Слайд 1Инфраструктура муниципальных образований
Е.В. Овчинникова
Слайд 2Методологически основы муниципального управления
Муниципальное управление – это самостоятельный вид профессиональной
деятельности, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общих
интересов и потребностей в рамках, определенных законом.
Система муниципального управления состоит из:
Объекта управления Субъекта управления
Принцип самоуправления – это правило, которым необходимо руководствоваться при разработке форм народовластия.
Предметом муниципального управления являются управленческие отношения, которые складываются в процессе муниципального управления.
Слайд 3Цель муниципального управления – повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципальных образований.
Муниципальными
образованиями в России могут быть:
Отдельные поселения
Территории, в границах которых может
находится несколько небольших городов или других населенных пунктов
Части отдельного поселения
Местное самоуправление – это один из видов управления определенными общественными делами локального общества людей.
Органы муниципального управления – это исполнительные органы, назначенные органами самоуправления должностные лица.
Слайд 4Принципы местного самоуправления
Принципы – основополагающие подходы, задающие общие параметры местного
самоуправления.
Признается и гарантируется Конституцией РФ
Самостоятельности местного самоуправления
Независимости органов местного самоуправления
Ответственность
местного самоуправления
Недоступность образования органов местного самоуправления и назначения должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти
Судебной защиты
Слайд 5Принципы, закрепленные в Европейской Хартии
Единоначалие и коллегиальность
Законность
Гласность
Государственная гарантия
Участие населения в
процессе управления муниципальным образованием
Комплексность
Удовлетворение потребностей населения
Сочетание отраслевого и территориального управления.
Слайд 6Правовые основы местного самоуправления
Правовая основа местного самоуправления – это совокупность
различных нормативных правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы
местного самоуправления.
Европейская Хартия местного самоуправления
Конституция РФ
Основные законы субъектов РФ
Федеральные законы
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Устав муниципальных образований
Слайд 7«Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образования Ленинградской области»
– от 11 февраля 2015 г. №1- оз
Статья 1. Срок
полномочий главы муниципального образования и совета депутатов муниципального образования
Статья 2. Порядок избрания главы муниципального образования
Статья 3. Порядок формирования совета депутатов муниципального района
Статья 4. Порядок замещения должности главы администрации муниципального образования
Слайд 815 января 2018 года принят областной закон № 4-оз «О
внесении изменений в областной закон «О содействии развитию на части
территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления», который вступил в силу с 1 сентября 2018 года. Общественные советы, старосты, избранные до вступления в силу областного закона от 15 января 2018 года № 4-оз, продолжают действовать до окончания срока своих полномочий. Общественные советы, не соответствующие требованиям части 6 статьи 3 областного закона от 15 января 2018 года № 4-оз (количество членов общественного совета должно быть нечетным и составлять не менее 3 человек и не более 7 человек) подлежат досрочному переизбранию в период с 1 сентября 2018 года до 1 января 2019 года.
Слайд 915 января 2018 года принят областной закон № 3-оз «О
содействии участию населения в осуществлении местного самоуправления в иных формах
на территориях административных центров муниципальных образований Ленинградской области», в соответствии с которым, областной закон от 12 мая 2015 года № 42-оз «О содействии развитию иных форм местного самоуправления на части территорий населенных пунктов Ленинградской области, являющихся административными центрами поселений» утратил силу с 1 февраля 2018 года. Общественные советы, избранные (сформированные) в соответствии с положениями областного закона от 12 мая 2015 года № 42-оз, срок полномочий, которых не истек, подлежат преобразованию (инициативные комиссии, количество членов должно быть нечетным и составлять не менее трех человек и не более семи человек) в соответствии с требованиями статьи 3 областного закона от 15 января 2018 года № 3-оз.
Слайд 10Организационные основы местного самоуправления
Под основами местного самоуправления следует понимать сложившиеся
в обществе экономические, социальные, финансовые и правовые возможности и условия,
совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления.
Слайд 12Организационные основы местного самоуправления представляют собой совокупность норм, закрепленных в
Конституции РФ, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ, устанавливающих:
Систему органов
местного самоуправления;
Общие принципы формирования структуры органов местного самоуправления;
Основы организации муниципальной службы;
Особенности организации самоуправления в разных видах муниципальных образований
Слайд 13Система и структура органов местного самоуправления
Структура органов местного самоуправления –
это система имеющих самостоятельный статус органов, которые на данной территории
осуществляют функции и полномочия местного самоуправления.
