Слайд 1Инновационная педагогическая деятельность: сущность, содержание, направленность
Лекция 3
Слайд 2План темы
Сущность педагогической инноватики
Объект и предмет педагогической инноватики
Отличия педагогической
инноватики от типичной инноватики
Примеры педагогической инноватики
Новое в системе образования
Усовершенствование обучения
Структура инноваций в образовании
Проблемы инноваций в образовании
Управление инновациями
Законодательство РФ
Международное законодательство
Европейский союз:
Великобритания
Германия
Классификация инноваций в образовании
Расширение опыта
Слайд 3Сущность педагогической инноватики
Инноватика в сфере образования представляет собой область научного
знания, исследующую образовательный процесс и методы его воплощения в жизнь.
Исследования ученых, трудящихся в этой сфере, направлены на поиск новых решений, позволяющих улучшить качество образования и сделать его максимально соответствующим современным требованиям.
Инноватика в данной области является востребованным научным направлением, т.к. каждые 5-10 лет у системы образования появляется потребность частичного пересмотра и реорганизации ее структуры. Если подобные реорганизации не проводить, то в скором времени система образования перестанет отвечать запросам современного общества.
Слайд 4Объект и предмет педагогической инноватики
Педагогическая инноватика включает в себя учение
о неразрывной взаимосвязи 3х компонентов инновационного процесса:
разработка образовательных новшеств,
их тестирование и внедрение,
применение на практике и распространение.
Слайд 5Объект - процесс разработки и внедрения инноваций в образовательный процесс
с целью получения положительных изменений в качестве образования.
Предмет -
совокупность средств и закономерностей в области разработки и внедрения педагогических новшеств в образовательных учреждениях.
Слайд 6Отличия педагогической инноватики от типичной инноватики
Инноватикой называют междисциплинарную научную
область, предметом изучения которой является изобретение и продвижение новых средств
решения различных вопросов.
Инноватика, в первую очередь, применима в социально-экономических аспектах жизни общества.
Некоторые высшие учебные заведения обучают специалистов по инноватике. На этих программах студентов учат находить новые решения и разрабатывать услуги, в которых нуждается рынок, просчитывать заранее риски и траты, вычленять из общего потока наиболее популярные мировые тенденции и реализовывать их в новом формате.
Слайд 7Инноватика в образовании во многом схожа с типичной инноватикой, т.к.
возникла на её основе и является ее дочерней дисциплиной. В
основе – принципы и методы типичной инноватики
Однако, как и у любой другой науки, у инноватики в образовательном процессе есть свои особенности и отличительные черты.
Основной отличительной чертой инноватики в сфере образования является то, что она не разрабатывает новые товары и услуги и не связана с коммерцией. Она нацелена на поиск наиболее действенных методов передачи информации от учителя к ученику.
Несмотря на то что изначально инноватика была близка к экономическим дисциплинам, в сфере образования она опирается в первую очередь на педагогику и психологию.
Слайд 8Примеры педагогической инноватики
Внедрение профильного обучения в школе.
Многие школы сегодня
предлагают детям в 10-11 классах выбрать учебный профиль: математический, гуманитарный,
медицинский и т.д. Это нововведение в образовательном процессе призвано помочь детям углубленно изучить те предметы, которые они выберут, чтобы сдавать в качестве ЕГЭ или вступительных экзаменов в высшие учебные заведения.
.
Слайд 9Занятия по профориентации
Профориентационная деятельность призвана помочь ученикам определиться с их
будущим образованием и карьерой. Ведь сегодня существует множество образовательных программ
в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования, про которые среднестатистический ученик школы даже не подозревает, но которые могли бы его заинтересовать. Благодаря такому нововведению, как профориентационная деятельность в школах, учащиеся получают широкое представление о своих будущих перспективах. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ
Введение электронного журнала
Эта компьютерная программа упростила такую процедуру, как ведение дневников и журналов, и позволяет учителям быстро доводить всю необходимую информацию до сведения родителей
Слайд 10Важнейшие инновации — образовательные
Всестороннее развитие и воспитание личности согласно общественным
запросам — первостепенная задача, стоящая перед российской педагогикой.
Внедрение инновационных
методик в образование призвано улучшить результаты обучения.
Одновременно, несовершенство и косность образовательной системы осложняет освоение нового, что чувствительно тормозит процесс.
Слайд 11Новое в системе образования
Инновации в образовании приоритетны для государств,
заинтересованных в системном экономическом развитии, усилении роли науки, улучшении благосостояния
населения и снижении социальной напряженности.
Застой в системе преподавания — негативное явление, отрицательное сказывающееся на государстве и обществе, ведущее к накоплению системных проблем на всех уровнях существования.
Слайд 12Инновация — понятие широкое. В плане образования это использование новых
технологических и методологических исследований и своевременная замена устаревших стандартов.
Современная
российская педагогика представляет собой скопившиеся за годы независимости недоработки и упущения, базирующиеся на морально устаревшей системе образования.
Проблема дифференцируется по следующим пунктам:
несоответствие принятых стандартов интересам и способностям учащихся;
различия в темпах развития науки и возможностей восприятия;
конфликт сторонников концепций узкой специализации и многостороннего развития.
Присутствие подобных сложностей объясняет трудности внедрения инноваций и указывает направления для решения будущих задач.
Это:
профессиональная классификация инноваций в образовании;
инновационный менеджмент в образовании;
применяющиеся виды инновационных технологий и особенности их внедрения в образовательной сфере.
Слайд 13Усовершенствование обучения
Обучение — это инновационный образовательный проект. Само понятие
синонимично терминам рост и созидание, то есть это и есть
инновация.
Цель обновлений в образовании — воспитание личностей, способных достигать успеха в любой области применения способностей.
Под систематическими нововведениями в данной сфере следует предполагать осмысленное и рациональное изменение работы преподавателей посредством: изменения сути процесса; создания новых способов и видов работы.
Слайд 14Прогресс инновационных технологий в образовательном процессе — усовершенствование системы и
повышение «отдачи» на практике.
К методам модернизации относят:
внутрипредметные обновления
— переход к новым обучающим комплексам и авторским разработкам;
общеметодические новшества — внедрение нестандартных, универсальных образовательных технологий, использующихся в любой предметной отрасли образования;
управленческие инновации — решения руководителей, направленные на повышение результативности функционирования субъектов системы;
идеологические разработки — нововведения, вызванные изменениями в сознании, являющиеся фундаментальной основой для остальных инноваций, так как только осознание необходимости нового ведет к появлению инноваций.
Задача инновационных технологий — качественное изменение личности субъекта относительно традиционной системы, что возможно при задействовании программ, локализующих проблему педагогического кризиса.
Главные задачи подобных программ — формирование нестандартного мышления и максимальное развитие способностей учащихся.
Слайд 15Структура инноваций в образовании
Инновационные процессы в образовании — сочетание
процедур и средств, превращающих идею обучения в осязаемое нововведение.
Основные
элементы процесса — генерирование и использование новшеств в сочетании с системностью, интегральностью и целостностью.
Таким образом, реализующая идеи и формирующая систему руководства процессом деятельность — новая по форме и прогрессивная по содержанию.
Слайд 17Жизнеспособная структура — это сумма следующих элементов:
причина;
намерение;
проблема;
смысл;
способы;
результаты.
Процесс начинается с причины, затем появляется цель
инновации, на основании чего формируется список задач и разрабатывается содержание и т. д.
Структура внедрения инноваций вытекает из теории новшеств и включает следующие элементы:
появление идеи;
планирование;
создание (освоение на практике);
внедрение.
Слайд 18Управленческая форма предполагает гармоничное взаимодействие перечисленных факторов. На практике введение
новшеств в учебном заведении осуществляется в форме программы развития, в
согласии с которой организуется деятельность коллектива, реализующего задачу. В итоге создается инновационная площадка — учреждение, где накопление новинок и идей улучшает образовательный процесс.
Слайд 19Проблемы инноваций в образовании
Проблемы нововведений в образовании начинаются уже на
начальном этапе разработок, так как каждый из авторов инноваций не
уверен в эффективности собственного плана. Всякая инновация — это риск без гарантии.
Слайд 21Но попытки усовершенствовать инновационный менеджмент в образовании не прекращаются. На
сегодня нововведения классифицируются как:
Аналоговое. Инновация основана на принципе классический
метод + частное нововведение.
Комбинированное. Объединение образовательных блоков для получения нового подхода.
Ретроинновационное. Заключается в привлечении забытых методов (гимназическое обучение, лицеи).
Сущностное. Внедрение ранее не применявшихся инноваций.
Слайд 22Суть новшеств в педагогике заключена в применении эффективных методов обучения,
соответствующих требованиям общества и технологий.
Кроме того, инновации обязаны относиться
к определенным областям распространения:
воспитательной;
обучающей;
управленческой;
переквалификационной.
Введение изменений — это риск, но этот риск оправдан, так как в противном случае страна рискует застрять в устаревшей системе образования, что негативным образом отразится на развитии государства.
Слайд 23Управление инновациями
Введение новшеств — это инновационные процессы в образовании, означающие
усовершенствование существующего, генерация идеи в готовый для практического применения продукт.
