничных ИТКС.
Слайд 18Из Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы
Информационное
общество – общество, в котором информация и уровень ее применения
и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан.
Информационное пространство – совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры.
Слайд 19Основные характеристики информационного общества
По нескольким аспектам (критериям)
экономический: информация - ключевой
фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной
стоимости и занятости;
технологический: IT-технологии - ключевой фактор, широко применяющийся в системе образования, в учреждениях, на производстве и в быту;
социальный: информация - важный стимулятор изменения качества жизни, при широком доступе к ней формируется и утверждается «информационное сознание»;
политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, к росту участия, консенсуса между различными классами, социальными слоями населения;
правовой: информационные общественные отношения регулирует информационное право;
культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития индивида и общества в целом.
Слайд 20Информатизация правовой сферы как информационный процесс – применение IT-методов в
юридической деятельности
Основной подход к информатизации: какова бы ни была информация,
ее можно передавать, хранить и представлять для использования с помощью упорядоченных множеств символов.
Информационные процессы: создания, сбора, обработки, поиска, накопления, хранения, распространения и потребления информации.
Трактовки понятия «информация» -
сведения, уменьшающие или снимающие неопределенность ситуации, существовавшую до их получения;
сведения, которые уменьшают или снимают неразличимость вещей и явлений;
сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах независимо от формы их представления (№149-ФЗ от 27.07.2006);
мера зависимости случайных переменных;
мера организации системы;
продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.
Слайд 21Юридические особенности информации
Это свойства
неотчуждаемости (физической от чел., их
носителя);
обособляемости (от производителя путем овеществления
в виде символов, знаков,
волн);
информационной вещи (информационного объекта,
на который распространяется действие институтов авторского права, вещной собственности);
тиражируемости (распространяемости без изменения содержания);
организационной формы (как правило, в форме документа);
экземплярности (на материальном носителе - значит, возможен учет документированной информации).
Слайд 22право на информацию
Международное право об информационных правах как о неотъемлемых
правах человека:
«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и
свободное выражение их, это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от гос.границ» - Ст. 19 Всеобщей Декларации прав и свобод человека, принятая на Генеральной ассамблее ООН (1948 г.).
«Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны гос. органов и независимо от гос. границ» - Cт. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4.11.1950 г. > 60 лет!
В силу в 1953 г.).
Конституционное право на информацию:
«каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» - п.4 ст. 29 Конституции РФ (1993 г. > 20 лет!)
Слайд 23Право человека на защиту персональных данных
Каждый человек имеет не абсолютное
(в силу необходимости бороться с преступностью, защищать права и интересы
граждан,..), но право
на неприкосновенность частной жизни (особой сферы отношений) и потому (по общему правилу)
в отношении его персональных данных (именной информации) обеспечивается конфиденциальность, за исключением данных общедоступных (с письм. согласия субъекта ПД; новый ин-т информационного права)
и обезличенных (когда невозможно определить их принадлежность к конкретному субъекту).
Слайд 24О персональных данных
Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 установлены два института:
специальных категорий
ПД – данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных
или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни*;
биометрических ПД – сведений, которые характеризуют физиологические особенности человека, и на основе которых можно установить его личность.
Слайд 25Право на информацию
Многоаспектный характер его предполагает дифференциацию
на ряд
основных юридических возможностей:
доступа к информации - реализуется через право
искать ее и получать; детализацию см. в п.1 ст. 8 №149-ФЗ «Об информации, ИТ …» – граждане (физ. лица) и организации (юрлица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах, из любых источников при условии соблюдения требований, уст. фед. законами;
обмена информацией - реализуется через право ее передавать и распространять;
производства информации - реализуется через ряд нормативных предписаний о свободе творчества, разработке и производстве информационных систем,
о науке, о культуре и т.п.
Слайд 26Информационные технологии
Под технологией понимают:
а) специально организованную деятельность;
б) совокупность
ориентированных на достижение определенных результатов методов обработки, изготовления, изменения состояния,
свойств, формы объектов воздействия.
Информационные технологии (ИТ, IT-технологии) - комплекс методов и технических средств получения, хранения, преобразования и использования информации.
Основные направления применения организационно-правовых, программных, технических, информ. средств в правовой сфере: научная и образовательная, практическая деятельность.
IT-технологии в юрид. деятельности: статистической, аналитической, следственной, оперативно-розыскной и экспертной; в проф. подготовке и переподготовке кадров - педагогические, инновационные (Образование 2.0).
Слайд 27IT-технологии (компьютерные)
реализуются в работе: с операционными системами (OS): MS OS
Windows10;
OS X EI Capitan (macOS Sierra); Linux; и др.
