Слайд 1Инженерная и научная деятельность
Инженер
«Лучшая карьера для молодого человека»
«Знает все науки»
Бибилиотека
классики. Гюстав Флобер. Госпожа Бовари. Повести. Лексикон прописных истин. —
М.: Художественная литература. Гюстав Флобер. Перевод с французского Т. Ириновой. 1989.
Слайд 2Инженер в Античности
Строили рудники, мосты, отопительные системы, дороги, театры, термы,
туннели, гидротехнические сооружения. Создавали измерительные инструменты, грузоподъемные механизмы.
Архимед —
первый инженер
В период эллинизма почетное место в обществе
Слайд 3
За Александром Македонским следовали всегда два инженера.. для снимания чертежей
с земель, чрез кои Государь их шествовал. ПЭ 1 32
Слайд 4
В Риме
Витрувий (I век до н. э.), происходивший из бедной
семьи, был приближенным императора Августа. «Десять книг об архитектуре»
Фронтин (40
- 103 гг.) принадлежал к сенатской аристократии. «О водопроводах»
Слайд 5
Из императорского стипендиального фонда для обучения инженерному делу (правление Александра
Севера и Константина I) оплачивались все расходы по обучению и
содержанию математически одаренных мальчиков и 18-летних юношей, в основном из небогатых семей
Диоклетиан содержал на государственное жалованье преподавателей механики и архитектуры
Слайд 6
«Военный архитектор, знающий военную архитектуру или фортификацию. Офицер, которой
вымышляет, делает чертежи, касающиеся до осады городов, защищения или укрепления
мест. Он должен быть сведущ в математике и гражданской архитектуре .. Искусный инженер сверх того должен знать механику, перспективу. физику, историю, географию и иные, к полезному и распространению ума служащие науки и познания». Ян. 1803.
Слайд 7
«Того ради прнужден он мнение свое отменить
и атаковать неприятелскои лагер, хотя он велми крепок .. яко
фортеция, и около которых многие инжениеры трудились и спрошлои осени». 1719
«Абраму (арапу), который во Франции служил капитаном и привез свидетелство, того ради определить ево порутчиком бомбардирскую роту к инженерам, которых из молодых в кондукторы надлежит собрать корпоральство из наших полков и их детей, которые тому обучаются». 1724. Указ Петра I.
Слайд 8
В русском войске XVI века инженеры назывались «розмыслами».
В
России инженерное образование началось с основания в 1701 года. в
Москве школы математических и навигационных наук, а затем в 1712 года первой инженерной школы. Первым инженерным учебным заведением России, начавшим давать систематическое образование, становится основанная в 1701 году Петром I Школа математических и навигационных наук (Школа Пушкарского приказа).
Слайд 9
«Ученый строитель, но не жилых домов (это архитектор, зодчий),
а других сооружений различнаго рода. Военный инженер, назначенный для военных,
земляных и всякаго рода работ и сооружений, для ведения осады и защиты крепостей; эта часть разделяется на вожатую (генеральный штаб), инженерную, саперную, пионерную и пр. Гражданский инженер и инженер путей сообщения, заведывающий стройкою мостов, дорог, переправ и обязанностью зодчаго. Горный инженер ведает горное дело; корабельный, стройку судов; инженер-механик, машинное устройство». Даль.
Слайд 10
«ИНЖЕНЕ́Р, инженера, муж. (франц. ingenieur). Лицо с высшим техническим образованием».
Ушаков. 1934-35 гг.
Слайд 11
«На практике эта готовность чтить "всех, кроме Ваала", оборачивалась духовным
экстремизмом, презрением к "буржуазности", к житейской норме и здравому смыслу,
к "фармацевтам" (слово, имевшее в начале века тот же смысловой оттенок, какой в богемной среде 1970-1980-х имело слово "инженер")». Звезда 1997
Слайд 12
«Он сказал инженера, что значило в обиходе - бедного,
значило не умеющего жить». В. Маканин. Андеграунд. // Знамя 1998
Слайд 13
Инженер (фр. ingénieur ← от лат. ingenium — хитроумный, способный, специалист.
Основным содержанием деятельности
инженера является разработка новых и/или оптимизация существующих инженерных решений.
