Слайд 1Курс: Инвестиции в человеческий капитал
Лекция 3
Инвестиции в человеческий капитал. Капитал
здоровья.
Слайд 2Темы лекции
Виды инвестиций в ЧК
Воспроизводство ЧК
Теория фильтра (сигнала)
Капитал здоровья
Меры по
увеличению продолжительности жизни
Слайд 3Инвестиции
Долгосрочное вложение капитала с целью получения прибыли
Начальные затраты, которые, как
надеется инвестор, окупятся спустя некоторое время
Слайд 4Специфические особенности процесса инвестирования в ЧК
Вложение в живую личность человека
(риск)
Развитие способностей и навыков человека
Поддержание адекватного уровня трудоспособности
Инвестиции в ЧК
осуществляются одновременно государством, самим человеком, его семьей, предприятиями
По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудоспособного возраста), а потом резко снижается
Слайд 5Г.Беккер - Инвестиции в ЧК
Получение образования
Поддержание здоровья, медицинские услуги
Мобильность, поиск
работы
Воспитание детей
Поиск информации о ценах, доходах, заработной плате
Слайд 6Дж.Кендрик Виды инвестиций в ЧК
Вещественные:
Затраты, связанные с физическим формированием и
развитием человека
Невещественные:
Расходы на общее образование, специальную подготовку, перемещение рабочей силы
Слайд 7К.Макконелл и С.Брю Виды инвестиций в ЧК
Расходы на образование, в
том числе общее и специальное, подготовку на рабочем месте
Расходы на
здравоохранение, включая затраты на профилактику заболеваемости, мед.услуги, улучшение жилищных условий
Расходы на мобильность рабочей силы, чтобы мигрировать из мест с относительно низкой производительностью в места с более высокой (соотв. с более высокими ставками З.П.)
Слайд 8Затраты, связанные с инвестициями в ЧК
Прямые (расходы из собственного кармана
индивида): плата за обучение, приобретение учебников, расходы на смену места
жительства и поиск работы
Упущенный заработок (в процессе обучения обычно не удается работать в режиме полного рабочего дня)
Моральные затраты (моральный ущерб) (усилия обучающегося, утомление от поиска работы, потеря друзей при переезде и т.п.)
Слайд 10По основным составляющим человеческого капитала
1) биологический (природный) капитал: умственные (интеллектуальные)
способности, определяемые генофондом; здоровье, полученное от родителей; красоту и др.
2)
капитал образования, сформированный из полученных новых знаний в образовательной сфере;
3) капитал здоровья, формируемый благодаря образу жизни человека, а также развитию здравоохранения и спорта в стране;
4) капитал семьи (социальное происхождение): воспитание, мотивации, духовные ценности и т.п.;
5) капитал производственной подготовки, возникающий в результате непосредственного рабочего процесса;
6) капитал культуры, имеющий тесную связь с капиталом семьи, определяемый культурой семьи, а также средой обитания и личными культурными пристрастиями человека.
Слайд 11Элементы человеческого капитала
Капитал здоровья
Трудовой капитал
Интеллектуальный капитал
Организационно-предпринимательский капитал
Культурно-нравственный капитал
Источник А.А. Цыренова
Развитие человеческого капитала в условиях трансформации институциональной среды, 2006
Слайд 12По уровням
Микроуровень – индивидуальный ЧК
Мезоуровень – ЧК фирмы
Макроуровень – ЧК
региона, ЧК нации
Слайд 13По формам воплощения ЧК
живой капитал, воплощенный в самом человеке: знания,
здоровье, производственный опыт и т.д.;
неживой капитал, воплощенный в материальных, физических
результатах деятельности человека, обладающего определенными знаниями, уровнем культуры, опытом, здоровьем: изобретения, доход и т.д.;
институциональный капитал, воплощенный в институтах, направленных на содействие наиболее эффективному использованию человеческого капитала
Слайд 14Процесс воспроизводства ЧК
Источник: Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека –
М.: Аспект-
Пресс, 1995. С.275-276.
Допроизводственный период:
Начальное семейное воспитание
Дошкольное обучение
Школьное образование
Специальное профессиональное
образование
2. Вступление в состав рабочей силы
3. Основный период трудовой деятельности
4. Адаптация к выходу из состава рабочей силы
5. Пенсионный период
Слайд 15Допроизводственный период
от рождения до получения формального и специального образования.
Включает:
период начального семейного воспитания, время дошкольного обучения, школьной образовательной подготовки,
этап получения специального профессионального образования.
Эта стадия требует значительных затрат, инвестиций в большей степени на уровне семьи, домохозяйства, государственные затраты на поддержание системы общего среднего и профессионального образования также значительны
Слайд 16Трудовая деятельность
первоначальный период вступления в состав рабочей силы - стадия
характерна трудным периодом адаптации, низкими заработками и далее значительными темпами
роста заработной платы
основной период стабильной трудовой деятельности в различных сферах производства - самая продолжительная стадия, охватывает в среднем 20 лет плодотворной, эффективной трудовой деятельности, характеризуется максимальным уровнем заработной платы на протяжении всего периода
Слайд 17Выход из состава рабочей силы
период постепенного возрастного снижения трудовой активности
и адаптации к выходу из состава рабочей силы характеризуется некоторым
снижением трудовой активности и уровня заработной платы;
пенсионный период характеризуется в большинстве случаев выбытием из состава рабочей силы, резким снижением уровня доходов и минимальной трудовой активностью
Слайд 18Эмпирические профили «возраст-доход»
Заработки увеличиваются вместе с уровнем образования и опытом
работы
Слайд 19Средние заработки работающих полный день растут с ростом уровня образования
Наиболее
быстрый рост заработков происходит в начале трудовой жизни – графики
имеют выпуклую форму
Различия в заработках, связанные с образованием, возрастают с ростом трудового стажа – графики имеют тенденцию к разрастанию
Графики «возраст-заработки» для мужчин оказываются более выпуклыми и разрастающимися, чем для женщин
Слайд 20Источник: Российский работник: образование, профессия, квалификация. Под редакцией В.Гимпельсона и
Р.Капелюшникова, 2011
Слайд 21основные этапы воспроизводства ЧК
инвестирование,
формирование,
реализация
Слайд 23Источник А.А. Цыренова Развитие человеческого капитала в условиях трансформации институциональной
среды
Слайд 24Модель производства ЧК Л.Туроу
HC= f(K, HCx, P, EA)
HC - произведенный
человеческий капитал
К – физический капитал
HCx - вложения человеческого капитала
Р –
природные ресурсы
ЕА – экономические способности индивидов
Слайд 25Мнение А.А. Цыреновой:
Модель не учитывает институциональные аспекты – трудовые затраты
родителей, затраты по обучению и воспитанию детей в семье, приобретение
знаний на рабочем месте
Необходим неоинституциональный подход для изучения функций, значения и возможностей институтов в производстве и развитии человеческого капитала
Источник А.А. Цыренова Развитие человеческого капитала в условиях трансформации институциональной среды
Слайд 26Формирование человеческого капитала начинается с микроуровня - семьи, основного неформального
социального института, в рамках которого создается потенциальный человеческий капитал.
На
протяжении истории человечества семья, видоизменяясь, оставалась главной силой в производстве и распределении товаров и услуг, фундаментом общественного порядка и экономического воспроизводства, главным инвестором человеческого капитала.
Источник А.А. Цыренова Развитие человеческого капитала в условиях трансформации институциональной среды
Слайд 27В своем труде Г.Беккер «Новая экономическая теория семьи» (1983 г.)
выделяет основную функцию домохозяйства – воспроизводство человеческого капитала.
Все составляющие человеческого
капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые домохозяйство вкладывает в своего ребенка с тем, чтобы эти затраты многократно компенсировались возросшим потоком доходов в будущем, если не для семьи в целом, так для самого ребенка.
Слайд 28Функции семьи в формировании ЧК
Создание нормальных условий для производства человеческого
капитала
Формирование и использование семейного бюджета
Ведение домашнего хозяйства
2. Производство человеческого капитала
Детородная
функция
Функция социализации
Рекреационная функция
3. Реализация человеческого капитала
Участие членов семьи в рыночном хозяйстве (индивидуальное, семейный бизнес и т.п.)
