Слайд 1Инструменты социологического исследования
Слайд 6Анкета
Анкета – размноженный документ, содержащий от 10 до 40 вопросов,
адресованных выбранному множеству респондентов.
Анкета –набор вопросов, позволяющий респонденту верить, что
у него есть мнение, а социологу – верить, что у него будут знания. (социологическая шутка)
Слайд 7Структура анкеты
Введение (обращение) – в нем излагаются тема, цель, задачи
опроса, называется организация, которая проводит исследование, объяснение техники заполнения анкеты.
Реквизитная
часть –Название исследования, дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.
Информационная часть (Вопросы – открытые/закрытые, вопросы- фильтры, вопросы меню) вначале наиболее простые с целью заинтересовать и ввести в курс обсуждаемых проблем. Затем сложные, требующие размышлений и работу памяти вопросы. К концу анкеты вопросы упрощаются.
Классификационная часть (Паспортичка) – в ней располагают вопросы о социально-демографических и профессионально-квалификационных сведениях о респондентах.
Заключительная часть, где выражается благодарность отвечающему за участие в исследовании
Слайд 8Принципы разработки вопросов
Дж. Гэллап пятишаговая процедура разработки вопросов. (1. закрытый
вопрос-фильтр для выявления осведомленности о проблеме; 2. открытый вопрос для
оценки общего отношения или обобщенной установки; 3.закрытый вопрос с описанием сторон и аспектов проблемы; 4. открытый или полузакрытый вопрос с обоснованием мнения респондента; 5. закрытый вопрос на выявление убежденности респондента в своей точке зрения).
Принцип воронки –последовательность вопросов ведет к получению более глубокой и конкретной информации об изучаемом явлении или его характеристике.
Принцип батареи – вопросы касаются разных аспектов изучаемого явления. Вопросы равнозначные.
Слайд 9Вопросник
Вопросник- опросный лист с напечатанным на нем текстом вопросов, который
заполняется в присутствии или отсутствии исследователя.
Слайд 11Подходы к проектированию вопросников
Туннельный- постепенный переход от широких , общих
вопросов к более узким, частным.
Секционный – последовательно рассматриваются вопросы по
отдельным темам, до их полного изучения.
Слайд 15Наблюдение
Метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном
объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого
объекта и значимых с точки зрения целей исследования.
Единицами информации данного метода являются зафиксированные акты вербального или невербального (реального) поведения людей.
Результаты наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению. Хорошей памяти здесь мало, нужно применять процедуры протоколирования, унификации данных, кодирования языка и др.
Слайд 16Программа наблюдения
Программа наблюдения предусматривает следующие этапы:
1. Определение цели и задач
наблюдения. Например, цель наблюдения – выявить степень самостоятельной физкультурно-спортивной активности
людей зрелого возраста микрорайона. Задачи: а) определить количество занимающихся на спортивных площадках микрорайона; б) определить количество дней занятий в неделю; выявить среднее время одного занятия.
2. Выбор вида наблюдения, наиболее полно отвечающего задачам наблюдения.
3. Выбор объекта и предмета наблюдения. В нашем случае объект наблюдения – лица среднего возраста. Предмет наблюдения – уровень физкультурно-спортивной активности.
4. Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта.
5. Обработка и интерпретация полученной информации, написание отчета.
Слайд 19Мониторинг
Мониторинг - постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления
его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям – наблюдение, оценка
и прогноз состояния окружающей среды (в широком смысле этого понятия) в связи с деятельностью человека.
Цель социологического мониторинга состоит в получении и обработке упреждающей информации о состоянии социальной системы и тенденциях ее развития социологическими методами.
Слайд 20Виды мониторинга
Динамический, в качестве основания для экспертизы служат данные о
динамике развития того или иного объекта, явления или показателя. На
первом месте в целях мониторинга стоит предупреждение о возможной опасности, а выяснение причин носят вторичный характер.
Конкурентный, в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других подобных систем. Изучение проводится параллельно, одним инструментарием, в одно и тоже время, что дает основание делать вывод о величине эффекта. Такой подход дает возможность оценить величину проблемы, ее критичность.
Комплексный, когда используется несколько оснований для экспертизы.
Слайд 21Виды мониторинга
Информационный – структуризация, накопление и распространение информации. Не предусматривает
специально организованного изучения.
Базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей
до того, как они станут осознаваемы на уровне управления. За объектом организуется достаточно постоянное слежение с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют.
Проблемный (мониторинг бдительности или предусмотрительности) – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления.. Его цель – выявление и оценка новых опасностей, его провоцирует быстрый рост опасностей, часть из которых носит глобальный характер.