Слайд 14Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в уставах муниципальных
образований на местном референдуме.
Уставом, решением, принятым на референдуме определяются:
1) структура
и наименование муниципальных органов
2) порядок формирования представительного органа муниципального района
3) полномочия главы муниципального образования
Слайд 15Модели организации местной власти
.
Первая модель предусматривает, что глава муниципального образования
и представительный орган местного самоуправления избираются непосредственно населением. Глава выступает
одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования, его официальным представителем, и главой местной администрации. Работу представительного органа организует председатель, избираемый из числа депутатов.
Вторая модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается непосредственно населением и соединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и председателя представительного органа. Функции главы администрации исполняет иное лицо, замещающее свою должность по контракту.
Слайд 16Третья модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается из состава
представительного органа местного самоуправления и является его председателем. Местную администрацию
возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе.
Четвертая модель предусматривает, что представительный орган избирается непосредственно населением. Глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно является председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципального образования выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования; как глава местной администрации; как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности, функциональная специализация представительных и исполнительных органов в данной модели осуществляется в том же виде, что и в предыдущих моделях.
Слайд 17Пятая модель принципиально отличается от других тем, что представительный орган
муниципального образования в ней отсутствует. Его полномочия осуществляются сходом граждан.
Такая модель предусмотрена для поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек.
Шестая модель предусматривает, что представительный орган муниципального образования формируется в ходе непрямых выборов. Этот вариант предусмотрен для муниципальных районов. Представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа, являясь его председателем.
Слайд 18Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ
Местное самоуправление
в городах федерального значения осуществляется на внутригородских территориях.
Перечень вопросов местного
значения определяется законами городов.
Слайд 19Особенности организации местного самоуправления в ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования)
ЗАТО в
обязательном порядке наделяется статусом городского округа.
Решение о создании ЗАТО принимается
Президентом РФ
ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:
- установления административной подчиненности, границ указанного образования;
определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ;
Обеспечение особого режима безопасного функционирования предприятий.
Слайд 20Устанавливаются ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности.
В бюджет
ЗАТО зачисляются все налоги и сборы, полученные с этой территории.
Земли
ЗАТО находятся в ведении муниципального образования, за исключением земель федеральной собственности.
Участие в приватизации муниципального имущества принимают только те, кто постоянно там проживает и зарегистрирован.
Слайд 21Компетенция органов местного самоуправления ЗАТО расширена в сравнении с обычными
муниципальными образованиями:
вопросы обеспечения безопасности граждан;
проблемы соблюдения особого режима территории
Проживание или
работа граждан подлежит общей социальной компенсации.
Слайд 22Особенности организации местного самоуправления в наукоградах
Наукоград – городской округ
с градообразующим научно-производственным комплексом.
Инфраструктура наукограда – совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность
населения наукограда.
В состав научно-производственного комплекса могут быть включены:
научные организации и высшие учебные заведения;
промышленные предприятия;
объекты инновационной инфраструктуры
Слайд 23Особенности статуса наукоградов:
Решение о присвоении городскому округу статус наукогрда принимается
Президентов РФ по представлению Правительства РФ
Президентом РФ утверждаются основные направления
деятельности.
Финансирование научной и инновационной деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Слайд 24Устав муниципального образования
Является основным нормативно-учредительным актом муниципального образования, устанавливающим статус
муниципального образования.
В уставе закрепляются:
наименование муниципального образования;
перечень вопросов местного значения;
формы, порядок
и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения;
структуру и порядок формирования органов местного самоуправления;
наименование и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц;
Слайд 25виды, порядок принятия, опубликования и вступления в силу муниципальных правовых
актов;
срок полномочий представительного органа;
иды ответственности органов местного самоуправления;
порядок формирования, утверждения
и исполнения местного бюджета;
порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Слайд 26Система органов местного самоуправления
Представительные органы – это выборные органы, обладающие
правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения,
действующие на территории муниципального образования.
Срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.
Слайд 27В исключительном ведении представительного органа находится:
Принятие устава
Утверждение местного бюджета и
отчет о его исполнении
Установление, изменение и отмена местных налогов
Принятие планов
и программ развития муниципального образования
Распоряжение муниципальным имуществом и др.
Слайд 28Структура местного представительного органа
Руководящие органы
Функциональные отраслевые подразделения (постоянные и временные
комиссии)
Территориальные органы
Аппарат
Слайд 29Общие положения о статусе депутата
Депутат- это лицо, избранное избирателями соответствующего
избирательного округа в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Два направления депутатской работы:
с избирателями
В представительном органе местного самоуправления.
Слайд 30Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
Местная администрация представляет собой
исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
Глав муниципального образования – высшее должностное лицо
самоуправляющейся единицы.
Слайд 31Местная администрация обладает
следующими признаками:
С 1991 г. администрации – это
автономные органы местного самоуправления.
Являются органами общей компетенции.
Приобрели статус обязательных органов
в системе муниципальной власти
4) Обладают правом юридических лиц.
5) Включают в себя руководителей исполнительного органа, аппарат, подразделения администрации.
Слайд 32Управление градообслуживающей сферой
1. Принципы муниципального управления градообслуживающей сферой:
комплексность;
обеспечение бесперебойности систем
жизнеобеспечения;
привлечение населения к участию в решении проблем.
Слайд 33продолжение
2. Муниципальное управление общественной безопасностью.
поддержание общего порядка на территории и
безопасность дорожного движения;
пожарная безопасность;
безопасность на водах;
первичная медицинская безопасность;
санитарно- эпидемиологическая безопасность;
гражданская
оборона и безопасность при чрезвычайных ситуациях;
экологическая безопасность.
Слайд 34продолжение
Муниципальное управление
жилищно-коммунальным комплексом.
В состав ЖКХ входят 3 основные блока:
Жилищное
хозяйство
Система инженерного обеспечения поселений
Общегородское коммунальное хозяйство
Слайд 35продолжение
Муниципальное управление инженерным обеспечением поселений и общегородским коммунальным хозяйством.
Задачи:
Разработка и
утверждение перспективных схем развития систем ресурсоснабжения поселений.
Установление экономически обоснованных тарифов.
Формирование
местных рынков теплоэнергии.
Поиск инвесторов и др.
Слайд 36Муниципальное управление социальной сферой
Модели социальной политики:
1. Социал-демократическая модель
2. Консервативная модель
3.
Либеральная модель
4. Католическая модель
Слайд 37Основные направления муниципальной социальной политики
Содействие занятости населения и обеспечение благоприятных
условий труда
Содействие обеспечению граждан жильем через создание условий жилищного строительства.
Участие
в обеспечении социальной поддержки отдельных групп населения.
Организация муниципальной системы здравоохранения.
Организация предоставления образовательных услуг
Создание условий для деятельности учреждений культуры и досуга в муниципальном образовании.
Создание условий для развития физической культуры и спорта.
Реализация муниципальной молодежной политики.
Слайд 38Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений
Роль органов муниципального самоуправления в
решении данного вопроса может заключаться в следующем:
оказание информационной поддержки людям,
ищущим работу;
формирование муниципального банка вакансий;
образование муниципального центра профессиональной переподготовки взрослого населения по профессиям;
клубы ищущих работу
Слайд 39Муниципальная жилищная политика
Муниципальная жилищная политика представляет собой совокупность систематически принимаемых
решений и мероприятий с целью удовлетворения потребностей населения в жилье.
Модели
жилищной политики
Либерально-реформистский подход
Неоконсервативный подход
Патерналистский подход.
Слайд 40Муниципальное управление охраной здоровья населения
Муниципальная система здравоохранения включает в себя
находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения,
ведомственные учреждения, фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории муниципального образования.
Слайд 41Муниципальное управление экономикой
Муниципальная экономика – это совокупность экономических ресурсов муниципальных
образований, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их
использованию.
Муниципальная экономическая политика – система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества.
Слайд 42Продолжение.
Финансовые ресурсы:
Финансовые ресурсы органов муниципального самоуправления.
Муниципальное движимое и недвижимое имущество.
Земля
4.
Местные природные ресурсы
Слайд 43Модели муниципального хозяйства и источников его финансирования
Коммунальная модель
Коммунально-рентная модель
Муниципально-рентная модель
Слайд 44Основные направления муниципальной экономической политики
Управление муниципальным имуществом
Финансовая политика
Промышленная политика
Налоговая, тарифная,
ценовая политика.
Слайд 45Особенности муниципального управления в сельской местности
Специфические особенности сельских поселений:
Характер расселения.
Худшая
транспортная доступность и обеспеченности современными средствами связи.
Характер местной экономики.
Социально-демографическая структура
населения, более низкий уровень жизни, уровень образования и квалификации.
Более значительная роль исторических, культурных, сословных и национальных традиций.
Более низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры поселений.