Слайд 1Туес
с уфтюжской росписью
на картинах
М.В.Нестерова
Слайд 2 Михаил Васильевич Нестеров был одним из крупнейших и
интереснейших русских художников конца XIX и начала XX веков.
Нестеров умело
показывал на своих картинах русскую природу, раскрывал русский характер. Его живопись вся исключительно поэтична, музыкальна и символична. Собирательный образ народа дан в его картинах.
Слайд 4 В 1928 году Нестеров написал свой портрет,
где запечатлел себя в процессе работы. Белая блуза и всего
один посторонний предмет на картине подчеркивают преданность и самозабвенное служение искусству. Близкий друг художника и его биограф – С.Н.Дурилин так пишет об этой картине: «Испытующий взор – точно сталью – пронзает новый холст, пахнущий красками. Сбоку под левой рукой, на столике стоит большой лубяной туес (кузовок), раскрашенный пестрыми цветочками; туес этот, привезённый Нестеровым из Соловков, не раз появлялся на его картинах и много послужил ему при работе».[1] На многих картинах художника запечатлен этот берестяной туес с характерной уфтюжской росписью.
[1] С.Дурилин. Нестеров в жизни и творчестве. М. Молодая гвардия, 1976. Стр. 333. Серия ЖЗЛ
Слайд 5Соловецкий монастырь
На Соловки художник совершил поездку в июле 1901
г.
Эта поездка во многом повлияла на его творчество.
Слайд 7В первоначальном эскизе 1900 года картины «Святая Русь», хранящейся в
Третьяковской галерее, встреча Христа с Русью происходила в тихий летний
день.[3] Эскиз не содержал подробностей одежды богомольцев. Не было и туеса на земле у ног крестьянина, склонившегося перед Иисусом Христом, которого сопровождают Сергий Радонежский и Святой Никола Угодник. После поездки на Соловки, где впервые художник увидел русский Север, он перешел в картине, по свидетельству С.Дурилина, к зимнему пейзажу и наполнил картину деталями, типичными для поморов. Это самоедская меховая шапка с наушниками, варежки с северным орнаментом, туес с яркой уфтюжской росписью.
[3] М.В.Нестеров. Воспоминания. М. Советский художник. 1989г. Стр. 200, илл. 64
Слайд 8Святая Русь. 1901-1905 Холст, масло. 233 x 375
см
Государственный Русский музей
Слайд 10
Туеса эти были широко распространены по Северу. С
реки Уфтюги отправлялись они на ярмарки и рынки Архангельска, Вологды,
Сольвычегодска и Великого Устюга.[4]
Вместе с эскизами и впечатлениями привез из поездки на Север Нестеров и туес.
[4] Работнова И.П. Народное искусство Архангельской области. Сборник трудов НИИХП. Выпуск 1. М. 1962.
Слайд 11Открытки начала 20 века. Торговля расписными туесами, одна из достопримечательностей
Архангельска.
Слайд 12Архангельск. Торговля бураками.
Открытка 1913 г.
Слайд 13Мастер по росписи туесов Дмитрий Матвеевич Новинский
Из деревни Черная горка
Красноборского района Фото из книги Ю. Арбат. Путешествия за красотой.
Слайд 15Праведный Симеон Верхотурский. Середина 1900-х
Бумага, гуашь. 45.5 x 30 см
Нижегородский
художественный музей
Слайд 16Лисичка. 1914 Холст, масло. 101 x 127 см
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 17 Туес с уфтюжской росписью в сказочной картине «Лисичка»
расположен рядом с тремя «божьими людьми старцами». Мотив этот был
буквально увиден художником на Рапирной горе Соловецкого острова.[6]
[6] Нестеров М.В. Воспоминания. М. Советский художник. 1989г. Стр. 282
Слайд 18 "Лукошко". Этюд. 1914. Холст, масло 12,5х12,5
Государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края "Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.
Ярошенко"
Слайд 19Рука.
Этюд к картине "На Руси (Душа народа)" (1914-1916, ГТГ)
1 половина 1910-х Холст, масло 15х9,3 см.
Государственное бюджетное
учреждение культуры и искусства Республики Башкортостан "Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова"
На Руси (Душа
народа) 1906 г.
Первоначальный эскиз картины. Государственная Третьяковская галерея. Бумага, гуашь, акварель, графитный карандаш, белила. 24х50. Собрание М.И. Титовой ( Москва).
Слайд 21Фото сына художника.
Фрагмент картины « Душа народа»
На Руси. 1914
Эскиз. Бумага,
акварель, гуашь, графитный карандаш. 40 x 93 см
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 23 На Руси (Душа народа). 1914-1916
Холст, масло. 206.4 x 483.5 см
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 24 Программным произведением Нестерова считают картину «На Руси» («Душа
народа», «Христиане» 1916г. Третьяковская галерея). На полотне впереди многочисленного народа
идет светловолосый мальчик с котомкой за спиной и ярким туеском в руке. Он чист душой. Позади его- христиане с иконой Спаса Нерукотворного - разных эпох и различного общественного положения. Тут и русский царь в одеянии XVII века, и полуголый юродивый, монахи и военные, писатели Достоевский и Толстой. Все идут своим путем к Богу и мальчик тоже. «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Сказано в Евангелие от Матфея 18 глава). Эту мысль выразил художник в картине.
Слайд 25Три старца (Лисичка). 1915 Туес синий
Холст, масло. 102 x 120
см
Национальная галерея Армении
Слайд 26Путник. 1921
Холст, масло. 82.5 x 106 см
Тверская областная картинная
галерея
Слайд 27 Многие картины Нестерова имеют символичное содержание. Появление на
них каждый раз берестяного туеса не случайно. Не только в
утилитарных целях на Руси он использовался. Имел он иногда и ритуальную функцию – зачастую к святым источникам шли паломники с туесками. Считалось, что святую воду – христианский символ очищения и духовной чистоты нужно было принести в дом и хранить в берестяном туесе.
Слайд 28Пустынник и медведь. 1925
Холст, масло. 102.5 x 65 см
Национальный
художественный музей Республики Беларусь
Слайд 29За Волгой. Пастушок. 1922
Первоначальный вариант картины "Песня Леля" (1923, частное
собрание)
Холст, масло. 66 x 90 см. Г Т Г. Москва.
Слайд 30Автопортрет. 1928
Холст, масло. 103 x 82 см
Государственная Третьяковская галерея
Слайд 31Весенняя сказка. 1931.
Картон, масло. 44.5х47.5
Саратовский государственный художественный музей имени
А.Н. Радищева
Слайд 32Инок с медведем. 1931.
Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш.
13.5 х 16, 2 Екатеринбурский музей изобразительных искусств.
Слайд 33Этюд «Сергий преподобный на коне»
Сон послушника.
Церковно-археологический кабинет Московская
православная духовная акадения.
Слайд 34 Картина «Дозор» выражает не одно лично нестеровское, но
и древненародное представление о Сергии Радонежском. Сергия Радонежского давно уже
нет на земле, но он не перестает пламенеть любовью к родине, болеть ее скорбями и заботиться ее заботами. Своей молитвой и бодрым бдением он сторожит покой родной земли. Вот и теперь, на заре, он верхом объезжает дремучий лес с темноводным лесным озером. И с немым укором остановился старец всадник над юношей послушником, крепко спящим на траве подле алого туеса, в который собирал он ягоды.
Слайд 35Туеса с уфтюжской росписью, которые принадлежали М.В.Нестерову.
"Башкирский государственный художественный
музей имени М.В. Нестерова"
Слайд 36Экспозиция в Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова.
г.
Уфа.
Слайд 37 В картинах Нестерова туес символизировал чистоту. Художник располагал
его рядом с теми персонажами, чистоту человеческой души которых он
хотел подчеркнуть.