Слайд 14
Инженер - работник, который умеет творчески использовать научные знания,
проектировать и строить промышленные предприятия, машины и оборудование, разрабатывать (применять)
производственные методы, используя различные инструменты (отдельно или в различных комплектах), конструировать эти инструменты, пользоваться ими, хорошо зная принципы их действия и предугадывая их «поведение» в определённых условиях. Инженер обязан в соответствующей степени учитывать требования экономики, техники безопасности и сохранности оборудования
Слайд 15Особенности инженерной деятельности (В.П.Булатов и Е.А.Шаповалов)
1) принадлежность к материальному
производству, технической практике;
2) техническая направленность (без и вне этого инженер
лишается предмета своей деятельности);
3) научная обоснованность (сознательное использование науки для прогресса техники);
4)неотделимость её от технического и научно-технического творчества;
5) её опосредованное воздействие на технику (инженер, как правило, сам не производит технику, не реализует свой проект, а делает это через рабочих)
Слайд 16
В XX в. инженерия разделилась на множество отраслей и подоотраслей
- физическая (электрическая, механическая, радиотехническая и т.п.), химическая (производство искусственных
волокон, минеральных удобрений, лекарственных средств, товаров бытовой химии и т.д.), биологическая (биомеханика, бионика, биосинтез, биооптика, биоэнергетика и пр.) и др.
Слайд 17Категории инженеров
производственник - выполняет функции технолога, организатора производства, инженера по
эксплуатации;
исследователь - разработчик - сочетает функции изобретателя, проектировщика и
конструктора, участвует в процессе соединения науки с производством;
«универсалист» (или системотехник) - инженер широкого профиля, задачи которого - организация и управление инженерной деятельностью и создание основных технических систем.
Слайд 18
Социотехническое проектирование — инженерная деятельность?
учёт социокультурных и антропологических
аспектов инженерной деятельности и её результатов
Деятельность инженера, в принципе, носит
творческий характер, предполагает преимущественно инновационные, нестандартные, неалгоритми-рованные операции, решения и действия, связанные с созданием нового в области техники, технологии и организации производства. Дизайнер.
Кризис инженерии?
Слайд 19Этапы инженерного творчества
создание нового технического объекта, формирование проблемной ситуации с
одновременным аналитическим осмыслением её структуры
рождение и вынашивание новой технической идеи
(нового принципа, новой трансформации и др.)
Слайд 20
разработка «идеальной модели», функциональной и структурной схемы будущего технического объекта
(«идея — образ»)
конструирование
предметное и относительно завершённое воплощение изобретения, усовершенствование или
приспособление в новом техническом объекте
Слайд 21Этапы (В.П.Булатов и Е.А.Шаповалов)
определения потребности
выработки и принятия решения
подготовки производства
регулирования
производства
удовлетворения технической потребности
Слайд 22
Процесс создания нового технического объекта идёт не от научной идеи
к технике, а от технической идеи к техническому решению, а
от него – к новому техническому объекту.
Инженерное творчество имеет свою специфику, выходит за рамки сугубо технического мышления, которому чаще всего присущи узкий прагматизм, технократизм, асоциальность, а порой и дегуманизированность.
Слайд 23Общая систематизация технических методов
1)рассмотрение объекта как системы;
2)определение состава, структуры и
организации элементов и частей системы;
3) выявление зависимости каждого элемента от
его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого не сводимы к сумме свойств его элементов;
4)анализ того, насколько поведение системы обусловлено, как особенностями её элементов, так и свойствами её структуры;
5)исследование механизма взаимозависимости системы и среды;
Слайд 24
6)изучение характера иерархичности, присущего данной системе;
7)определение функций системы и
её роли среди других систем;
8)обеспечение множественности описаний с целью
множественного охвата системы;
9)рассмотрение динамики системы, представление её как развивающейся целостности, обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы
Слайд 25
идеализация, формализация, моделирование, математические и информационно-компьютерные методы
математический аппарат и
теоретические схемы
1)функциональные, ориентированные на математическое описание; 2)поточные, фиксирующие естественные процессы,
которые протекают в технической системе, и их функционирование; 3)структурные, представляющие его конструктивные параметры и инженерные расчеты, а также структуру объекта.
Слайд 26
Диза́йн (англ. design замысел, план, проект, намерение, цель и от
лат. designare отмерять, намечать) — творческая деятельность, целью которой является
определение формальных качеств промышленных изделий.
Эти качества включают и внешние черты изделия, но, главным образом, структурные и функциональные взаимосвязи, определяющие изделие в качестве единого целого как для изготовителя, так и для потребителя
Слайд 27
Дизайн — творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных
изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного
соответствия создаваемых объектов и среды в целом, возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.
Дизайнер — человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях (в том числе архитектор, проектировщик, иллюстратор, дизайнер плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнер).