Слайд 1Малярчук Наталья Николаевна,
д. п. н., к. м. н., заведующий кафедрой
возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования ТюмГУ
Здоровьесбережение в образовании
Слайд 2В Большой медицинской энциклопедии здоровье человека определяется
как состояние организма
человека, когда отсутствуют какие-либо болезненные изменения
Слайд 3В Уставе
Всемирной Организации Здравоохранения
записано:
здоровье представляет собой
не только отсутствие болезней
и физических недостатков, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Слайд 4Основоположник валеологии
И.И. Брехман подчеркивал:
здоровье – это не просто
отсутствие болезней, а физическая, психологическая и социальная гармония человека, доброжелательные
отношения с другими людьми, с природой и самим собой.
Слайд 5Здоровье человека рассматривается
с холистических позиций (целостно),
как пирамидально построенная система,
в которой
можно выделить три уровня:
низший - телесный
(греч. soma – тело)
средний - душевный
(греч. psyche – душа)
вершину – духовный элемент
(греч. nous – дух).
Слайд 6Индивидуальное
здоровье
- состояние телесного, душевного
и духовного благополучия, которое дает возможность человеку, полностью реализуя свой генетический потенциал, наилучшим образом решать жизненные задачи в целях продолжения рода, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Слайд 7Показатели телесного здоровья
соматические
физические
репродуктивные
Слайд 8Умения и навыки сохранения телесного здоровья заключаются в том, что
человек может:
выстраивать стратегию отношения к своему здоровью
с учетом генетической предрасположенности членов семьи к различным заболеваниям;
самооценки функционального состояния систем своего организма;
строить свою жизнь в соответствии с биологическим возрастом, биоритмологическими, морфофункциональными характеристиками, соизмерять свое поведение с возможностями организма.
Слайд 9Умения и навыки сохранения телесного здоровья заключаются в том, что
человек может организовывать:
а) полноценное питание;
б) целесообразный режим двигательной
активности;
в) быт с учетом оздоровительного влияния естественных факторов среды;
г) рабочее место;
д) осуществлять профилактику заболеваний и оказывать доврачебную помощь и др.;
е) преодолевать вредные привычки;
Слайд 10Составляющие душевного здоровья
психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся
отсутствием болезненных психических явлений
и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.
Слайд 11психологическое здоровье ассоциируется
с одной из целей существования человека
– потребностью самореализации как личности.
Составляющие душевного здоровья
Слайд 12Характеристики
психологического здоровья
осознанность и осмысленность человеком самого себя, своей жизни
в мире;
полнота проживания настоящего;
способность к совершенствованию наилучших выборов
в конкретной ситуации и в жизни в целом;
чувство свободы жизни в «соответствии с самим собой»;
ощущение собственной дееспособности;
состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни;
жизнерадостный оптимистический настрой.
Слайд 13Умения и навыки сохранения душевного здоровья:
эффективно, бесконфликтно общаться
с окружающими, поддерживать межличностные контакты, уважая права и мнения других;
выражать свои эмоции адекватно ситуации;
Слайд 14избегать стрессов и владеть умениями
снятия их последствий;
вырабатывать качества, характеризующие
психо-эмоциональную устойчивость личности (выдержка, тактичность, вежливость, учтивость, обходительность, доброжелательность, аккуратность и др.).
Умения и навыки сохранения душевного здоровья:
Слайд 15Духовно-нравственные категории
любовь и добро;
вера и надежда
– основа оптимизма;
мудрость и справедливость;
красота и возвышенность деяний и помыслов;
совесть и стыд;
достоинство и честь;
трудолюбие и бескорыстие;
терпимость и служение;
ответственность за себя и других;
ответственность за природу;
мужество и доблесть;
сострадание и милосердие;
ответственность за судьбы мира.
Слайд 16Характеристики духовного-нравственного здоровья
чистота совести;
борьба с эгоцентризмом, иждивенчеством;
стремление
вершить добро;
стремление к мере, гармонии, красоте;
поиск истины;
сочетание разума
и веры;
способность воспринимать
и быть носителем духовной энергии;
забота о достижении счастья, благополучия и здоровья для себя и для окружающих людей и др.