с
текстовыми файлами: редактор MultiEdit, ориентированный и на тексты программ; текстовые процессоры MS Word - для создания документов; MS Office 360, 2016; iWork – Mac, MS; Page, Keynote, GoodReader - iOS (iPad); издательские системы PageMaker, Ventura Publisher (Corel Ventura), QuarkXPress;
с э-таблицами: табличный процессор Microsoft Excel; Numbers (iPad);
с графической информацией: графические редакторы растровые и векторные Adobe Photoshop, Paintbrush, Picture Publisher, Corel Draw; редакторы 3D графики: 3D Studio;
с файловым менеджером: для Windows™ - Total Commander; FAR Manager;
со статистической информацией: StatGraphics, SPSS, Trend; 1C Бухгалтерия;
с правовой информацией: СПС КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс;
с базами данных: СУБД MS Access, dBase, FoxPro, Oracle, Clipper, Paradox;
с проектами: САПР AutoCAD, DesigneCAD, TurboCAD;
с web-страницами: Web-редакторы Front Page, Dreamweaver;
со службами сети (ИТКС): браузеры - Edge, IE, Mozilla Firefox, Chrome, Opera; программы для e-mail - Outlook, The Bat!; Messengers: IRC (Internet Relay Chat – чат-конференции), WhatApps, Viber, ICQ (от I seek you я ищу тебя), Skype (видео- IP-телефония); WWW (Word Wide Web) и др.;
с «облаками» (публичными и частными): Microsoft OneDrive; Apple - iCloud; иные сервисы «облачные» или просто виртуальные сервера;
с «туманами» (туманные вычисления как развитие концепции облачных вычислений): доставлять контент своим пользователям через географически распределённую платформу, а не через «облако», находящееся физически в одном только месте;
с Grid-технологиями: распределение крупных вычислительных задач с помощью специального программного обеспечения на множество удаленных друг от друга компьютеров при отсутствии их централизованного управления.
Слайд 28Грид-технологии
когда высокопроизводительные распределенные компьютерные вычисления выполняются «поверх» Интернета.
Концепция Grid-computing
(Грид-компьютинг) предлагает создание географически распределенной вычислительной среды, объединяющей ресурсы различных
типов компьютинга (процессоры, оперативную и долговременную память, хранилища данных) с коллективным доступом к этим ресурсам в рамках виртуальных организаций, состоящих из предприятий и специалистов, совместно использующих эти общие ресурсы, доступ к которым пользователь может получить из любой географической точки, независимо от места их расположения.
Слайд 29«Облачные» IT-технологии
как ступень эволюции IT-технологий,
как удаленная услуга - программное
обеспечение (ПО), платформа для использования ПО, инфраструктура, средства для решения
отдельной задачи,
например, для совершения ресурсоемких вычислений,
хранения личных данных, фото, почты (Gmail - на облачной платформе Google; интеллектуальный анти-спам модуль анализирует текст писем), защиты ПК из «облака»*.
В эффективной облачной модели контент доставляется пользователям через географически распределённую платформу.
Слайд 30Трактовка Облачных вычислений из Стратегии развития информационного общества в РФ
на 2017-2030 годы
Облачные вычисления (cloud-computing) – информационно-технологическая модель обеспечения повсеместного
и удобного доступа с использованием сети «Интернет» к общему набору конфигурируемых вычислительных ресурсов («облаку»), устройствам хранения данных, приложениям и сервисам, которые м.б. оперативно представлены и освобождены от нагрузки с минимальными эксплуатационными затратами или практически без участия провайдера.
Туманные вычисления (fog-computing) - информационно-технологическая модель системного уровня для расширения облачных функций хранения, вычислений и сетевого взаимодействия, в которой обработка данных осуществляется на конечном оборудовании (компьютеры, мобильные устройства, датчики, смарт-узлы и др.) в сети, а не в облаке.
Слайд 31«Туманные Вычисления»
Fog Computing, или «туманные вычисления».
Цель — предоставлять вычислительную мощность,
данные, память и сервисы на по-настоящему распределённом уровне.
Задача -
собрать большие объёмы данных, сервисы, нагрузки, приложения и объединить все это с сетями нового поколения.
Идея туманных вычислений в том, чтобы распределить данные и сделать их фактически ближе к пользователю, устранить сетевые задержки и всевозможные препятствия, связанные с передачей данных.
