Слайд 1 Хай-тек - (англ. hi-tech, от hightechnology — высокие
технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах
позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.
Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, произведения в этом стиле очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Главные теоретики и практики хай-тека, в основном, англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.
Основные черты стиля:
· Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инжиниринге зданий и сооружений.
· Использование прямых линий и простых фигур.
· Широкое применение стекла, пластика, металла.
· Трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания.
· Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
· Широкое использование серебристо-металлического цвета.
· Высокий прагматизм в планировании пространства.
· Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
· В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну и стилю хай-тек.
Основные стили в современной архитектуре стран Европы и Америки
конца XX– начала XXI вв.
Слайд 2 Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать
Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо
Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).
В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986).
Начиная с 1990-х гг. хай-тек все чаще пытается соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог. Таким образом, постепенно хай-тек перерастает в био-тек и эко-тек (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).
Слайд 3 Деконструктивизм — направление в современной архитектуре, основанное на применении
в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Теоретической подоплёкой
движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя. Другим источником вдохновения деконструктивистов является советский конструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные формы, подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.
В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. (работы Питера Айзенмана и Даниэля Либескинда). Дальнейшее развитие они получили в периодических изданиях Рема Колхаса. Манифестами деконструктивизма считаются пожарная часть «Витра» Захи Хадид (1993) и музей Гуггенхейма в Бильбао Фрэнка Гери (1997), Современное крыло королевской галереи Онтарио в Торонто (арх. Д. Либескинд).
Слайд 4Био-тек — архитектурное движение, находящееся пока на стадии написания манифестов.
В противоположность хай-теку, архитектурная выразительность конструкций зданий био-тека достигается заимствованием
природных форм. Однако, прямое копирование природных форм не приносит положительных результатов так как в архитектурном сооружении появляются нефункциональные зоны. Следует отметить, что концепция био-тека предполагает не только опосредованное, но и прямое использование форм живой природы в архитектуре (в виде элементов природного ландшафта, живых растений).
Данное движение находится в процессе становления и его исследовательская составляющая преобладает над практической. Главное противоречие архитектурной бионики: консервативная прямоугольная планировка и конструктивная схема зданий противостоит биоморфным криволинейным формам, оболочкам. Достойное эстетическое и экономически-оправданное решение этого противоречия — одна из основных задач био-тека.
Архитектурная бионика, Эко-тек, Органи-тек, Зооморфик, Биоурбанизм. Представители: Грег Линн, Фрай Отто, Бэйт Смарт, Николас Гримшоу, Сантьяго Калатрава, Кен Янг, Майкл Соркин.
Лондонский «Огурец» (арх. Норман Фостер) называют манифестом био-тека, Национальный космический центр Великобритании (арх. Николас Гримшоу), Город искусств и наук, Валенсия (арх. Сантьяго Калатрава), Художественный музей Милуоки (арх. Сантьяго Калатрава).
Слайд 5Норман Фостер учился в Школе архитектуры Йельского университета, где получил
ученую степень магистра и встретил Ричарда Роджерса, вместе с которым
создал «Бюро четверых». Из недр этого учреждения вышел весьма широко распространившийся стиль «хай-тек», основа которого была заложена в постройках русского инженера В. Г. Шухова в конце XIX века. Сам Фостер в интервью называет Шухова своим кумиром и широко использует в своём творчестве шуховские сетчатые оболочки.
Небоскреб
Мэри-экс, Лондон, Норман Фостер.
Слайд 6Норман Фостер
Концертный комплекс Gateshead, Англия.
Херст Тауер, Нью-Йорк.
«Аудиториум», Глазго.
Слайд 7В 1992 г. был проведен конкурс на лучший проект по
реконструкции здания Рейхстага. Жюри были отмечены три архитектора: Брейн, Фостер
и Калатрава. В окончательном варианте учли все интересные предложения, но работу поручили Фостеру. Было решено сохранить исторический облик фасадов Рейхстага, а также воссоздать сгоревший купол и значительно перестроить здание внутри. Реконструированный Рейхстаг обустроен для посещения туристами: предусмотрена специальная конструкция купола с внутренними пандусами и выходами, чтобы посетители могли гулять по крыше.
Перестройка здания Рейхстага в Берлине.
Слайд 8Норман Фостер
Сити-Холл, Лондон
Citic Bank, Н.Фостер и партнеры, Китай.
Слайд 9Проект бизнес- центра в Баку.
Проект бизнес-центра «Апельсин» в Москве.
Проект театра
в Шанхае.