Слайд 17Умения и навыки сохранения и развития духовного здоровья заключаются в:
в
достижении достаточной зрелости личности в целях преодоления
в определенные моменты жизни примитивных инстинктов и влечений;
в отказе от эгоизма и эгоцентризма, принятии альтруизма как философии жизни.
Слайд 18Образ жизни
- устойчивый, сложившийся
в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в складе мышления, в нормах общения и поведения.
Слайд 19Элементы индивидуального образа жизни
- трудовая деятельность,
- общественная сфера,
-
сфера семейно-бытовых
отношений,
досуг.
(Философский энциклопедический словарь, 1983)
Слайд 20Составляющие здорового образа жизни
оптимальный двигательный режим;
рациональное питание;
рациональный режим
жизни
(трудовой деятельности и свободного времени);
соблюдение норм и правил психогигиены;
удовлетворённость семейно-бытовыми отношениями;
соблюдение правил личной гигиены;
тренировка иммунитета и закаливание;
профилактика аутоагрессии;
контроль за здоровьем, валеологическая грамотность.
Слайд 21Определение понятий
«Сберегать – это сохранить, не дать утратиться, пропасть» [Ожегов
2005: 686], здоровьесбережение (синоним – здоровьесохранение) – это сохранение здоровья
на заданном уровне. Здоровьесовершенствование – от «совершенствоваться – становиться лучше, совершеннее; улучшать, доводить до лучшей степени превосходства» [Ожегов 2005: 727].
Этот термин характеризует достижение человеком более высокого уровня здоровья по сравнению с предыдущим состоянием.
Слайд 22«Здоровьеформирование»
от «формировать, придавать чему-нибудь определенную форму, законченность;
порождать; создавать, составлять, организовывать» [Ожегов, с. 837]
- целенаправленная организация процесса по созданию нового состояния (уровня, качества) здоровья субъектов образовательного процесса.
Слайд 23Здоровьесозидание
(от «созидать – сделать существующим, произвести, основать») [Ожегов
2005: 730] – содержит смыслы созидания здоровья как качественно новой
характеристики. Это слово близко по смыслу здоровьетворчеству, «творчески создавать, творение, сотворение, созидание как деятельное свойство» [Ожегов 2005: 775], в котором явно присутствует субъектное начало.
Слайд 24 Здоровьеобеспечение
– «обеспечить, сделать вполне возможным, действующим, несомненным», и
«оградить, охранить» [Ожегов 2005: с.413]
- обеспечение и создание условий и для сохранения, и для формирования, развития здоровья субъектов образовательного процесса.
Слайд 25Стратегии заботы о здоровье
Охранительная
Тренирующая
Преобразующая
Слайд 26Направления здоровьесбережения
физкультурно-оздоровительное
лечебно-реабилитационное
гигиено-профилактическое
эколого-сохраняющее
учебно-воспитательное
обеспечение безопасности жизнедеятельности
конфессиональное
Слайд 27Методы здоровьесбережения
- организационно-педагогические
- психолого-педагогические
- информационно-обучающие
Слайд 28Организационно-педагогические методы
- защитно-профилактические:
выполнение санитарно-гигиеничеких норм,
физкультпаузы, офтальмотренаж и др.
- стимулирующие:
активизация дыхания,
активизация
работы полушарий и др.
Слайд 29Психолого-педагогические методы
соблюдение принципа «не навреди»;
учёт индивидуальных особенностей
обучающихся;
следование
принципам
гуманной педагогики.
Слайд 30Следование принципу
«Не навреди!»
Не унижать, а
отмечать достоинства и успехи.
Не конфликтовать, а приобщать
к сотрудничеству и сотворчеству.
Не жаловаться на обучающихся, а искать выход из любой сложной ситуации.
Не относиться предвзято негативно к воспитанникам.
Слайд 31Следование принципу
«Не навреди!»
Не разглашать их
секретов.
Не исключать ситуации, что в некоторых случаях обучающиеся оказываются умнее
педагога.
Не спешить наказывать, не заинтересовав, не проявив усилий научить.
Не искать для всех раз и навсегда установленных требований.
Слайд 32Потребность педагога
в социофилии (альтруизме) реализуется через умение:
а) выказывать сочувствие и
удовлетворять потребности воспитанника, который слаб, устал, неопытен, немощен, унижен, одинок, отвержен, болен, который потерпел поражение или испытывает душевное смятение;
б) помогать обучающемуся в опасности, его опекать, поддерживать, утешать, защищать, успокаивать, исцелять.
Слайд 33
«Любовь воспитывается любовью»,
«Доброта воспитывается добротой»,
«Благородство созидается благородством».
Ш.А. Амонашвили
Слайд 34Составляющие профессиональной этики
гуманизм, терпимость, бесконфликтность,
беспристрастность, нейтральность,
добросовестность, ответственность,
порядочность, корректность,
строгое соблюдение конфиденциальности,
компетентность
Слайд 35Особенности современных детей
биологические:
ретардация;
позднее наступление кризисных периодов развития.
социально-психологические:
инфантильность;
эгоцентрированность;
социальная
незрелость.
Слайд 36Навыки использования информации
в раннем возрасте приводят к:
- ухудшению когнитивного развития детей;
- недостаточной социальной компетенции
младших школьников: у 25% обучающихся отмечается беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты
Слайд 37Негативные явления школьной жизни, которые необходимо преодолеть
гипокинезия и гиподинамия;
бесполая информационная
дидактика;
школьная дезадаптация (школьный невроз)
Слайд 38отсутствие полноценного трудового, художественного и музыкального воспитания
Негативные явления
Слайд 39Негативные явления школьной жизни, которые необходимо преодолеть
активизация деятельности «дисциплинарно-принудительного» левого
полушария при
игнорировании функций творческого, эмоционально-смыслового правого полушария
Слайд 40Гипокинезия вследствие:
недостаточного присутствия физического
компонента в
учебной деятельности;
пренебрежения физической культурой;
привыкания к малоподвижному образу жизни
Слайд 41Отрицательные последствия гиподинамии
функциональные системы жизнеобеспечения,
всё в меньшей степени
востребуются в своих максимальных возможностях, а это ведет к компенсаторной перестройке всех сторон обмена веществ: минерального, жирового, белкового, углеводного, водного (последствие – повышение массы тела и ожирение).
Слайд 42Нарушение механизма интеграции функциональных систем организма
ведет к
функциональной переориентации.
«Водителем ритма» организма становится
не естественная активность человека,
а доминирующая
(в силу своей слабости)
морфологически и
функционально
страдающая система.
Слайд 43Гиподинамия ведёт к:
снижению иммунологических свойств организма, что ведёт к частой
заболеваемости острыми респираторными заболеваниями;
исключению конечного звена стрессовой реакции –
движения, что вызывает напряжение центральной нервной системы, формирование неврозов и психосоматических заболеваний.
Слайд 44Детские неврозы
заикание,
мутизм,
ночное недержание мочи,
невроз страха,
«школьный невроз»,
невротические депрессии,
депрессии
подростков
Слайд 45Проявления эмоционального напряжения - преневротические
нарушения сна (трудности засыпания, сноговорение,
снохождение, кошмарные сновидения);
тики (двигательные и вокальные);
патологически привычные действия (сосание
пальцев, кусание ногтей, подростковая мастурбация, выдергивание волос и др.);
непослушание;
враждебное отношение к окружающим;
безучастность;
трудности в разговорной речи;
страх;
беспричинный плач и др.
Слайд 46Проявления эмоционального напряжения - вегетодистонические
- потливость
головные боли
сердцебиение
головокружение
одышка
обмороки
-
гипертермия кожи при волнении (кожная чувствительность)
отрыжки воздухом
тремор
болевые ощущения и
дисфункции различных органов и систем
Слайд 47Проявления эмоционального напряжения - соматические
повышенная жажда
нарушение аппетита (повышение или понижение)
рвота
после еды
непереносимость отдельных видов пищи
ожирение
субфебрилитет неясного происхождения
эпизодический кожный зуд
неоднократно появляющиеся
кожные высыпания и др.
Слайд 48Слабовыраженные депрессивные состояния (дистимия по МКБ-10)
Характерно:
периодическое незначительное снижение настроения
в течение дня, чаще к вечеру, редко по утрам с
нежеланием что-либо делать;
чувство безразличия или раздражения в отношении окружающих;
нарушения поведения (замкнутость в себе, отсутствие улыбки, малая активность в играх, уединение) и его перемены;
тревога за свою жизнь и жизнь родителей в контексте «а как я буду жить без них».
Слайд 49Умеренная депрессия
(дистимия по МКБ-10)
дистимия (преходящее угнетенное настроение без
видимой причины с преобладанием отрицательных эмоций и снижением влечений, отсутствие
чувства радости, вялость, физическая слабость, малая инициативность);
дисфория (угрюмое, ворчливо-раздражительное и мрачное настроение с повышенной чувствительностью к любому внешнему раздражителю, недовольство, отрицательная оценка происходящего, конфликтность);
тревога и невыраженная тоска, которая характеризуется подростками как скука, грусть, безрадостность, тяжесть в теле;
двигательная и идеаторная заторможенность.
Слайд 50Мудрость
Пришло несчастье – человек сам его вырастил, пришло счастье –
человек сам его породил. У несчастья и счастья одни двери
(народная пословица).
Одно из условия выздоровления – желание выздороветь (Сенека)
Слайд 51Использование элементов
арт-терапии:
рисование отрицательных эмоций (гнева, злости,
агрессии и т.д.) при помощи цветных карандашей, фломастеров;
рисование негативной эмоции, и последующее добавление к полученному рисунку (без стирания) деталей, которые позволили бы перевести рисунок с негативного на позитивный.
Слайд 53Произнесение перед сном или сразу после пробуждения слов, имеющих внушающее
действие
Самовнушение эффективно при выполнении ряда правил:
словесные сигналы сопровождаются
яркими, образными представлениями;
мысли, заключенные в фразу должны быть позитивными, жизнеутверждающими, оптимистическими;
слова произносятся со значением, в медленном темпе, в такт дыхательным движениям (при вдохе произносится одно слово, при выдохе – другое);
внушающие фразы должны быть лаконичными и простыми.
Слайд 54Педагогическая поддержка
(О.С. Газман)
превентивная и оперативная помощь
обучающимся в решении
их индивидуальных проблем, связанных с:
а) физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении;
б) эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональным и этическим выбором.
Слайд 55Принципы обеспечения педагогической поддержки
согласие обучающегося на помощь и поддержку;
опора на
наличные силы
и потенциальные возможности личности;
совместность, сотрудничество, содействие;
конфиденциальность, доброжелательность, безоценочность;
безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства, реализация принципа «не навреди»;
рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату
Слайд 56Нормы педагогической поддержки
(Н.Б. Крылова, 2000)
безусловное принятие обучающегося
как личности, душевная
теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердствовать, терпеть и прощать;
приверженность педагога к диалоговым формам общения, умение говорить по-товарищески, умение слышать и слушать;
Слайд 57Нормы педагогической поддержки
(Н.Б. Крылова, 2000)
уважение достоинства и доверие,
вера в миссию каждого взрослеющего человека, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказывать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
Слайд 58Нормы педагогической поддержки
(Н.Б. Крылова, 2000)
признание права обучающегося
на свободу поступка, выбора, самовыражения;
признание воли обучающегося и его права на собственное волеизъявление;
поощрение и одобрение самостоятельности обучающегося, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа;
Слайд 59признание равноправия, умение быть товарищем, готовность и способность быть
на стороне воспитанника
(выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
собственный самоанализ педагога, его постоянный самоконтроль и способность изменить позицию.
Нормы педагогической поддержки
(Н.Б. Крылова, 2000)
Слайд 601) обучению школьников грамотной заботе о своем здоровье;
2) формированию ценностного
отношения к здоровью;
3)мотивированию к ведению здорового образа жизни.
Информационно-обучающие программы
включают
программы по:
Слайд 61В.А. Сухомлинский
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От
жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
Слайд 63Гораций
Вы пересекаете мир в поисках счастья, а оно
всегда рядом,
на расстоянии вытянутой руки любого человека.
Счастье заключается в ощущении радости, удовлетворения и восхищения жизнью.
Слайд 64«СМЕХОТЕРАПИЯ»
«Смеяться надо, не дожидаясь смерти, дабы не умереть , не
посмеявшись.»
Лабрюйер