Слайд 22Мониторинг СМК
"Астарта" Он представляет собой экспертный рубрикатор, предназначенный для сбора,
хранения и семантического анализа текстовых материалов. Под анализом здесь понимается
автоматическое рубрицирование и группировка, а также интеллектуальная выборка информации по заданной теме
"Галактика-Zoom", предназначенный для аналитической обработки текстовых неструктурированных документов. Программа может собирать информацию на Интернет-сайтах или брать документы из подключаемых баз данных.
Слайд 23Мониторинг СМК
"Медиалогия" Информационно-аналитическая система разработана группой российских ученых. Разработчики исповедуют
смешанный подход к оценке статей и других объектов. Это значит,
что часть наименее интеллектуальной черновой работы выполняет программа. Более тонкие оценки, отражающие характер упоминания объектов в статье и то, в каких отношениях они между собой находятся, берет на себя человек.
TextAnalyst Программа является инструментом для анализа содержания текстов, смыслового поиска информации, формирования электронных архивов. Она также способна строить семантические деревья, но не по объектам, а по отдельным статьям, в результате чего создается смысловой портрет каждого текста на основе количества упоминаний и близости встречаемости различных значащих, по мнению программы, слов.
Слайд 24Пресс-клиппинг
Клиппинг (пресс-клиппинг, clipping) — ретроспективный мониторинг средств массовой информации, подборка
публикаций в средствах массовой информации, осуществляемых по определенному поводу (теме).
Пресс-клиппинг — мониторинг, свод публикаций в прессе, он предполагает, как подборку публикаций, так анализ и сводную статистику по публикациям.
Слайд 25Виды клиппинга (поводы для клиппинга):
предметный клиппинг — подборка публикаций, в
которых упоминается фирма, товар, бренд, предмет;
событийный клиппинг — подборка материалов
о неком событии, за определенный отрезок времени. Клиппинг проводится только по выходящим на момент события изданиям и дает четкую картину эффективности осуществленных мероприятий;
персональный клиппинг — подборка публикаций, а также анализ материалов в которых упоминается персона;
тематический клиппинг — подборка информационных материалов, публикуемых по отпределенной теме;
отраслевой клиппинг — подборка, новостей, публикаций, информационных материалов о событиях, людях в рамках одной отрасли.
Слайд 26Структура отчета пресс-клиппинга
статистика по количеству упоминаний;
количество положительных отзывов;
количество отрицательных отзывов;
ТОП-10
самых активных информационных каналов (информационных источников);
ТОП-10 самых активных авторов публикаций;
региональный
рейтинг публикаций;
тексты самих сообщений (публикиций).
Слайд 29Исследовательские инструменты контент-анализа:
классификатор контент-анализа (общая таблица, в которую сведены все
категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение
− предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа - ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа).
Слайд 30Исследовательские инструменты контент-анализа:
протокол итогов анализа — бланк контент-анализа (содержит сведения
о документе (его авторах, времени издания, объемах и т.п.); итоги
его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, исходя из необходимости на одном информационном носителе уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов).
регистрационная карточка или кодировальная матрица (в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа).
инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета;
каталог (список) проанализированных документов.
Слайд 31Семантический дифференциал
Семантический дифференциал (СД) – инструмент исследования семантических пространств субъекта.
Этот метод разработан в середине 50-х гг. американскими учеными под
руководством Ч. Осгуда. Семантический дифференциал служит для качественного и количественного индексирования значений, смыслов с помощью двухполюсных шкал, задаваемых парами антонимичных прилагательных, между которыми расположены 7 градаций степени вхождения того или иного слова в данное качество.
Слайд 32Шкала Семантического дифференциала
Слайд 33«Уважаемый респондент!
Вам предлагается оценить своих педагогов по парным качествам,
описывающим определенное впечатление от оцениваемого объекта. Отрицательный или положительный знак
предлагаемых признаков нужен нам только для обработки результатов. Нет качеств хороших или плохих, каждому человеку присуще их определенное сочетание. Так, художник, рисуя портрет, не делит краски на «хорошие» и «плохие». Ваша задача – нарисовать психологические портреты учителей, чьи фамилии перед Вами на бланке. Оцените близость каждому педагогу качества из левого или правого столбика и поставьте соответствующий знак. Затем оцените меру выбранного Вами качества в баллах:
1 или – 1 – качество присуще в незначительной степени;
2 или – 2 – качество присуще в средней степени;
3 или – 3 – качество присуще в сильной степени;
0 – если затрудняетесь отнести к данному учителю оба качества».