Слайд 1Опережающие задания
Общее
Прочитать рассказ
Индивидуальные
Пересказ (близко к тексту) описания избы Бирюка
Пересказ «Внешность
Бирюка» (инд. задание)
Описание грозы (выразительное чтение или наизусть)
УРОК -
исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»
Слайд 2Цели:
развитие познавательного интереса
к творчеству И.С.Тургенева;
выявление особенностей характера главного героя рассказа
«Бирюк» и причин его трагического одиночества;
развитие навыка анализа эпического текста в единстве его формы и содержания.
Слайд 3Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ
(1818 - 1883),
русский писатель,
член-корреспондент Петербургской
АН (1860),
почётный доктор Оксфордского университета (1879).
Моя биография –
в
моих произведениях.
И.С.Тургенев
Слайд 4Цикл «Записки охотника»
«Записки охотника» состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих
собой отдельные законченные произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям.
В основе художественной стройности «Записок охотника» — образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование.
Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отношения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действующих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специально расспрашивает их о жизни, попутно сообщая читателю уже известные ему сведения об этом лице.
Слайд 5Жанры «Записок охотника»
«Записки охотника» включают в себя очерки, рассказы, новеллы.
Каждый в отдельности очерк или рассказ - это самостоятельное художественно
законченное произведение. Но в то же время «записки» составляют единый цикл, отличающийся поэтической цельностью.
Поэтическая цельность «Записок охотника» достигается посредством введения образа рассказчика и постановки во всех очерках и рассказах общей проблемы.
Первые очерки «Записок охотника» создавались И.С.Тургеневым в период тесного общения с В. Г. Белинским и Н. А. Некрасовым, под их непосредственным идейным влиянием.
В «Записках охотника» рассказчик в живой и увлекательной форме повествует о своих случайных встречах и беседах с многочисленными героями, сопровождая рассказ зарисовками природы, беглыми характеристиками народного быта, нравов и говоров Орловского края.
Слайд 6
Основной жанр «Записок охотника»
Основной жанр произведений сборника И.С.Тургенева «Записки охотника»
- художественный очерк.
Что такое очерк?
Очерк – разновидность малой
формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям.
Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу.
Почему же всё-таки очерк?
Потому что автор описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.
Слайд 7Рассказ
И.С.Тургенева
«Бирюк»
1847 год
Слайд 8 У И. С. Тургенева:
"Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за
леса, навстречу неслись длинные серые облака. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась."
Слайд 11Цитата
Но что может быть интересного
в грубом, необразованном человеке?
Как
что? – Его душа, ум, сердце, всё
то же, что
и в образованном человеке.
В.Г.Белинский
Слайд 12Бирюк– главный герой повести
Внешность
Бирюка
(ИНДИВ.
ЗАДАНИЕ)
«Я посмотрел на него.
Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту,
плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза».
Чем объясняется
повышенный интерес рассказчика к Бирюку?
Какое впечатление
производит
на рассказчика
внешность Бирюка?
Такая внешность вызывает симпатию. Лесник поразил рассказчика своим сказочным, богатырским видом. Бирюк представляется человеком сильным, смелым, мужественным, суровым, уверенным в себе.
Каким образом в портрете доказывается, что Бирюк относится к породе «редких молодцов», что делает его
похожим на богатыря?
«Высокий рост», «могучие мышцы», «суровое и мужественное лицо», глаза глядели «смело», «сложён на славу».
Охотник наслышан о леснике, поэтому смотрит на него «с удвоенным любопытством» и «выискивает» в его портрете что-то особенное, что объясняло бы отношение к нему местных крестьян.
Как относятся
к Бирюку
окрестные
мужики (выпишите цитаты)? За что?
«…окрестные мужики боялись как огня». «Вязанки хвороста не даст утащить». «Ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».
Они ненавидят Бирюка. В вину ставится его честность.
Слайд 13Исследовательская работа
Найдите в словаре В.И.Даля значение слова «бирюк».
Бирюк (по Далю)
м.
татарск. оренб. сиб. астрах. вор. зверь, серый, лыкас? новг.-бор. шуточн.
овчар; волк. Глядеть бирюком, волком, угрюмо, исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться. | В симб. местами называют так медведя, а в ниж. барсука; | астрах. сар. и донск. бирюк или бирючок, башмак, годовалый бычок (не телка). | Орл. тамб. вор. вид рыбы ерша, Acerina rossica? | медведка, двуручный струг. Бирючина м. увелич. бирючище, зверище; | человек нелюдим. | Бирючина, растен. жость, из семьи ясминовых, Ligustrum vulgare. Бирючьи ягоды урал.-казач. дикая спаржа. На Кавказе есть большой куст бирючина; не крушина ли? (Жость, жесть, жестер зовут также растен. Rhamnus catharctica, однородное с крушиной). Бирючий, волчий. Бирюковатый человек, угрюмый, нелюдимый.
Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?
Чьими глазами мы видим Бирюка?
В чём особенность портрета лесника?
Это «портрет-впечатление».
Рассказчик описывает человека, увиденного им впервые.
ЗВЕРЬ;
ВОЛК;
НЕЛЮДИМЫЙ, УГРЮМЫЙ ЧЕЛОВЕК
Слайд 14«Записки охотника». Улита. «Бирюк». 1883
Художник Елизавета Меркурьевна Бём (1843-1914)
Слайд 15ПЕРЕСКАЗ. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Изба лесника
Комфортно ли жить в такой обстановке?
Слайд 16Изба лесника
Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и
пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене.
На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, лоном поправлять лучину. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро.
Выпишите ключевые слова из описания избы.
Комната закоптелая, низкая и пустая, отсутствие полатей и перегородок, изорванный тулуп, груда тряпок, большие горшки, крошечная скамейка, люлька и двое детей. Одна деталь описания избы сменяется другой, третьей, четвертой... И каждая из них, и все вместе они рисуют страшную картину беспросветной нищеты. Изба лесника производит тягостное впечатление: все детали подчеркивают бедность и неуют.
Выпишите авторскую оценку. Прокомментируйте её.
«Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу», - в этих словах звучит горячее сочувствие автора.
Слайд 17В этих словах звучит горечь, душевная боль за подневольного, нищего
мужика.
Узнав чуть больше о жизни лесника (кроме хлеба, в доме
ничего нет, чаю нет, жена ушла, бросив двоих детей), изба показалась рассказчику «ещё печальнее прежнего». «Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание».
ВЫВОД. Интерьер и предметно-бытовые детали выступают средством раскрытия образа.
Интерьер помогает представить бедную, убогую жизнь Бирюка и вызывает чувство сострадания к его судьбе.
Изба лесника
Слайд 18«Записки охотника». «Бирюк». Художник Б. Дехтерев
Слайд 19Иван Николаевич Крамской.
Полесовщик (1874)
В картине И.Н. Крамского «Полесовщик»
(1874) художник обращается к теме русского крестьянства, однако его интересуют
«не глубины и сложности» народного характера, а эмоциональные состояния и душевные движения.
В «народной теме» он остается портретистом, исследующим прежде всего человека.
Слайд 20Бирюк
Впишите в кластер те качества, которыми, по вашему мнению,
обладает
главный герой повести.
Слайд 21Бирюк
Кроме этого, добросовестный, неподкупный, трудолюбивый, гостеприимный, спокойный, неозлобившийся, обладающий чувством
собственного достоинства. Какое созвездие удивительных качеств!
И при этом всеми ненавидим. Почему?
Слайд 22Писатели о «Записках охотника»
Итак, писатели отмечают, что в «Записках охотника»
впервые в русской прозе звучит тема самоценности, нравственной значительности людей
из народа.