Слайд 32Семантическая сеть
Семантическая сеть (Semantic Web) – информационная сеть
[набор new форматов
- Resource Description Framework (RDF), и языков – Ontology Web
Language (OWL)] со множеством взаимосвязей, кот. позволяет пользователям подключиться с любого ПК (смартфона, планшета, настольного), находить в ИТКС и анализировать данные, понимать все виды сетевой информации.
В сети каждому блоку данных и связи между двумя блоками присваивается уникальное имя, т.н. URI - Universal Resource Identifier, частной формой кот. является общеизвестный Web-адрес URL - Universal Resource Locators.
В RDF-схеме два блока информации и любое указание, описывающее связь между ними, объединяются в тройку*.
* Пример сетевой ссылки - Флиппер есть дельфин:
.
Важные приложения:
поиск лекарств с целью персонализированного лечения пациента;
повышение эффективности выявления, анализа и реакции на проблемы общественного здоровья (SAPPHIRE), напр., эпидемии гриппа или желудочно-кишечных заболеваний.
Слайд 33информационно-телекоммуникационная сеть (далее ИТКС)
Интернет – это глобальная ИТКС, связывающая информационные
системы и сети электросвязи различных стран посредством адресного пространства, основанном
на использовании Интернет-протокола IР и протокола передачи данных TCP.
IP : Internet Protocol. TCP : Transmission Control Protocol. Протокол – правила, по которым различные компоненты сети взаимодействуют между собой.
Слайд 34Основные ячейки Интернета
Локальные вычислительные сети (ЛВС), включающие подключенные к
сети ПК рабочие станции. Типичные топологии сетей ЛВС - кольцевая,
шинная, звездообразная.
Интрасеть (Intranet) - объединение нескольких ЛВС на основе протоколов TCP/IP и HTTP в пределах одного или нескольких зданий одной корпорации.
ИТКC Internet - совокупность ЛВС, удовлетворяющих протоколу TCP/IP, имеет общее адресное пространство, где у каждого ПК есть свой уникальный IP-адрес.
Хост-ЭВМ (host хозяин) – самостоятельно подключенные к Internet ЭВМ, установленные в узлах сети и решающие вопросы коммутации в сети, доступа к сетевым ресурсам: модемам, факс-модемам, серверам и другим.
Слайд 35Интернет-технологии
Инет-технологии - языки разметки для создания Web-страниц, и интеллектуальные
агенты для использования интеллектуальных учебно-методических э-комплексов, баз знаний, экспертных систем.
в
Web-интерфейсе (World Wide Web) распространение получил язык гипертекстовой разметки HTML (HyperText Markup Language). Документы HTML представляют собой текст, в кот. содержатся спецкоманды (теги), определяющие форматирование элементов страницы и позволяющие размещать на ней гиперссылки, изображения, специальные элементы оформления и служебную информацию.
Гипертекст – текст, содержащий в себе связи с др. текстами, графической, видео, аудио информацией. В гипертекстовом документе отд. фрагменты текста четко выделены. Связь осуществляется с помощью ключевых слов, по кот. можно перейти в другой документ и получить дополнительную информацию.
Web-sites (cайт в ИТКС) - совокупность информации и ПО, содержащихся в ИС, которая обеспечивает доступность такой информации в ИТКС по определённым сетевым адресам.
Web-технология - по сути посредством HTML-редактора создается и размещается на Web-сервере гипертекстовый документ; администратор делает ссылку в каталоге Web-сервера на Web-стр., чтобы браузер смог ее найти; любой пользователь посредством браузера получает к ней доступ. WWW обеспечивает доступ к сети в режиме графики или текстовом.
Слайд 36Протоколы HTTP, FTP
HTTP (Hyper Text Transfer Protokol) – протокол
разработан для перемещения по Web-страницам и передачи гипертекстовых документов по
сети. Для поиска Web-стр. с нужным гипертекстовым документом разработаны программы поиска и просмотра, навигаторы (Navigator) или браузеры (Brouser) – Edge, IE, Google Chrome, Firefox, Opera. Они обеспечивают интерфейс пользователя с «Всемирной паутиной». При этом стиль оформления экрана и форма представления документа задается пользователем.
FTP (File Transfer Protocol) - протокол работает независимо от применяемого оборудования, используется для перемещения данных между различными ОС, которые есть в Интернете. Пользователь получает доступ к различным файлам и программам, хранящимся на ПК, подключенных к сети Internet.
FTP-сервер (от File Transfer Protocol) – компьютер, на котором содержатся файлы, предназначенные для открытого доступа.
FTP-клиент – программа, реализует протокол передачи данных и поддерживает набор команд, которые используются для просмотра каталога FTP- сервера, поиска файлов и управления перемещением данных.