Слайд 1Интеллектуальные
технологии
лидерства
Тема 13
Лекция 24
Слайд 2
Тема
Интеллектуальные технологии принятия решений
План:
1) Табличная
техника принятия управленческих решений
2) Методы креативного принятия управленческого решения
3) Интуиция
в деятельности бизнес-лидера
Слайд 3
Тема
Интеллектуальные технологии принятия решений
Литература:
Тёсова, Е.Г. Интеллектуальные технологии лидерства.
Курс лекций. – Бобруйск, 2012.
Слайд 4
Вопрос 1 Табличная техника принятия управленческих решений
Табличная техника
принятия решений
позволяет ясно представить процедуру принятия решения;
анализировать, развивать и
документировать правила принятия решений;
принимать многочисленные решения
Слайд 5
Вопрос 1 Табличная техника принятия управленческих решений
В табличной
технике принятия управленческого решения исследуется взаимосвязь между
Слайд 6
Вопрос 1 Табличная техника принятия управленческих решений
Основные положения
табличной техники принятия решений:
в процессе принятия решения необходимо анализировать и
условия и действия;
логическая связь между всеми взаимозависимыми действиями и условиями, устанавливается при помощи «И»;
если выполняется одно из условий или действий, то связь устанавливается при помощи логического «ИЛИ»
Слайд 7
Вопрос 1 Табличная техника принятия управленческих решений
Виды таблиц,
применяемых в табличной технике принятия решений
ограниченная таблица включает простые условия
и действия и указатели условий «ДА», «НЕТ», «-» и «Х» (выполнение), «-» (невыполнение) ;
расширенная таблица помимо условий и действий включает конкурентные (альтернативные) условия и действия ;
смешанная таблица включает как ограниченные, так и расширенные указатели
Слайд 8
Вопрос 1 Табличная техника принятия управленческих решений
Пример ограниченной
таблицы
Слайд 9Таким образом,
табличная техника принятия управленческих решений позволяет бизнес-лидеру анализировать,
документировать и принимать адекватные хозяйственной ситуации рациональные управленческие решения
Слайд 10
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Креативные методы принятия
управленческого решения –
интеллектуальные коллективные методы, с помощью которых
интегрируется интеллектуальный
потенциал бизнес-лидера и последователей;
осуществляется творческое взаимодействие между членами группы;
достигается эффект синергии, т.е. творческий кадровый потенциал группы становится больше суммы персональных потенциалов каждого из сотрудников
Слайд 11
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Креативные методы принятия
управленческого решения:
метод «мозговой атаки»;
метод «мозгового штурма» (брейнсторминг);
метод
эвристических (сократовских) вопросов;
анализ производственных ситуаций;
дискуссия;
метод свободных ассоциаций;
метод синектики;
метод аналогий
Слайд 12
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Метод «мозговой атаки»
Слайд 13
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Характеристики прямой «мозговой
атаки»:
длительность проведения от 15 до 60 минут;
число участников от
4 до 15 человек;
отбор идей производится экспертами;
оценка идей осуществляется в два этапа
Из общего количества идей отбираются самые креативные или рациональные
Из отобранных идей выбирается самая оптимальная для определенной хозяйственной ситуации
Слайд 14
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Характеристики массовой «мозговой
атаки»:
число участников от 20 до 60 человек, работающих в малых
группах;
длительность обсуждения и генерирования идей в группах – 15 минут;
отбор идей и оценка производится экспертами
в два этапа
Из общего количества идей отбираются самые креативные или рациональные
Из отобранных идей выбирается самая оптимальная для определенной хозяйственной ситуации
Слайд 15
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Слайд 16
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Цель проведения «мозгового
штурма» -
коллективное принятие креативного управленческого решения на основе анализа
идей и контридей
Слайд 17
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Этапы «мозгового штурма»
Этап
1. Формирование малых групп в учетом психологической и коммуникативной совместимости,
баланса активности, профессиональной подготовки, образовательного потенциала, понимания цели «штурма» и др.