М.Е.Салтыков-Щедрин утверждал, что «“Записки охотника” положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды…» и, вместе с другими произведениями Тургенева, значительно повысили «нравственный и умственный уровень русской интеллигенции».
Жорж Санд писала: «Какая мастерская кисть! Их будто действительно видишь, слышишь, знаешь – всех этих крестьян… У вас жалость и глубокое уважение к любому человеческому существу, в каких бы лохмотьях оно ни ходило… На то вы и реалист, чтобы все замечать, поэт, чтобы все облагородить, и человек большого сердца, чтобы все понять и всем сочувствовать».
Слайд 23Илья Ефимович Репин.
«Мужичок из робких» (1877)
Среди жемчужин русской
живописи широко известен портрет крестьянина «Мужичок из робких» (1877) И.Е.
Репина. Образ крестьянина пореформенной России принадлежит к числу лучших в отечественном искусстве.
Глубокая вера в русский народ, знание народного характера позволили художнику создать исключительно правдивый и психологически убедительный портрет.
Слайд 24Василий Григорьевич Перов. «Последний кабак у заставы» (1868)
Слайд 25 Конфликт
В основе любого литературного произведения лежит конфликт.
Конфликт
- это столкновение интересов, чувств, характеров героев; это противоречие, которое
оказывается движущей силой, пружиной сюжета в литературном произведении. Причем конфликт - это не только прямой поединок литературных героев, но и разность их убеждений и чувств.
Слайд 26В чем сущность конфликта?
Конфликт — столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств,
взглядов.
Конфликт имеет решающее значение для развития действия.
Разрешение конфликта
ведет к развязке.
На чем построен внешний конфликт рассказа?
На столкновении между мужиком (порубщиком) и Бирюком (лесником).
Как же объяснить поступок Бирюка, отпустившего крестьянина-вора? Чем он должен быть мотивирован?
Бирюк испугался угроз?
Бирюка клянут за то, что сам не украдёт и другим не дает, за то, что живет по библейской заповеди «не укради».
Может быть, не стоило Бирюку враждовать с местными крестьянами, а следовало быть более снисходительным?
Информация к размышлению.
В комментарии к одному из изданий «Записок охотника» было написано: «Лесник, не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания, вплоть до ссылки в Сибирь».
Лесник понимает замученного барщиной и «голодухой» мужика, жалеет его, хотя сам в еще худшем положении.
Слайд 27В чем сущность конфликта?
Конфликт — столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств,
взглядов. Конфликт имеет решающее значение для развития действия.
Разрешение конфликта
ведет к развязке.
Мы видим, что внешний конфликт в рассказе не единственный. Есть и внутренний.
В чем его сущность?
Внутренний конфликт в душе Бирюка.
Ему ясны две истины:
воровать – грех, воровство – преступление,
мужиков толкает на воровство безысходная нужда.
Как разрешается этот внутренний конфликт?
Внутренний конфликт в душе героя разрешается в пользу добра (вспомните слова, которые говорит герой-рассказчик леснику при расставании: «Ну, Бирюк, удивил ты меня; ты, я вижу, славный малый»).
Какова позиция
автора?
В такой развязке отчетливо видна позиция автора: сочувствие чужому горю, доброта являются для него высшей правдой, перед которой все остальное вторично. Он восхищен великодушием героя.
Слайд 28В чем сущность конфликта?
Конфликт — столкновение противоречивых стремлений, интересов, чувств,
взглядов. Конфликт имеет решающее значение для развития действия.
Разрешение конфликта
ведет к развязке.
Разрешается ли внешний конфликт между крестьянами и Бирюком полностью?
Нет.
Нужно, чтобы крестьяне стали свободными. Это избавит их от нищеты и безысходности.
Утихла гроза, но за окном всё льет дождь, долго ещё быть ненастью.
