Слайд 1
Методы активного обучения
Лекция вдвоём
Доцент,к.п.н. Шурупова Р.В.
Доцент, к.м.н. Бекетов
Ю.А.
2012г.
Первый московский государственный медицинский
университет имени И.М.Сеченова
Слайд 2Тема:
Применение методов активного обучения в медицинском вузе
Слайд 3ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Характеристка методов активного обучения.
Применение методов активного обучения.
Слайд 4Характеристка методов активного и
интерактивного обучения
К методам традиционного
обучения относятся:
рассказ
(беседа);
объяснительно-иллюстративная лекция;
объяснение (разъяснение);
демонстрация;
иллюстрация и др.
Слайд 5При лекционной подаче
материала усваивается
не более 20-30% информации.
При
самостоятельной работе
с литературой — до 50%.
При проговаривании —
до 70%.
При личном участии
в изучаемой деятельности
(в деловой игре)
— до 90% информации.
Характеристка методов активного и
интерактивного обучения
Слайд 6Характеристка методов активного и
интерактивного обучения
Слайд 7Методы активного и интерактивного обучения стимулируют продуктивную учебную деятельность студентов,
их взаимодействие с преподавателями и другими обучающимися.
Характеристка методов активного
и
интерактивного обучения
Слайд 8Характеристка методов активного и
интерактивного обучения
Дискуссионные, игровые и тренинговые методы
обучения способствуют: профессиональной направленности учебного процесса; позволяют студентам более качественно
овладевать различными компетенциями.
Слайд 9Активные формы обучения в медицинском ВУЗе
Лекции Внедрение новых форм
лекций для поднятия престижа лекционных занятий
Проблемная лекция
Лекция с разбором конкретных
ситуаций
Лекция с заранее запланированными ошибками
Лекция вдвоем
Лекция-визуализация
Слайд 10Активные формы обучения в медицинском ВУЗе
Семинар
Метод «круглого стола»
Семинар:
междисциплинарный
проблемный
тематический
ориентационный системный
Слайд 11Активные формы обучения в медицинском ВУЗе
Деловая игра
Имитационное упражнение
Слайд 12Применение методов
активного и интерактивного обучения
Дискуссионные методы:
Групповая дискуссия
«Круглый стол»
Метод инцидента
(анализа конкретных ситуаций)
“Мозговой штурм”
(“мозговая атака”)
и др.
Слайд 13Групповая дискуссия - метод организации совместной коммуникации для интенсив-ного и
продуктивного решения учебных и (или) профессиональных проблем (задач).
Цель: организация обмена
знаниями меж-ду студентами, педагогом и студентами, уточнение и согласование позиций, выра-ботка относительно единого подхода к рассматриваемой проблеме.
Применение методов
активного и интерактивного обучения
Слайд 14Дискуссионный метод “Круглый стол”
Круглый стол - символ равенства всех участников
дискуссии и их сотрудничества.
Цель применения: углубить и закрепить знания обучающихся
путем обсуждения различных точек зрения по ключевым проблемам курса.
Задачи: формировать и развивать интеллектуальные, коммуникативные, организаторские и оценочные навыки и умения, качества личности.
Применение методов
активного и интерактивного обучения
Слайд 15Применение методов
активного и интерактивного обучения
Организационные рекомендации:
Целесообразно проводить как
итоговое занятие по разделу (модулю), нескольким разделам, всему курсу.
На
обсуждение - наиболее сложные и дискуссионные проблемы курса.
Время для подготовки – не менее 10 рабочих дней; для проведения – не менее 4-х ак. часов.
Предполагает проведение консульта-ций (индивидуальных и групповой).
Слайд 16Применение методов
активного и интерактивного обучения
Методика подготовки “круглого стола”:
Выбор, с привлечением обучающихся, зло-бодневной проблемы (темы) для обсуждения.
Разработка
сценария (подробного плана) проведения “круглого стола”.
Проведение консультаций: разъяснение це-ли, сценария, особенностей проведения.
Назначение и подготовка студентов в качес-тве ведущего, экспертов и принявших на себя роли («Генератор идей», «Скептик», «Догма-тик», «Критик», «Хранитель традиций», «Раз-рушитель традиций»,..).
