Слайд 1Инклюзивное
обучение путь к толерантности
Из опыта работы заместителя директора по УВР
Кукушкинской общеобразовательной школы Раздольненского районного совета
Республики Крым
Слайд 2Инклюзивное образование (включающее)
– это образование, при котором все
дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены
в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
Слайд 3Инклюзивное образование
Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик
для обеспечения потребностей всех детей;
Является частью большой стратегии по
созданию общества, принимающего всех;
Является динамичным процессом, который постоянно в развитии;
Признает, что все дети могут учиться.
Слайд 4 Долгое время государственная политика была
ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение
и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению.
Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.
Это делает особенно актуальным вопрос развития инклюзивного образования на уровне общеобразовательной школы.
Слайд 5«Образование для всех»
Фундаментальный принцип «образование для
всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность
учиться.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.
Слайд 6Включающее образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит
от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать
и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Слайд 7Условия организации успешного обучения и воспитания
детей
с ограниченными возможностями здоровья
1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить
полноценное включение и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
2. Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения ОУ и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
Слайд 8Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья
3. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями
здоровья должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.
5. Необходима специальная подготовка педагогического коллектива ОУ общего типа в соответствии со спецификой учебно-воспитательной и коррекционной работы .
Слайд 9 6. В целях обеспечения освоения детьми с
ограниченными возможностями здоровья образовательных программ целесообразно ввести в штатное расписание
ОУ общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и др.) и медицинских работников.
7. Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Условия организации успешного обучения и воспитания
детей с ограниченными возможностями здоровья
Слайд 10Толерантность
Формирование толерантного отношения в обществе к детям –инвалидам и
к детям с ограниченными возможностями здоровья:
для обеспечения эффективного включения
детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ общего типа важное значение имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Слайд 12 Кадровое обеспечение
Всего педагогов в школе – 24, из
них учителей высшей категории – 4, первой категории – 4,
второй категории – 3, учителей-специалистов – 11. Имеют звания: «учитель-методист»-1, «старший учитель» -1.
Слайд 13Количество обучающихся
Начальная школа-40 человек;
Основная школа- 76;
Средняя школа- 15.
Общее количество обучающихся
-121, из них 4 детей с ОВЗ.
Слайд 14Этапы работы:
I этап – Изучение нормативно-правовой базы:
Слайд 15Правовая основа обучения детей с ограниченными возможностями
1948 г.Всеобщая Декларация
прав человека
1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка
1990 г. Всемирная
Декларация по образованию для всех
1993 г. Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов
1994 г.Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особенными потребностями
2000 г.Всемирный форум по образованию
2001 г. Пилотный проект программы «Образование для всех»
2005 г. Конвенция ООН о правах инвалидов
Слайд 16Федеральное законодательство
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов
в Российской федерации», 1995 г.
Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,
2013г.( ст. 79)
Слайд 17
II этап
Анкетирование учащихся, родителей, учителей школы с целью определения
отношения к детям с ОВЗ.
Слайд 18
III этап
Участие администрации школы, учителей, психолога в обучающих семинарах, вебинарах,
конференциях по вопросам инклюзивного обучения
Слайд 19IV этап
Создание лидерской команды:
Администрация школы
Учителя
Практический психолог
Логопед
Социальный педагог
Медицинский работник
Родители
Слайд 20Участники психолого-педагогического сопровождения в едином образовательном пространстве
Психолого-педагогическое
сопровождение
Слайд 21Цель деятельности специалистов сопровождения
заключается в успешном включении ребенка с
ОВЗ в образовательную и социальную среду ОО, при этом не
нарушая привычный уклад самой среды.
Успешность включения ребенка в образовательное пространство должна определяться с точки зрения развития его:
познавательной сферы: знаний и навыков;
коммуникативной сферы: умения общаться;
эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе/группе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в среде сверстников;
самостоятельности.
Слайд 22Алгоритм индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
1. Сбор информации о ребенке
и диагностика особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и
анализ результатов.
2. ПМПк (анализ и выработка рекомендаций)
3. Разработка индивидуального образовательного маршрута
4. Разработка адаптированной образовательной программы
5. Реализация индивидуального образовательного маршрута
6. Динамическая диагностика(создание портфолио)
7. Оценка результатов определенного этапа сопровождения и изменение образовательного маршрута
Слайд 23Организация специальных образовательных
условий для каждого ребенка с ОВЗ
С целью обеспечения оптимальных условий обучения и
жизнедеятельности ребенка с ОВЗ, создания адекватной среды для удовлетворения его потребностей
и реализации индивидуальных способностей для каждого ребёнка с ОВЗ составляется индивидуальный маршрутный лист, в котором отражены все необходимые специальные условия в конкретной образовательной организации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями, проблемами здоровья и потребностями ребёнка.
Слайд 34Наш Леня тоже впервые проголосовал…
Слайд 35Развивающее занятие с психологом. 2 класс
Слайд 36ВЫВОДЫ:
преимущества инклюзивного образования
для обычных детей:
Дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим
отличиям.
Дети учатся налаживать отношения с детьми, которые отличаются от них.
Дети учатся сотрудничать.
Дети учатся вести себя нестандартно, быть внимательными.
Слайд 37Преимущества инклюзивного образования
для детей с
особыми потребностями:
Обучение происходит с опорой на сильные качества, способности
и интересы детей.
Овладение новыми умениями и навыками происходит функционально.
Дети имеют возможность для налаживания дружеских отношений со здоровыми сверстниками и участие в общественной жизни.
Слайд 38Проблемы
. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает
проблема неготовности учителей школы (профессиональной, психологической и методической) к работе
с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.
Слайд 39Существующие барьеры:
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
Родители
детей с ОВЗ не знают, как отстаивать права детей на
образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
Слайд 40 Для введения инклюзии недостаточно наличия только
самих школ и дошкольных учреждений, пусть даже полностью оборудованных, доступных
и с обученным персоналом.
Необходимо подготовить позитивное общественное мнение всех родителей о совместном обучении детей.
От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.
Системный подход
Слайд 41Очень важно понять: При создании инклюзивных школ, школ нового типа
, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что
люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.
“Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить”
Жан Ванье