Ненастье ещё долго будет сопровождать жизнь крестьянина… Освобождение крестьян пока оставалось мечтой…
Слайд 30Гроза как образ-символ
Это явление природы
Бирюк – гроза для
местных крестьян
(внешний
конфликт –
разлад в их
взаимоотношениях)
Гроза в душе Бирюка
(внутренний конфликт:
горе,
нищета,
неустроенность… )
Грозны события
очерка.
Природа помогает понять героев и позицию автора.
Слайд 31Символ (от греч. symbolon – условный опознавательный знак) –
слово (или
предмет), условно выражающее суть какого-либо явления путем иносказательного его обозначения.
Например, бабочка может являться символом души, или символом легкомыслия, или символом быстротечности жизни. Символ есть образ, в котором сочетаются устойчивое значение, понятное каждому в силу закрепленности этого значения в сознании человека многовековым опытом, культурной традицией, и бесконечная многозначность, которой наделяют символ как его создатель-художник, так и читатели.
Слайд 33Эпизод
Я встал. Бирюк взял ружье и осмотрел полку.
— Это
зачем? — спросил я.
— А в лесу шалят... У Кобыльего
Верху. ** дерево рубят, — прибавил он в ответ на мой вопрошающий взор.
— Будто отсюда слышно?
— Со двора слышно.
Мы вышли вместе. Дождик перестал. В отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака. Мы стали прислушиваться. Лесник снял шапку и потупился. «Во... вот, — проговорил он вдруг и протянул руку, — вишь какую ночку выбрал». Я ничего не слышал, кроме шума листьев. Бирюк вывел лошадь из-под навеса. «А этак я, пожалуй, — прибавил он вслух, — и прозеваю его». — «Я с тобой пойду... хочешь?» — «Ладно, — отвечал он и попятил лошадь назад, — мы его духом поймаем, а там я вас провожу. Пойдемте».
Мы пошли: Бирюк впереди, я за ним. Бог его знает, как он узнавал дорогу, но он останавливался только изредка, и то для того, чтобы прислушиваться к стуку топора. «Вишь, — бормотал он сквозь зубы, — слышите? слышите?» — «Да где?» Бирюк пожимал плечами. Мы спустились в овраг, ветер затих на мгновенье — мерные удары ясно достигли до моего слуха. Бирюк глянул на меня и качнул головой. Мы пошли далее по мокрому папоротнику и крапиве. Глухой и продолжительный гул раздался...
— Повалил... — пробормотал Бирюк.
Слайд 34Прочитайте эпизод по ролям ( от слов «Я встал. Бирюк
взял ружье и осмотрел полку…» до слов « — Повалил...
— пробормотал Бирюк».
Допишите недостающие фразы тезиса.
Прием «недописанный тезис».
Слайд 35Прочитайте эпизод по ролям ( от слов «Я встал. Бирюк
взял ружье и осмотрел полку…» до слов « — Повалил...
— пробормотал Бирюк».
Прием «недописанный тезис». ПРОВЕРКА:
Бирюк не просто «справляет должность» лесника, а любит и понимает лес, именно здесь он чувствует себя свободным.
Пока Фома в лесу — он не лакей, не раб. Охранять лес для героя — значит исполнять высокий нравственный долг. Только человек честный, гордый, возвышенный способен на такие чувства.
Слайд 36«Записки охотника». «Бирюк». Художник Е. Бём. 1883
Слайд 38Позиция автора
Впишите, в чем, по вашему мнению, проявляется позиция автора.
Слайд 39Позиция автора
Впишите, в чем, по вашему мнению, проявляется позиция автора.
Слайд 40Зачем Тургенев описывает эту историю?
Тургенев любит русский
народ и сочувствует ему. Им движет желание изменить жизнь простого
народа, разбудить общественную мысль и повлиять на ситуацию.
В своих героях-крестьянах писатель разглядел личности с глубоким внутренним содержанием и смыслом.
Тургенев достоверно рисует картины народной жизни, ничего не приукрашивая. Испытывая сочувствие к простому народу, он осуждает пороки, свойственные ему: пьянство и воровство стали обыкновенными уродливыми явлениями русской жизни. Тургенев видит, что долготерпение оборачивается пассивностью, бездеятельностью, чревато страшным развалом, бунтом.
Его цель – показать безысходность положения крестьян, вызвать общественный интерес к проблеме нищенского существования и бесправия русского народа и предотвратить развал.
Слайд 41Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем,
что возненавидел; для этого у меня, вероятно, недоставало надлежащей выдержки,
твердости характера. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примириться.
И.С.Тургенев
«Литературные и житейские воспоминания»
Слайд 42Какова идея произведения?
Уничтожение крепостного права, по мнению И.С.Тургенева, приведет и
к духовному, и к экономическому оздоровлению общества.
Крепостное право виновно в том, что человек,
одаренный от природы недюжинными способностями,
не может реализовать их на благо себе и своим
собратьям-крестьянам, потому что его лучшие
качества, как физические, так и моральные – сила,
мужество, мастерство, трудолюбие, честность, -
становятся инструментом угнетения ему подобных,
обращаются во зло им, а самого человека делают
одиноким и несчастным – бирюком.
Слайд 43Какова идея произведения?
- Какова идея произведения?
Во-первых, одна из важнейших идей
цикла «Записки охотника» - красота души русских крестьян. Рассказ «Бирюк»
не является исключением. Что помогло это увидеть?
Все рассмотренные средства помогли создать образ крестьянина Бирюка, главного героя рассказа И.С. Тургенева.
Во-вторых, «Мужик должен быть освобожден от крепостного права» - таков лейтмотив рассказа. Уничтожение крепостного права, по мнению И.С.Тургенева, приведет и к духовному, и к экономическому оздоровлению общества.
Слайд 44Лейтмотив
Термин лейтмотив, заимствованный из музыки, применяется также в литературоведении
и может обозначать преобладающее настроение, главную тему, основной идейный и
эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления.
Конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации. В процессе повторения или варьирования лейтмотив вызывает определённые ассоциации, обретая особые идейные, символические и психологические глубины.
Слайд 45Лейтмотив
В литературоведении Л. — один из основных структурных
элементов текста: повторяющаяся деталь, образный оборот, интонация (лейтинтонация), возникающие как
способ характеристики персонажа, положения, переживания. Л. может варьироваться, видоизменяться, несколько Л. контрастно оттеняют друг друга, контрапунктно переплетаются, перетекают один в другой, образуя систему Л.
Слайд 46Писатели о «Записках охотника»
Итак, писатели отмечают, что в «Записках охотника»
впервые в русской прозе звучит тема самоценности, нравственной значительности людей
из народа.
М.Е.Салтыков-Щедрин утверждал, что «“Записки охотника” положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды…» и, вместе с другими произведениями Тургенева, значительно повысили «нравственный и умственный уровень русской интеллигенции».
Жорж Санд писала: «Какая мастерская кисть! Их будто действительно видишь, слышишь, знаешь – всех этих крестьян… У вас жалость и глубокое уважение к любому человеческому существу, в каких бы лохмотьях оно ни ходило… На то вы и реалист, чтобы все замечать, поэт, чтобы все облагородить, и человек большого сердца, чтобы все понять и всем сочувствовать».
Слайд 47Тематика рассказа
Самостоятельно назовите совокупность тем.
Слайд 48?
И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева.
Он
желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том,
что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права. Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника»)
Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году "Записки охотника" сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю.
Озаглавьте слайд сами.
Слайд 49Цикл «Записки охотника»
Цикл «Записки охотника», написанный в 1847—1851 годах, по
праву занял в русской и мировой литературе особое место среди
тех вечных книг, «жизнь которых еще продолжается, роль которых еще не сыграна до конца».
В этом сборнике рассказов писатель изобразил жизнь крестьян на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение.
Слайд 50ПОЭТИЧЕСКИЙ / ПОЭТИЧНЫЙ*
ПОЭТИЧЕСКИЙ. Относящийся к поэзии, проникнутый ею, свойственный поэту,
поэзии. Антоним: прозаический. Поэтический: ~ое творчество, мастерство, произведение; ~ие формы,
стихи, песни; ~ое содержание, направление; ~ий пафос, приём, замысел, вымысел; ~ая вольность, грусть, жилка, натура. Поэтическая шалость и поэтическая шутка Пушкина - вовсе не безделка. Е.Маймин. Пушкин. Жизнь и творчество. Он [Остап] продолжал появляться на наших поэтических вечерах - - -. В. Катаев. Алмазный мой венец.
ПОЭТИЧНЫЙ. Содержащий элементы поэтичности, проникнутый повышенной эмоциональностью, восторженностью, очаровательный. Синоним: возвышенный. Антоним: прозаичный. Поэтичный: ~ая душа; ~ое выступление; ~ые слова; ~ый пейзаж. Левитану элегический мотив кладбища казался очень поэтичным в сочетании с природой и хорошо выражающим идею отношения вечного и временного. А.Фёдоров-Давыдов. Исаак Ильич Левитан. Сто лет тому назад мудрые монахи оставили монастырь, они поняли, что человеку трудно прожить одной красотой, и они перекочевали в места менее поэтичные, но более доходные. И.Эренбург. Испания.
П р и м е ч а н и е. В значениях "полный лиризма и задушевности", "изящный, вызывающий чувство очарования" слова поэтический и поэтичный продолжают оставаться синонимами: поэтическое (поэтичное) письмо, чувство.
http://paronimov.slovaronline.com/%D0%BF/394-POETICHESKIY-POETICHNYY*
Слайд 51Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»
Идейно-тематическое содержание произведения
повествование
ведется от лица
рассказчика
начинается
с
описания
природы
внутренние
качества
героев
описывается
одно событие
в центре
–
конфликт
двух
крестьян-бедняков
художественный очерк
Писатель изображает жизнь
реалистично. Повествование проникнуто большой симпатией
к главному герою и сочувствием к его нищенской жизни, к
неразрешимому конфликту между его долгом и честью.
Идейная
направленность:
Жанр:
Общественное
значение:
антикрепостническое
произведение
пробуждает любовь и уважение
к трудовому народу, вызывает
чувство протеста против вопиющей
социальной несправедливости
Слайд 52Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк»
Идейно-тематическое содержание произведения
Тема безысходного
положения,
нищеты
крепостных
(в том
числе детей)
Тема народного
бесправия
Тема
русской природы,
прекрасной,
гармоничной
Тема высокой
нравственности,
духовности
русского человека
Тема добра и зла
внутренний
Чувство долга в душе лесника вступает
в противоречие с чувством сострадания к бедственному
положению «вора».
Проблема
Основной
конфликт
Позиция автора
долга и высшей
правды
Сочувствие чужому горю, доброта
являются для автора высшей правдой,
перед которой служебный
долг должен отступить.
Что является высшей
правдой: чувство долга
или сочувствие чужой беде?
Слайд 53СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
| Формулировать – значит кратко и точно выражать
мысли.
В ЕГЭ при анализе исходного текста вы будете должны «кратко
и точно» определить один из вопросов, который особенно интересовал автора при написании конкретного текста.
Существуют разные способы формулирования проблем(ы). Назовем здесь самые востребованные и приведем конкретные примеры.
Примеры формулировки проблемы в виде вопросительного предложения:
Что является высшей правдой: чувство долга или сочувствие чужой беде?
Способен ли сделать правильный нравственный выбор человек, зажатый в тиски крепостничества? Может ли оно окончательно искалечить человеческую душу, убить в ней доброту, сочувствие, любовь к ближнему – вечные нравственные ценности? Именно над этими вопросами заставляет нас поразмышлять И. Тургенев, изображая Бирюка и крестьянина-порубщика, две трагические фигуры русской жизни середины 19 века.