Слайд 17Применение методов
активного и интерактивного обучения
Методика проведения “круглого стола”:
обратить
внимание студентов, что обсуждаемая проблема не имеет однозначных решений в
теории и на практике: широкие возможности для дискуссии;
снятие психологических барьеров неко-мпетентности, стеснительности, неуверен-ности;
выдвижение нестандартных и даже про-вокационных идеи.
Слайд 18Применение методов
активного и интерактивного обучения
Методика проведения “круглого стола”:
в
основной части занятия:
студенты в соответствии с ролями выдви-гают
и обосновывают предложения, идеи, аргументировано дискуссируют;
ведущий направляет дискуссию;
после обсуждения учебного вопроса выс-тупают специалист по проблеме, эксперты;
завершает дискуссию по каждому учеб-ному вопросу ведущий, последнее слово целесообразно оставлять за преподавателем.
Слайд 19Применение методов
активного и интерактивного обучения
Методика проведения “круглого стола”:
в
заключительной части занятия:
ведущий предоставляет заключительное слово экспертам, специалисту
по обсужда-емой проблеме;
ведущий подводит итоги дискуссии;
преподаватель может уточнить и расста-вить акценты в результатах обсуждения; объявляет оценки (отметки); отмечает луч-ших студентов, отношение группы к под-готовке и проведению занятия, даёт зада-ния на самостоятельную работу.
Слайд 20Применение методов
активного и интерактивного обучения
Результаты “круглого стола”:
100% студентов
участвовали в подготовке и проведении уч. занятия;
углубилось понимание обсуждаемой проблемы;
большинство студентов получили опыт
выполнения ролей;
получили развитие познавательные, коммуникативные, организаторские, оценочные и другие навыки и умения;
упрочилась мотивация к учебе!
Слайд 21Применение методов
активного и интерактивного обучения
Кейс-стади - конкретная (реальная)
ситуация, описанная в цифрах, данных, персоналиях, вре-менных и географических понятиях,
содержащая проблему, которую необходимо решить.
Требования к кейсу:
1) хорошо продуманная информация, погружающая студентов в ситуацию (атмосферу происходящего);
Слайд 22Применение методов
активного и интерактивного обучения
Требования к кейсу:
2) Ситуация
не придуманная, а описанная на основе реальных данных реальной жизни;
3) иметь открытый финал, который вызывает желание обсуждать возможные варианты и узнать, чем же все закончилось на самом деле.
Слайд 23Применение методов
активного и интерактивного обучения
«Метод инцидента»
Занятие целесообразно проводить
в мультимедийной аудитории, при наличии нескольких классных досок (флипчартов) для
фиксации каждой высказанной мысли. Полезно снимать все происходящее на видео, чтобы иметь возможность всем участникам анализировать дискуссию и рефлексировать после её окончания.
Слайд 24 Применение методов
активного и интерактивного обучения
Подготовка ролевой (деловой)
игры:
Педагог объясняет суть данного МА и ИО, излагает сценарий и
правила игры, доводит задачи участникам, которые принимают на себя определенные роли.
Предусматриваются эксперты.
Обучающиеся должны хорошо понять замысел игры и свои задачи в игре.
Слайд 25 Применение методов
активного и интерактивного обучения
Проведение ролевой (деловой)
игры:
Обучающиеся «проживают» сценарий игры.
Они «проигрывают» принятые на себя роли.
Эксперты ведут протоколы (карточки, листы) наблюдений, по критериям оценки фиксируют проявления знаний, навыков и умений у студентов.
Слайд 26Применение методов
активного и интерактивного обучения
Подведение итогов ролевой (деловой)
игры:
Студенты рефлексируют: «осмыслива-ют» процесс и результаты игры, высказы-вают свои
переживания, дают самооценку полноты и точности выполнения ролей.
Эксперты оценивают не слова и поступ-ки игроков, а предлагают свои варианты действий в игровой ситуации.
Педагог оценивает каждого участника.
Слайд 27Основные формы занятий
предпочтения слушателей
Слайд 28Основные формы занятий
предпочтения слушателей
Слайд 29Выводы
В медицинском ВУЗе необходимо использовать активные формы и методы обучения:
среди семинарских занятий актуальна форма в виде «круглого стола»;
проведение практических занятий и клинических разборов целесообразнее в формате «деловой игры»;
современными видами лекций, основанных на активном вовлечении слушателя в процессе обучения, являются лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция с разбором конкретной ситуации.