Разделы презентаций


Институт международно-правовой ответственности

Содержание

ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Ответственность является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав и отношений. Международно-правовая ответственность – это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Институт международно-правовой ответственности

Институт международно-правовой ответственности

Слайд 2 ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Ответственность является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм

международного права и восстановления нарушенных прав и отношений.
Международно-правовая ответственность –

это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством другим в результате правомерной деятельности.
Совокупность негативных последствий, наступающих для нарушителя международных обязательств.
Международное право классического периода не знало запрета на угрозу силой или ее применение в межгосударственных отношениях, существовавшие виды и формы ответственности, такие, как, контрибуции, аннексии, завоевание государств, скорее санкционировали добытое силой, чем обеспечивали соблюдение международного права.
ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ	Ответственность является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав и

Слайд 3КМП начала работу над проектом статей «Об ответственности государств за

международно-противоправные деяния» в 1949 г. Завершила работу в 2001 г.

Международно-противоправное

деяние государства имеет место, когда какое-либо поведение, состоящее в действии или бездействии, может присваиваться государству по международному праву и представляет собой нарушение международного обязательства этого государства (ст. 2 Проекта).

КМП исходит из наличия 2-х элементов:
первый (именуемый «субъективным»), состоит в присвоении государству определенного образа поведения (поведение государства в международной сфере выражается в действиях его конкретных органов, в качестве которых выступают отдельные лица или группа лиц. Они могут нести ответственность по национальному законодательству своей страны. Однако на международном уровне ответственность ложится на государство, которое они представляют);
КМП начала работу над проектом статей «Об ответственности государств за международно-противоправные деяния» в 1949 г. Завершила работу

Слайд 4второй (именуемый «объективным»), состоит в нарушении государством своего международного обязательства,

т.е. несоответствии его поведения тому, что требует от него соответствующее

международное обязательство, которое в зависимости от характера может предписывать определенный образ поведения или достижение определенного результата. При этом не имеет значения, вытекает ли нарушенное обязательство из международного обычая, договора или иного источника международного права.

Поведение государства, подпадающее под критерии, тем не менее, может рассматриваться как правомерное, если имели место обстоятельства, исключающие противоправность.
Проект определяет шесть обстоятельств:
1. Согласие компетентных органов государства на приостановление международных обязательств, установленных в его пользу, которое должно быть дано в явно выраженной форме, т.е. письменно или с помощью официального заявления.
второй (именуемый «объективным»), состоит в нарушении государством своего международного обязательства, т.е. несоответствии его поведения тому, что требует

Слайд 52. Осуществление права на самооборону в соответствии с Уставом ООН.
3.

Контрмеры. Оправдывают невыполнение международных обязательств в той мере, насколько они

сами являются законными.
4. Форс-мажор. Государство под влиянием причин природного или технического характера не имело возможности следовать принятому обязательству.
5. Бедствие. Отступление от обязательства вызвано стремлением избежать вреда жизни и здоровью людей.
6. Крайняя необходимость. Отступление от международного обязательства вызвано необходимостью защиты коренных интересов государства или международного сообщества с учетом разумной заботы об интересах других участников международного общения.
Различают: деликты и международные преступления. В Проекте КМП термин «международные преступления», заменен термином «серьезные нарушения обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права».
2. Осуществление права на самооборону в соответствии с Уставом ООН.3. Контрмеры. Оправдывают невыполнение международных обязательств в той

Слайд 6ВИДЫ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВ
К юридическим последствиям международно-противоправного деяния

относятся:
а) прекращение противоправного деяния;
б) обязательство предоставить гарантии неповторения, если того

требуют обстоятельства;
в) возмещение вреда, нанесенного противоправным деянием. (Статьи 30, 31 Проекта).
После совершения международно-противоправного деяния у обоих субъектов возникает новый объем прав и обязанностей: у нарушившего норму государства появляются вторичные обязательства (обязательство прекратить противоправное деяние, обязательство предоставить гарантии неповторения и обязательство возместить ущерб), а у потерпевшего субъекта — вторичные права (право требовать возмещения ущерба). То есть международно-противоправное деяние порождает новые правоотношения, которые являются юридическими последствиями совершения этого деяния.

ВИДЫ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВ	К юридическим последствиям международно-противоправного деяния относятся:а) прекращение противоправного деяния;б) обязательство предоставить гарантии

Слайд 7Вид ответственности - понятие, определяющее содержание последствий международного правонарушения, их

юридический характер.

Политическая ответственность - не связана с нанесением материального ущерба

и возникает в силу самого факта нарушения нормы международного права (например, в случае нарушения неприкосновенности дипломатического представительства).
Материальная ответственность - ответственность, которая возникает в связи с нанесением потерпевшему субъекту материального ущерба.

форма ответственности - способ осуществления ответственности в пределах определенного вида.

К формам политической ответственности относят сатисфакцию, ресторацию и реторсии.

Вид ответственности - понятие, определяющее содержание последствий международного правонарушения, их юридический характер.	Политическая ответственность - не связана с

Слайд 8 Сатисфакция - форма возмещения ущерба, неподдающегося финансовой оценке, (ущерба нематериального

характера). Сатисфакция может выражаться в признании нарушения, выражении сожаления, официальном

извинении, однако, она не должна быть непропорциональна нанесенному ущербу и не должна принимать формы, унизительной для ответственного государства.
Ресторация - восстановление нарушенных прав нематериального характера в том виде, в котором они существовали до совершения правонарушения. (та же реституция только в отношении нематериального ущерба).
Реторсии - ответные меры в связи с недружественными действиями другого государства. Иногда в международно-правовой литературе реторсии не считаются формой ответственности, так как часто предпринимаются при отсутствии факта правонарушения (например, временный отзыв своего посла в ответ на недружественные заявления в адрес своей страны).
Сатисфакция - форма возмещения ущерба, неподдающегося финансовой оценке, (ущерба нематериального характера). Сатисфакция может выражаться в признании нарушения,

Слайд 9К формам реализации материальной ответственности можно отнести реституцию, компенсацию, субституцию.
Реституция

— восстановление первоначального положения вещей, т.е. положения, которое существовало до

совершения международно-противоправного деяния. В простейшей форме реституция предполагает такие действия, как освобождение неправомерно задержанных лиц или возвращение неправомерно арестованного имущества. Реституция подразумевает действие ответственного государства по ликвидации правовых и материальных последствий своего противоправного деяния путем восстановления ситуации, которая существовала бы, если бы не было совершено такое деяние.
Компенсация - финансовая форма возмещения вреда. Возмещение вреда в денежном эквиваленте также называют репарацией. КМП определяет, что компенсация представляет собой форму финансового возмещения вреда, причиненного международно-противоправным деянием, насколько такой ущерб не возмещается реституцией. (Две формы дополняют друг друга).
К формам реализации материальной ответственности можно отнести реституцию, компенсацию, субституцию.Реституция — восстановление первоначального положения вещей, т.е. положения,

Слайд 10Субституция - возмещение материальных ценностей в натуре, т.е. передача пострадавшему

субъекту объектов, равнозначных по значению и стоимости, взамен утраченных.

Если юридическим

последствием невыполнения первичных обязательств является право потерпевшего требовать прекращения правонарушения и возмещения ущерба, то при нарушении вторичных обязательств (т.е. обязательств прекратить противоправное деяние и возместить причиненный ущерб) юридическим последствием является право потерпевшего применить контрмеры (по терминологии Проекта КМП).

Под этим понимаются реторсии, репрессалии, санкции.
Санкции связывают с решением международных организаций.
Репрессалии отождествляют с действиями во время вооруженного конфликта.
Реторсии (не относят к принуждению), т.к. они не связаны с отступлением от принятых обязательств.
Субституция - возмещение материальных ценностей в натуре, т.е. передача пострадавшему субъекту объектов, равнозначных по значению и стоимости,

Слайд 11 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНДИВИДА
Ответственность индивида в связи с совершением международного

преступления была реализована на Нюрнбергском и Токийском военных трибуналах над

главными военными преступниками. Затем, в деятельности международных трибуналов.
Международный трибунал по Руанде — вспомогательный орган ООН, учреждён для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид, совершенный на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид, совершенный на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 года по 31 декабря 1994г. (учреждён на основе резолюций Совета Безопасности ООН).
Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённых на территории бывшей Югославии с 1991 г.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНДИВИДА 	Ответственность индивида в связи с совершением международного преступления была реализована на Нюрнбергском и Токийском

Слайд 12 В соответствии с положениями Римского статута Международного уголовного суда, вступившего

в силу 1 июля 2002 г., образован постоянно действующий орган

международной уголовной юстиции.

Статья 5. Преступления, подпадающие под юрисдикцию Суда.
1. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии с настоящим Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:
а) преступление геноцида;
b) преступления против человечности;
с) военные преступления;
d) преступление агрессии.
2. Суд осуществляет юрисдикцию в отношении преступления агрессии, как только будет принято положение, содержащее определение этого преступления.
В соответствии с положениями Римского статута Международного уголовного суда, вступившего в силу 1 июля 2002 г., образован

Слайд 13 Проблемой международной ответственности физических лиц за международное преступление выступает конкурирующая

юрисдикция международных институтов и национальных правоохранительных и судебных органов.
Международно-правовыми актами,

предусматривается недопустимость преследования физических лиц за международное преступление, если в их отношении осуществляется уголовное преследование или они были судимы за аналогичные деяния национальными судами государств. Исключение составляют случаи, когда судебное разбирательство проводилось с целью ограждения соответствующих лиц от международной уголовной ответственности или при наличии иных причин, препятствующих свершению над ними правосудия. Таким образом, цель деятельности международных судебных органов состоит не в подмене национальных судебных учреждений, а в их дополнении. В Статуте Международного уголовного суда, согласно ст. 1 Суд дополняет национальные системы уголовного правосудия.
Проблемой международной ответственности физических лиц за международное преступление выступает конкурирующая юрисдикция международных институтов и национальных правоохранительных и

Слайд 14 Вместе с тем юрисдикция международных органов может иметь приоритет. Согласно

ст. 8 Устава Международного трибунала по Руанде Трибунал «имеет приоритет

по отношению к юрисдикции национальных судов всех государств. На любом этапе судебного разбирательства Международный трибунал по Руанде может официально просить национальные суды передать ему производство по делу». В таком случае при определении меры наказания Международный уголовный трибунал по Руанде должен был принимать «во внимание степень отбытия любого наказания, определенного национальным судом для этого же лица за совершение того же деяния» (п. 3 ст. 9 Устава).
Вместе с тем юрисдикция международных органов может иметь приоритет. Согласно ст. 8 Устава Международного трибунала по Руанде

Слайд 15ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ ЗА УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ДЕЙСТВИЯМИ, НЕ ЗАПРЕЩЕННЫМИ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ
Развитие

науки и техники сопряжено с повышенной опасностью нанесения трансграничного вреда

окружающей среде, имуществу и здоровью людей.
Термин «ответственность» в данном случае носит условный характер, так как ее основания и характер принципиально отличаются от ответственности за международно-противоправное деяние. Для обозначения ответственности за вред, причиненный действиями, не запрещенными международным правом, используются также термины «абсолютная», «объективная», «строгая» ответственность.
Существует два условия возмещения вреда, вызванного правомерной деятельностью.
1. Отсутствие вины причинителя вреда, который под влиянием причин природного или техногенного характера не имел возможности предотвратить вредные последствия своей деятельности.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ ЗА УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ДЕЙСТВИЯМИ, НЕ ЗАПРЕЩЕННЫМИ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ	Развитие науки и техники сопряжено с повышенной опасностью

Слайд 16 Особое значение приобретает ответственность государств по оценке степени риска причинения

вреда при выдаче разрешений на осуществление опасных видов деятельности на

своей территории. Согласно ст. 7 Проекта КМП о предотвращении трансграничного вреда от опасных видов деятельности, «любое решение относительно разрешения деятельности… основывается, в частности, на оценке возможного трансграничного вреда, причиняемого этой деятельностью, включая любую оценку воздействия на окружающую среду».

2. Осуществление специфических видов деятельности по эксплуатации источников повышенной опасности.

Юридическим основанием ответственности за правомерную деятельность выступают международные соглашения, регулирующие ответственность без вины за вред, причиненный эксплуатацией различных видов транспорта, ядерной энергии и др.
Особое значение приобретает ответственность государств по оценке степени риска причинения вреда при выдаче разрешений на осуществление опасных

Слайд 17 Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, заключенная

29 марта 1972 г. В ст. II Конвенции предусмотрена абсолютная ответственность

запускающего космический объект государства за причиненный ущерб на поверхности Земли или воздушному судну в полете.
Ответственность может возлагаться и на международную межправительственную организацию, осуществляющую космическую деятельность. Согласно ст. XXII Конвенции, «если какая-либо международная межправительственная организация ответственна за ущерб… эта организация и те из ее государств-членов, которые являются участниками настоящей Конвенции, несут солидарную ответственность».
Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб
1963 г.
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, заключенная 29 марта 1972 г. В ст. II Конвенции

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика