Слайд 1Базовые категории анализа индивидуального и группового поведения
Институциональная экономика
Слайд 2Рутина (привычка)
образец поведения, применяемый под воздействием небольшого числа сигналов,
легко опознаваемый и функционирующий в автоматическом режиме. Способ обычного ведения
дел.
Слайд 3Формы существования знания
вербализованное (явное) знание отделено от личности и может
быть относительно легко передано с помощью использования языка (системы кодов)
невербализованные
неявные знания создаются индивидом на основе собственного опыта, либо передаются через личный пример в процессе совместной деятельности от одного человека другому
Слайд 4Индивидуальные рутины
технологические рутины формируются в процессе взаимодействия человека и природы;
отношенческие
рутины складываются в процессе взаимодействия между людьми.
Слайд 5Технологические рутины
облегчают нам жизнь, экономя затраты времени и сил на
обдумывание каждого действия и/или их последовательности;
помогают справляться со сложностью окружающего
мира.
Слайд 6В 70-ые годы ХХ века в США был проведен интересный
эксперимент. Было устроено соревнование между двумя командами женщин: профессиональными математиками
и домашними хозяйками. И та, и другая команда состояли из 10 участниц, каждая из которых должна была приготовить абсолютно новое для нее блюдо по представленному ей подробному рецепту. Сами блюда принадлежали к экзотическим кухням африканских народностей. Продукты были закуплены и привезены на место заранее.
В качестве судей выступали представители тех самых народностей, чьи блюда готовились. Критерием оценки было совпадение вкуса и вида приготовленного блюда с оригиналом.
Выиграла и с большим перевесом команда, состоящая из женщин-математиков. Как Вы можете это объяснить?
Слайд 7Отношенческие рутины
экономят время и силы на принятие решений;
помогают преодолевать ограниченность
когнитивных возможностей;
помогают координировать совместную деятельность через систему взаимных ожиданий.
Слайд 8Институциональная теория
Рациональность человеческого поведения проявляется не только в оценке последствий
своих действий, но и в интерпретации того, что происходит и
что делают (будут делать) другие участники взаимодействия.
Слайд 10Ментальные модели
основанные на предыдущем опыте идеи, стратегии, способы понимания, существующие
в уме человека и направляющие его действия.
Слайд 11Инструменты восприятия мира
Вычеркивание
Конструирование
Искажение
Обобщение
Слайд 12ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА
КУЛЬТУРА
ИНДИВИД
Общие
ментальные
модели
Генетические
ментальные
программы
Ментальные
модели
конкретного
индивида
Слайд 13Общие ментальные модели
создают рамки для одинакового восприятия реальности участниками отношений
и служат основой любого совместного действия.
Слайд 14Общие ментальные модели
общие знания
общие значения
общие ожидания
общие ценности
общие
убеждения
Слайд 15Общие знания – разделяемые в данном сообществе представления об истине
ОБЩИЕ ИСТИНЫ
ВЕРА В ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРАКТИКОЙ
РАЗДЕЛЯЮТСЯ ДРУГИМИ
Слайд 16Общие значения
ВОСПРИЯТИЕ МИРА
1. УЗНАВАНИЕ
2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
3. ВСТРАИВАНИЕ В МОДЕЛЬ
Слайд 17В разных культурах одни и те же слова, жесты и
символы имеют разное значение.
Слайд 18Общие ожидания
Позволяют людям, принадлежащим к одному сообществу, координировать свои действия,
даже если они лично не знакомы.
Слайд 19Молодой иранец Хамид Сагеди во время своего пребывания в американской
клинике умудрился стать объектом ненависти всех медсестер.
По каждому пустяку
он подзывал к себе медсестру и приказывал в точности выполнять все его указания, а когда медсестра приносила ему еду или лекарства, категорически отказывался их принимать. К тому же на двери своей палаты иранец повесил табличку с надписью: «Медсестрам без стука не входить!».
Когда Хамида вызвал к себе главный врач больницы, чтобы упрекнуть в хамстве и нарушении правил этики, молодой человек был крайне удивлен и объяснил, что ведет себя именно так, как должен.
Слайд 20Общие ценности
формируют вектор деятельности человека, определяют его поступки в
координатах «хорошо-плохо» или «справедливо-несправедливо».
Слайд 21Грамматика справедливого
(Л. Тевено и Л. Болтански)
Слайд 22Общие убеждения
скрытые и принимаемые на веру предположения о характере окружающего
мира, времени, пространстве, природе человека.
Самый глубокий слой культуры. Они
редко осознаются своими носителями.
Слайд 23Стратегическая ориентация этноса
Жить будущим – ставить цели и добиваться их
осуществления. Сегодняшний день – плацдарм для будущего.
Жить настоящим – полноценное
переживание сегодняшнего дня. Завтра будет завтра.
Жить прошлым – уважение традиций и наследия, стремление быть достойным своих предков.
Слайд 24 Одним из убеждений западного человека является его вера в собственную
рациональность. Если человеку задают вопрос, почему он поступает так, а
не иначе, он обычно находит для этого более или менее осмысленное объяснение.
Слайд 25Рационализация
Объяснения, которые дают люди своим поступкам, не всегда заслуживают доверия.
Даже когда они говорят вполне искренне, они действуют по культурной
привычке: ищут рациональные объяснения своим действиям.
Зигмунд Фрейд
Слайд 27Торстейн Веблен:
Поведение человека определяется не столько рациональным выбором, сколько инстинктами,
определяющими цели человеческой деятельности.
Инстинкты формируются в определенном культурном контексте и
передаются из поколения в поколение.
Слайд 28Инстинкт мастерства
Инстинкт хорошо делать свою работу и эффективно использовать ресурсы.
ПОЛЕЗНОСТЬ И
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Слайд 29Родительский (попечительский) инстинкт
Любовь и забота о благе своей семьи, социальной
группы или общества в целом.
СОЛИДАРНОСТЬ
И СОЧУВСТВИЕ
Слайд 30Инстинкт праздного любопытства
Бескорыстное стремление к новым знаниям и впечатлениям
ИНТЕРЕС К
ЖИЗНИ
Слайд 31Инстинкт соперничества
Желание прославиться, выделиться
Слайд 32Инстинкт приобретательства
Направлен на борьбу за обладание имуществом.
Деньги и материальные ценности
лишь в малой степени являются средством удовлетворения материальных потребностей. Это
– трофеи, демонстрирующие жизненный успех.
Слайд 33Инстинкт подражания
Стремление повторять поведение более успешных индивидов. Максимизация собственного престижа
в глазах других.
Слайд 36В процессе взаимодействия люди принимают на себя известные им и
обкатанные прошлым опытом роли.
Взаимодействие – это игра в одном
спектакле
Слайд 37Неоклассика Институционализм
Отношения между индивидами – это обмен благами. Единственные роли –
это роли покупателей и продавцов
В разных ситуациях с разными контрагентами
мы играем разные роли: родителя и ребенка, учителя и ученика, старшего и младшего
Слайд 38Конвенциальная роль
представление о предписанном шаблоне взаимного поведения, которое ожидается и
требуется от индивида в конкретной ситуации, если известна позиция, занимаемая
им в совместном действии.
Слайд 39 Отличие понятия «конвенциальная роль» от понятия «конвенциальная норма» заключается в
двух основных моментах:
а) взаимность б) динамика.
Слайд 40Права и обязанности роли
Обязанность – это то, что человек чувствует
вынужденным делать исходя из той роли, которую он играет; другие
люди ожидают от него, чтобы он поступал определенным образом.
Права – это ожидания, обращенные к другим участникам и побуждающие их что-то делать ради исполнителя данной роли.
Слайд 41Динамика
Динамика проявляется в том, что наши поступки представляют собой разворачивающуюся
во времени цепь взаимных реакций на поведение друг друга.
Слайд 42Конвенциальные роли – это не только роли послушания.
Когда человеку кажется,
что он сознательно нарушает конвенциальные нормы, он в большинстве случаев
просто играет другую конвенциальную роль.
Это может быть роль хулигана, преступника, падшей женщины, капризного ребенка …
Слайд 43В основе поведения, регулируемого конвенциальными ролями, лежит согласие. Согласие означает
не гармонию интересов, а одно и то же определение ситуации.
Даже в конфликте противники подтверждают ожидания друг друга.
Слайд 44ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ИНСТИТУТ»
Слайд 45Распространенный способ мышления или действия, запечатленный в привычках групп и
обычаях народов.
Уилтон Гамильтон (1918)
Слайд 46Институты — это «правила игры» в обществе, созданные человеком ограничительные
рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми
Дуглас Норт, 1991
Слайд 47Институты – это передающиеся из поколения в поколение стереотипы мышления,
ставшие психологической установкой на определенные стандарты поведения.
Торстейн Веблен
Слайд 48Институт – это комплекс устойчивых, постоянно воспроизводящихся отношений между индивидами
и созданными ими организациями, включающий в себя:
регулятивные механизмы,
формы взаимодействия,
связанные с ними ожидания и
способы разрешения конфликтов.
Слайд 49Важные замечания
1. Необходимо отделять понимание института как конкретного способа решения
определенной общественно значимой проблемы и понимание института через формулировку самой
проблемы.
Слайд 50Важные замечания
2. Единичная норма сама по себе не является институтом.
То, что санкционировано государством или чьей-либо волей, накладывается на базовые
предположения, ценностные установки, принятые модели взаимодействия.
Слайд 51Важные замечания
3. Институты не могут существовать без социальной поддержки (общественного
принуждения) – системы, обеспечивающей подчинение индивидуальных и коллективных действий принятым
моделям поведения.
Слайд 52Важные замечания
4. Необходимость общественного принуждения порождает проблему социальной упорядоченности общества
и связанную с ней проблему социальной стратификации.