Слайд 2Древнеегипетская цивилизация зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Название
«Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Это слово предположительно возникло от
Хут-ка-Птах — города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну «Та Кемет» — Черная Земля — по цвету местной почвы.
Древнегреческий историк Геродот писал, что Египет — «дар Нила». Нил был источником неиссякаемого плодородия – основы процветания древних египтян. Покидая берега после разлива, воды Нила оставляли за собой слой плодородного ила. Особенно благоприятна для жизни была разветвленная дельта Нила (Нижний Египет).
Нил являлся важнейшей судоходной артерией, связывавшей Нижний и Верхний Египет и всю страну с Нубией, которую греческие авторы именовали Эфиопией. Средиземное море соединяло Египет с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией.
Слайд 3 Историки спорят,
пришли ли основатели древнеегипетского государства из Передней Азии или же
это были автохтонные, африканские племена.
Египское государство не всегда было единым. Страна делилась на Нижний Египет – «территорию [бога] Гора» – и Верхний Египет – «территорию [бога] Сета». Первым мифическим царем-объединителем Египта, по преданию, был Нармер (иногда его отождествляют с фараоном Менесом). Со времен объединения головной убор фараона представлял собой две соединённые короны – правителей Нижнего и Верхнего Египта – и символизировал мощь владыки единого государства.
Историю Древнего Египта, охватывающую несколько тысяч лет, принято делить на следующие основные этапы:
Додинастический период (IV тыс до н.э.);
Древнее царство (3200 – 2400 гг. до н.э.);
Среднее царство (21 в. – начало 19 в. до н.э.);
Новое царство (16 в. – 12 в. до н.э.);
Позднее время (11 в. – 332 г. до н.э.).
белая корона Верхнего Египта;
красная корона Нижнего Египта;
двойная корона объединенного Египта
Одной из наиболее
интересных черт древнеегипетской культуры стало причудливое сочетание «первобытности» (уплощенность изображений, их статичность) со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию.
Древнегипетская культура пронизана представлениями о загробном мире, о переходе души в тот мир и пребывание в нем. Но, несмотря на сконцентрированность на загробном существовании, культура древних египтян – яркая и живая, цвета изображений – насыщены и радостны.
Исследователь древнеегипетской мифологии И. В. Рак писал: «Древние египтяне селились на восточном берегу Нила. Западный же берег был отдан «вечности» – загробной жизни. Здесь возводили пирамиды и строили гробницы. ...Подобно тому, как Ра, то есть солнце, «рождается» на восточном берегу небесной реки и «умирает» на западном, так и люди, «скот бога Ра», проводят свою земную жизнь на востоке, а после смерти переселяются на запад – в Поля Камыша, загробный рай, место успокоения, блаженства и вечной жизни. Смерть для египтянина была просто уходом в другой мир, который во всем был похож на мир земной: умершие ели, пили, собирали урожай, развлекались охотой и ловлей рыбы. Только смерти в Загробном Царстве не было: там египтянин жил вечно. Этой идеей «вечности» пронизано все искусство Древнего Египта. Бытовые постройки египтян не сохранились до наших дней: «временные» земные жилища строились из кирпича-сырца, который рассыпался в пыль под натиском тысячелетий. А для построек, связанных с «вечной жизнью», использовался и «вечный», неподвластный времени материал — камень. Пирамиды тоже олицетворяют собой идею вечности: их незыблемые громады словно напоминают людям, что все перемены, творящиеся вокруг, незначительны и мимолетны, что земная жизнь по сравнению с вечностью пирамид и скал длится всего одно мгновение».
Погонщик быков. Роспись из гробницы Небамуна 1350 г. до н.э.
Слайд 5Погребальный культ египтян
У древних египтян было весьма сложное представление о
душе. Египтяне верили, что у каждого человека есть свои Ах
(дух, светлая сторона), Шу (тень, темная сторона), Иб или Эб (сердце, сознание, могущее свидетельствовать после смерти против человека), Рен (имя), Секхем (жизненная энергия), Сах (тело после мумификации, воплощение личности, прошедшей через обряд очищения), а также Ка и Ба.
Ба представлялось в образе птицы с человеческой головой. Человек умирает, когда Ба покидает тело, вылетая через рот, и оживает после возвращения Ба к мумии. Поэтому и необходимо сохранить тело покойного нетленным: чтобы Ба обрел свою мумию. На случай, если мумия все же не сохранится, в гробнице устанавливали похожую на человека статую, чтобы Ба мог вернуться в нее, а человек – воскреснуть в загробном мире.
Ка — «двойник», подобие человека. Человек и его Ка похожи, «как две руки», — поэтому слово «Ка» обозначалось иероглифом, изображающим две руки, поднятые кверху — . После смерти человека Ка через некоторое время возвращается на землю и продолжает жить возле мумии в гробнице, которую называли «домом Ка». Чтобы усопший хорошо чувствовал себя на том свете, в гробницу приносили необходимые ему еду и предметы, а на стенах изображали то, что человек делал в жизни: сев и сбор урожая, выпас скота, охоту, рыбную ловлю.
Ба возвращается к своей мумии. «Папирус Ани». XIX династия. Британский музей, Лондон.
Слайд 6Представления древних египтян о мироздании
Культура древних египтян непонятна без понимания
их религиозных представлений. Вкратце приведем некоторые из основополагающих мифов (тут
следует учесть, что версий каждого мифа в разные времена и в разных городах было много).
Одной из основных версий происхождения мира у египтян было его появление из первобытного хаоса Нун. Из Нун возник прародитель богов Ра-Атум, давший начало девяти основным богам.
Шу и Тефнут — первая божественная пара на земле. Шу — бог ветра и воздуха. Обычно он принимает облик человека и носит на голове страусиное перо — иероглиф своего имени, которое означает «Пустота» — то есть «воздух»; но иногда этот бог принимает обличье грозного льва. Богиня влаги Тефнут является перед очами бессмертных небожителей чаще всего в облике львицы.
После того, как мир был создан, наступил век богов— время, когда боги пребывали на земле вместе с людьми. Боги царствовали по очереди на земном престоле. Первой и самой долгой была эпоха царствования Ра — бога Солнца. Тефнут стала Оком Ра — Солнечным Оком, хранительницей справедливости и законов.
Однажды Тефнут поссорилась с Ра и, приняв облик львицы, удалилась на юг — в Нубийскую пустыню. Тефнут была богиней влаги, поэтому когда она покинула Египет, на страну обрушилась смертоносная засуха. Тогда Ра призвал к себе Шу и повелел ему разыскать Тефнут. Шу удалось разжалобить богиню рассказами о бедствиях египтян. Когда Тефнут вернулась в Египет, Великая Река разлилась и щедро напитала водой пашни, а на земли Дельты хлынул с неба живительный «небесный Нил» — дождь.
От брака Шу и Тефнут родилась вторая божественная пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. Геб и Нут появились на свет, крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино. Нут по вечерам рождала звёзды, а на утренней заре проглатывала их. Так продолжалось изо дня в день, из года в год. И однажды Геб разгневался на Нут за то, что она поедает звёзды, и назвал её свиньёй, поедающей своих поросят. Владыка всего сущего Ра призвал к себе Шу и велел ему разорвать объятия Геба и Нут — разделить небо и землю. Если они не могут жить в согласии, пусть живут врозь.
Шу исполнил приказ бога Солнца: отделил небо от земли и привёл в движение сотворённый мир. Когда это свершилось, богиня Нут в облике Небесной Коровы вознеслась над землёй. От высоты у неё закружилась голова. Бог Солнца приказал Шу поддержать Нут. С тех пор Шу всегда держит свою дочь днём, а ночью опускает её обратно на землю, возвращая в объятия мужа. Поэтому один из символов Шу — четыре пера: символические колонны, которые поддерживают небо.
По утрам Нут покидает Геба, принимает облик Небесной Коровы Мехет Урт и рождает солнечный диск. Хепри, бог восходящего Светила, катит Солнце перед собой, как жук-скарабей катит свой шар, и, достигнув зенита, передаёт диск великому Ра. Владыка всего сущего берёт Солнце и в своей священной Ладье Вечности везёт его через небесную реку — по животу Нут.
Иногда, когда Ра везет Солнце по небу, на Ладью нападает гигантский змей Апоп. Разыгрывается буря. Но Ра побеждает Апопа. Заходящий солнечный диск Ра передает Атуму.
Слайд 7Земля, небо и Ладья Вечности. Внизу — бог земли Геб,
наверху — богиня неба Нут, между ними — бог Шу
с воздетыми руками. Слева — Ладья восходящего Солнца, справа — «умирающего». В Ладье восседают Ра, богиня справедливости Маат и бог магии Хека, увенчанный иероглифом своего имени. Заходящее Солнце принимает в свои руки бог, обозначенный как «бог великий, владыка Дуата» (возможно, Нун, хотя иконография больше соответствует Атуму).
Слайд 8Небесная корова Нут
Небесная корова. Рельеф из гробницы Сети I. Фивы,
Долина царей. XIII в. до н. э.
Нут часто изображалась огромной
коровой с рассыпанными по её телу звёздами. О Солнце говорили, как о «золотом телёнке, рождённом небом».
Слайд 9Ра в виде кошки убивает змея Апопа
Хепри катит перед собой
солнце
Слайд 10Миф об Осирисе
Богиня Нут родила четырех детей: Осириса, Сета, Исиду
и Нефтиду. Осирис стал земным владыкой и мужем Исиды. До
Осириса люди не имели законов и были людоедами. Осирис научил людей законам и религии, земледелию и грамоте. Сет – повелитель стихийных бедствий и войн, бог мертвой пустыни – завидовал Осирису. Тайно влюбленный в Исиду, он задумал убить Осириса и захватить земной престол. Убив брата, Сет разрубил его тело на части и разбросал их по всему Египту. Исида и Нефтида собрали тело Осириса и похоронили. Осирис стал царем и судьей царства мертвых. В Египте стал править сын Осириса и Исиды Гор, отомстивший Сету за убийства отца.
В религии Древнего Египта значение Осириса как бога плодородия было таким же важным, как и его значение в верованиях и ритуалах, связанных с загробным культом. Осирис почитался египтянами как бог вечно умирающей и вечно воскресающей природы. Разливы Нила, оживляющие природу, связывались не только с речным богом Хапи и с мифом о возвращении богини дождя и влаги из Нубии, но в первую очередь — с мифом о воскресении Осириса. На сюжеты этих мифов ежегодно перед половодьем разыгрывались мистерии. Во время богослужебных церемоний в честь воскресшего из мертвых Осириса торжественно выносился деревянный футляр, изготовленный в виде трупа бога, с растущими прямо из него зелеными колосьями (так называемый «прорастающий Осирис»: внутрь футляра насыпали землю и сеяли зерно, а в крышке просверливали отверстия для всходов).
Слайд 11Гор изображался в образе сокола.
Сет – в образе животного, похожего
на тапира.
Анубис, считавшийся проводником в царство мертвых, – в образе
шакала.
Фараон с Сетом (справа) и Гором (слева)
Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса
Анубис
Слайд 12Суд Осириса в царстве мёртвых.
Папирус Ани, взвешивание сердца усопшего.
XIX династия, XII-XIII век до н. э.
С одной стороны
от весов стоит на коленях бог Анубис с головой шакала, поддерживающий правой рукой их стрелку. За ним стоит Тот, писец богов с головой ибиса, держащий в руках тростник, чтобы записать результаты взвешивания. Возле него сидит трехликое чудище Ам-мит, «Пожиратель мертвых», ожидая момента, когда оно сможет съесть сердце умершего, если его сочтут недостойным. Боги, сидящие наверху, являются членами суда. Сам умерший и его жена стоят по другую сторону весов с почтительно склоненными головами. Они изображены в человеческом облике, на них белые одежды и украшения, подобные тем, что они носили на земле. Душа умершего, в виде сокола с человеческой головой, стоит на постаменте. Рядом помещено изображение также покоящегося на постаменте прямоугольника с головой человека, который, вероятно, представляет умершего в эмбриональном состоянии. Анубис смотрит на стрелку весов, а павиан показывает Тоту, что перекладина находится точно в равновесии и, следовательно, сердце уравновешивает перо, символизирующее Маат – справедливость, истину, закон. Это говорит о безгреховности и праведности земной жизни умершего.
Слайд 13
Архитектура Древнего Египта
Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее
положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы
царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы.
По представлениям древних египтян, гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму.
Самые ранние захоронения представляли собой холм, который стал затем укрепляться с помощью камня и кирпича. Из этой формы продолговатого плоского возвышения возникает ранний традиционный вид надгробия – мастаба (по-арабски – «скамья»).
Мастабы состояли из подземной части, где ставили саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. Постепенно мастабы усложнялись. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастабах, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.
Мастаба. 1 – молельня; 2 - сердаб - (от араб. «подвал» – помещение в гробнице, где размещались статуи усопшего ); 3 – шахта; 4 – камера с саркофагом.
Слайд 14«Ступенчатая пирамида» Джосера
По мере роста могущества фараоны стремились сделать свои
мастабы все более крупными и высокими.
Первым значительным сооружением, в котором
эта тенденция нашла свое воплощение, была усыпальница фараона III династии Джосера в Саккара (28 в. до н.э.), так называемая «ступенчатая пирамида».
Пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов («города мертвых»). Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семи мастаб, поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях был широко применен в качестве основного строительного материала камень. В камне повторяются формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для деревянных зданий. Интересны формы колонн и пилястров: четкие, величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими плитами абак вместо капители или впервые выполненные в камне пилястры в форме раскрытых цветов папируса и лотоса.
Пирамида Джосера с окружающими ее строениями является первым в Египте примером архитектурного ансамбля. Известно также и имя автора этого ансамбля, великого жреца города Гелиополя, Имхотепа. Надпись на цоколе культовой статуи фараона Джосера говорит об Имхотепе как о «первом после царя Верхнего Египта наследственном вельможе», что свидетельствует об огромном значении зодчего в Египте, где архитектура была ведущим видом искусства.
Погребальный комплекс фараона Джосера в Саккара (28 в. до н.э.) Архитектор Имхотеп.
Слайд 15Ломаная пирамида в Дахшуре
Ломаная пирамида была построена в XXVI в.
до н.э. в царском некрополе фараона Снофру IV династии, расположенном
в окрестностях Мемфиса, первой столицы Древнего Египта. Фактически с правления Снофру в Египте начался век металла. За присоединение полуострова Синая с его медными рудниками египтяне еще долго почитали Снофру как благодетеля.
Высота пирамиды –101 м., длина одной стороны – около 190 м. Первоначальный угол наклона сторон пирамиды составлял около 58°. В ходе строительства, угол наклона был сокращён до 54°. Почти на половине высоты угол вновь снижается уже до 43°. Наиболее распространены две версии о причинах изменения угла наклона пирамиды. Согласно первой, на завершающей стадии строительства обнаружились деформации каменных блоков из-за давления вышележащих уровней. Поэтому было решено снизить нагрузку на внутренние помещения путём уменьшения угла наклона и, соответственно, веса всего сооружения. Согласно второй версии, внезапная смерть Снофру потребовала срочного завершения строительства, и угол был понижен для ускорения работ.
Помимо необычной конфигурации, отличительными чертами данной пирамиды является то, что она обладает двумя входами, двумя наборами внутренних помещений и самым большим объемом сохранившейся облицовки, совсем не тронутой рукой человека. Один вход находится традиционно на северной стороне, на высоте 11 м., второй – на западной, на высоте 33 м. При этом второй вход отлично сохранился, поскольку был закрыт поворотной каменной плитой с запорным механизмом, сливавшейся с обшивкой западной грани. Два комплекса внутренних помещений были соединены туннелем, пробитым уже после окончания строительства. Все комнаты находятся ниже уровня основания. Царской погребальной камерой считается верхняя комната.
Погребальный комплекс Снофру включал в себя ещё одну маленькую пирамиду, возведённую в 55 метрах к югу от главной. Её высота – 23 м, длина стороны основания – 53 м. Внутренние помещения устроены достаточно сложно и напоминают по схеме пирамиду Хеопса. Считалось, что это гробница жены Снофру Хетепхерес. Однако существует версия, что сооружение строилось как вместилище Ка, бессмертной души фараона.
Рядом с основной пирамидой, с восточной стороны, располагался небольшой храм, а весь комплекс был огорожен массивной толстой стеной.
Слайд 16Комплекс пирамид в Гизе
Комплекс пирамид в Гизе. О грандиозных размерах
строительства в эпоху IV династии можно судить по пирамидам фараона
Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура ).
Наиболее грандиозная из трех — пирамида Хеопса, построенная, вероятно, зодчим Хемиуном, — является самым большим каменным сооружением мира. Ее высота равна 146,6 м, а длина стороны ее основания – 233 м. Пирамида Хеопса была сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом в основном около 2,5 тонны каждый.
Пирамида Хефрена, построенная вслед за пирамидой его отца Хеопса, имела меньшую высоту (143,5 м), но сохранилась лучше и, расположенная несколько выше, производит более грандиозное впечатление. Хорошо сохранилась на ее вершине часть облицовки из известняка, а также часть камней двух нижних рядов облицовки, сделанных из гранита.
Еще более поздняя и меньшая по размерам пирамида Микерина дополняет ансамбль, подчиняясь уже заданной схеме расположения. Как и все пирамиды IV династии, она имеет у своего подножия с восточной стороны заупокойный храм с вынесенным далеко вперед входным залом.
Постепенное уменьшение размеров пирамид сопровождалось повышением богатства их обработки. Ценные породы камня вводятся во все большем количестве. В пирамиде Микерина боковые грани покрыты гранитом уже наполовину.
Назначение пирамид
Назначение пирамиды — служить жилищем духа и тела умершего человека — было выражено в пластической форме, развившейся из раннего жилого дома и погребального кургана. В Гизе у подножия пирамиды собраны и ее исходные формы: группы мастаб знати, напоминающих жилой дом, и ряд ступенчатых малых пирамид, являющихся промежуточной стадией формирования пирамиды. Исключительно устойчивая, спокойная форма пирамиды прекрасно отвечает задаче передать образ вечного сооружения для сохранения бессмертного тела бога-фараона.
Вверху: Пирамиды Хеопса ( на фото слева), Хефрена (на фото в центре) и Микерина (на фото справа). На переднем плане –пирамиды цариц.
Внизу: Реконструкция погребального комплекса в Гизе
Слайд 17Большой сфинкс фараона Хефрена
Исключительное место в мировом искусстве занимает знаменитый
Большой сфинкс, располагающийся у монументальных ворот и крытого прохода пирамиды
Хефрена в Гизе. Его основу составляет естественная известняковая скала, изначально напоминавшая по форме лежащего льва и дополненная соответственно обтесанными известняковыми плитами. Размеры Сфинкса огромны: его высота –20 м, длина – 57 м, лицо составляет 5 м в высоту, нос – 1,70 м. На голове Сфинкса –полосатый платок фараона, на лбу высечен урей (священная змея, охранявшая, по верованиям египтян, фараонов и богов), под подбородком искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синими и красными. Несмотря на гигантские размеры, лицо Сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хефреном, в чем можно убедиться, сравнив его со статуями этого царя. В древности это колоссальное чудовище с лицом фараона должно было оставлять незабываемое впечатление, внушая, как и пирамиды, представление о невероятной мощи правителей Египта.
Большой сфинкс фараона Хефрена (Хафра) IV династия.
Первая половина 3 тыс. до н. э.
Слайд 18Большой храм в Абу-Симбеле
Расположенный на западном берегу Нила в Нубии,
этот храм своим фасадом обращен на восток. Первые лучи восходящего
солнца заливали анфиладу его подземных зал, проникая до самого святилища.
Храм был создан в честь победы фараона Рамзеса II над хеттами. Поскольку, как считалось, войскам фараона покровительствовали три бога — Амон, Ра и Птах, Рамсес II велел запечатлеть их, а также себя, в фасадных статуях. При этом боги были изображены внешне похожими на фараона.
Монументальный храм должен был внушить покоренным жителям Нубии представление об устрашающей мощи фараона.
Большой пещерный храм Амона Фиванского в Абу-Симбеле (построен Рамзесом II, 1300—1233 г. до н. э., Новое царство, XIX династия). 1. План . 2. Продольный разрез.— 3. Наружный фасад.— 4. Интерьер первого зала.
Слайд 19Заупокойный храм Хатшепсут в Дэир-Эль-Бахри
Храм царицы Хатшепсут (Новое царство, XVIII
династия, 1520 — 1500 гг. до н. э.) Архитектор Сенмут. Вверху:
современный вид; внизу: реконструкция.
Особое место среди царских заупокойных храмов занимает храм царицы Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона (конец 16 в. до н.э.). Хатшепсут построила свой храм у скал Деир-Эль-Бахри около Фив, рядом с храмом царей XI династии Ментухотепов, родоначальников фараонов-фиванцев. Такое расположение и сходство двух храмов было призвано подчеркнуть правомочность обладания женщиной престолом. При этом храм Хатшепсут явно превосходил храм Ментухотепов как размерами, так и богатством декорировки.
Грандиозный по масштабам, украшенный множеством скульптур, храм Хатшепсут представлял собой гармоничное сочетание трех возвышавшихся одна над другой террас с высеченными в скалах залами. Фасады залов были оформлены колоннадами. Наклонные плоскости пандусов прекрасно связывали чередующиеся линии горизонтальных террас и вертикальных колонн в одно целое. В то же время пандусы являлись продолжением линий дороги, шедшей из долины. Строгие протодорические колоннады выступали на фоне высоких отвесных скал. В святилище было свыше двухсот статуй. Богатству оформления храма соответствовала и внутренняя отделка — полы с золотыми и серебряными плитами, инкрустированные бронзой двери и т. д.
Храмовый комплекс в Карнаке состоит из
святилищ Амона, ястребиноголовой супруги Амона Мут и бога войны Монту.
Храм был заложен в конце XVI в. до н.э., в царствование фараона Тутмоса I, зодчим Инени.
Святилище Амона – самый древний фиванский храм и самый большой колонный храм в мире.
К храму ведет аллея с бараноголовыми сфинксами (баран – одно из воплощений бога Амона).
Главный колонный зал длиной 102 м и шириной 54 м заполнен 134 колоннами 23-метровой высоты с капителями в виде раскрытых цветков папируса. Огромный лес колонн производит неизгладимое впечатление.
Примечательно, что лучи Солнца почти никогда не ложились параллельно центральной оси храма. Центральная ось ориентирована на точку восхода Солнца в самый короткий день года. Этот день был особым для египтян. В этот день Солнце побеждало силы мрака в сражении, развертывающемся в подземном царстве, и в миг победы на заре рождался новый бог.
Слайд 21Храм Амона-Ра в Луксоре
У пилона (башнеобразного
сооружения в форме усечённой пирамиды с двух сторон от входа)
храма находятся две колоссальные статуи Рамсеса II из розового гранита. Некогда здесь располагались два обелиска и шесть колоссов – два сидящих и четыре стоящих. Ныне остался лишь один обелиск, второй увезен в Париж и установлен на площади Согласия.
Коллонады храма имеют форму распустившихся цветков и бутонов лотоса.
Луксорский храм был связан с Карнакским длинной аллеей со сфинксами, первоначально имевших бараньи головы, но позднее замененных на человеческие. Во время празденства опет процессия священных лодок двигалась из Карнака в Луксор по аллее сфинксов и обратно. Лодку Амона-Ра, за которой следовали ладьи Мут и Хонсу, тащили тридцать жрецов. На несколько дней лодки запирали в святилище Луксорского храма, а затем препровождали обратно.
Луксорский храм в Фивах, называвшийся египтянами «Южным гаремом Амона», был вторым по значению после Карнака храмом Египта. Начал строить храм в начале XIV в. Аменхотеп II, а завершил Рамсес II. Многие владыки, в том числе Татунхамон, Хоремхеб и Александр Македонский, называвший себя сыном Амона, украшали храм надписями и рельефами и дополняли пристройками.
Слайд 22Изобразительное и пластическое искусство
Пластическое искусство Древнего Египта монументально, спокойно и
торжественно. В отличие от кратковременной земной жизни искусство считалось носителем
жизни вечной, оно освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого. Скульпторы и живописцы выработали художественный язык, отвечающий идее постоянства, – язык экономного графического знака, строгой и ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обобщенных приемов. Даже когда изображалось самое простое, самое обыденное – пастух доит корову или служанка подает ожерелье своей госпоже, или идет стадо гусей, – эти бесхитростные мотивы выглядят не столько изображением мимолетного действия, столько чеканной формулой этого действия, установленной на века.
Изображение для египтян – это, прежде всего, священный знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изобразительный знак предмета – значило сберечь и увековечить его жизненную силу.
Палетка Нармера. Конец IV тыс. до н. э.
Наиболее важным памятником Додинастического периода является палетка (плита) фараона Нармера, высотой в 64 см, созданная в память о победе Нижнего (Южного) Египта над Верхним (Северным) и объединение долины Нила в единое государство. Рельефы на обеих сторонах представляют 5 сцен, из которых 4 рассказывают о победе царя Юга над северянами.
Слайд 23Роспись стен гробниц
На стенах гробниц изображали все то, что необходимо
было умершему, но что было невозможно принести с собой в
виде жертвоприношений. Подобно тому, как портретная статуя из вечного камня должна была заменить подверженное разрушению тело, так и изображения различных бытовых сцен должны были магически обеспечивать двойнику покойного возможность вечного пользования всеми благами, окружавшими его при жизни. Магические тексты пирамид, написанные на стенах, давали фараону возможность пользоваться после смерти всеми благами «полей Иалу» — местопребывания богов.
Охота на водяных птиц. Роспись гробницы в Фивах Древний Египет. XVIII династия, около 1350 до н. э. Известняк, минеральные краски. 98x115
Слайд 24Фрески, гробница Хоремхеба. Долина царей. 13 в. до н.э. Фараон
Хоремхеб изображен подносящим дары богам.
Слайд 25На западном берегу Нила напротив Фив расположены некрополи – Долина
Царей и Долина Цариц. Цари XVIII династии изменили форму захоронения.
На смену пирамидальным комплексам пришла традиция строительства погребальных камер в скальных образованиях. В Долине Цариц находятся более 70 богато украшенных гробниц жен и детей династии фараонов XVIII, XIX, XX династии (1550 – 1070 г.г. до н.э. Одной из самых знаменитых гробниц является гробница жены могущественного фараона XIX династии Рамсеса II, Нефертари (1290 – 1224 до н.э). Её стены украшены разноцветными барельефами и фресками. К сожалению, когда экспедиция итальянского археолога Эрнесто Скипарелли открыла в 1904 г. гробницу Нефертари, ее сокровища уже были разграблены, в том числе были украдены саркофаг и мумия. Однако сохранились прекрасные росписи стен. В первой камере гробницы на стенах изображены фрагменты 17-й главы египетской Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом – символом возрождения солнечного божества. Нефертари облачена в белоснежные одежды из льна, подвязанные под грудью красным поясом в виде амулета тет – узла Исиды. На плечах Нефертари – ожерелье усех. На голове – парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.
Гробница Нефертари
Слайд 26Потолок гробницы выполнен в виде небесного темно-синего свода с множеством
золотых пятиконечных звезд. На восточной стене прихожей изображены Осирис и
Анубис, ведущие в сторону камеры, на стенах которой изображена Нефертари, отправляющаяся в потусторонний мир. Северная часть коридора ведет к лестнице, спустившись по которой можно попасть в погребальную камеру. Это последняя комната в гробнице достаточно широка. Ее площадь составляет около 90 кв.м. Потолок с астрономическими картинами поддерживается четырьмя колоннами, покрытых барельефами. Красный гранитный саркофаг царицы был обнаружен в центре этого зала.
Изображения на стенах гробницы Нефертари являются одним из наиболее хорошо сохранившихся источников, из которых можно узнать о представлениях древних египтян о путешествии в загробную жизнь. В гробнице запечатлено несколько отрывков из Книги Мертвых (главы 17, 94, 144 и 146), содержащих описания всех церемоний и испытаний, которые должна пройти Нефертари от смерти до конца пути в загробный мир.
Гробница Нефертари (продолжение)
Слайд 27Фресковые росписи гробницы Нефертари. Фивы. Бог Хепри, богиня-гриф Нехбет, богиня
Хатхор-Аментет и бог солнца Ра. XIX династия. Первая половина 13
в. до н.э. Долина Цариц.
Слайд 28Скульптура Древнего Египта
«Царевич Рахотеп и его жена Нофрет» (статуи из
гробницы Рахотепа в Медуме). XXVIII в. до н. э. Известняк.
Портретная статуя, по верованиям египтян, должна была обладать сходством для обеспечения загробной жизни умершему. Однако в соответствии с представлениями того времени, статуи были сильно обобщены, и в изображениях исключены несущественные, случайные детали. Позы фигур были строго статичны. Мужская фигура красилась в кирпично-красный цвет, а женская — в желтый.
Одним из самых известных примеров скульптуры Древнего царства является скульптурная группа «Царевич Рахотеп и его жена Нофрет».
Вероятно, Рахотеп был сыном фараона Снофру, родоначальника IV династии, и жил в начале XXVIII века до н. э. Обе статуи были сделаны из известняка и раскрашены. Глаза статуй инкрустированы: в орбиты вставлены белки из белого алебастра и зрачки из горного хрусталя. Несмотря на условность изображения, черты лиц Рахотеп и его жены выразительны и немного печальны.
Слайд 29Статуя писца создана в середине третьего тысячелетия до нашей эры,
в царствование фараонов V и VI династий, правивших Египтом после
Хуфу, Хафра и Менкаура.
Писец был весьма значимой фигурой на службе фараона, он вел учет казны и документооборот.
Замкнутая пирамидальная композиция скульптуры построена на строго параллельных линиях. Скульптор сосредоточил главное внимание на лице писца. Его глаза широко раскрыты. Они сделаны из алебастра и горного хрусталя, в который вставлен серебряный штифт – зрачки. На губах писца легкая улыбка, лицо живое, выразительное. Инкрустацию и раскраску скульптуры египетские художники использовали довольно часто; это позволяло усиливать портретное сходство, выходя за пределы канонических форм.
Статуя сидящего Писца. Середина III тысячелетия до н.э. Известняк.
Слайд 30Гранитная статуя богини Мут-Сохмет является образцом монументальной храмовой скульптуры. Она
происходит из храма Мут в Карнаке, построенного Аменхотепом III. В
храме находились многие сотни статуй богини, ныне разбросанные по музеям мира. Сохмет была мемфисской богиней-львицей, дочерью и защитницей солнечного бога Ра, чуть было не уничтожившей человечество; в Фивах она отождевствлялась с местной Мут, супругой Амона.
Слайд 31Эхнатон
В Амарнский период – период правления фараона Аменхотепа IV (Эхнатона)
и сразу же после него –искусство стремится порвать с традициями
прошлого. Впервые в истории Египта фараон перестает изображаться могущественным идеализированным воплощением божества.
Эхнатона часто называют фараоном-еретиком. Он ввел поклонение единому солнечному божеству – Атону, воплощением которого он себя называл.
После смерти Эхнатона жрецы пытались вычеркнуть его имя из истории. Тем не менее, эпоха правления Эхнатона повлияла на все дальнейшее развитие культуры Древнего Египта.
Статуя Аменхотепа IV (Эхнатона) из храма Атона в Карнаке. Высота 293 см. В одной руке фараон сжимает плеть, в другой зажат скипетр хека – символ царской власти. XVIII династия. Около 1400 г. до н. э. Песчаник.
Эхнатон – первый фараон, изображавшийся без идеализации: с удлиненным лицом, полными бедрами, толстыми губами и т. д.
Слайд 32Портрет царицы Нефертити из мастерской скульптора Тутмеса в Ахетатоне (Элъ-Амарне).
Раскрашенный известняк. XVIII династия. Начало XIV в. до н. э.
Берлинский музей.
Портрет Нефертити
Ахетатон – столица Атона, построенная фараоном на восточном берегу Нила. Именно здесь археолог Людвиг Борхардт в 1912 г. нашел знаменитый на весь мир бюст жены Атона – царицы Нефертити. Скульптура была найдена в здании, служившей скульптору мастерской. Голова Нефертити сохранилась в прекрасном состоянии – сохранилась даже яркость красок, что является большой редкостью для статуй Амарнского периода.
Высота бюста 50 см. Он сделан из белого, сероватого камня и гипса и расписан красками. На голове царицы синий головной убор, на плечах – широкое разноцветное ожерелье. В одном глазу находится вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. По поводу отсутствующего глаза египтологами выдвигается множество версий. Возможно, что второго глаза нет, потому что в Древнем Египте считалось, что наличие обоих глаз делает скульптуру уже частью существа изображенного в ней человека. Другие версии состоят в том, что скульптура недоделана, или у царицы была болезнь глаз.
Имя Нефертити переводится как «Прекрасная пришла». Современники с восхищением говорили о Нефертити, называя ее «прекрасною ликом, умиротворяющей солнце голосом сладостным».
Археолог Борхард так выразился о своей находке в дневнике: «Описывать бесцельно – смотреть!».
Слайд 33Эхнатон и Нефертити с детьми.
Искусство Амарнского периода
Искусство Амарнского периода
резко выделяется из всего древнеегипетского искусства. Изображения становятся натуралистичными. При
этом черты людей – как фараона, так и его подданных – характерным образом искажаются: им свойственны удлиненные головы, косые глаза, толстые губы, длинные шеи. Отображение живых человеческих эмоций, непринужденность поз характерны для изображений всего Амарнского периода.
Принцессы.
Слайд 34Гробница Тутанхамона
Тутанхамон — фараон Древнего Египта из XVIII династии Нового
царства (1332—1323 гг. до н. э.). Погиб вследствии заговора в
возрасте 18–19 лет. Гробница Тутанхамона – одна из немногих полностью сохранившихся гробниц, найденных в 1923 г. британским археологом Говардом Картером.
Гроб представлял из себя сложную конструкцию: деревянный позолоченный ковчег, в нем другой — дубовый ковчег, во втором — третий позолоченный ковчег, в третьем – четвертый. В последнем находился саркофаг из цельного куска редчайшего кристаллического кварцита, а в нем еще два саркофага. Верхняя крышка внутреннего саркофага фараона Тутанхамона и его знаменитая погребальная маска представляют собой массивные изделия из чистого золота.
В пеленах мумии Тутанхамона и в его саркофагах, вставленных один в другой, было найдено множество великолепных золотых украшений — ожерелий, бус, пекторалей (нагрудных украшений, подвешивавшихся на цепочках), браслетов для рук и ног, золотых напалечников для рук и ног, колец и разнообразных амулетов. Гроб, в котором находилась мумия Тутанхамона, изображенного в образе Осириса, целиком был сделан из массивного золотого листа толщиной от 2,5 до 3,5 мм.
Золотая маска Тутанхамона.
Саркофаг Тутанхамона помещают обратно в подземную гробницу (Долина Царей, 4 ноября 2007 г.).
Говард Картер
Печать на двери гробницы Тутанхамона
Слайд 35Гробница Тутанхомона (продолжение)
Тело успошего фараона защищали своими крыльями богини Исида
и Нефтида; грудь и плечи — коршун и кобра (богини-покровительницы
Севера и Юга). Эти статуэтки были наложены поверх гроба, при этом каждое перышко коршуна было заполнено кусочками самоцветов или разноцветного стекла. Лежащая в гробу мумия была завернута во множество пелен. К верхней из них были приделаны изображения кистей рук, державших плеть и жезл.
В процессе подготовки к мумификации из тела умершего удаляли внутренние органы, которые мумифицировались и помещались в специальные сосуды — канопы. Крышки сосудов нередко делались в виде человеческой головы, которой придавалось портретное сходство с усопшим. Головы на канопах Тутанхамона были выточены из алебастра — красивого светло-желтого камня, немного прозрачного в своих верхних слоях.
Саркофаг Тутанхамона.
Крышка каноп (ритуального сосуда). Алебастр
Ковчег с канопами Тутанхамона. Охранялся с четырех сторон четырьмя богинями: Исидой, Нефтидой, Селкет и Нейт.
Слайд 36Гробница Тутанхомона (продолжение)
Интересен царский трон фараона Тутанхамона, сделанный из дерева,
покрытого листовым золотом. Сиденье инкрустировано квадратными вставками из синего и
голубого фаянса, золота, алебастра. Ручки кресла сделаны в виде священных кобр, охраняющих крыльями имя Тутанхамона. Ножки кресла сделаны в виде львиных лап. На ручках спереди – головы львов.
Отдельного внимания заслуживает спинка кресла – выдающееся произведение скульпторов и ювелиров того времени. На ней изображен сидящий на троне Тутанхамон. Перед ним стоит его супруга Анхесенамон (дочь Эхнатона и Нефертити), умащающая его плечо. Над ними находится бог Атон, протягивающий руками-лучами символы жизни – анкхи. Изображение выполнено в характерном для эпохи Амарны стиле.
Царский трон Тутанхомона
Около 1325 года до н.э.
Дерево, золото, серебро,
стекло, полудрагоценные камни.
Анкх
Слайд 37Фаюмский портрет
Портрет юноши. II век н. э. энкаустика, темпера.
ГМИИ им. Пушкина
в Москве.
Фаюмские портреты – самые ранние из известных образцов древней
станковой портретной живописи, относящиеся к I–IV вв. н. э.
Осенью 1887 года в местечке Эр-Рубайят оазиса Фаюм в Среднем Египте местные жители нашли древний некрополь с мумиями. Гробницы разграбили уже давно. Но в пелены мумий на месте лиц были вставлены исполненные на дощечках портреты, с поразительной достоверностью передававшие черты умерших. Под головой каждого лежала табличка с указанием имени, возраста и профессии. Фаюмские портреты заменяли собой погребальные маски для мумий. В дальнейшем подобные портреты были найдены во многих других местах.
После завоевания Египта Александром Македонским в 332 г. до н. э. к власти пришла македонская династия Птолемеев. Государственным языком становится греческий, начинается взаимопроникновение культур, местная знать перенимает греческую моду. В I веке до н. э. Египет был вновь завоеван, на этот раз Римом. Складывается культура, соединившая в себе множество традиций: помимо подверженной греческому влиянию местной знати в Египте жили римские легионеры, сирийцы и финикийцы, евреи, ливийцы и др. Всю эту необычайно богатую палитру этносов мы находим в фаюмских портретах.
Фаюмские портреты представляют собой результат счастливого слияния египетской культуры с ее представлениями о необходимости сохранения после смерти облика двойника-Ка, римской традиции с ее вниманием к индивидуальному образу личности и возвышенности эллинского духа.
Слайд 38Портрет мужчины средних лет. Середина II век н.э.
Дерево, энкаустическая темпера
Портрет пожилого
мужчины
Вторая половина I века н.э.
Дерево, энкаустика
Портрет девушки.
Начало III век н. э.
Дерево, энкаустика
Слайд 39Список используемой литературы
История искусства зарубежных стран. Т. 1./ Под ред.
М.В. Доброклонского. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962.
Всеобщая история
архитектуры / Академия архитектуры СССР. М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1944—1949.
Пунин А.Л.Искусство Древнего Египта. Ранее царство. Древнее царство. Издательство, Спб.: «Азбука-классика», 2008.
Наука и жизнь, Портреты из Фаюма. Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/5502/
Немировский А. И., Рак И. В., Ильинская Л. С. Древний Египет. Месопотамия. М.: Вега, 2017.