Разделы презентаций


Институт фундаментальной подготовки

Содержание

Психология Лекция 7 Понятие о личностиНовых Лариса Владимировна

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Институт фундаментальной подготовки

Институт фундаментальной подготовки

Слайд 2Психология Лекция 7 Понятие о личности
Новых Лариса Владимировна

Психология Лекция 7 Понятие о личностиНовых Лариса Владимировна

Слайд 3Личность
Современная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личности.


Причина этого кроется в сложности и разнообразии этого явления.

ЛичностьСовременная психология не может сегодня предложить единого, общепринятого определения личности. Причина этого кроется в сложности и разнообразии

Слайд 4Личность человека
Слово «личность» (по латыни persona) было заимствовано римлянами у

этрусков («phersu» - маска в заупокойном культе) и первоначально означало

«роль», «маска актера», «произношение» звуков через отверстие для рта в маске.
Русское слово «личность» произошло от слова «личина», означающего «накладную рожу, харю, маску» (словарь В. Даля).
Личность и ее жизненные роли тесным образом взаимосвязаны.
Личность человекаСлово «личность» (по латыни persona) было заимствовано римлянами у этрусков («phersu» - маска в заупокойном культе)

Слайд 5Личность
Для отображения разных аспектов многогранной человеческой личности используются разные качественные

характеристики. Это такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуум», «индивидуальность», «творческая

индивидуальность», «личность», «творческая личность».

ЛичностьДля отображения разных аспектов многогранной человеческой личности используются разные качественные характеристики. Это такие понятия, как «человек», «индивид»,

Слайд 6Человек
Коренным или родовым, исходным понятием является понятие человек. Человек –

это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Антропоидов и

Гоминид. В отличие от животных, этот вид наделен сознанием, т. е. способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно.
ЧеловекКоренным или родовым, исходным понятием является понятие человек. Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих

Слайд 7Человек
Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками

которой являются: прямохождение, наличие рук, приспособленных к познанию и труду

и высокоразвитый мозг, способный отражать мир в понятиях и преобразовывать его сообразно своим потребностям, интересам и идеалам.
ЧеловекЧеловек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются: прямохождение, наличие рук, приспособленных к

Слайд 8Человек
Эволюцию человеческого развития изучает наука антропология.
Первые люди появились в Африке

и Сибири 3,5 млн. лет назад.
Человек обладает членораздельной речью, высшими

психическими функциями и способен осуществлять трудовую деятельность.
Человек – самое непостижимое явление живой природы. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным.


ЧеловекЭволюцию человеческого развития изучает наука антропология.Первые люди появились в Африке и Сибири 3,5 млн. лет назад.Человек обладает

Слайд 9Индивид
Понятие «индивид» (от лат. individuum – неделимое) может относиться к

человеку и животному. Это отдельно взятый представитель человеческого рода Homo

sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных и приобретенных в ходе развития свойств. Индивидом мы рождаемся.
ИндивидПонятие «индивид» (от лат. individuum – неделимое) может относиться к человеку и животному. Это отдельно взятый представитель

Слайд 10Индивид
Человек как индивид – это природное существо, испытывающее органические потребности

в пище, тепле, отдыхе. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть

продолжение эволюционного ряда, оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ.
ИндивидЧеловек как индивид – это природное существо, испытывающее органические потребности в пище, тепле, отдыхе. Форма, строение, функционирование

Слайд 11Индивид
Все человеческие потребности являются культурно обусловленными и удовлетворяются иными предметами

и способами, чем в мире животных. С помощью воли человек

может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. Понятие «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, представляет неделимость, целостность и особенность отдельного человека.

ИндивидВсе человеческие потребности являются культурно обусловленными и удовлетворяются иными предметами и способами, чем в мире животных. С

Слайд 12Индивид
Индивидные свойства человека интересует психологию в той мере, в какой

они проявляются в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные,

телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

ИндивидИндивидные свойства человека интересует психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании

Слайд 13Индивид
Классификацию природных индивидных свойств человека наиболее полно описал Б.Г.

Ананьев.
- возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида;


- половой диморфизм – физическое различие между полами, обусловленное биологически;
- конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;
- нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

Индивид Классификацию природных индивидных свойств человека наиболее полно описал Б.Г. Ананьев. - возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в

Слайд 14Индивид
Вторичный уровень индивидных свойств включает динамику психофизиологических функции (сенсорных, мнемических

и т.д.) и структуру органических потребностей;
Высший уровень интеграции индивидных

свойств человека: темперамент и задатки.
ИндивидВторичный уровень индивидных свойств включает динамику психофизиологических функции (сенсорных, мнемических и т.д.) и структуру органических потребностей; Высший

Слайд 15Индивидуум
С развитием мозга как органа познания индивид трансформируется в индивидуум

(«индивид»+«ум»), характерной особенностью которого является развитие его интеллектуального профессионализма (появление

ремесленника).
ИндивидуумС развитием мозга как органа познания индивид трансформируется в индивидуум («индивид»+«ум»), характерной особенностью которого является развитие его

Слайд 16Индивидуальность
В процессе социальной деятельности индивидуум трансформируется в «индивидуальность» «индивид»+«дуальность»: в

нем соединяются два противоположных начала – материальное и духовное, выражая

уникальную своеобразность человека.
Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляются очень ярко, выпукло, других – малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.

ИндивидуальностьВ процессе социальной деятельности индивидуум трансформируется в «индивидуальность» «индивид»+«дуальность»: в нем соединяются два противоположных начала – материальное

Слайд 17Индивидуальность
Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, его отличие от других,

высокий уровень его развития.
Индивидуальность выражается в наличии разного опыта,

знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, свою индивидуальность мы доказываем, утверждаем.

ИндивидуальностьПонятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, его отличие от других, высокий уровень его развития. Индивидуальность выражается в

Слайд 18Индивидуальность
Эта неповторимость зависит от жизненной позиции, характера деятельности и уровня

оригинальности. В индивидуальности есть что-то свое, присущее только ей. Она

занята своим «мое»: мой характер, моя раса, мое творчество, мой гений. Если человека характеризует утверждение: «Я – есть», то «индивидуальность» – «Я – такая».
ИндивидуальностьЭта неповторимость зависит от жизненной позиции, характера деятельности и уровня оригинальности. В индивидуальности есть что-то свое, присущее

Слайд 19Индивидуальность
Критерием индивидуальности является вклад человека в общественное развитие, в

материальную и духовную культуру своего общества и человечества.
Развитие индивидуальности

– это жизненный путь человека.



Индивидуальность Критерием индивидуальности является вклад человека в общественное развитие, в материальную и духовную культуру своего общества и

Слайд 20Творческая индивидуальность
В процессе жизнедеятельности у индивидуальности формируется способность создавать системы

высокого профессионализма и руководить ими. Этот этап развития характерен появлением

творческой индивидуальности, способной динамично творчески учиться и созидать в узком спектре профессионализма на личностно-общественном уровне.

Творческая индивидуальностьВ процессе жизнедеятельности у индивидуальности формируется способность создавать системы высокого профессионализма и руководить ими. Этот этап

Слайд 21Теория личности В.С. Мерлина
Среди свойств, присущих личности, В.С. Мерлин выделил

два уровня:
1. свойства индивида (темперамент и индивидуальные особенности психических процессов).



2. свойства индивидуальности (мотивы, отношения, характер, способности).
Теория личности В.С. МерлинаСреди свойств, присущих личности, В.С. Мерлин выделил два уровня:1. свойства индивида (темперамент и индивидуальные

Слайд 22Личность
Личность – это человек как психическое целое.
В.А. Ганзен определяет

личность как общественный индивид, субъект и объект социальных отношений в

историческом процессе, проявляющий себя в деятельности, поведении, общении, облике.









"Человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет отношение к окружающему".
(С.Л. Рубинштейн)

"Личность - это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально-значимые формы деятельности и поведения".
(Е.В. Шорохова)

"Понятие личности обозначает человеческого индивида как часть общества, обозначает интегрированые в нем социально-значимые черты".
(И.С. Кон)


"Личность - субъект общественного поведения и коммуникации".
(Б.Г. Ананьев)


"Личность - это индивид, определяющий свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к борьбе масс, к задачам коллектива, к ;судьбе другого человека ".
(П.Е. Кряжев)


"Личность - человек как носитель сознания".
(К.К. Платонов)


"Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности
(А.В. Петровский)


"Личность - это интегрированное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально неповторимое"
(Б.Д. Парыгин)


Нам кажется целесообразным обратить внимание на то, что психологи при всем различии взглядов сходятся на том, что личность представляет собой единое целое, составляет единство как в смысле консистенции, интеграции психических и соматических процессов, так и в смысле консистенции времени (постоянно осознает себя), что она является динамической, переменчивой и постоянно изменяющейся. Мы добавили бы еще сюда важный признак индивидуальной самобытности - личность отличается от других индивидуальными свойствами. Поэтому личностью мы считаем организованное и организующее целое (структура) относительно постоянных свойств (черт) характера, динамически развивающихся из врожденных задатков индивида во взаимодействии с жизненной средой
По этому поводу можно сказать, что индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность доказывают или отстаивают как собственное мнение (собственную точку зрения).
ЛичностьЛичность – это человек как психическое целое. В.А. Ганзен определяет личность как общественный индивид, субъект и объект

Слайд 23Личность
В отечественной психологии существует четыре основных подхода к проблеме личности:

с позиции психологии отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев), психологии деятельности

(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), психологии общения (Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев) и психологии установки (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили).









"Человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет отношение к окружающему".
(С.Л. Рубинштейн)

"Личность - это человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально-значимые формы деятельности и поведения".
(Е.В. Шорохова)

"Понятие личности обозначает человеческого индивида как часть общества, обозначает интегрированые в нем социально-значимые черты".
(И.С. Кон)


"Личность - субъект общественного поведения и коммуникации".
(Б.Г. Ананьев)


"Личность - это индивид, определяющий свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к борьбе масс, к задачам коллектива, к ;судьбе другого человека ".
(П.Е. Кряжев)


"Личность - человек как носитель сознания".
(К.К. Платонов)


"Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности
(А.В. Петровский)


"Личность - это интегрированное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально неповторимое"
(Б.Д. Парыгин)


Нам кажется целесообразным обратить внимание на то, что психологи при всем различии взглядов сходятся на том, что личность представляет собой единое целое, составляет единство как в смысле консистенции, интеграции психических и соматических процессов, так и в смысле консистенции времени (постоянно осознает себя), что она является динамической, переменчивой и постоянно изменяющейся. Мы добавили бы еще сюда важный признак индивидуальной самобытности - личность отличается от других индивидуальными свойствами. Поэтому личностью мы считаем организованное и организующее целое (структура) относительно постоянных свойств (черт) характера, динамически развивающихся из врожденных задатков индивида во взаимодействии с жизненной средой
По этому поводу можно сказать, что индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность доказывают или отстаивают как собственное мнение (собственную точку зрения).
ЛичностьВ отечественной психологии существует четыре основных подхода к проблеме личности: с позиции психологии отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н.

Слайд 24Человек
Личность – это человек, который находится на определенной ступени эволюционного

развития. Каждая личность – человек, но не каждый человек является

личностью. Сущность личности опирается на ее духовные и социальные качества.
ЧеловекЛичность – это человек, который находится на определенной ступени эволюционного развития. Каждая личность – человек, но не

Слайд 25Личность
Личность характеризуется:

1) активностью – стремлением расширить сферу деятельности, действовать

за границами требований ситуации и ролевых предписаний;
2) направленностью –

устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, вкусов, в чем проявляют себя потребности человека;
3) глубинными смысловыми структурами, обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности;
4) степенью осознанности своих отношений к действительности.