Слайд 10Ричард Роджерс - британский архитектор, который в сотрудничестве с Ренцо
Пиано и Норманом Фостером был основоположником стиля хай-тек. оригинальную модель
постройки, в которой все технические конструкции и коммуникационная система (трубопроводы, лифты, эскалаторы, вентиляция, провода и т.д.) остаются снаружи, в то время как внутреннее пространство максимально используется под реализацию выставочных проектов. Такая конструкция идеально отображает атмосферу современного искусства, которое стремится удивлять, поражать, настораживать и, в конце концов, взрывать мозг наблюдателя.
Центр Помпиду, Париж
Слайд 11Lloyds building, Лондон, Ричард Роджерс. Оригинальность этого проекта состоит в
том, что практически все коммуникации (водоснабжение, отопление, вентиляция, лестницы, лифты)
выведены на наружный фасад. Именно поэтому офис Ллойда еще именуется «Домом наизнанку».
Слайд 12Штаб-квартира ТВ –канал 4, Франция.
Небоскреб Neo-Bankside, Лондон.
Ричард Роджерс
Слайд 13Проект аэропорта в Новом Уренгое, фасад, интерьер.
Аэропорт в Мадриде, интерьер.
Ричард
Роджерс
Слайд 14Ренцо Пиано
Пауль Клее Центр, Берн, Швейцария, 2005 г.
Centro Botin,
Испания.
Музей Уитни, Нью-Йорк.
Слайд 15Деконструктивизм
Питер Айзенман
Айзенман привнес в архитектуру идеи деконструктивизма. В 1988 году
при поддержке Филипа Джонсона он организовал хрестоматийную выставку “Деконструктивистская архитектура”
в нью-йоркском Музее современного искусства. С тех пор этот термин прижился, а выставка дала мощный импульс развитию нового, стремительно растущего движения. Характерные черты деконструктивизма — фрагментарные абстрактные формы, взрывчатые коллажные композиции и динамичные ломаные линии — можно найти во многих произведениях Айзенмана.
Творческие поиски архитектора - макеты проектов.
Слайд 16Хороший пример воплощения деконструктивистского мышления - нереализованный концептуальный проект дома
Гуардиола для побережья Коста-де-ла-Луз, вблизи испанского города Кадис.
Центр Искусств Векспера,
США
Питер Айзенман
Слайд 17Город культуры Галисии, Питер Айзенман
«Культурный город Галисии» – комплекс культурных
зданий в городе Сантьяго-де-Компостела, Галисия, спроектированный группой архитекторов под руководством
Петера Айзенмана. Победителем, объявленного властями Галисии, международного конкурса стал Петер Айзенман, проект которого был выбран за концептуальную уникальность и исключительную гармонию с природным ландшафтом. Предполагалось, что на вершине горы Монте Гайя будет возведено каменное подобие зоны археологических раскопок с разделениями в виде морских гребешков – традиционного символа Сантьяго-де-Компостела.
Слайд 18Деконструктивизм
В 2005 г. были произведены некоторые внешние переделки, связанные с жалобами
жителей соседних домов: стальные панели, которыми был облицован фасад концертного
зала, концентрировали солнечные лучи, так что в некоторых квартирах домов напротив стояла невыносимая жара.
Фрэнк Гери - представитель деконструктивизма в современной архитектуре. Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, США – яркий пример этого стиля. Строительство концертного зала началось в декабре 1999 г. и было завершено в 2003 г. Мир увидел здание футуристических форм, с отражающими и блестящими на солнце фасадами, застывшими, как ледяные глыбы с острыми краями. Акустику зала специалисты единодушно оценивают очень высоко, причем мнения об архитектурном решении фасадов здания Гери традиционно противоречивы.
Слайд 19Музей Гуггенхейма в Бильбао, Испания
Здание музея современного искусства спроектировано архитектором
Фрэнком Гери в 1997 г. Здание сразу было признано одним
из наиболее зрелищных в мире строений в стиле деконструктивизма. Как и большинство работ Гери, строение состоит из мягких контуров. Фрэнк Гери утверждал в одном из интервью, что «беспорядочность изгибов предназначена для улавливания света». Здание облицовано листами титана.
Слайд 20Танцующий дом, Прага, арх. Фрэнк Гери и Владо Милунич
Дом Питера
Льюиса, Кливленд, США, Фрэнк Гери.
Слайд 21 Творчество Либескинда — не только архитектура, но и философия, и
музыка, причем в этих областях он так же высоко профессионален,
как и в архитектуре. Сложно назвать другого архитектора, для которого музыка была бы столь органичным элементом архитектоники сооружений. Музыка, геометрия, слово — источники вдохновения в творчестве Либескинда-архитектора.
Даниэль Либескинд, деконструктивизм
Современный музей Прогресса, Китай
Здание Университета в Люнебурге, 2011г.
Новый корпус Университета, 2017г.
Слайд 22Музей Холокоста в Оттаве, Канада
Мемориальный комплекс занимает участок площадью 3200
кв. м и представляет собой композицию из шести блоков из
оголенного бетона, вместе образующих растянутую по диагонали звезду Давида — символ иудаизма.
Самый высокий объем с трех сторон огорожен четырехметровыми стенами, между которыми оставлен небольшой промежуток. Здесь, в замкнутом пространстве под открытым небом, зажжен Вечный огонь. В центральной зоне мемориала расположена узкая Лестница надежды, прорезающая наклоненную стену и ведущая к верхней террасе, откуда открывается вид на здание парламента.
Слайд 23Сооружение, состоящее из 75% алюминия и 25% стекла, спроектировано в
стиле «деконструктивизм», для которого характерны нарочитая внешняя усложненность, ломаные формы,
отказ от традиционных архитектурных приемов и принципов. Название «Кристалл» здание получило из-за внешнего сходства с этим геологическим образованием. В основе архитектурной концепции лежит необычное пересечение 5-ти объемов сложной формы, расположенных таким образом, что возникает впечатление, будто бы кристалл вырос прямо из земли сквозь главное, неороманское, здание Королевского музея Онтарио.
Королевский музей Онтарио в Торонто, Даниэль Либескинд.
Слайд 24Заха Хадид является ученицей известного голландского архитектора и теоретика деконструктивизма
Рема Колхаса – начав карьеру в бюро своего учителя, в
1980 она основывает собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects. Пожарная станция «Витра» - это композиция из бетонных плит, которые изогнуты, наклонены и сломаны следуя силам движения, которые соединяют ландшафт и архитектуру. Это первый реализованный проект Захи Хадид., 1993 г.
Слайд 25Музей транспорта в Глазго, арх. Заха Хадид
Музей Риверсайд расположен на территории
старой верфи в индустриальном районе Глазго, между городом и устьем реки Клайд.
Архитекторы студии Захи Хадид постарались представить сооружение «выплывающим» из реки. Футуристическое строение музея отлично украсило городскую набережную. Замысловатая конструкция из пяти соединенных между собой тоннелей-ангаров, обшитых оцинкованным металлом, представлена в виде серебристых набегающих волн. У южного фасада Риверсайда пришвартован древний парусник, построенный в старых доках полноводной реки Клайд. Благодаря «ломаной» линии угловатой крыши, схожей с очертанием крыш старинной части Глазго, Риверсайд иногда сравнивают с айсбергом.
Слайд 26Оперный театр в Гуанчжоу, 2010г. Заха Хадид
По замыслу, здание оперного
театра должно было гармонично вписываться в пейзаж и иметь слегка
волнообразные очертания, так как находится на набережной Жемчужной реки (р. Чжуцзян) и окружено искусственным озером. Действительно, строение, состоящее из двух блоков, напоминает сточенные водой камни, лежащие на берегу. Расположенный в финансовом сердце города, прямо перед популярнейшим зданием IFC ((Международный финансовый центр), Opera House несомненно стал неотъемлемой часть центра города, его главной достопримечательностью.
Слайд 27Новое впечатляющее здание было возведено в 2012г. в городе Монпелье
на юге Франции. В комплексе разместились три государственные учреждения. Здание
«Pierres Vives», построенное по проекту Захи Хадид предназначено для библиотеки, архива и спортивного комплекса. В бетонном здании с зеленоватыми окнами угадывается огромный ствол дерева, который, правда, не возвышается над землёй, а находится в горизонтальном положении.
Слайд 28Био-тек (архитектурная бионика) - современное направление архитектуры, основными чертами которого
являются заимствование природных форм. Часто его противопоставляют хай-теку. Вопреки мнению
большинства био-тек не просто копирует природные формы, но старается при проектировании сооружений брать в расчет функциональные и принципиальные особенности живых организмов. Бионическая архитектура предполагает создание домов, являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт. Архитектурная бионика – это инновационный стиль, берущий все самое лучшее от природы: рельефы, контуры, принципы формообразования и взаимодействия с окружающим миром. Во всем мире идеи бионической архитектуры успешно воплощены известными архитекторами: небоскреб-кипарис в Шанхае, Сиднейская опера в Австралии, здание правления NMB Bank – Нидерланды, учебный центр Rolex и музей плодов – в Японии. Экоархитектура - это особая архитектурная концепция, которая учитывает, в первую очередь, экологические факторы при проектировании среды обитания человека. Основные принципы этой концепции разработал итальянский архитектор Паоло Солери. Также под экоархитектурой понимают реализацию идеи о том, что за счет хорошо спланированных гиперструктур, которые вмещают в себя население отдельно взятого города, возможно существенно снизить негативное влияние человека на окружающую среду. Биоурбанизм - городская среда рассматривается как естественный ландшафт, который нужно дополнить объектами дизайна и архитектуры. Органическая архитектура — не только течение архитектурной мысли, но и настоящая философия, в основе которой лежит идея о гармонии человека с окружающим миром.Органическая архитектура зародилась в 1890-е гг. в противоположность функционализму. Первое упоминание о ней принадлежит Луису Салливену, однако сделать данный стиль популярным суждено было его последователю Фрэнку Ллойду Райту, который в 1920-е — 1950-е гг. сформулировал основные постулаты органической архитектуры. Зооморфик - использования форм животных в качестве вдохновляющей основы для архитектурного проектирования.
Слайд 29Творчество архитектора Грега Линна разнопланово, но большей частью посвящено исследованию
возможностей цифровых технологий в создании архитектурных проектов. На слайде представлен
его проект завода Factoreef по производству катеров, выполненный в стилистике бионической архитектуры – сооружение напоминает гигантского ската, наползающего на берег.
Американский архитектор Грег Линн
Слайд 30Лондонские архитекторы Питер Кук и Колин Фурье создали и воплотили
в жизнь удивительный проект - здание Кунстхауса в г. Грац,
Австрия. «Дружественный инопланетянин» возведен в центре города среди красных черепичных крыш исторической застройки. Контраст биоморфной структуры Кунстхауса со старой Часовой башней — это своеобразный диалог между традицией и авангардом. Объект превратился в один из символов города.
Слайд 31Проект «Эдем». Комплекс оранжерей площадью 22 тысяч квадратов, выполненных в
виде геодезических сетчатых оболочек в местечке Сент-Остелл в Корнуолле. Это
экопарк, в котором можно увидеть десятки тысяч растений со всех концов света. Снаружи конструкций находится светонепроницаемый термопластик, позволяющий создать нужный микроклимат. Гримшоу взял за основу шестиугольник как фигуру, которую очень любит матушка-природа (взять хотя бы пчелиные соты или глаза насекомых).
Николас Гримшоу
Слайд 32Архитектор Кен Янг более 40 лет успешно занимается проектами, которые
принято называть “зелеными“, он известен как изобретатель биоклиматического подхода в
проектировании высотных зданий и по праву считается одним из ведущих в мире специалистов в области экологического и энергосберегающего дизайна.
Янг изучает и использует в своей практике методы, с помощью которых здания функционируют подобно существующим в природе экосистемам.
Слайд 33Оперный театр в Харбине, Заха Хадид
В северокитайском городе Харбин, известном
своими зимними фестивалями, появился потрясающий оперный театр. Его обтекаемая форма
является скульптурным отражением окружающего пейзажа, наполненного извилистыми водоемами на болотистой местности. Разработчики надеются, что футуристическое здание станет жемчужиной в культурной жизни города. При создании волнистой формы здания архитекторы вдохновлялись извилистой рекой Сунгари, на берегу которой возводилось здание оперы.
Слайд 34Сантьяго Калатрава -испанско-швейцарский архитектор и скульптор, автор многих футуристических построек
в разных странах мира. Его эстетику часто определяют как «био-тек».
Здание ж/д вокзала в Лионе.
Слайд 35«Город» состоит из пяти зданий: дворец искусств— оперный театр и
сцена для других театральных постановок; кинотеатр( IMAX, планетарий, театр лазерных
постановок); сад-галерея; музей науки — научный музей; океанографический парк на открытом воздухе; белоснежный вантовый мост, пересекающий сухое русло реки Турия; башня моста, высотой 125 метров, является самой высокой точкой в городе; агора - крытая площадь, на которой проводятся концерты и спортивные мероприятия.
Город искусств и науки, Валенсия, 2009 г., арх. Сантьяго Калатрава
Слайд 36Биоморфная и зооморфная архитектура города искусств и наук, Сантьяго Калатрава