Разделы презентаций


Туес с уфтюжской росписью на картинах М.В.Нестерова

Содержание

Михаил Васильевич Нестеров был одним из крупнейших и интереснейших русских художников конца XIX и начала XX веков. Нестеров умело показывал на своих картинах русскую природу, раскрывал русский характер. Его живопись

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Туес с уфтюжской росписью на картинах М.В.Нестерова

Туес  с уфтюжской росписью   на картинах  М.В.Нестерова

Слайд 2 Михаил Васильевич Нестеров был одним из крупнейших и

интереснейших русских художников конца XIX и начала XX веков.
Нестеров умело

показывал на своих картинах русскую природу, раскрывал русский характер. Его живопись вся исключительно поэтична, музыкальна и символична. Собирательный образ народа дан в его картинах.
Михаил Васильевич Нестеров был одним из крупнейших и интереснейших русских художников конца XIX и начала

Слайд 3 Автопортрет

1928 г.

Автопортрет 1928 г.

Слайд 4 В 1928 году Нестеров написал свой портрет,

где запечатлел себя в процессе работы. Белая блуза и всего

один посторонний предмет на картине подчеркивают преданность и самозабвенное служение искусству. Близкий друг художника и его биограф – С.Н.Дурилин так пишет об этой картине: «Испытующий взор – точно сталью – пронзает новый холст, пахнущий красками. Сбоку под левой рукой, на столике стоит большой лубяной туес (кузовок), раскрашенный пестрыми цветочками; туес этот, привезённый Нестеровым из Соловков, не раз появлялся на его картинах и много послужил ему при работе».[1] На многих картинах художника запечатлен этот берестяной туес с характерной уфтюжской росписью.
[1] С.Дурилин. Нестеров в жизни и творчестве. М. Молодая гвардия, 1976. Стр. 333. Серия ЖЗЛ
В 1928 году Нестеров написал свой портрет, где запечатлел себя в процессе работы. Белая

Слайд 5Соловецкий монастырь

На Соловки художник совершил поездку в июле 1901

г.
Эта поездка во многом повлияла на его творчество.

Соловецкий монастырь На Соловки художник совершил поездку в июле 1901 г. Эта поездка во многом повлияла на

Слайд 6 Эскиз картины

«Святая Русь» 1900 г.

Эскиз картины «Святая Русь» 1900 г.

Слайд 7В первоначальном эскизе 1900 года картины «Святая Русь», хранящейся в

Третьяковской галерее, встреча Христа с Русью происходила в тихий летний

день.[3] Эскиз не содержал подробностей одежды богомольцев. Не было и туеса на земле у ног крестьянина, склонившегося перед Иисусом Христом, которого сопровождают Сергий Радонежский и Святой Никола Угодник. После поездки на Соловки, где впервые художник увидел русский Север, он перешел в картине, по свидетельству С.Дурилина, к зимнему пейзажу и наполнил картину деталями, типичными для поморов. Это самоедская меховая шапка с наушниками, варежки с северным орнаментом, туес с яркой уфтюжской росписью.
[3] М.В.Нестеров. Воспоминания. М. Советский художник. 1989г. Стр. 200, илл. 64
В первоначальном эскизе 1900 года картины «Святая Русь», хранящейся в Третьяковской галерее, встреча Христа с Русью происходила

Слайд 8Святая Русь. 1901-1905 Холст, масло. 233 x 375

см
Государственный Русский музей

Святая Русь. 1901-1905   Холст, масло. 233 x 375 смГосударственный Русский музей

Слайд 9 Туес с

уфтюжской росписью

Туес с уфтюжской росписью

Слайд 10
Туеса эти были широко распространены по Северу. С

реки Уфтюги отправлялись они на ярмарки и рынки Архангельска, Вологды,

Сольвычегодска и Великого Устюга.[4]
Вместе с эскизами и впечатлениями привез из поездки на Север Нестеров и туес.
[4] Работнова И.П. Народное искусство Архангельской области. Сборник трудов НИИХП. Выпуск 1. М. 1962.
Туеса эти были широко распространены по Северу. С реки Уфтюги отправлялись они на ярмарки и

Слайд 11Открытки начала 20 века. Торговля расписными туесами, одна из достопримечательностей

Архангельска.

Открытки начала 20 века. Торговля расписными туесами, одна из достопримечательностей Архангельска.

Слайд 12Архангельск. Торговля бураками.

Открытка 1913 г.

Архангельск. Торговля бураками.         Открытка 1913 г.

Слайд 13Мастер по росписи туесов Дмитрий Матвеевич Новинский  Из деревни Черная горка

Красноборского района Фото из книги Ю. Арбат. Путешествия за красотой.

Мастер по росписи туесов Дмитрий Матвеевич Новинский  Из деревни Черная горка Красноборского района Фото из книги Ю. Арбат.

Слайд 14 Нестеров В.М. Свирель. 1906.

Нестеров В.М. Свирель. 1906.

Слайд 15Праведный Симеон Верхотурский. Середина 1900-х
Бумага, гуашь. 45.5 x 30 см
Нижегородский

художественный музей

Праведный Симеон Верхотурский. Середина 1900-хБумага, гуашь. 45.5 x 30 смНижегородский художественный музей

Слайд 16Лисичка. 1914 Холст, масло. 101 x 127 см

Государственная Третьяковская галерея

Лисичка. 1914   Холст, масло. 101 x 127 см Государственная Третьяковская галерея

Слайд 17 Туес с уфтюжской росписью в сказочной картине «Лисичка»

расположен рядом с тремя «божьими людьми старцами». Мотив этот был

буквально увиден художником на Рапирной горе Соловецкого острова.[6]

[6] Нестеров М.В. Воспоминания. М. Советский художник. 1989г. Стр. 282
Туес с уфтюжской росписью в сказочной картине «Лисичка» расположен рядом с тремя «божьими людьми старцами».

Слайд 18 "Лукошко". Этюд. 1914. Холст, масло 12,5х12,5

Государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края "Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.

Ярошенко"

Слайд 19Рука.
Этюд к картине "На Руси (Душа народа)" (1914-1916, ГТГ)

1 половина 1910-х Холст, масло 15х9,3 см.
Государственное бюджетное

учреждение культуры и искусства Республики Башкортостан "Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова"
Рука. Этюд к картине

Слайд 20

На Руси (Душа

народа) 1906 г.

Первоначальный эскиз картины. Государственная Третьяковская галерея. Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, белила. 24х50. Собрание М.И. Титовой ( Москва).

Слайд 21Фото сына художника.
Фрагмент картины « Душа народа»

Фото сына художника. Фрагмент картины « Душа народа»

Слайд 22

На Руси. 1914
Эскиз. Бумага,

акварель, гуашь, графитный карандаш. 40 x 93 см
Государственная Третьяковская галерея
На Руси.

Слайд 23 На Руси (Душа народа). 1914-1916

Холст, масло. 206.4 x 483.5 см
Государственная Третьяковская галерея


На Руси (Душа народа). 1914-1916    Холст, масло. 206.4 x 483.5 см

Слайд 24 Программным произведением Нестерова считают картину «На Руси» («Душа

народа», «Христиане» 1916г. Третьяковская галерея). На полотне впереди многочисленного народа

идет светловолосый мальчик с котомкой за спиной и ярким туеском в руке. Он чист душой. Позади его- христиане с иконой Спаса Нерукотворного - разных эпох и различного общественного положения. Тут и русский царь в одеянии XVII века, и полуголый юродивый, монахи и военные, писатели Достоевский и Толстой. Все идут своим путем к Богу и мальчик тоже. «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Сказано в Евангелие от Матфея 18 глава). Эту мысль выразил художник в картине.
Программным произведением Нестерова считают картину «На Руси» («Душа народа», «Христиане» 1916г. Третьяковская галерея). На полотне