Источник А.А. Цыренова Развитие человеческого капитала в условиях трансформации институциональной среды
Слайд 29Теория фильтра
(Теория сигнала)
Альтернатива теории человеческого капитала
Слайд 30Теория фильтра
Авторы П.Вайлс, М.Спенс
Суть теории «фильтра» заключается в том, что
образование трактуется как средство отбора, как устройство, сортирующее учащихся по
их производственным качествам
центральная идея теории - выдвижение на первый план не производительной, а селективной (информационной) функции образования
Слайд 31Информационная функция образования в теории фильтра
предполагается, что более одаренные люди
достигают в среднем более высоких ступеней образования,
следовательно, в процессе
обучения происходит как бы сортировка учащихся по уровню их способностей
Слайд 32Условиями эффективного функционирования системы сигналов
Согласно М. Спенсу ими являются:
1)
небесплатность получения сигнала. Если бы он был даровым, то его
могли бы приобретать как более, так и менее способные лица, так что по наличию сигнала нельзя было бы судить о деловых качествах человека;
2) стоимость приобретения сигнала должна быть обратно пропорциональна производительности работника, т.е. чем способнее человек, тем дешевле должно ему обходиться получение сигнала. В противном случае сигналы приобретались бы в равных количествах как более, так и менее одаренными лицами
Слайд 33Точка зрения
«ведущие университеты занимаются только тем, что просто отбирают талантливых
людей, которые добились бы успеха в любом случае»
«университеты стали чем-то
вроде паразитических организмов, научившихся извлекать прибыль, предоставляя людям сигнальный сервис»
Источник - П. Тиль, основатель PayPal, интервью М. Шафферу, 2011, журнал Эсквайр
Слайд 34Критика теории фильтра
Если теория отбора верна, то влияние образования на
заработки должно уменьшаться с возрастом, поскольку со временем предприниматели на
практике узнают способности работников и могут назначать заработную плату в соответствии с их производительностью, а не наугад, по уровню образования.
это предсказание не находит подтверждения: разрыв в заработках у людей с разным образованием, не только не сокращается, но, наоборот, увеличивается по мере роста их трудового стажа
Слайд 35Капитал здоровья
Индекс ожидаемой продолжительности жизни как составной элемент ИРЧП
В течение
1990х г. состояние здоровья жителей России существенно ухудшилось
Отчет ИРЧП 2013
- Россия - 55 место (среди 187)
по продолжительности жизни – 124 место, по уровню образования – 49 место, ВНД на душу населения - $12,7 тысяч, 73 место
российские мужчины умирают на 15 - 19 лет раньше, чем мужчины в развитых странах
Слайд 36факторы, которые на макроуровне коррелируют с продолжительностью жизни
Уровень и качество
жизни
Удельный вес убыточных предприятий и организаций в их общем числе
Уровень
благоустройства жилья
Прожиточный минимум всего населения
Величина прожиточного минимума пенсионеров
Соотношение величины пенсий и прожиточного минимума пенсионеров
Доля доходов от предпринимательской деятельности
Уровень преступности
Дискомфортность природных условий
Структура и характер питания
Б. Прохоров Социально-экономические условия и общественное здоровье в России переходного периода)
Слайд 37Капитал здоровья
одна из составляющих человеческого капитала
представляет собой ценность сама по
себе
влияет на срок накопления и использования других видов человеческого капитала
– образования и профессионального опыта
Слайд 38Инвестиции в здоровье
Позитивные
(Занятия физ.культурой, здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, диспансеризация
и т.п.)
Негативные
(Курение, злоупотребление алкоголем, стресс, высокая трудовая нагрузка, малоподвижный образ
жизни и т.п.)
Слайд 39Здоровье в экономической теории
Вид потребительского блага (анализ «спроса на хорошее
здоровье» наряду с другими видами)
Составной элемент человеческого капитала
(изучение отдачи от
«капитала здоровья» наряду с другими видами капитала)
Слайд 40Модель М. Гроссмана
уровень здоровья измеряется продолжительностью рабочих дней в году,
пропущенных по болезни (рассматривается только занятое население)
Человек в одно и
то же время является и «потребителем» и «производителем» собственного здоровья
В первом случае здоровье как благо входит в его функцию полезности, во втором – он осуществляет инвестиции в человеческий капитал здоровья и тем самым изменяет его уровень.
Слайд 41Спрос на здоровье
одно из важнейших благ
как «инвестиционное благо» определяет
суммарное количество рабочего времени, которое индивид может посвятить работе на
рынке труда в течение предстоящей жизни, и, следовательно, его будущие доходы
Слайд 42Капитал здоровья (КЗ)
В начале жизненного цикла человек располагает определенным запасом
КЗ
КЗ сокращается начиная с некоторого момента. При этом темп сокращения
является возрастающим во времени.
При достижении определенного критического уровня капитала здоровья наступает смерть.
Слайд 43Гипотезы модели М.Гроссмана
Согласно модели М. Гроссмана существует позитивное влияние ставки
заработной платы на уровень здоровья
Исследования данных РМЭЗ (Рощина Я.М.
Отдача от позитивных и негативных инвестиций в здоровье, 2008) подтверждают эту гипотезу частично, т. е. для отдельных заболеваний и некоторых возрастных групп. Чаще всего заболеваемость падает с ростом доходов в младшей возрастной группе особенно среди молодых мужчин
Слайд 44Гипотезы модели М.Гроссмана
Модель М. Гроссмана предполагает позитивное влияние уровня образования
на здоровье (более образованные люди лучше информированы о последствиях своего
поведения и могут принимать более эффективные меры по сохранению здоровья)
Исследование Я.Рощиной: люди с высшим образованием имеют выше вероятность заболеть одним из заболеваний, особенно в молодом возрасте. … что в данном случае высшее (а в некоторых случаях и среднее специальное) образование может быть связано как с большей напряженностью учебы и работы, заложившей основы для развития болезней, так и с сидячей работой, что, например, может приводить к болезням позвоночника и желудочно-кишечного тракта
Слайд 45Основные выводы исследования Я.Рощиной
высокая степень влияния поведенческих характеристик людей на
сохранение или ухудшение их здоровья.
наиболее сильное влияние, помимо социально-демографических
характеристик, оказывают занятия спортом (позитивный эффект), потребление табака и алкоголя (негативный эффект).
эти способы поведения могут рассматриваться как различные виды инвестиций в здоровье
Слайд 46Основные выводы исследования Я.Рощиной
полисы дополнительного медицинского страхования и профилактические посещения
врача не оказывают ожидаемого предупредительного эффекта для здоровых людей, но
способствуют диагностике и выявлению заболеваний
Слайд 47Основные выводы исследования Я.Рощиной
Значимое влияние показатели инвестиций в здоровье оказывают
также на занятость, в частности, люди, которые в прошлом периоде
вели «здоровый образ жизни», имеют более высокую вероятность занятости
Негативное влияние чрезмерного употребления алкоголя на доходы мужчин
Слайд 48Причины смерти и приоритеты политики снижения смертности в России
Статья авторов
- Вишневский А.Г., Васин А.А., Экономический журнал высшей школы экономики,
№4 2011
Слайд 50Концепция развития здравоохранения РФ
«В России существует 4 основных фактора риска:
высокое артериальное давление,
высокий уровень холестерина,
табакокурение и
чрезмерное потребление
алкоголя,
вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5%, а в количестве лет жизни с утратой трудоспособности 58,5%”
Слайд 55Источник: Юмагузин В., Кваша Е. Смертность от внешних причин смерти
в России во второй половине 20- начале 21 века, Демоскоп,
№535-536, декабрь 2012
Слайд 56Источник: Юмагузин В., Кваша Е. Смертность от внешних причин смерти
в России во второй половине 20- начале 21 века, Демоскоп,
№535-536, декабрь 2012
Слайд 57Источник: Юмагузин В., Кваша Е. Смертность от внешних причин смерти
в России во второй половине 20- начале 21 века, Демоскоп,
№535-536, декабрь 2012
Слайд 59Источник: Юмагузин В., Кваша Е. Смертность от внешних причин смерти
в России во второй половине 20- начале 21 века, Демоскоп,
№535-536, декабрь 2012
Слайд 60Ваши предложения мер по увеличению продолжительности жизни