ЛичностьЛичность характеризуется: 1) активностью – стремлением расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;

Слайд 26Личность
В понятии «личность» заключается социальный характер жизни человека. Личность –

это «социальный человек», это человек в мире других людей. Личность

сознательно принимает и исполняет определенную социальную роль. Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия.
ЛичностьВ понятии «личность» заключается социальный характер жизни человека. Личность – это «социальный человек», это человек в мире

Слайд 27Пять циклов развития личности:

Первый цикл состоит из 4 стадий

от зачатия до момента рождения (зиготы, эмбриона, плода, ребенка).
Второй

цикл – детство – состоит из трех стадий: младенчество, дошкольное детство и ранее школьное детство и охватывает 11-13 лет жизни.
Цикл юности состоит из двух стадий: стадии полового созревания, или подросткового возраста (11-13-15 лет) и поздней юности (16-21).
Цикл взрослости состоит из четырех стадий: ранняя взрослость (21-25 лет); средняя взрослость (26-40 лет); поздняя взрослость (41-55 лет), предпенсионный возраст (56-65 лет).
Цикл старения состоит из 3 стадий: удаление от дел (66-70 лет), старость (71-90 лет); дряхлость – после 90лет.

Пять циклов развития личности: Первый цикл состоит из 4 стадий от зачатия до момента рождения (зиготы, эмбриона,

Слайд 28Личность
Психическое развитие человека характеризуется наличием сенситивных и критических периодов, с

которыми связана повышенная чувствительность, например, возраст 18 лет, когда отмечается

снижение функций внимания, памяти, мышления, с последующим их повышением у 19-20-летних.
Возрастные кризисы представляют собой переходные фазы от одного возрастного периода к другому, своеобразные переломные моменты человеческого развития, в недрах которых зреет качественный скачок, переход на новый уровень развития.

ЛичностьПсихическое развитие человека характеризуется наличием сенситивных и критических периодов, с которыми связана повышенная чувствительность, например, возраст 18

Слайд 29Личность
Каждый человек включен во множество различных социальных групп (семья, учебная

группа, дружеская компания). В каждой группе он занимает определенное положение,

обладает неким статусом. Он должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях. Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли.

ЛичностьКаждый человек включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания). В каждой группе он

Слайд 30Личность
Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в

зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе

межличностных отношений. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности.
ЛичностьСоциальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в

Слайд 31Личность
Личность включает в себя совокупность всех социальных ролей человека, важнейшими

среди которых являются отношение к общественному долгу, а также к

установкам общественной морали. Личность допускает ту или другую степень автономности и воли (свободы выбора) человека в своих действиях и персональную «личностную» ответственность за них.
ЛичностьЛичность включает в себя совокупность всех социальных ролей человека, важнейшими среди которых являются отношение к общественному долгу,

Слайд 32Творческая личность
Творческая личность характеризуется интегральным живым мышлением и интуицией, постоянным

самосовершенствованием личностных качеств и использованием новых видов творческой деятельности.

Творческая личностьТворческая личность характеризуется интегральным живым мышлением и интуицией, постоянным самосовершенствованием личностных качеств и использованием новых видов

Слайд 33Социализация личности
Социализация представляет собой процесс формирования личности, когда происходит усвоение

человеком социального опыта, человек преобразует этот опыт в собственные ценности

и ориентации, вводит в свою систему поведения нормы и шаблоны общества или группы.

Социализация личностиСоциализация представляет собой процесс формирования личности, когда происходит усвоение человеком социального опыта, человек преобразует этот опыт

Слайд 34Факторы социализации личности
Макросреда – общественный строй, государственное устройство, уровень развития

общества, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и др.
Микросреда –

это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, друзья, школьный класс, трудовой коллектив.

Факторы социализации личностиМакросреда – общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе

Слайд 35Факторы социализации личности
Воспитание – специально организованный процесс формирования и развития

человека, прежде всего, его духовной сферы.
Деятельность – это динамическая связь

субъекта с окружающим миром, выступающая в виде необходимого и достаточного условия в реализации жизненных отношений субъекта.
Общение – социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей.