Можно ли оставаться человеком в условиях крепостного права? Что делает с человеком крепостничество? Именно над этими вопросами размышляет И. Тургенев в рассказе «Бирюк».
ИЛИ
Как совмещаются в одном человеке суровость и доброта, великодушие? Именно над этим вопросом заставляет нас поразмышлять И. Тургенев, создавая цельный образ Бирюка – героя одноименного художественного очерка из цикла «Записки охотника»..
ИЛИ (сочетание так называемого именительного проблемы с вопросительными предложениями).
Мера человечности в человеке... Есть ли она? Над этим вопросом заставляет задуматься своих читателей И.Тургенев, изображая Бирюка – героя одноименного очерка.
Примеры формулировки проблемы в виде повествовательного предложения с использованием типовых конструкций, включающих слово «проблема»:
И. Тургенев заставляет нас задуматься над проблемой нравственного выбора...
ИЛИ
И. Тургенев рассматривает проблему нравственного выбора.
ИЛИ
В рассказе И.Тургенева «Бирюк» центральной является проблема нравственного выбора.
Слайд 54Проблема может быть
▪ поставлена;
▪ изложена;
▪ рассмотрена;
▪ выдвинута;
▪ затронута;
▪ поднята;
▪ сформулирована;
▪
исследована.
Слайд 55Сделаем выводы, используя прием «Пресс»
МОЕ
МНЕНИЕ
Изложите свою
мысль:
«Я
считаю, что…»
2. Объясните причину
появления этой мысли:
«Потому что…»
3. Приведите
аргументы
в поддержку
вашей
позиции:
«Например,…»
4. Сделайте вывод:
«Таким образом…»
Слайд 56Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение
"В чем сущность нравственного выбора главного героя
рассказа «Бирюк»?"
или
составить кроссворд из 7 вопросов
(в электронном виде с
ответами)
Слайд 57ИСПОЛЬЗОВАНО
Презентация учителя русского языка и литературы МКОУ «Заболотовская СОШ»
Ольховатского района Воронежской области Бурлуцкой Е.А.
Разработка Натальи Ивановны Кулеш http://www.proshkolu.ru/user/natalalia/file/4713417/
Урок
литературы. Сущность конфликта в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк». Ермилова Людмила Серафимовна
Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С. Меркина «Литература». 6 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. 112 с.
Максимович Т. И., Межина Т. В., Кузнецов А. Ю., Пугачёв И. А. ЕГЭ 2015. Русский язык. Сочинение: Теория и практика. Электронное издание М.: МЦНМО, 2015 - 192 с.
Автор работы – Бурмистрова Римма Анатольевна
Слайд 58Отношение Тургенева к природе
У природы, по мысли Тургенева, есть не
только «приветно-лучезарное», но и грозно-равнодушное лицо. В письме Беттине Арним
в 1841 году Тургенев писал: «Природа — единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек — таков он и есть... Чем была бы природа без нас, — чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо!.. как бесконечно сладостна — и горька — и радостна и в то же время тяжела жизнь! <...> Стоит только выйти в открытое поле, в лес — и если, несмотря на все радостное состояние души, чувствуешь все же в сокровенной ее глубине какую-то сдавленность, внутреннюю скованность, которая появляется как раз в тот миг, когда природа овладевает человеком» 2. Это убеждение прошло через всю жизнь Тургенева и завершилось созданием стихотворения в прозе «Природа».
И в «Бежином луге» природа для Тургенева двуликий Янус: она дает отраду тишины, просветление, чистоту, но она же заставляет человека чувствовать себя бесконечно малым перед ее простором, беспомощным перед ее таинственными силами.
Маранцман В. Г. Литература. 7 класс. Методические рекомендации
http://www.sinykova.ru/biblioteka/marancman_literat_7kl_metod/7.html
Слайд 59Стихотворение в прозе «ПРИРОДА»
Мне снилось, что я вошел в огромную
подземную храмину с высокими сводами. Ее всю наполнял какой-то тоже
подземный, ровный свет.
По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета. Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу.
Я тотчас понял, что эта женщина — сама Природа, — и мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх.
Я приблизился к сидящей женщине — и, отдав почтительный поклон:
— О наша общая мать! — воскликнул я. — О чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья?
Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза. Губы ее шевельнулись — и раздался зычный голос, подобный лязгу железа.
— Я думаю о том, как бы придать бо́льшую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено... Надо его восстановить.
— Как? — пролепетал я в ответ. — Ты вот о чем думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети?
Женщина чуть-чуть наморщила брови:
— Все твари мои дети, — промолвила она, — и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю.
— Но добро... разум... справедливость... — пролепетал я снова.
— Это человеческие слова, — раздался железный голос. — Я не ведаю ни добра, ни зла... Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям... мне всё равно... А ты пока защищайся — и не мешай мне!
Я хотел было возражать... но земля кругом глухо застонала и дрогнула — и я проснулся.
Август, 1879
Слайд 60Анализ стихотворения
И.С.Тургенева "Природа"
Одной из самых мучительных загадок для
Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным
Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой.
Но Природа и ужасала его — своего певца — равнодушием и отсутствием видимой цели в творимой ею жизни: «...она заставляет кровь обращаться в моих жилах без всякого моего участия, и она же заставляет звезды появляться на небе, как прыщи на коже, и это ей одинаково ничего не стоит, и нет ей в том большой заслуги. Это штука — равнодушная, повелительная, прожорливая, себялюбивая, подавляющая — это жизнь, природа или Бог; называйте ее как хотите, но не поклоняйтесь ей... Ибо в акте творения заключается не больше славы, чем есть славы в падающем камне, в текущей воде, в переваривающемся желудке...» — писал И. С. Тургенев 28 июля 1846 года Полине Виардо.
Слайд 61Анализ стихотворения
И.С.Тургенева "Природа"
Природа являлась для Ивана Сергеевича и
первопричиной гамлетовского начала — одного из проявлений ее всеобщего закона,
он видит в ней «всеобщую и бесконечную гармонию», в которой существуют все и вся. Все жизни сливаются в мировую жизнь — это общая тайна, которую мы видим и не видим. В Природе все обособлено и в то же время слито — это общая тайна. Человеку порой трудно или даже невозможно найти успокоение в «бесконечности гармонии», ибо она вне разума.
Безразличие Природы, воплощенное в незыблемости ее законов,— вот что питало космический пессимизм Тургенева. «Для меня в непреложности законов природы есть самое ужасное, так как я никакой цели, ни злой, ни благой, не вижу в них»,— говорил он Полонскому в конце жизни.
Грустным итогом подобных размышлений стало стихотворение в прозе «Природа». Поэт обращается к «нашей общей матери» с вопросом о ее заботах: «не о будущих ли судьбах человечества» они? Но оказывается, что предмет для ее дум — «Как бы придать большую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих». Поэт потрясен: «Но разве мы, люди, не любимые твои дети?» Природа же холодно спокойна: «— Все твари мои дети,— промолвила она,— и я одинаково о них забочусь — и одинаково их истребляю. — Но добро... разум... справедливость...— пролепетал я снова. — Это человеческие слова,— раздался железный голос.— Я не ведаю ни добра, ни зла... Разум мне не закон — и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее отниму и дам другим, червям или людям... мне все равно... А ты пока защищайся — и не мешай мне!»
Слайд 62Анализ стихотворения
И.С.Тургенева "Природа"
Разум художника не может постигнуть этого
противоречия и безнадежности существования — разум ищет опоры. Тургенев —
прекрасный лирик, его и прозаические произведения изобилуют описаниями картин природы. Причем природа в них созвучна настроениям героев или выступает в контрасте с ним. Это типичное для XIX века изображение природы получило свое продолжение в произведениях Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Некрасова.