Слайд 2§1. Понятие инноваций
1.1. Определение инноваций
Инновации – целенаправленно проводимые изменения во
всех сферах хозяйственной деятельности компании для адаптации к внешней среде
с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — это прежде всего появление чего-то нового, неизвестного ранее или ИННОВАЦИЯ.
Инновация по Йозефу Шумпетеру:
Слайд 3Концепция, которая включает пять случаев:
Создание нового товара (с которым
потребители еще не знакомы, или нового качества товара).
Создание нового
метода производства (еще не испытанного в строительстве (не обязательно основанном на новом научном открытии, это м.б. новая форма коммерции).
Открытие нового рынка (на нем строительства не было).
Открытие нового источника факторов производства.
Создание новой организации отрасли (например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции).
Слайд 51.2. Свойства инновации
научно-техническая новизна
производственная применимость
коммерческая реализуемость
Отсутствие любого отрицательно сказывается на
инновационном процессе.
Слайд 61.3 Диффузия инноваций
Диффузия инновации – это распространение уже однажды освоенной
и использованной инновации в новых условиях или местах применения
Факторы, определяющие
скорость диффузии инновации
Относительное преимущество
Сложность
Совместимость
Коммуникативность
Возможность апробации
Слайд 71.4. Субъекты инновационного процесса
В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных
участников,
(классифицируя по первоочередности):
1)НОВАТОРЫ;
2)РАННИЕ РЕЦИПИЕНТЫ
(пионеры, лидеры);
3)ИМИТАТОРЫ
(в свою очередь делятся
на):
а) РАНЕЕ БОЛЬШИНСТВО,
б) ОТСТАЮЩИЕ.
Слайд 8НОВАТОРЫ - генераторы научно-технических знаний (индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские
организации, малые научные предприятия). Заинтересованы в доходе от разработки интеллектуального
продукта (инновации).
РАННИЕ РЕЦИПИЕНТЫ (пионеры, лидеры) - это производственные фирмы, первыми освоившие новшество. Стремятся к сверхприбыли путем продвижения на рынок (венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе и крупные корпорации - лидеры строительной отрасли).
Слайд 9РАННЕЕ БОЛЬШИНСТВО фирмы-имитаторы, которые вслед за «пионерами» внедрили новшество в
производство.
ОТСТАЮЩИЕ – фирмы запоздавшие с нововведениями => выпуск изделий морально
устаревших (но новых для них), либо излишних на рынке => вместо прибыли => убытки.
ФИРМЫ-ИМИТАТОРЫ
не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью,
приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов,
принимают на работу специалистов, разработавших инновацию,
нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).
Слайд 101.5. Составляющие инноваций
Потребность
Концепция
Технология
Пример
Отщепляемый захват и горные лыжи
Потребность: избежать утомительного подъема
на лыжах по снежному склону
Концепция: подъем с помощью зажима, цепляемого
к движущемуся тросу
Технология: механическая
Слайд 14Внешние
Характеристики внешней среды фирмы
Подвижность
Взаимосвязь факторов
Непредсказуемость
Слайд 15 1.7.Основные источники инновационных идей
Слайд 171.9. Классификация инноваций
По доминанте
Слайд 18Инновации с технологической доминантой
Изменение физических свойств продукта на уровне производства
Применение
нового компонента
Создание новых продуктов
Создание новых изделий
Создание нового физического состояния
Создание новых
комплексных систем
Создание припоев на основе олова
Стальной корд в покрышках
Пенополиуретан
Цифровой TV
Растворимый кофе
Скоростной поезд
Инновации с коммерческой или маркетинговой доминантой
Новое средство платежа
Новая комбинация свойств
Новая презентация товара
Новая форма торговли
Новый вид рекламы
Новое применение известного товара
Новый способ продажи
Кредитная карта
Нож+открывалка
Карманное книга
Cash&Carry
На остановках
Шампунь «2 в 1»,
Интернет-магазин
Слайд 19Бизнес-инновации
В продуктах или услугах
Социальные инновации
Менеджерские инновации
Слайд 20 Классификация инноваций по типу
Слайд 21Классификация инноваций по степени новизны
Слайд 22Классификация инноваций по причинам поведения
Слайд 23Классификация инноваций по объекту
Слайд 271.10. Мотивы инновационной активности
Слайд 281.11. Факторы, влияющие на новаторство
Слайд 29Основные причины сопротивления нововведениям в организации
Слайд 30Симптомы сопротивления инновациям
Слайд 31Формы скрытого сопротивления инновациям
Слайд 32Способы преодоления сопротивления нововведениям
Слайд 33Требования к управлению инновационным предприятием
Слайд 34Формирование благоприятного для инноваций организационного климата
Слайд 36Формирование благоприятного для инноваций организационного климата
Слайд 381)Инновация
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического
прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
2)Инновационный
процесс
Термины "инновация" и "инновационный процесс«, хотя и близки, но не однозначны.
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
2.1. Объекты инновационного менеджмента
§2. Инновационный менеджмент
Слайд 39Инновационный процесс в развернутом виде :
ФИ => ПИ => Р
=> Пр => С => ОС => ПП => М
=> Сб
ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;
ПИ – прикладные исследования;
Р – разработка;
Пр – проектирование;
С – строительство;
ОС – освоение;
ПП – промышленное производство;
М – маркетинг;
Сб – сбыт.
2)Инновационный процесс
Слайд 40 Некоторые этапы инновационного процесса
1) Фундаментальные исследования
Сбор и систематизация
информации по соответствующей проблеме, о потребностях и тенденциях развития.
Целью
этого этапа является:
осознание потребности и возможности изменений,
генерирование перспективных идей,
их отбор и разработка, определение возможности реализации.
2) Прикладные исследования
направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение.
Конечным результатом этого этапа является
техническое задание,
рекомендация,
образец.
Слайд 41 Некоторые этапы инновационного процесса
3) Опытно- конструкторские разработки
направлены на
создание новых образцов,
прошедших испытание и
пригодных для производственного и
коммерческого использования.
4) Освоение производства нового изделия.
инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.
Слайд 422.2. Определение инновационного менеджмента
взаимосвязанный
комплекс действий,
нацеленный на достижение
или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности
предприятия с помощью
механизмов управления инновационными
процессами.
Короткое определение
Инновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами
Слайд 43Б)Формирование и оценку планов и программ инновационной
деятельности;
Инновационный менеджмент
1)Осуществляет
управление нововведениями;
2)Имеет своими объектами:
ПРОЦЕССА научных исследований, прикладных разработок, создания
опытных образцов товаров и услуг, внедрения их в производство;
А)
Г)Стимулирование творчества.
В)Организацию их ресурсного обеспечения;
Слайд 441
Планирование
2
Определение
условий
организации
3
Исполнение
Постановка цели
и выбор стратегии
4
Руководство
Для инновационного менеджмента
характерны:
постановка цели и выбор стратегии
четыре цикла(планирование, определение условий организации, исполнение,
руководство)
Слайд 45Описание схемы:
Планирование: составление плана реализации стратегии.
2. Определение условий и организация:
определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла,
постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
3. Исполнение: осуществление исследований и разработок,
реализация плана.
4. Руководство: контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.
Слайд 462.3. ЦЕЛЬ инновационного менеджмента: достижение долгосрочной эффективности функционирования на рынке
Главная
цель инновационного менеджера – снизить риск в жизнедеятельности фирмы и
создать комфортные условия работы для сотрудников.
Слайд 472.4. Причины появления инновационного менеджмента
Процессами создания новых знаний
Творческим потенциалом создателей
новых знаний
Освоением новшеств
Социальными и психологическими аспектами инноваций
Необходимость управления
Слайд 48Увеличение рыночной доли
Выход на новые целевые рынки
Создание имиджа гибкой инновативной
компании
Диверсификация деятельности
2.5. Общие ЗАДАЧИ инновационного менеджмента
Слайд 492.5. Конкретные ЗАДАЧИ инновационного менеджмента
Организация взаимодействия между исполнителями отдельных его
этапов;
Нахождение (организация разработки) интеллектуальных продуктов, необходимых для создания инноваций;
Организация контроля
хода работ по всему инновационному циклу – от разработки продукта до сбыта продукции;
Оценка результатов работы на отдельных этапах;
Концентрация внимания всех исполнителей на деятельности в рамках инновационного цикла*.
Слайд 51Жизненный цикл продукта (технологии) ЖЦП (ЖЦТ)
Определение: это совокупность временных периодов
от начала разработки изделия до снятия его с производства и
продажи
Этапы жизненного цикла продукта
Введение новшества на рынок
Рост
Зрелость и замедление роста
Упадок
Слайд 52Характеристика этапов ЖЦТ
Этап выведения товара на рынок характеризуется медленным ростом
сбыта выпускаемой продукции
Этап роста – это период быстрого восприятия товара
рынком и роста прибыли
Этап зрелости и замедления роста связан с насыщением рынка и замедлением темпов сбыта продукта
Этап упадка характеризуется падением сбыта и снижением прибыли
Слайд 532.6. ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ инновационного менеджмента
Сбор и анализ информации
Постановка целей инновационного
процесса
Разработка общих инновационных стратегий
Принятие управленческих решений
Планирование инновационного процесса по фазам
Организация
и оперативное руководство
Учет и контроль
Корректировка целей и планов
Слайд 542.7. ПРИНЦИПЫ современного инновационного менеджмента
Стратегическое планирование инновационных процессов для достижения
корреляции между:
глобальными стратегиями КОМПАНИИ и
целями конкретных инновационных ПРОЕКТОВ;
Сочетание ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
и ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ в
Коллегиальность в принятии инновационных решений
Обеспечение участия низовых звеньев управления и служащих в процессе планирования нововведений.
Определении:
стратегических приоритетов
источников финансирования инновационной деятельности
Области:
исследований и разработок,
инновационного маркетинга,
организации и управления инновационными проектами
Слайд 56Инновационный процесс – это действия по преобразованию знаний в инновацию
(нововведение)
Инновационный процесс – это творческий процесс создания и преобразования научных
знаний в новую продукцию, признаваемую потребителями
§3. Инновационные процессы
3.1. Простая МОДЕЛЬ инновационного процесса
ФИ → ПИ →ОКР ОП → П Р →Э → Д
Наука Производство Потребление
Слайд 571)Стадия «Наука»
Фундаментальные исследования (ФИ)
Прикладные исследования (ПИ)
Опытно-конструкторские работы (ОКР)
2)Стадия «Производство»
Освоение производства продукции (ОП)
Собственно производство продукции (П)
3)Стадия «Потребление»
Реализацию новой
продукции (Р)
Эксплуатацию новой продукции потребителем (Э)
Диффузию новшества (Д)
Слайд 58ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ: выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
ЦЕЛЬ – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности,
на основе открытых законов.
ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ: разработка на базе открытого нового явления вариантов конкретных технологий и изделий, которые могут найти своих потребителей.
ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ
СОДЕРЖАНИЕ: дополнительное исследование нескольких альтернатив будущего нововведения с целью выбора окончательного варианта.
1)
Слайд 59ОСВОЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ: предполагает полную информационную, техническую и организационную подготовку
к промышленному производству продукции
2)
ПРОИЗВОДСТВО НОВОЙ ПРОДУКЦИИ
СОДЕРЖАНИЕ: на этой стадии по
мере необходимости могут проводиться производственные исследования,
цель которых - подготовка рекомендаций по:
улучшению характеристик продукции,
совершенствованию технологии и
организации производственного процесса,
снижению затрат на производство продукции
Слайд 60Показатели инновационного цикла
Времяемкость инноваций
Структура затрат на осуществление отдельных стадий в
пределах инновационного цикла
Диффузия новшества*
*Диффузия инноваций (англ. Diffusion of innovations) — теория, которая стремится
объяснить: как, почему и с какой скоростью распространяются новые идеи и технологии.
Американский социолог Эверетт Роджерс в 1962 определяет «диффузию» как процесс, посредством которого инновация в течение времени передаются через определенные каналы среди членов социальных систем.
Слайд 61 3.2. ЭТАПЫ инновационного процесса
Слайд 62§4. Инновационные проекты
Проект – это совокупность задач и мероприятий, связанных
с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся
характер.
4.1. Отличительные признаки проекта
Строгие и обоснованные цели
Наличие внутренних и внешних взаимосвязей
операций
задач и
ресурсов
Определенные сроки начала и конца проекта
Ограниченные ресурсы
Уникальность целей проекта и
Условий его осуществления
Неизбежность различных конфликтов
которые требуют четкой координации при выполнении проекта
Слайд 63 4.2. Основные стадии разработки инновационного проекта
Слайд 64Управление проектом – это профессиональная творческая деятельность, основанная на использовании
современных:
знаний,
методов,
технологий
и ориентированная на достижение целей за счет осуществления
проектов <= как целенаправленных изменений при ограничении
финансовых,
временных,
человеческих,
материальных и
прочих
ресурсов
4.3. Управление проектом
Слайд 654.4. Отличие инновационного проекта от инвестиционного проекта
Более высокая степень неопределенности
Вовлечение
в реализацию проекта уникальных ресурсов
Высокая вероятность получения неожиданных результатов (но
представляющих самостоятельную коммерческую ценность)
Слайд 664.5. Критерии классификации проектов
Слайд 68Области принятия решений в инновационной деятельности
Прекращение работы над проектом до
его завершения
4.7. Отбор проектов для реализации
Слайд 69КАЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ отбора проектов
1)Оценка проекта с позиций его соответствия
стратегии,
политики и
ценностям
организации
2)Оценка рыночных перспектив проекта
3)Научно-технические критерии осуществления проекта
4)Финансовые
критерии
5)Производственные возможности осуществления проекта
6)Внешние и экологические критерии
Слайд 701)Оценка проекта с позиций его соответствия стратегии, политики и ценностям
организации
Соответствие проекта принятой стратегии организации и долгосрочному плану
Оправданность изменений в
стратегии организации в случае принятия проекта
Соответствие проекта представлениям потребителей о фирме
Соответствие проекта отношению фирмы к риску
Соответствие проекта отношению фирмы к нововведениям
Соответствие проекта требованиям фирмы с точки зрения временных факторов
Слайд 712)Оценка РЫНОЧНЫХ ПЕРСПЕКТИВ проекта
Соответствие проекта четко определенным потребностям рынка
Оценка общей
емкости рынка
Оценка доли рынка
Оценка периода выпуска продукта
Вероятность коммерческого успеха
Вероятный объем
продаж
Временной аспект рыночного плана
Воздействие на существующие продукты
Ценообразование и восприятие потребителей
Позиция в конкурентной борьбе
Соответствие существующим каналам распределения
Оценка стартовых затрат
Слайд 723)НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ проекта
Соответствие проекта стратегии НИОКР в компании
Оправданность потенциала проекта
изменений в стратегии НИОКР
Вероятность технического успеха
Стоимость и время разработки
Патентная чистота
Наличие
научно-технических ресурсов
Возможные будущие разработки продукта и будущие применения новой генерируемой технологии
Воздействие на другие проекты
Слайд 734)ФИНАНСОВЫЕ критерии
Стоимость НИОКР
Вложения в производства
Вложения в маркетинг
Наличие финансов в нужные
периоды времени
Влияние на другие проекты, требующие финансовых средств
Время достижения точки
равновесия и максимальные отрицательные значения кумулятивной оценки расходов и доходов
Потенциальный годовой объем прибыли
Ожидаемая норма прибыли
Соответствие проекта критериям эффективности капитальных вложений, принятых к компании
Слайд 745)ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ осуществления проекта
Необходимость внедрения новых процессов
Наличие производственного персонала
Соответствие имеющимся
мощностям
Цена и наличие материалов
Издержки производства
Потребность в дополнительных мощностях
Безопасность производства
Слайд 756)ВНЕШНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ критерии
Возможные вредные воздействия продуктов и производственных процессов
Влияние
общественного мнения
Текущее и перспективное законодательство
Воздействие на уровень занятости
Слайд 774.9. Расчет балльной оценки проекта
Слайд 784.10. Оценка проекта
1)Преимущество
Время(срок)
Устойчивость
1)Факторы, обеспечивающие ПРЕИМУЩЕСТВА проекта
Слайд 79Факторы ТЕХНИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА
Ясность целей проекта
Степень существующих технических препятствий
Степень существующих рыночных
и/или рыночных препятствий
Адекватность уровня квалификации имеющегося персонала и технического
оборудования
В случае успешной реализации проекта насколько легко можно найти применение новой технологии, процессу или услуге
Рейтинг ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ
проекта основывается на оценке изменения положения предприятия на рынке, если реализация проекта будет иметь успех
Слайд 80Проекты оценивают по 2 составляющим:
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ проекта и ВЕРОЯТНОСТЬ успеха
«Жемчужина»
- проекты, представляющие большую привлекательность для фирмы и имеющие высокую
вероятность успеха
«Бутоны» - весьма привлекательные проекты, но пока труднореализуемые
«Хлеб с маслом» - проекты, которые характеризуются достаточно высокой вероятностью успеха, но имеющие среднюю или низкую привлекательность для фирмы
«Проигранные дела» - безнадежные проекты с низкими коммерческой окупаемостью и вероятностью успеха
Слайд 814.9. Правила принятия решений
Выделить ресурсы на разработку проектов – «жемчужин»
согласно их приоритетам
Вложить средства в проработку некоторых проектов – «бутонов»,
(а именно в сбор дополнительной рыночной информации или модификацию концепции товара)
Сократить финансирование проектов – «хлеб с маслом», (которые нередко отнимают слишком много времени и ресурсов)
Удалить из портфеля «проигранные дела»
Слайд 82§5. Организационные формы инновационной деятельности
КТО? Организационные структуры организации, занимающиеся:
инновационной
деятельностью,
научными исследованиями и разработками.
Слайд 835.1. Последовательная форма организации инновационной деятельности
Предполагает
поэтапное проведение запланированных
мероприятий
поочередно в каждом функциональном подразделении.
После окончания этапа и
конкретном подразделении результаты передаются руководству компании, которое принимает решение о целесообразности продолжения.
«ПЛЮСЫ»:
повторяемость оценки проекта на каждой стадии и, как следствие,
снижение рисков, а также
упрощение системы контроля.
Слайд 84«МИНУСЫ»:
Предыдущие подразделения уже не имеют возможности улучшить и спроектировать свой
этап работы после передачи его следующей группе специалистов;
Последующие специалисты не
могут внести свои идеи в проект на предыдущих стадиях;
С каждым этапом происходит рост стоимости исправления предыдущих дефектов;
Происходит удлинение сроков реализации проекта из-за необходимости принятия решений после каждой стадии проекта;
Если последующее подразделение высказывает принципиально важные замечания к предыдущим этапам и руководство эти замечания принимает, то весь процесс начинается заново с первого звена цепи.
Слайд 85Схема последовательной организации инновационного проекта
Слайд 865.2. Параллельная форма организации инновационной деятельности
Предполагает проведение всех работ по
проекту одновременно во всех подразделениях
«ПЛЮСЫ»:
Для корректировки работ не надо
начинать весь процесс с первого звена, (а достаточно направить проект на изменение в соответствующий отдел).
«МИНУСЫ»:
отсутствие координирующего органа,
сложность контроля над выполнением каждого этапа,
необходимость одновременного анализа результатов высшим руководством компании.
Как правило, используют средние и мелкие фирмы с горизонтальной структурой управления и небольшим количеством функциональных отделов.
Слайд 87Параллельная форма организации инновационной деятельности
Слайд 885.3. Интегральная (Матричная) форма организации инновационной деятельности
Наряду с обычными функциональными
и производственными подразделениями создаются временные проектные целевые группы во главе
с руководителем проекта, выполняющим функцию координации.
Руководитель проекта создает целевые подразделения, куда (на время осуществления проекта) приглашаются специалисты из различных подразделений компании.
«ПЛЮСЫ»:
сокращение сроков реализации проекта;
оперативное реагирование на любые внешние изменения;
упрощение системы контроля;
заинтересованность членов целевых групп в результате;
тесная взаимосвязь между всеми участниками проекта;
возможность перемещения наиболее талантливых из одной группы в другую.
Слайд 89Интегральная (матричная) форма организации инновационной деятельности
Слайд 90§5. Организационные формы инновационной деятельности
5.1. Последовательная форма организации инновационной деятельности
5.2. Параллельная форма организации инновационной деятельности
5.3. Интегральная (Матричная) форма организации
инновационной деятельности
Повтор
Объединяются в Комплекс
Слайд 925.4.1. Малые инновационные формы
Малые предприятия обладают большей инновационной активностью, связанной
с наличием благоприятной для творческой деятельности атмосферы
Организационные типы малых предприятий:
1)Венчурные фирмы
2)Инновационные центры
Внедренческие фирмы
Инженерные фирмы
прочие
Слайд 931) Венчурный (рисковый) бизнес
Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися
на исследованиях , разработках, производстве новой продукции.
Венчурные фирмы работают на
этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.
Венчурные фирмы, как правило, НЕ занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам –
ВИОЛЕНТАМ ЭКСПЛЕРЕНТАМ, ПАТИЕНТАМ, КОММУТАНТАМ (!!!).
Слайд 94Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:
Идея инновации –
нового изделия, технологии;
Внедренческая фирма (производственный потенциал);
Рисковый капитал для финансирования подобных
фирм.
Венчурное финансирование осуществляется в 2 основных формах:
путем приобретения акций новых фирм
посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции
Слайд 962)ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР –
организация, обладающая специализированной инфраструктурой, деятельность которой НАПРАВЛЕНА
НА:
содействие созданию, росту и развитию фирм, а также
развитие
инновационной деятельности в регионе,
сотрудничество и кооперацию между исследователями и промышленностью,
оказание услуг наукоемким фирмам в сфере :
- информационного обеспечения,
- подготовки и обучения персонала,
ускорение реального экономического развития.
Слайд 975.4.2. Межфирменная научно-техническая кооперация инновационных процессов
1)Альянс,
2)Совместные предприятия,
3)Консорциумы,
4)Финансово-промышленные группы
Слайд 98СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ – временные кооперативные соглашения между компаниями,
(не предполагают слияния или полного партнерства).
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ бывают:
научно-исследовательские (осуществляют разработку
научно-исследовательского проекта)
научно-производственные (создаются для разработки, производства и реализации новой продукции)
1)Альянсы
Слайд 99 2)Совместное предприятия –
организация межфирменного сотрудничества посредством слияния
фирм-партнеров и образования нового предприятия, в котором управленческая ответственность разделена
между фирмами партнерами.
ТИПЫ совместных предприятий по виду деятельности:
Сотрудничество только при осуществлении исследований;
Обмен технологиями, ноу-хау;
Разработка нового продукта;
Сотрудничество посредством выполнения различных функций или стадий ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОДУКЦИИ.
Слайд 100Развитие подрядных отношений до контрактов жизненного цикла (КЖЦ)
*В течение жизненного
цикла
DBMOF (КЖЦ) Проектирование (Design), Строительство (Build), Ремонт и сервис (Main)*,
Эксплуатация (Operate)*, Финансирование (Finance)
DBMO Проектирование (Design), Строительство (Build), Ремонт и сервисное обслуживание (Main), Эксплуатация (Operated)
DBM Проектирование (Design), Строительство (Build), Ремонт и сервисное обслуживание (Main)
DB Проектирование (Design), Строительство (Build)
D Проектирование (Design)
Слайд 101Стратегические преимущества создания СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ и АЛЬЯНСОВ при осуществлении инновационной
деятельности:
Использование эффекта масштаба
Возможность проникновения на труднодоступные рынки
Доступ к разработкам и
ноу-хау партнера
Слайд 102Представляет собой
добровольное объединение организаций для:
решения конкретной задачи,
реализации
программы,
осуществления крупного проекта.
Консорциум предполагает
разделение ответственности между компаниями-учредителями,
равные
права партнеров,
централизованное управление.
Участники консорциума:
сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность,
подчиняются совместно выбранному исполнительному органу (в части деятельности, которая касается целей консорциума).
После выполнения поставленной задачи консорциум распускается.
3)Консорциум
Слайд 103Консорциум бывает в двух формах:
Координационного центра (секретариата)
Межфирменного научно-исследовательского центра (МИЦ
или МНИЦ)
Слайд 1044)Финансово-промышленная группа
Создание ФПГ преследует следующие цели:
Концентрация инвестиций на
приоритетных направлениях развития экономики;
Финансовая поддержка промышленных новаций;
Увеличение конкурентоспособности отечественных предприятий.
Слайд 105Отдельно - Технопарковые структуры
БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ – форма поддержки становления и
развития новой фирмы.
ФОРМЫ бизнес-инкубаторов:
1)Сдача в аренду пустующих помещений за низкую
плату;
2)Предоставление помещений и дополнительных услуг (юридических, информационных, патентно-лицензионных)
В зависимости от источников предоставления средств:
- корпоративные;
- общественные;
- университетские;
- частные.
ИНКУБАТОРЫ; ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ; ТЕХНОПОЛИСЫ,
Слайд 106Виды бизнес-инкубаторов и цели их создания
Слайд 107Бизнес - инкубаторы СУЩЕСТВУЮТ в двух видах:
1. Действуют как
самостоятельные организации.
2. Составляют ядро технопарков.
ТЕХНОПАРКИ
Гибкие научно-производственные структуры, представляющие полигон
по созданию и продвижению наукоемкой продукции.
Формируются вокруг крупных научно-исследовательских институтов.
В них функционируют бизнес-инкубаторы.
Слайд 108Технопарки ВКЛЮЧАЮТ:
Научный центр, организующий и координирующий инновационные процессы
Инжиниринговые* центры по
разработке базовых технологий
Опытные заводы по выпуску малым предприятиям наукоемкой продукции
Торговые
фирмы
Учебные центры
Инжиниринг – это процесс оказания консультативных услуг, которые носят коммерческий характер.
Слайд 109ТЕХНОПОЛИС – более совершенная форма объединения науки и производства, включающая
в себя небольшие города – наукограды, развитие которых обсловлено деятельностью
научно-производственных комплексов.
Ядром технополиса является университет, вокруг которого группируются промышленные предприятия, производственная и социальная инфраструктура.
Слайд 110НАУКОГРАД
Наукограды — это преимущественно моноориентированные городские (а иногда
и сельские по официальному статусу) поселения, градообразующими предприятиями которых являются
научные, научно-производственные и другие организации, связанные с научно-техническим развитием государства.
Можно выделить семь основных специализаций наукоградов России:
— авиаракетостроение и космические исследования;
— электроника и радиотехника;
— автоматизация, машино- и приборостроение;
— химия, химфизика и создание новых материалов;
— ядерный комплекс;
— энергетика;
— биология и биотехнология.
Слайд 1125.4.3.Виртуальные организации
К инновационным формам организации деятельности относятся виртуальные организации.
Их
особенность состоит в отсутствии (или сведении к минимуму) традиционных форм
взаимодействия элементов организации друг с другом или с элементами непосредственного окружения.
Слайд 113К виртуальным организациям ОТНОСЯТСЯ:
интернет-магазины;
виртуальные конструкторские бюро;
виртуальные консалтинговые
фирмы;
учебные заведения с дистанционным образованием и др.
Слайд 114Отсутствие (минимизация) расходов, связанных с арендой и эксплуатацией производственных мощностей;
Свободный
рабочий график сотрудников;
Использование современный коммуникационных технологий;
Высокая адаптивность к различным изменениям.
ДОСТОИНСТВА
виртуальных организаций:
Слайд 115Фирмы с «силовой» стратегией.
Они обладают:
крупным капиталом,
высоким уровнем освоения
технологии.
Виоленты занимаются
-крупносерийными и массовым выпуском продукции
-для широкого
круга потребителей,
(предъявляющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяются средним уровнем цен).
Виоленты работают в «окрестностях» максимума выпуска продукции.
Фирмы-виоленты
Слайд 116Работают на узкий сегмент рынка
Удовлетворяют потребности, сформированные под действием
-моды,
-рекламы и
-других средств.
Это компании, специализирующиеся на выпуске
уникальных новинок.
Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности.
Фирмы-патиенты
Слайд 117Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов
рынка.
Это фирмы новаторы, осуществляющие начальные этапы инновационного процесса
Эксплеренты
(пионеры)
Фирмы,
имитирующие новинки или
предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции.
Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла выпуска продукции.
Коммутанты
Слайд 118Сравнительная характеристика различных типов конкурентного
поведения инновационных организаций
Еще есть классификация
по Х. Фризевинкелю
Слайд 119Соответствие классификаций конкурентного
инновационного поведения фирм