Слайд 18
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Этапы «мозгового штурма»
Этап
2. Формирование экспертной аналитической группы
Слайд 19
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Этапы «мозгового штурма»
Этап
3. Формирование исходной творческой задачи в общем виде и сообщение
ее участникам «мозгового штурма»
Слайд 20
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Этапы «мозгового штурма»
Этап
4. Генерирование и выдвижение идей малыми группами по правилам прямой
и массовой «мозговой атаки»
Слайд 21
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Этапы «мозгового штурма»
Этап
5. Систематизация и классификация идей экспертной аналитической группой
Слайд 22
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Этапы «мозгового штурма»
Этап
6. Оценка идей на реализуемость с целью установления возможных препятствий
и из преодоления
Слайд 23
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Этапы «мозгового штурма»
Этап
7. Оценка критических замечаний, высказанных в процессе этапа 6 и
составление окончательного списка идей, которое могут быть реализованы, и контридей
Слайд 24
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Цели метода эвристических
(сократовских) вопросов (беседы) –
упорядочение имеющейся информации для принятия коллективного
управленческого решения;
стимулирование творческой деятельности сотрудников;
развитие креативности и сетевого мышления бизнес-лидера и последователей
Слайд 25
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Принципы метода эвристических
(сократовских) вопросов (беседы)
проблемность управленческой задачи;
оптимальность решения управленческой задачи;
дробление информации:
разбивка общей проблемы на подпроблемы;
целеполагание: каждый вопрос формирует новую стратегию и цель деятельности
Слайд 26
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Последовательность основных вопросов
метода эвристических (сократовских) вопросов (беседы), ответы на которые помогут принять
управленческое решение:
КТО ЧТО ЗАЧЕМ ГДЕ ЧЕМ КАК КОГДА
Слайд 27
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Метод анализа производственных
ситуаций:
используется как для индивидуальной, так и групповой (до 10 человек)
работы;
информация, отобранная для принятия управленческого решения, должна предполагать альтернативный подход у данному принятию;
участникам метода могут быть предложены как факты реальной производственной ситуации, так и воображаемой
Слайд 28
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Метод дискуссии позволяет
установить насколько ее участники ориентируются в обсуждаемых вопросах и умеют
применить знания на практике, поэтому:
должна быть создана атмосфера свободного обмена знаниями, мнениями, идеями;
обсуждение целесообразно ограничить одним проблемным вопросом или одной темой
Слайд 29
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Метод свободных ассоциаций
позволяет установить неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы, объективного состояния
дел и профессионального опыта бизнес-лидера и последователей, поэтому:
возможен отсроченный критический анализ обсуждаемых идей;
необходимо предоставить участникам метода свободу в установке ассоциативных связей и обсуждаемых идей;
каждый член группы может предложить любое слово или понятие, которое будет базисным для установления ассоциативных связей в процессе выдвижения идей
Слайд 30
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Метод синектики предполагает
принятие управленческого решения на основе обсуждения проблемы членов коллектива разных
специальностей:
Этапы метода синектики:
анализ общих признаков проблемы, позволяющих сформулировать ее с разных точек зрения для уточнения истинного смысла проблемы;
выдвижение идей и их селекция группой;
отбор идей;
оценка идей для принятия креативного управленческого решения
Слайд 31
Вопрос 2. Методы креативного принятия управленческого решения
Метод аналогий предполагает
принятие управленческого решения на основе установления сходства между несовместимыми объектами:
Этапы
метода аналогий:
идентификация целей объектов;
идентификация функций объектов;
идентификация возможностей объектов;
определение плюсов и минусов исследуемых объектов;
отбор и оценка предлагаемых идей для принятия креативного управленческого решения
Слайд 32Таким образом,
использование креативных методов принятия управленческого решения позволяют бизнес-лидеру активизировать
творческую деятельность последователей и группы и создать новый креативный продукт
– коллективное управленческое решение
Слайд 33Вопрос 3 Интуиция в деятельности бизнес-лидера
Интуиция –
непосредственное постижение истины
без логического анализа, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте;
«чутьё», проницательность
Слайд 34Вопрос 3 Интуиция в деятельности бизнес-лидера
Воображение –
способность сознания создавать
образы, представления, идеи и манипулировать ими
Играет ключевую роль в
моделировании, планировании, творчестве
Слайд 35Вопрос 3 Интуиция в деятельности бизнес-лидера
Эмпатия –
понимание эмоционального состояния
другого человека посредством сопереживания и проникновения в его субъективный мир
Слайд 36Вопрос 3 Интуиция в деятельности бизнес-лидера
Проницательность –
способность быстро и
верно понимать сущность чего-либо
Слайд 37Вопрос 3 Интуиция в деятельности бизнес-лидера
Инсайт (от англ. insight) —
внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и
структуры ситуации в целом,
посредством которого
достигается осмысленное
решение проблем
Слайд 38Вопрос 3 Интуиция в деятельности бизнес-лидера
Интуиция помогает
бизнес-лидеру
быстро находить верное
решение управленческой проблемы;
ориентироваться в сложных управленческих ситуациях;
предвидеть ход событий, влияющих
на качество управленческого труда
Слайд 39Вопрос 3 Интуиция в деятельности бизнес-лидера
Под воздействие инсайта бизнес-лидер
внезапно находит
верное решение управленческой проблемы, над которой он долго и настойчиво
думал
Слайд 40Вопрос 3 Интуиция в деятельности бизнес-лидера
За развитие интуиции отвечает правое
полушарие головного мозга человека
Слайд 41Вопрос 3 Интуиция в деятельности бизнес-лидера
Основной критерий интуиции бизнес-лидера –
видение
сути управленческих проблем путей их решения
Слайд 42Вопрос 3 Интуиция в деятельности бизнес-лидера
Интуиция позволяет бизнес-лидерам анализировать
ресурсы организации;
Слайд 43Вопрос 3 Интуиция в деятельности бизнес-лидера
Интуиция позволяет бизнес-лидерам анализировать
хозяйственную ситуацию;
Слайд 44Вопрос 3 Интуиция в деятельности бизнес-лидера
Интуиция позволяет бизнес-лидерам анализировать
стратегические тенденции
развития организации;
Слайд 45Вопрос 3 Интуиция в деятельности бизнес-лидера
Интуиция позволяет бизнес-лидерам анализировать
силы, возможности,
способности, отношения и резервы основных элементов бизнес-лидерства
Слайд 46Таким образом,
интуиция способствует развитию креативного бизнес-лидерства и позволяет успешно
принимать и реализовывать нестандартные управленческие решения
Слайд 47Таким образом,
табличной техникой принятия решений, креативными методами принятия решений и
развитие лидерской интуиции являются эффективными современными технологиями принятия управленческих решений