Слайд 1ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ память
Память – процесс приобретения, хранения и повторного использования
человеком его опыта
Функции памяти
Накопление и сохранение опыта
Обеспечивает выживание отдельных индивидов
и вида в целом
Обеспечение связи прошлого с настоящим
Благодаря памяти возможна непрерывность психической деятельности
Слайд 3
Запечатление
феномен «импринтинга», одна из его форм - реакция следования
Запечатление происходит
очень быстро,
без какого-либо подкрепления,
образ сохраняется долго.
образ
запомнившегося объекта трудно изменить
Слайд 4Непроизвольное запоминание
Запоминаются:
сильные и значимые физические раздражители (звук выстрела, яркий свет
прожектора);
факторы, провоцирующие ориентировочную деятельность (прекращение или возобновление действия, процесса,
необычность явления, его контрастность по отношению к фону и т. п.);
раздражители, значимые для данного индивидуума (например, профессионально значимые предметы);
раздражители, имеющие особую эмоциональную окраску;
раздражители, связанные с потребностями данного человека;
объекты активной деятельности.
Слайд 5Произвольное запоминание
характеризуется целенаправленностью и использованием различных приемов для запоминания
Слайд 7Процесс сохранения информации
Сохранение - это динамический процесс, преобразования материала введенного
в память
Оценивают продуктивность хранения и длительность хранения.
В эпизодической памяти
находится информация о событиях жизни
Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий
Слайд 8Забывание информации
Позитивная функция забывания –
отсеивает ненужную информацию, не допускает перегруженности
памяти, способствует обобщению
Негативная функция забывания –
стираются блоки информации, или отрицательный
опыт, который необходим для нормальной жизни
Слайд 9Формы воспроизведения
Узнавание
Собственно воспроизведение
Припоминание
Слайд 11Представление
Представление (вторичные образы) - психический процесс, заключающийся в отражении объектов
или явлений, которые действовали когда-то на органы чувств, но в
данный момент не действуют
вторичные образы, извлеченные из памяти "первые сигналы«
связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными (мыслительными и речемыслительными ) процессами
наглядно-чувственные образы, связанные ассоциациями.
накапливают признаки различных единичных образов. Для построения портрета «класса объектов»
обеспечивают возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса. Наиболее близким к представлению считается понятие
Слайд 12К представлениям относят:
образы памяти
последовательные образы
эйдетические образы
образы, возникающие в
состоянии медитации
образы сновидений
воображение
Слайд 15Воображение
психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся
представлений
Слайд 16Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей
Слайд 17Акцентирование – выделение какой либо части, детали, целого
Слайд 19Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей
Слайд 26ЯЗЫК
выработанная обществом система знаков любой физической природы, служащее средством человеческого
общения и мышления
Он характеризуется:
Составом значащих слов (лексикой)
Правилами сочетания слов (грамматикой)
Звуковым
составом (фонетикой)
Письменными знаками (графемами)
Слайд 29Виды речи
по числу субъектов и характеру речевой деятельности:
Монолог
Диалог
Полилог
Слайд 32Мышление
Мышление - это субъективное психическое отражение существенных связей и отношений
между явлениями действительности в опосредованной и обобщенной форме.
Мышление «опосредовано»
мыслительными операциями и речью.
Мышление рассматривают как процесс, а мысль как результат этого процесса.
Благодаря мышлению формируется новая, мыслительная репрезентация или концепция мира.
Слайд 33Функции мышления
Познание того, что недоступно непосредственному восприятию
Систематизация знаний и опыта
Обеспечение
целостности психической жизни человека во времени
Участие в регуляции поведения и
деятельности
Обеспечение связи между индивидуальным и общественным опытом и знанием
Слайд 34Эмпирические характеристики мышления (первичные)
Слайд 37Эмпирические характеристики мышления (вторичные)
Слайд 42Подходы к исследованию интеллекта
Слайд 43Подходы к исследованию интеллекта
Слайд 44Подходы к исследованию интеллекта
Слайд 45Подходы к исследованию интеллекта
Слайд 46Подходы к исследованию интеллекта
Слайд 47Подходы к исследованию интеллекта
Слайд 48Подходы к исследованию интеллекта
Слайд 49Подходы к исследованию интеллекта
Слайд 50Интеллект как ментальное самоуправление
Теория Р.Стернберга
Слайд 52Модель структуры интеллекта (SI) Дж.Гилфорда
Слайд 53Теория множественности интеллекта Х.Гарднера
Слайд 55Потребности - психофизиологическое явление (конструкт, образование), в основе которого лежит
зависимость от чего-либо
Необходимость выделения потребностей организма и личности
Деление потребностей
на неосознаваемые (неощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые)
Связь потребности с нуждой. «Нужда в чем-то» отражает объективное состояние организма, а потребность уже предполагает отражение нужды, т. е. имеет субъективную сторону
Из потребности личности невозможно исключить потребностное состояние, сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания
Возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, способную удовлетворить его потребность.