Слайд 1
Инклюзивное образование для детей с аутистическим спектром.
Руководители проекта: к.п.н. Танцюра С.Ю.
Юнусова В.В.
Слайд 2Инклюзивное образование-
или включенное образование - термин, используемый для описания процесса
обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Процесс развития
общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех
детей.
Слайд 3Рассмотрим, что представляет из себя инклюзивное образование для детей с
аутистическим спектром в России.
Слайд 4Принципы инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и
достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на
общение и на то, чтобы быть услышанным;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 5Инклюзивное образование подразумевает:
Техническое оснащение образовательных учреждений.
Разработку специальных учебных курсов для
педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с
детьми с ОВЗ.
Специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ОВ в общеобразовательном учреждении.
Вход ребенка в общеобразовательную среду сопровождается поддержкой психолога и педагога.
Слайд 6При обучении аутистов необходим нестандартный подход:
Учет их особого темпа работы
и трудности в организации внимания;
Устройство школьной жизни с тщательно
продуманным функциональным пространством класса, рабочего места;
Устойчивый порядок занятий.
Слайд 7Что лучше для ребенка с аутизмом?
Общеобразовательная Индивидуальное
школа
обучение
Надомное обучение Специальный класс
для аутистов
Слайд 8
Индивидуальное и домашнее обучение:
не способствует его социальному развитию;
создает почву
для вторичной аутизации.
Слайд 9Специальный класс для аутистов.
+ Легче реализовывать нестандартный подход в
обучении;
- Дети попадают в обедненную среду, не видят образцов естественного
поведения одноклассников, их реакций на происходящее;
- Слишком хорошо организованная учебная ситуация не дает навыков жизни в обычном, меняющемся мире.
Слайд 10Можно сделать вывод:
Наиболее перспективной формой школьного обучения аутичного ребенка-постепенная, индивидуально
дозированная и специально поддержанная интеграция в группу или класс детей
с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации
Слайд 11Ребенок с аутизмом в «скорлупе-оболочке».
Слайд 12
Обучение в
школе.
Участие в жизни
школы.
Организация неформальных контактов
на перемене.
Заинтересованность учителя в ребенке и в
том, что он делает.
Психолого-педагогическая готовность педагоги-
ческих кадров.
Помощь в педагога и психологаорганизации ребенка
во времени и пространстве.
Ребенку рады и его принимают, таким какой он есть.
Слайд 13В итоге:
Ребенок осваивает ранее недоступные ему способы коммуникации с другими
людьми;
становиться более адаптированным в быту;
становиться менее аутистически отгороженным, более направленным
на социальную жизнь;
Слайд 14Другой сценарий обучения в школе:
Педагоги не знакомы с
особыми нуждами
аутичных детей;
Формальное курирование обучения со сторо-
ны педагога;
Помощь в адаптации, развитии
навыков коммуни-
кации не осуществляется;
Включение в жизнь школы носит механистический
характер;
Нет участия в жизни класса.
Слайд 15
Итог:
Тяжесть обучения ложится на плечи родителей;
Ребенок не осваивает более сложные,
более гибкие формы отношений с другими людьми;
Ребенок в подростковом возрасте
часто проходит период отчуждения со стороны своих более благополучных одноклассников.
Слайд 16Индивидуальное обучение:
Ребенок испытывает
психологическую травму;
Редко получает действительно
индивидуально подобранную
программу коррекционного
обучения.
Ребенок оказывается в ситуации искусственной изоляции, дополнительно ограничивающей его возможности
социального развития.
Слайд 18Пробелы в российской системе образования.
Нет образовательного стандарта для детей
с аутизмом. Подходы для других особенностей развития не отвечают потребностям
детей с аутизмом.
Не адаптирован успешный зарубежный опыт поведенческих методов обучения.
Нет специализированных программ для обучения и инклюзии аутистов с серьезными нарушениями речи. Существует необходимость во внедрении новой инновационной модели по обучению детей с аутизмом и задержкой речи, но сохранным интеллектом, которая позволит подготовить их к интеграции в общеобразовательную школу.
Слайд 19
ШАГИ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕГРИРОВАННОГО (ИНКЛЮЗИВНОГО ) ОБРАЗОВАНИЯ
Выработка
государственной политики и создание нормативно-правовой базы
Обязательная профессиональная подготовка учителей
для перехода к образовательной инклюзии
Для перехода к инклюзии необходима подготовка всех участников школьного сообщества
Формирование позитивного общественного мнения через проведение постоянных информационных кампаний
Вовлечение в процесс развития инклюзивного образования общественных организаций,родительских групп,профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников
Использование потенциала ресурсных центров поддержки инклюзивного образования с привлечением профессионального психолого-педагогического опыта специальной школы.