Слайд 1Инновационное предпринимательство
Предпринимательство представляет творческую деятельность деловых людей, направленную на поиск
новых сфер приложения капитала, создание новых и совершенствование производимых продуктов,
производств, организаций, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли.
Слайд 2Виды предпринимательства как форма экономической деятельности
1. Осуществление непосредственных производительных функций,
т.е. посредством производства товара, продукции, услуг.
2. Осуществление посреднических функций, т.е.
оказание услуг, связанных с продвижением товара от непосредственного производителя к его потребителю.
Слайд 3Предпринимательская деятельность в сфере производства товаров может носить основной или
вспомогательный характер. К основному относятся те виды предпринимательской деятельности, результатом
которых является производство товара, готового к потреблению. К вспомогательному относятся виды предпринимательской деятельности, цель которых – разработка и передача товаропроизводителям способов, методов, приемов, применение которых в процессе производства воздействует на повышение качественных и количественных характеристик производимого товара.
Слайд 4Модели предпринимательства
Классической модель - предприниматель организовывает работу с расчетом на
максимальную отдачу ресурсов. В рамках этой модели формируется концепция управления
ростом производства.
Инновационная модель предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления инновациями.
Слайд 5Инновационное предпринимательство - особый вид коммерческой деятельности, имеющий целью получение
прибыли путем создания и активного распространения инноваций во всех сферах
экономики.
Венчурные (или рисковые) организации - малые, самостоятельные фирмы, действующие в сфере НИОКР. Они осуществляют разработку и освоение в производстве новой техники, технологии и новых видов продукции.
Слайд 6Характерные признаки малых наукоемких фирм
узкая специализация;
значительное число ученых и инженеров
в штате фирмы;
высокая доля затрат на НИОКР в стоимости отгрузок
готовой продукции.
Слайд 7Преимущества крупных компаний в инновационной деятельности
- наличие больших материальных, финансовых
и интеллектуальных ресурсов для реализации дорогостоящих нововведений;
- возможность проведения многоцелевых
исследований, при которых объединяются усилия специалистов в разных областях знаний;
-возможность параллельной разработки нескольких нововведений и выбора оптимального варианта из нескольких разрабатываемых;
- меньшая вероятность банкротств в случае неудачи некоторых инноваций.
Слайд 8Причины широкого развития венчурного бизнеса
наличие мощного потенциала технологически перспективных, но
не реализованных открытий и изобретений;
нежелание и неспособность крупных корпораций внедрять
научно-технические новинки с сомнительным коммерческим успехом;
продолжение перенакопления капитала, создающее большой резерв относительно свободных средств;
неуклонное падение средней нормы прибыли;
успехи отдельных малых наукоемких фирм;
государственное стимулирование фирм, образующихся в новых высокотехнологичных отраслях производства.
Слайд 9 Виды рисковых фирм
Независимые. Инициаторами образования МИФ - группа ученых
и инженеров, менеджеров-новаторов, участвовавших в исследованиях и верящих в свой
проект.
Зависимые. Крупные компании выводят из-под административного контроля исследовательские подразделения, создавая дочернюю компанию, а также большое число МИФ образуется в результате межфирменного сотрудничества компаний.
Слайд 10Факторы, определяющие эффективность функционирования МИФ
1. Личностный фактор руководителя.
2. Быстрая адаптация
к рынкам.
3. Гибкость управления.
4. Гибкость внутренних коммуникаций.
5. Узкая специализация их
научных поисков и разработка небольшого круга технических идей.
6. Ведение разработок на первых, начальных стадиях инновационного процесса.
Слайд 11Этапы осуществления рисковых капитальных вложений
I - этап достартового финансирования;
II –
этап стартового финансирования;
III – этап начального расширения;
IV – этап быстрого
расширения.
Слайд 12Достартовое финансирование
На I этапе предприниматель осуществляет исследования и разработки, оценивает
потенциальный рынок для новой продукции, готовит план деятельности будущей фирмы
(бизнес-план).
Этап длится от нескольких месяцев до года и требует капитальных вложений до 300 тыс. долларов.
Слайд 13Стартовое финансирование
На II этапе завершается работа по организации новой фирмы,
близятся к концу разработка и испытания прототипа нововведения, а также
изучение потребностей рынка. Нужны средства для выпуска и реализации своей продукции. В некоторых случаях необходимы расходы на дополнительные исследования и разработки. Этап занимает около года и обходится в сумму до 1 млн. долларов.
Слайд 14Начальное расширение
На III этапе осуществляется переход к практической деятельности по
коммерческому освоению нового вида продукции или услуг. Необходима реклама, борьба
с конкурентами, создание сети сбыта товара, организация и совершенствование управления производством. Прибыль от реализации продукции не обеспечивает финансовых возможностей для дальнейшего роста, уплаты текущих расходов и создания оборотных фондов. Этап может занять несколько лет и требует несколько млн. долларов.
Слайд 15Быстрое расширение
На IV этапе необходимы значительные средства для увеличения производственных
мощностей, оборотного капитала, улучшения системы сбыта, совершенствования выпускаемой продукции. Вероятность
банкротства уменьшается и можно воспользоваться заемными средствами из традиционных источников. Подготавливаются условия для выпуска акций новой фирмы на рынок ценных бумаг. Эта работа занимает три месяца и может стоить 300 тыс. долларов и более.
Слайд 16Особенности организации и управления инновационным процессом в МИФах
обеспечение финансирования перспективных
идей и проектов путем привлечения средств венчурных фондов;
анализ и жесткий
отбор проектов;
разработка подробного плана освоения нововведений;
разделение финансовой ответственности между авторами идеи и инвесторами на начальном этапе финансирования нововведений;
Слайд 17Особенности организации и управления инновационным процессом в МИФах
поэтапный механизм финансирования
инновационного процесса;
оперативное принятие решений об осуществлении рисковых капитальных вложений;
использование профессиональных
управляющих, материально заинтересованных в успешной реализации проекта;
оказание практической помощи инновационной фирме инвесторами;
создание подразделений, обеспечивающих всеми видами ресурсов.
Слайд 18Области деятельности малых и средних предприятий в сфере исследований и
разработок
1. Рынок готовой продукции производственного назначения. Эффективны малые и средние
фирмы в машиностроении, приборостроении, производстве медицинской техники и т.д.
2. Рынок потребительских товаров. Малые и средние фирмы выпускают дополнения к массовой продукции крупных. Успешно удовлетворяют индивидуальные потребности, занимаются модой, производством скоропортящейся продукции и т.д.
3. Производство полуфабрикатов, комплектующих частей и подсистем, являются субподрядчиками крупных фирм.
Слайд 19Влияние рискового бизнеса на макроэкономические процессы
дает возможность определить и развивать
новые эффективные направления научно-технического прогресса;
стимулирует конкуренцию, подталкивая крупные фирмы к
инновационной активности;
влияет на изменение стиля и методов управления производством.
Слайд 20Особенности рискового бизнеса в странах
В Западной Европе МИФы очень тесно
связаны с крупными фирмами. Крупные фирмы держат под своим контролем
как разработки, так и внедрение новшеств.
Трудности рискового бизнеса в Японии связаны со сложившимися традициями пожизненного найма работников, господством идеологии фирмы-семьи.