Процесс обоснован и переводит действующую систему на новый уровень — режим развития.
Регулирование процесса обновления в учебном заведении — синхронизация регулирующих и регулируемых систем, конечная цель которого — «одушевление» образования и повышение качества преподавания.
Слайд 24На управление процессом влияет множество факторов, поэтому его нужно рассматривать
как способ общего руководства следующими функциями:
выполнением директив управляющих органов;
применением
технологических и научных новинок;
обновлением теоретической части педагогики;
изучением запросов учащихся.
Регулирование процесса внедрения инноваций — многопрофильная деятельность, включающая:
постановку и решение стратегических задач;
мониторинг рисков;
изучение структуры и возможностей образовательного учреждения;
формирование пакетов инновационных предложений и пр.
При этом главными направлениями руководства инновациями нужно считать разработку общей стратегии, материально-техническое обеспечение процесса и контроль за ним.
Слайд 25
Законодательство РФ
На сегодня инновации в системе образования России регламентирует Федеральный
закон, принятый 29.12.12, «Об образовании в Российской Федерации». В частности,
внедрение инновационных проектов и программ в образовании регулируется ст. 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования».
Закон об образовательных учреждениях определяет: направления и задачи обновления; формулирует понятие федеральных и региональных площадок; утверждает порядок функционирования инфраструктуры.
Одновременно, государственные органы субъектов РФ управляют общеобразовательной системой, создавая возможности для реализации проектов и их практического применения.
Слайд 26Международное законодательство
Инновационные процессы в современном образовании важны для развития
государств сегодня и в перспективе. Правовое регулирование норм осуществляется документами,
регламентирующими функционирование системы разработки и внедрения новшеств во всех сферах жизнедеятельности, включая образование.
Слайд 27Европейский союз
В Европейском Союзе инновационная политика базируется на информационном проекте
«ПРО ИННО Европа», созданном для координации деятельности стран-членов ЕС. Проект
основывается на трех документах: «Политика анализа», «Политика знаний», «Политика развития». В рамках Союза в 2000 г. разработана стратегия, в которой сформулированы основы европейской инновационной политики, предполагающей построение конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, примерах идей.
Слайд 28Великобритания
Определяющую роль в инновационной политике Соединенного Королевства играет информационная поддержка
новейших разработок, в том числе и в области образования. Именно
с этой целью Министерство инноваций, вузов и повышения квалификации размещает на официальном сайте документы для участников процесса. Одновременно ведется формирование структур для ведения инновационной деятельности, в частности, компаний, оказывающих консультативное обслуживание в области технологического развития. Обычно такие компании создаются на базе вузов и являются собственниками инновационных центров.
Слайд 29Германия
Отличительная черта инновационной политики Германии в сфере образования — определяющая
роль государства как основного инструмента финансирования исследований и внедрения новшеств.
Около 80% исследовательской деятельности, ведущейся в университетах страны, происходит за счет финансовых вливаний от грантов пяти научных сообществ.
Слайд 30Классификация инноваций в образовании
Инновационные проекты и программы в образовании появляются
в виде идей конкретных людей, а затем преобразуются в авторские
новинки либо становятся общепринятой нормой.
Инновации классифицируют:
по объему новизны: как открытия или доработанные и улучшенные проекты;
по педагогическим объектам и категориям;
по масштабам: от конкретного учебного заведения до всей страны;
по способу авторства — индивидуальный или коллективный проект;
по источникам — сторонний заказ или собственное изобретение.
Слайд 32Расширение опыта
Инновации — часть профессиональной деятельности людей, предмет научного изучения
и применения на практике. Новшества в педагогике не спонтанное явление,
а результат накопленного опыта и научных разработок. А значит, данный процесс требует руководства. Относительно учебного процесса, инновации в образовании — это обновление сути и методики обучения.
Слайд 33Выделяют следующие этапы процесса:
определение необходимости нововведений;
мониторинг информации;
разработку;
внедрение;
институализацию — применение новшества на практике длительное время.
В
сумме перечисленные этапы образуют локализованный цикл.
Слайд 34Внедрение инноваций
Направления по анализу и продвижению опыта:
мотивация и
поощрение преподавателей по результатам обновлений;
объединение усилий научного и преподавательского
состава для распространения накопленного опыта;
создание информационного ресурса для сохранения наработанных знаний;
применение опыта на практике.
Вопросы по внедрению инноваций в российское образование, анализ и распространение инновационного опыта прописаны в соответствующих нормативных документах: законах, указах Президента и приказах Министерства образования.