Факторы социализации личностиВоспитание – специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего, его духовной сферы.Деятельность –

Слайд 36Выделяют следующие стадии социализации:
Первичная социализация, или стадия адаптации (от

рождения до подросткового периода).
Стадия индивидуализации, появление желания выделить себя

среди других (подростковый этап).
Юношеский возраст (18-25 лет) происходит концептуальная социализация, вырабатываются устойчивые свойства личности.
Стадия интеграции, поиск своего места в обществе, потребность «вписаться». Интеграция проходит благополучно, если человека принимает общество.
Трудовая стадия, человек усваивает социальный опыт и воспроизводит его в деятельности.
Послетрудовая стадия социализации – пожилой возраст, передача опыта новым поколениям.

Выделяют следующие стадии социализации: Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода). Стадия индивидуализации, появление

Слайд 37Личность
Зрелость личности выражается в формировании чувства ответственности и терпимости, в

саморазвитии и положительном мышлении.

ЛичностьЗрелость личности выражается в формировании чувства ответственности и терпимости, в саморазвитии и положительном мышлении.

Слайд 38Личность
Ресоциализация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно

усвоенных или устаревших. Она помогает людям разобраться со своими конфликтами

и изменить свое поведение на основе понимания.

ЛичностьРесоциализация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Она помогает людям разобраться

Слайд 39Теория личности У. Джемса
Американский психолог – функционалист У. Джемс

предложил одну из первых в психологии теорию личности.
У. Джемс

трактовал личность, как сумму всего, что человек может назвать своим, как систему социального поведения индивида.
Теория личности У. Джемса Американский психолог – функционалист У. Джемс предложил одну из первых в психологии теорию

Слайд 40Теория личности У. Джемса
В «эмпирическом Я» (личности) выделены:
1.

Физическая личность – тело, дом, семья, состояние;
2. Социальная

личность – форма признания в человеке личности другими людьми;
3. Духовная личность – единство мышления, эмоций, желаний вокруг центра – чувства активности Я.


Теория личности У. ДжемсаВ «эмпирическом Я» (личности) выделены:  1. Физическая личность – тело, дом, семья, состояние;

Слайд 41Поведенческие теории личности
Главным источником развития личности является среда, а в

качестве основных элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки.
Американские

психологи Дж.Уотсон и Б.Скинер утверждали, что поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами.
Альберт Бандура и Джулиан Роттер связывали поведение человека с внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие.
Поведенческие теории личностиГлавным источником развития личности является среда, а в качестве основных элементов личности выступают рефлексы и

Слайд 42Личность
Локус контроля (лат. locus – место и controle – проверка)

– происходит от англ. External – внешний – теоретическое понятие

модели личности Дж. Роттера. Он выделяет два вида ответственности:
интернальный локус контроля (личность считает себя ответственной за все происходящее с ней в жизни) и
экстернальный локус контроля (человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни других людей, внешние обстоятельства, ситуацию).
ЛичностьЛокус контроля (лат. locus – место и controle – проверка) – происходит от англ. External – внешний

Слайд 43Личность
Интерналы – люди с первым типом ответственности, более уверены в

себе, спокойны и благожелательны, социально популярны.
Экстерналы – люди с

ответственностью второго типа, безответственные, отличаются повышенной тревожностью, обеспокоенностью, они менее терпимы к окружающим, повышенно агрессивны, конформны, менее популярны в обществе.
ЛичностьИнтерналы – люди с первым типом ответственности, более уверены в себе, спокойны и благожелательны, социально популярны. Экстерналы

Слайд 44Личность
Интернальность соотносится с социальной зрелостью и просоциальным поведением.
Экстернальность связана

с недостаточной социальной зрелостью, а при определенных условиях она является

фактором риска асоциального поведения.
ЛичностьИнтернальность соотносится с социальной зрелостью и просоциальным поведением. Экстернальность связана с недостаточной социальной зрелостью, а при определенных

Слайд 45Теория личности бихевиористов
Для выявления индивидуального локуса контроля служит Шкала I

– E. Первоначально она содержала 29 пунктов, каждый из которых

был представлен двумя противоположными суждениями, характерными либо для интерналов, либо для экстерналов.
Теория личности бихевиористовДля выявления индивидуального локуса контроля служит Шкала I – E. Первоначально она содержала 29 пунктов,

Слайд 46Психодинамическая теория личности
Основоположником психодинамической теории личности является З. Фрейд.
Личность

– это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны,

и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.


Психодинамическая теория личностиОсновоположником психодинамической теории личности является З. Фрейд. Личность – это система сексуальных и агрессивных мотивов,

Слайд 47Аналитическая теория личности
Аналитическая теория К.Г. Юнга определяет личность как совокупность

врожденных и реализованных архетипов. В личности выделяются три структуры: эго,

личное и коллективное бессознательное. В эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное содержит подавленные и вытесненные из области сознания переживания, скопления комплексов, связки мыслей и чувств.
Аналитическая теория личностиАналитическая теория К.Г. Юнга определяет личность как совокупность врожденных и реализованных архетипов. В личности выделяются

Слайд 48Аналитическая теория личности
Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов –

архетипов, в которых заключен опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию

определенным образом на то, что происходит с человеком.

Аналитическая теория личностиКоллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов – архетипов, в которых заключен опыт всего человечества,

Слайд 49Теория личности А. Адлера
А. Адлер назвал три фактора стабильности и

динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Если

усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности.

Теория личности А. АдлераА. Адлер назвал три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление

Слайд 50Теория личности Г.С. Салливена
Г.С. Салливен признавал решающую роль в

возникновении особенностей личности межличностным отношениям. Типичные межличностные ситуации выступают матрицами

для формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок. При изменении социальных (межличностных) отношений может быть достигнута гармонизация личности.

Теория личности Г.С. Салливена Г.С. Салливен признавал решающую роль в возникновении особенностей личности межличностным отношениям. Типичные межличностные

Слайд 51Теория личности Э. Фромма
В теории личности Э. Фромма ведущая

роль в человеческом поведении отводится бессознательным побуждениям. Они являются социально

обусловленными. Человек теряет инстинктивные связи с природой, на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей.

Теория личности Э. Фромма В теории личности Э. Фромма ведущая роль в человеческом поведении отводится бессознательным побуждениям.

Слайд 52Теория личности К. Хорни
Теория личности К. Хорни развивалась в дискуссии

с З. Фрейдом. Основой личности выступает чувство «базальной тревожности», обусловленное

противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей и одновременно выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества).

Теория личности К. ХорниТеория личности К. Хорни развивалась в дискуссии с З. Фрейдом. Основой личности выступает чувство

Слайд 53Теория личности Дж. А. Келли
Американский психолог Дж.А. Келли создал теорию

личностных конструктов (лат. constructio – построение), в которой каждый человек

рассматривается как исследователь, строящий образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или «личностных конструкторов».
Теория личности Дж. А. КеллиАмериканский психолог Дж.А. Келли создал теорию личностных конструктов (лат. constructio – построение), в

Слайд 54Теория личности Дж. А. Келли
Личностный конструкт – это оценочная система,

которая используется индивидом для классификации различных объектов его жизненного пространства.

Он субъективно выделяет, оценивает и прогнозирует события, организует собственное поведение. Конструкты могут быть сложными и простыми, хорошими или плохими, организованы в сложную иерархическую систему, уникальную для каждого человека.
Теория личности Дж. А. КеллиЛичностный конструкт – это оценочная система, которая используется индивидом для классификации различных объектов

Слайд 55Теория личности Дж. Брунера и Р. Тагиури
Имплицитная теория личности

(англ imрlicit – невыраженный и греч. theoria – исследование) создана

Дж. Брунером и Р. Тагиури. Включает в себя представления о структуре и механизмах функционирования личности в повседневной жизни.

Теория личности Дж. Брунера и Р. Тагиури Имплицитная теория личности (англ imрlicit – невыраженный и греч. theoria

Слайд 56Гуманистическая теория личности
Сторонники гуманистической теории личности К. Роджерс и

А. Маслоу считали главным источником развития личности врожденные тенденции к

самоактуализации. Личность – это внутренний мир человеческого «Я», результат самоактуализации,
Гуманистическая теория личности Сторонники гуманистической теории личности К. Роджерс и А. Маслоу считали главным источником развития личности

Слайд 57Диспозициональная теория
Главным источником развития личности, согласно Гордону Олпорту, Гансу Айзенку

и Раймонду Кэттэллу, являются факторы генно-средового взаимодействия. Каждая личность уникальна,

понять ее можно через описание ее конкретных черт, формально-динамических и социально обусловленных свойств.


Диспозициональная теорияГлавным источником развития личности, согласно Гордону Олпорту, Гансу Айзенку и Раймонду Кэттэллу, являются факторы генно-средового взаимодействия.

Слайд 58Феноменологическая теория
Поведение человека К. Роджерс рассматривает в терминах его субъективного

восприятия и познания действительности. Человек способен сам определять свою судьбу,

свободен в принятии решений относительно своей жизни и в то же время несет полную ответственность за то, что он собой представляет. Позитивная природа человека связана с его стремлением к самореализации, развитию, совершенствованию, желанием жить в гармонии с собой и другими.
Феноменологическая теорияПоведение человека К. Роджерс рассматривает в терминах его субъективного восприятия и познания действительности. Человек способен сам

Слайд 59Теория личности Ф. Хоппе
Понятие «уровень притязаний» разработал Ф. Хоппе. Это

– стремление личности к цели такой сложности, которая, по ее

мнению, соответствует ее способностям.
Уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям, и неадекватным, заниженным или завышенным.
Теория личности Ф. ХоппеПонятие «уровень притязаний» разработал Ф. Хоппе. Это – стремление личности к цели такой сложности,

Слайд 60Теория личности Ф. Хоппе
Еще одно близкое по смыслу понятие –

уверенность. Уверенность в себе – готовность человека решать достаточно сложные

задачи. Неуверенность – это неготовность ставить себя в ситуацию, когда есть какой–либо риск для личностного статуса. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия, то имеет место самоуверенность.
Теория личности Ф. ХоппеЕще одно близкое по смыслу понятие – уверенность. Уверенность в себе – готовность человека

Слайд 61Теория личности Т. Адорно
Т. Адорно исследовал так называемую авторитарную личность

(лат. auctоritas – власть). Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно

жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам, личностную близость рассматривают как неприемлемую.
Для определения авторитарности личности служит опросник Navoissistie Personality, который включает в себя следующие шкалы: высокомерие–превосходство, самовосхваление–самолюбование, лидерство–авторитаризм, эгоцентризм.

Теория личности Т. АдорноТ. Адорно исследовал так называемую авторитарную личность (лат. auctоritas – власть). Отличительной чертой такой

Слайд 62Деятельная теория личности
Деятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной

психологии.
Личность – это сознательный субъект, занимающийся определенное положение в

обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистеционально-бытийных свойств личности.

Деятельная теория личностиДеятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Личность – это сознательный субъект, занимающийся

Слайд 63Марксистская теория личности
В концепции А.В.Петровского тип развития личности определяется через

тип группы, в которую она включена и в которой она

интегрирована. Личностная активность представляет собой стремление выйти за пределы привычного и действовать за границами требований ситуации или ролей.

Марксистская теория личностиВ концепции А.В.Петровского тип развития личности определяется через тип группы, в которую она включена и

Слайд 64Марксистская теория личности
Личность по А.Н. Леонтьеву создается общественными отношениями, в

которые субъект вступает в рамках своей деятельности.

Марксистская теория личностиЛичность по А.Н. Леонтьеву создается общественными отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей деятельности.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика