Слайд 1 « Инклюзивное
обучение путь к
толерантности»
ПОДГОТОВИЛА: ИЩУК ГАЛИНА ПЕТРОВНА
2015 год
Слайд 2Инклюзивное образование (включающее)
– это образование, при котором все
дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены
в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Слайд 3Инклюзивное образование
Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик
для обеспечения потребностей всех детей;
Является частью большой стратегии по
созданию общества, принимающего всех;
Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
Признает, что все дети могут учиться.
Слайд 4«Образование для всех»
Фундаментальный принцип «образование для
всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность
учиться.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.
Слайд 5Включающее образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит
от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать
и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 6Условия организации успешного обучения и воспитания
детей
с ограниченными возможностями здоровья
1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить
полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
Слайд 7Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья
3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями
здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.
5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .
Слайд 8 6. В целях обеспечения освоения детьми с
ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание
ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 9
Формирование толерантного отношения в обществе к детям –инвалидам и
к детям с ограниченными возможностями здоровья:
для обеспечения эффективного включения
детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Слайд 10МБОУ
«Кукушкинская школа- детский сад»
Раздольненского района
Слайд 11 Кадровое обеспечение
Всего педагогов в школе – 24, из
них учителей высшей категории – 4, первой категории – 4,
второй категории – 3, учителей-специалистов – 11. Имеют звания: «учитель-методист»-1, «старший учитель» -1.
Общее количество обучающихся -121, из них 4 детей с ОВЗ.
Слайд 12Этапы работы:
I этап – Изучение нормативно-правовой базы:
Слайд 13Правовая основа обучения детей с ограниченными возможностями
1948 г.Всеобщая Декларация
прав человека
1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка
1990 г. Всемирная
Декларация по образованию для всех
1993 г. Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов
1994 г.Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особенными потребностями
2000 г.Всемирный форум по образованию
2001 г. Пилотный проект программы «Образование для всех»
2005 г. Конвенция ООН о правах инвалидов
Слайд 14Федеральное законодательство
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов
в Российской федерации», 1995 г.
Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,
2013г.( ст. 79)
II этап
Анкетирование учащихся, родителей, учителей школы
с целью определения отношения к детям с ОВЗ.
Слайд 16
III этап
Участие администрации школы, учителей, психолога в обучающих семинарах, вебинарах,
конференциях по вопросам инклюзивного обучения
Слайд 17Участники психолого-педагогического сопровождения в едином образовательном пространстве
Психолого-педагогическое
сопровождение
Слайд 18Организация специальных образовательных
условий для каждого ребенка с ОВЗ
С целью обеспечения оптимальных условий обучения и
жизнедеятельности ребенка с ОВЗ, создания адекватной среды для удовлетворения его потребностей
и реализации индивидуальных способностей для каждого ребёнка с ОВЗ составляется индивидуальный маршрутный лист, в котором отражены все необходимые специальные условия в конкретной образовательной организации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями, проблемами здоровья и потребностями ребёнка.
Слайд 29Наш Леня тоже впервые проголосовал…
Слайд 32Принимает активное участие в жизни класса.
Слайд 33ВЫВОДЫ:
преимущества инклюзивного образования
для обычных детей:
Дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим
отличиям.
Дети учатся налаживать отношения с детьми, которые отличаются от них.
Дети учатся сотрудничать.
Дети учатся вести себя нестандартно, быть внимательными.
Слайд 34Преимущества инклюзивного образования
для детей с
особыми потребностями:
Обучение происходит с опорой на сильные качества, способности
и интересы детей.
Овладение новыми умениями и навыками происходит функционально.
Дети имеют возможность для налаживания дружеских отношений со здоровыми сверстниками и участие в общественной жизни.
Слайд 35Проблемы
Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема
неготовности учителей школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с
детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.
Слайд 36Существующие барьеры:
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
Родители
детей с ОВЗ не знают, как отстаивать права детей на
образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
Слайд 37 Для введения инклюзии недостаточно наличия только
самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных
и с обученным персоналом.
Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей.
От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.
Системный подход
Слайд 38Очень важно понять: При создании инклюзивных школ, школ нового типа
, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что
люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.