Слайд 1Инклюзивное
образование
Выполнила : Мальцева Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ
«Школа №40»
2015 год
Слайд 2Инклюзивное образование
– это образование, при котором все дети,
несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в
общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Слайд 3Инклюзивное образование
Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик
для обеспечения потребностей всех детей;
Является частью большой стратегии по
созданию общества, принимающего всех;
Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
Признает, что все дети могут учиться.
Слайд 4По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих
в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к
категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Слайд 5 Долгое время государственная политика была
ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение
и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.
Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.
Слайд 6Образование для всех
Фундаментальный принцип «образование для всех»
состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.
Слайд 7Включающее образование базируется на восьми принципах
1. Ценность человека не зависит
от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать
и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 8Три аспекта развития инклюзии
1.Создание инклюзивной культуры
Построение школьного сообщества
Принятие инклюзивных
ценностей
2.Разработка инклюзивной политики
Развитие школы для всех
Организация поддержки разнообразия
3.Развитие инклюзивной практики
Управление
процессом обучения
Мобилизация ресурсов
Слайд 9Условия организации успешного обучения и воспитания
детей
с ограниченными возможностями здоровья
1. Создание адаптивной среды.
2. Создание в
образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
Слайд 10Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья
3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями
здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья .
5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .
Слайд 11 6. В целях обеспечения освоения детьми с
ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание
ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 12Инклюзивное образование требует поддержки
со стороны команды профессионалов
В
идеале такая команда состоит из:
Педагога
Психолога
Логопеда
Дефектолога
Тьютора
Социального работника
Врача-педиатра
Специалистов по охране и гигиене
труда
Ассистента педагога (сопровождающего)
Слайд 13Существующие барьеры
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
Большинство
учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности
и не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах;
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование ;
Архитектурная недоступность школ, учреждений.
Слайд 14Очень важно понять
При создании инклюзивных школ, школ нового типа ,
дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди
в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие
Слайд 15Для человека не существует более чудовищного наказания , чем быть
предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным
У. Джеймс