Слайд 1ИСКУССТВО И РЕВОЛЮЦИЯ:
ОТ РЕВОЛЮЦИОННОГО АВАНГАРДА
К СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМУ РЕАЛИЗМУ
-
Слайд 2Революция и Авангард
как проблема исторического искусствознания
Слайд 3Опера «Победа над Солнцем»
музыка М. Матюшина
текст А. Крученых
пролог В. Хлебникова
декорации и
эскизы костюмов К. Малевича
Слайд 4Первая футуристическая выставка картин «Трамвай В». 1915
Последняя футуристическая выставка картин
«0,10» (ноль-десять) . 1915-1916
Слайд 5КОНСТРУКТИВИЗМ
Владимир Татлин (1885-1953)
«В нашем изобразительном деле... были положены в основу
материал, объем и конструкция. Выразив недоверие глазу, мы ставим глаз
под контроль осязания»
(В. Татлин. 1920)
Слайд 7Моряк и китаец. 1910
Матрос. 1911
Слайд 9В. Татлин с бандурой. 1910-е гг. 1940-е гг.
П. Пикассо
Композиция с
гроздью винограда и разрезанной грушей
1914
Слайд 10Угловой контр-рельеф. 1915
Контр-рельеф. 1916
Слайд 121917 год – начинается эпоха РЕВОЛЮЦИОННОГО АВАНГАРДА
Слайд 13К. Малевич. Чайник. 1921. Чернильница. 1923.
Слайд 14«Гармонирование архитектурных форм в каком бы то ни было стиле индустриальной архитектуры
потребует к себе смены существующей мебели, посуды, платья…»
К. Малевич
Слайд 16Башня Третьего Интернационала
1919
Слайд 17Летатлин. 1929-1932
«Я сделаю вещь, ну, не меньше Венеры Милосской»
Слайд 18Цветы. 1930-е гг.
Мясо. 1930-е гг.
Слайд 19Конструктивизм
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово
искусства — конструктивизм…»
В. Маяковский
«…Группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных
ценностей…
Тектоника, конструкция и фактура – это мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры»
Алексей Ган. «Конструктивизм»
Слайд 21Братья Веснины
Конкурсный проект здания московского филиала газеты «Ленинградская правда»
Слайд 22Выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных
искусств 1925 года в Париже
Слайд 23Дом культуры имени С. М. Зуева
архитектора Ильи Голосова (1927-1929)
Слайд 24Дом политкаторжан. 1931-1933
Архитекторы Г. А. Симонов, П. В. Абросимов и А. Ф. Хряков
Слайд 25Левашовский хлебзавод. 1930-1933
Архитектор А. С. Никольский (?) и инженер Г. П. Марсаков
Слайд 27Александр Родченко (1891-1956)
Фотография «Нового ви́дения»
часто использовалась
с типографическими элементами
Слайд 28С. Прокофьев «Стальной скок». 1925
«В балете выражен подлинный стиль нашей
эпохи, потому что здесь вполне можно говорить о кованых ритмах,
об упругих как сталь интонациях и о музыкальных приливах и отливах, подобных дыханию гигантских мехов!» (Б. Асафьев)
Слайд 29Проблема наименования: романтизм или утопизм советского искусства 1917-1932 гг.?
Слайд 30Творческие группировки в советском искусстве 1920-х годов (1921-1932)
Общество московских художников
(ОМХ)
Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов,
Александр Куприн, Роберт Фальк
«Четыре
искусства»
Павел Кузнецов, Кузьма Петров-Водкин
Общество художников-станковистов (ОСТ)
Ю. Пименов, А. Дейнека
Ассоциация художников революционной России (АХРР)
К.Ф. Юон, В.Н. Бакшеев, М.Б. Греков, И.И. Бродский, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, Ф.А. Малявин, И.И. Машков, А.А. Рылов
Слайд 31ОСТ
А. Дейнека. Оборона Петрограда. 1928
Слайд 33А. Лабас. Первый советский дирижабль. 1931
Слайд 34Ю. Пименов. Даешь тяжелую индустрию! 1927
П. Вильямс. Автопробег. 1930
Слайд 35Четыре искусства.
И. Грабарь (1871-1960)
Автопортрет. 1934
Слайд 36Февральская лазурь. 1904
Московский дворик. 1930
Слайд 37Общество московских художников (ОМХ)
К. Петров—Водкин. В детской. 1925
Слайд 39«Новоселье» («Рабочий Петроград»). 1937
Для выставки «Индустрия социализма»
Слайд 40АХРР
Митрофан Греков. Тачанка. 1925
Слайд 41И. Бродский. Ленин в Смольном в 1917 году. 1930
Слайд 42АХРР против Общества московских живописцев
Александр Васильевич Куприн (1880-1960)
Днепропетровск. Металлургический завод
им. Г.И. Петровского. Доменный цех. 1930
«При слове завод вам, конечно,
приходит на ум соцсоревнование, ударничество, встречный промфинплан, прорывы, борьба с вредительством. Здесь этого нет… Его интересует как вечерний сумеречный свет поглощает очертания заводских строений. Еще несколько минут и мрак покроет завод, становится грустно .. И художнику нравится эта грусть…. Напрашивается вывод: также как непонятны и чужды ему заводы, непонятно и чуждо ему соцстроительство» («Искусство в массы». 1930)
Слайд 43
Пейзаж с горой. Гудауты. 1911
Древнерусская архитектура. Москва. 1918
Донбасс. 1921
Ленинский натюрморт.
1927
Слайд 44«Ахраровцы»
Оглядел я выставку эту,
До чего хороша по сюжету!
Насчет тени, фона
И
тона
И насчет светового канона
Я судить не берусь:
На канон я гляжу,
как на молнию гусь.
Не учен. Не понятно.
В светотенях не смыслю, увы, ни аза,
Знаю только: вот это смотреть мне приятно,
А вот это мне режет глаза.
Но на выставке этой,
Ни одним «знатоком» не воспетой,
Все глаза мне ласкало.
Все мне в сердце запало.
Разве этого мало?
Д. Бедный 1925 год, к VII выставке АХРР
Слайд 45«Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие
нашу революцию перед лицом международного пролетариата»
Г. Ряжский Делегатка. 1927.
Председательница. 1928
К.
Малевич. Крестьянка. 1928
Слайд 46Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных
организаций»
«За последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут
большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства. Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества.
Это обстоятельство создает опасность превращения этих 173 организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности.
Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы
Слайд 47Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных
организаций»
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:
1) ликвидировать ассоциацию пролетарских
писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства [объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т.п. организаций];
4) поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения.
Слайд 48А. Герасимов. Художники на даче у Сталина. 1951
6 июля 1933
года
(Исаак Бродский, Евгений Кацман, Александр Герасимов)
Слайд 49«Ну что же, в общем можно сказать — мы победили!
Но победа дается нелегко - надо наступление развивать — надо
работать все лучше и лучше — мы должны устраивать выставки бодрые, полные солнца, радости, детей женщин, здорового тела, человеческих переживаний. Довольно в искусстве уродов, мрачности, тоски, унылины, поэзии тлена и гниения нам не надо. Мы должны быть поэтами сверкающей жизни»
(Е. Кацман в письме к И. Бродскому)
Слайд 50Август 1934 года – А.А. Жданов выступает на первом Всесоюзном
съезде советских писателей
«Социалистический реализм как действительность в ее революционном развитии»
Слайд 51Рождение метода социалистического реализма
Слайд 52СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ –
СТИЛЬ ИЛИ МЕТОД?
Принципы социалистического реализма
НАРОДНОСТЬ
ИДЕЙНОСТЬ
КОНКРЕТНОСТЬ
Слайд 53Ю. Пименов.
Работницы Уралмаша в ложе театра.
1934
Слайд 54ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
В. Ефанов «Незабываемая встреча. Руководители Партии и Правительства в
Президиуме Всесоюзного совещания жён хозяйственников и инженерно-технических работников тяжёлой промышленности
в Кремле». 1936-1937 гг.
Слайд 55И. Владимиров. Иностранные туристы в Ленинграде. 1937
Слайд 56С.В. Герасимов. Колхозный праздник. 1937
Слайд 57А. Пластов. Колхозный праздник. 1937
Слайд 59А. Дейнека. Стахановцы. По сталинскому пути. 1938
Слайд 60ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА
Б.В. Иогансон На старом уральском заводе. 1937
Слайд 61Б. Иогансон. Допрос коммунистов. 1933
Слайд 62ОБРАЗЫ НОВЫХ ЛЮДЕЙ:
МОЛОДЕЖЬ, ЛЮДИ ТРУДА
А. Самохвалов.
Метростроевка со сверлом.
1937
Слайд 63Новые темы: тема советского спорта
А. Дейнека. Бег. 1933
Слайд 66Проект Дворца Съездов. 1930-е г.
Слайд 67Александр Михайлович Герасимов (1881-1963)
В саду. Портрет Нины Гиляровской. 1912 год
Слайд 68Портрет К.Е. Ворошилова, 1927 год.
Слайд 71К. Малевич Красная конница. 1928-1932
«Скачет красная конница из октябрьской столицы,
на защиту советской границы». 1918
Слайд 72Митрофан Греков. Трубачи Первой Конной. 1934
Слайд 73Париж. Кабаре. 1934 год
О необходимости изъятия из открытой экспозиции московской
Третьяковской галереи и ленинградского Русского музея работ русских художников-авангардистов группы
«Бубновый валет» и других подобных формалистических группировок. 1935.
Слайд 74Сталин и делегаты Второго Всесоюзного съезда колхозников-ударников труда 1935 года».
Размер холста - 7 на 11 метров (размеры картины «Явление
Христа народу» Иванова составляют 5,4 на 7,5 метров).
Слайд 75И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле. 1938
Слайд 77Доклад И.В. Сталина на XVI съезде ВКП(б). 1935 год
После дождя
Портрет
балерины О.В.Лепешинской
Слайд 78Семейный портрет. 1938
Деревенская баня. 1938
Слайд 79Портрет И.В. Сталина. 1939 год
И. В. Сталин и А. М.
Горький в Горках. Конец 30-х.
Слайд 81И.В. Сталин на передовой
1944
В полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются
«идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства,
космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства»
Слайд 82Похороны Сталина. 1953 год.
Улица в Бенаресе. 1954 год
Слайд 83Александр Герасимов. Половецкие пляски. 1955 год
Слайд 84ЭВОЛЮЦИЯ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1917-1934 гг.
Революционный утопизм
Художественный плюрализм
Социалистический реализм