Слайд 1Организация работы с одаренными детьми
Подготовила педагог-психолог МБОУ
Глинковская СОШ
Ковалева З.Е.
Слайд 2В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования,
обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений
одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности
Слайд 3 1. Способствовать развитию каждой личности;
2. Довести индивидуальные достижения
как можно раньше до максимального уровня;
3. Способствовать общественному прогрессу,
поставив ему на службу ресурсы дарования.
Слайд 4Комплекс мероприятий
Использовать разнообразные методики отбора детей и в
дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.
На первом этапе выявления
одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Слайд 5 Второй этап можно обозначить как диагностический.
На этом
этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса
ребенка психологом.
Слайд 6При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой
мышления, любознательностью и легко учится, обнаруживает практическую смекалку
Слайд 7 У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты
могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике
или естествознанию.
Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью.
Слайд 8 Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в
общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями,
их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых
Слайд 9 Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с
ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование
здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.
Слайд 10 Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций,
ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы.
Слайд 11 На третьем этапе работы с одаренными детьми основная
роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их
способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации и т.п., а также разносторонние программы в лицеях, гимназиях, колледжах).
Слайд 14Проблемы одаренных детей.
Неприязнь к школе .
Игровые интересы
Конформность (податливость человека
реальному или воображаемому давлению группы)
Погружение в философские проблемы
Несоответствие между
физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
Стремление к совершенству
Потребность во внимании взрослых
Слайд 15Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми.
(критерии американской
программы “Astor”)
Учитель должен:
быть доброжелательным и чутким;
- разбираться в особенностях
психологии одаренных детей,чувствовать их потребности и интересы;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- иметь широкий круг интересов и умений;
- иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
- быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
- иметь живой и активный характер;
- обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
- иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
- обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
- иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Слайд 16Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Учителю-предметнику в работе необходимо:
- Составить
план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные,
математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка .
- Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
- Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
Ребенку предоставить:
название темы;
план изучения темы;
основные вопросы;
понятия и термины, которые он должен усвоить;
практические работы;
список необходимой литературы;
формы контроля;
задания для самопроверки.
Слайд 17Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы
во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Наиболее известные
программы работы с одаренными детьми : методика полного усвоения Дж.Кэррол и Б.Блум, программа С.Каплан, педагогика индивидуализации Р.Кузине, “Свободный класс” Гилфорда, “Три вида обогащения учебной программы” Рензулли и “Таксономия целей обучения” Блума.
Нами в изучении одаренности подростков были опробованы различные тесты психодиагностики в 1-м, в 4-м,
в 8-х, в 11 классах.
Слайд 18В 2011-12 учебном году среди учащихся Глинковской средней школы были
выявлены учащиеся, обладающие высоким уровнем интеллекта.
1 класс –
11, 7 % от учащихся класса
4 класс- 13% - очень высокий уровень, 13 % - выше нормы.
8 класс- 7, 4 % - высокий уровень
11 класс- 23 % - ближе к высокому уровню
Слайд 19Одаренные дети не обязательно в будущем останутся таковыми.
Среди многих психолого-педагогических
проблем творческой одаренности ребенка в качестве приоритетной можно обозначить проблему
реализации творческих потенциалов личности.
Актуальность обозначенной проблемы обуславливают три феномена.
Во-первых, феномен “снятия” одаренности по мере взросления, когда яркие способности оказываются лишь возрастной особенностью и ослабевают с возрастом.
Во-вторых, феномен личностной деградации, перерождения творческой судьбы (акцентуация, наркомания, алкоголизм и т.п.).
В-третьих, феномен неполной реализации творческого потенциала в силу внешних неблагоприятных обстоятельств.
Слайд 20Одаренные дети, обладающие разносторонними возможностями, часто сталкиваются с трудностями в
выборе будущей профессии, поскольку избрание одного пути, естественно исключает все
остальные.