Слайд 1Иоганн Готлиб
Фихте
(1762 —1814)
Слайд 2Биография Философа
Фихтеродился в Саксонии, в деревне Рамменау, 19 мая 1762 г. Многое
в его дальнейшей биографии предопределил случай. Барон Мильтиц пропустил церковную
проповедь и был чрезвычайно удивлен, когда мальчишка Иоганн Готлиб буквально слово в слово пересказал ему выступление священника. Барон стал покровителем юного Готлиба и помог ему получить образование в Йенском, позднее - в Лейпцигском университете. Окончив учебное заведение, с 1778 г. Фихте пытался поправить финансовое положение, работая в состоятельных семьях домашним учителем.
Еще одним знаменательным событием в его жизни стало знакомство с произведениями Иммануила Канта. Начав изучать их в 1790 г., он сразу почувствовал близость идей этого философа, искал встречи с кумиром, выслал ему рукопись работы «Опыт критики всякого откровения». Встреча действительно состоялась - в 1791 г. в Кенигсберге. Ее следствием стала опубликование сочинения Фихте. Поскольку оно вышло анонимно, все сочли, что его автором являлся Кант. Когда же выяснилось, кому действительно принадлежала эта заслуга, Фихте стал известным.
Слайд 3В 1794 г. Фихте - профессор Йенского университета, где он преподавал
этику и теорию права. Переехал в Берлин в 1799 г.
В немецкой столице он читал публичные лекции, пользовавшиеся большой популярностью. В 1805 г. лекции Фихте слушали студенты Эрлагенского университета.
Лекции он читал и в Кенигсберге, куда вынужден был переехать в связи с наступлением французской наполеоновской армии. В этом городе он занимался подготовкой «Речей к немецкому народу», с которыми зимой 1807-1808 гг. выступал в Берлинской академии. Эти речи патриотического содержания призывали народ объединиться, а также реформировать систему образования.
Начиная с 1810 г. Фихте был профессором Берлинского университета, а в 1810 г. стал первым выборным его ректором. Этот пост он занимал вплоть до смерти. В 1814 г. философ вступил в антинаполеоновское народное ополчение, однако почти сразу заразился тифом от супруги, которая ухаживала за ранеными бойцами в лазаретах, и умер 29 января 1814 г. в Берлине.
Слайд 4Философия Фихте
Центром всего он, подобно Декарту, признаёт неопровержимый факт самосознания.
По убеждению Фихте, уже в этом первичном ощущении нами собственного
«Я» содержатся все кантовские категории. Отсюда и возникает категория тождества. Я реален, и в этом нельзя сомневаться – следовательно, в факте самосознания содержится и кантовская категория реальности.
Акт самосознания распадается на три неизбежных момента: 1) самоощущение Я, 2) представление о Не-Я, 3) осознание того, что без Не-Я нет Я. Введённое в философии Фихте понятие об этих трёх моментах проявления духа – тезисе, антитезисе и синтезе – получило затем широкое развитие в системах Шеллинга и Гегеля.
Слайд 5Фихте вообще представляет сознание деятельным, тогда как Кант больше склонен считать
его пассивно-созерцательным. В этом – корень различия между их системами, отсюда
проистекают все главные их несходства.
Свобода человеческого Я наглядно выражается в деятельности произвольного внимания. Но, несмотря на постоянное стремление сделать человеческое Я полностью независимым от всего внешнего, Фихте всё же приходится признать, что сам первичный акт сознания, которым создаются Я и Не-Я, не зависит от свободной воли отдельной личности.
Высшая цель деятельности Я, по философии Фихте, состоит в том, чтобы одухотворить, интеллектуализировать противостоящее ему Не-Я, поднять его на высшую ступень сознания, подчинить его закону разума, тождественному закону совести.
Помимо гносеологии Фихте в своей философской системе затрагивает вопросы права, истории, этики, религии и общественного воспитания
Слайд 6Труды Филососфа
Несколько лекций о назначении ученого.
Назначение человека.
Основные
черты современной эпохи
Факты сознания
Наукоучение
Слайд 7Цитаты
„Человек может то, что он должен, и, если он говорит «я не могу», значит
он не хочет.“
„Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем.“
„Ничто так не умерщвляет неукоснительно любовь
женщины, как подлость и бесчестность мужчины.“
„Пусть покинет меня все остальное, только б не покинуло мужество.“