Слайд 25Три старца (Лисичка). 1915 Туес синий
Холст, масло. 102 x 120

см
Национальная галерея Армении

Три старца (Лисичка). 1915 Туес синийХолст, масло. 102 x 120 см Национальная галерея Армении

Слайд 26Путник. 1921
Холст, масло. 82.5 x 106 см
Тверская областная картинная

галерея

Путник. 1921Холст, масло. 82.5 x 106 см Тверская областная картинная галерея

Слайд 27 Многие картины Нестерова имеют символичное содержание. Появление на

них каждый раз берестяного туеса не случайно. Не только в

утилитарных целях на Руси он использовался. Имел он иногда и ритуальную функцию – зачастую к святым источникам шли паломники с туесками. Считалось, что святую воду – христианский символ очищения и духовной чистоты нужно было принести в дом и хранить в берестяном туесе.
Многие картины Нестерова имеют символичное содержание. Появление на них каждый раз берестяного туеса не случайно.

Слайд 28Пустынник и медведь. 1925
Холст, масло. 102.5 x 65 см
Национальный

художественный музей Республики Беларусь

Пустынник и медведь. 1925Холст, масло. 102.5 x 65 см Национальный художественный музей Республики Беларусь

Слайд 29За Волгой. Пастушок. 1922
Первоначальный вариант картины "Песня Леля" (1923, частное

собрание)
Холст, масло. 66 x 90 см. Г Т Г. Москва.

За Волгой. Пастушок. 1922Первоначальный вариант картины

Слайд 30Автопортрет. 1928
Холст, масло. 103 x 82 см
Государственная Третьяковская галерея

Автопортрет. 1928Холст, масло. 103 x 82 см Государственная Третьяковская галерея

Слайд 31Весенняя сказка. 1931.
Картон, масло. 44.5х47.5
Саратовский государственный художественный музей имени

А.Н. Радищева

Весенняя сказка. 1931.Картон, масло. 44.5х47.5 Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Слайд 32Инок с медведем. 1931.

Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш.

13.5 х 16, 2 Екатеринбурский музей изобразительных искусств.

Инок с медведем. 1931. Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш. 13.5 х 16, 2 Екатеринбурский музей изобразительных

Слайд 33Этюд «Сергий преподобный на коне»
Сон послушника.
Церковно-археологический кабинет Московская

православная духовная акадения.

Этюд «Сергий преподобный на коне» Сон послушника. Церковно-археологический кабинет Московская православная духовная акадения.

Слайд 34 Картина «Дозор» выражает не одно лично нестеровское, но

и древненародное представление о Сергии Радонежском. Сергия Радонежского давно уже

нет на земле, но он не перестает пламенеть любовью к родине, болеть ее скорбями и заботиться ее заботами. Своей молитвой и бодрым бдением он сторожит покой родной земли. Вот и теперь, на заре, он верхом объезжает дремучий лес с темноводным лесным озером. И с немым укором остановился старец всадник над юношей послушником, крепко спящим на траве подле алого туеса, в который собирал он ягоды.
Картина «Дозор» выражает не одно лично нестеровское, но и древненародное представление о Сергии Радонежском. Сергия

Слайд 35Туеса с уфтюжской росписью, которые принадлежали М.В.Нестерову.

"Башкирский государственный художественный

музей имени М.В. Нестерова"

Туеса с уфтюжской росписью, которые принадлежали М.В.Нестерову.

Слайд 36Экспозиция в Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова.
г.

Уфа.

Экспозиция в Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова. г. Уфа.

Слайд 37 В картинах Нестерова туес символизировал чистоту. Художник располагал

его рядом с теми персонажами, чистоту человеческой души которых он

хотел подчеркнуть.


В картинах Нестерова туес символизировал чистоту. Художник располагал его рядом с теми персонажами, чистоту человеческой

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика