Слайд 1Искусство ислама
Искусство стран Ближнего Востока
Слайд 2Страны Ближнего Востока (Сирию, Ирак, Иран, Турцию) объединяет общая религия
– ислам. Появление ислама – VIIвек, когда, согдасно мусульманскому вероучению,
пророк Мухаммед получил от Аллаха (бог) откровения Корана.
Учению ислама противоречили живопись и скульптура. Оно запрещало не только изображение Аллаха, но и любых живых существ. Поэтому основные виды исламского искусства – архитектура и декоративно-прикладное творчество, в котором используется орнамент.
Слайд 3В исламском орнаменте существует несколько стилей. Самые распространённые его виды
– гирих (геометрический орнамент, различное сочетание многоугольных звёздчатых фигур) и
ислими (растительный орнамент).
Слайд 6Образцы орнамента на произведениях декоративно-прикладного искусства: турецкие тарелки из Изника
Слайд 8Значительную роль в исламской художественной культуре играет каллиграфия. ( искусство
красивого письма).Основой мусульманской каллиграфии служит арабский алфавит. Каллиграфия использовалась при
оформлении Корана, а также в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, как основная часть орнамента. Каллиграфией украшались посуда, изразцы и т.д. Согласно изречению пророку Мухаммеда, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Коран, станет обитателем Рая.
Слайд 9Основу мусульманской каллиграфической надписи составляют строгие геометрические принципы и чёткие
пропорции. Основой составления пропорций является размер первой буквы арабского алфавита
«алиф», которая представляет собой вертикальную черту.
Слайд 12Главным культовым сооружением ислама является мечеть ( помещение для совместной
молитвы).
Единой формы мечети для всех мусульманских стран так и
не выработано. В каждой стране она выглядела по-своему. Архитекторы заимствовали местные, существовавшие ранее на этой территории архитектурные формы.
Для устройства мечети нужны были: пространство для молящихся – молитвенный зал; михраб ( небольшая ниша или просто отметка на стене, обращённая в сторону Мекки – родина пророка Мухаммеда; минбар (кафедра для чтения Корана, молитв и поручений);
Слайд 13Просторный двор, окружённый крытыми галереями, укрывающими от зноя; бассейн или
фонтан для омовения перед молитвой; один или несколько минаретов (высоких
башен с балконом, с которых верующих призывают на молитву).
Древнейшая исламская постройка – это мечеть «Купол скалы» в Иерусалиме (конец VII в., эпоха халифов Омейядов). Это восьмиугольное здание , увенчанное куполом. Центрическая планировка заимствована из христианских центрических построек (баптистериев).
Слайд 14Под куполом находится скала с пещерой, а в ней плоский
михраб. Согласно мусульманскому преданию , с этого выступа совершилось вознесение
на небо пророка Мухаммеда. Мухаммед вознёсся прямо на своём чудесном боевом коне. Утёс должен был последовать за ним, однако остался и теперь частично висит в воздухе, образуя пещеру. Место вознесения стало священным, поэтому над ним был воздвигнут купол. Назначение его – сокрыть и отметить священное для всех мусульман место. Славу внутреннего убранства «Купола скалы» составляют его мозаики.
Слайд 15Архитектура мечети.
Мечеть Купол Скалы в Иерусалиме
Слайд 17По роскоши с «Куполом скалы» может сравнится Большая мечеть в
Дамаске, возведённая халифом аль-Валидом в начале VIII в. На священном
месте. Мечеть представляет собой целый комплекс построек, отделённый от города толстыми стенами. Молитвенный зал построен в форме базилики. Арки слегка расширены сверху – это начало подковообразной формы мусульманской арки. Мозаики Большой мечети изображают пейзажи: здания и деревья, стоящие у воды. Большая мечеть в Дамаске послужила образцом для других мечетей.
Слайд 18Большая мечеть в Дамаске.
Двор и молитвенный зал
Слайд 19Большая мечеть в Дамаске.
Фрагмент интерьера
Слайд 20Большая мечеть в Дамаске. Фрагменты мозаик
Слайд 21В Испании, завоёванной арабами, правили халифы династии Омейядов. Лучшее из
того, что они создали – Большая мечеть в Кордове. Она
столь огромна, что христианам после отвоевания города удалось разместить в центре её небольшую церковь.
Слайд 22Большая мечеть в Кордове. Интерьер
Слайд 23Один из лучших примеров мусульманского светского зодчества на территории Испании
– дворец Альгамбра в Гранаде. Два аиболее значимых сооружения: дворик
миртов и дворик львов – возведены внутри древней крепостной ограды. Коллонады, бассейны с фонтанами и богатое украшение из искусственного мрамора создают роскошную умиротворяющую обстановку. В оформлении сводов( потолка ) использован орнамент из мукарн ( скопление небольших ниш, называемое ещё ячеистым или сталактитовым сводом).
Слайд 24Дворец Альгамбра в Гранаде. Дворик львов
Слайд 25Дворец Альгамбра.
Орнамент из мукарн (сталактитовый свод)
Слайд 26Дворец Альгамбра. Образцы сводов с использованием мукарн
Слайд 27Мавзолей в Бухаре – древнейшее сооружение в Средней Азии. Форма
мавзолея проста: кубическое помещение перекрыто куполом. Мавзолей отличают великолепные пропорции.
Почти вся его поверхность его стен оформлена узорной вязью из кирпичей.
Слайд 29В Самарканде наиболее известен мемориальный комплекс Шахи-Зинда. Это мавзолеи самарканской
знати, близких родственников Тимура (Тамерлана).Комплекс формировался начиная с XI в.
на протяжении девяти столетий и включает в себя более 20 построек. Гробницы представляют собой прямоугольные купольные сооружения. Все они облицованы изразцовой мозаикой. Изразцы создавались в разных техниках, иногда очень сложных, и, по исламской традиции, сочетают орнаментальные мотивы и надписи.
Слайд 30Мемориальный комплекс Шахи-Зинда
в Самарканде
Слайд 31Мемориальный комплекс Шахи-Зинда
Слайд 32Ансамбль Шахи-Зинда.
Фрагменты облицовки
Слайд 33Ансамбль Шахи-Зинда.
Фрагменты облицовки
Слайд 35Для Тимура возводилась в Самарканде и мечеть Бибиханым (Госпожа-повелительница). Мечеть
имеет айваны (открытые просторные сводчатые залы). Строители стремились придать стройный
и величественный вид и внешнему, и внутреннему облику сооружения. На фасадах противопоставляются высокие элементы (башни и минареты) приземистой ограждающей стене. Покрытые синими изразцами купола видны издалека.
Слайд 36
Мечеть Биби-Ханым и мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. Оба сооружения имеют
айваны (открытые сводчатые залы при входе)
Слайд 37Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде. Купол
Слайд 39Голубая мечеть Тебриза.
Фрагменты интерьера
Слайд 40Турецкая мечеть представляет собой крытое куполом прямоугольное помещение . Задачей
архитекторов было перекрыть куполом постройку большой площади. Решением этой проблемы
стала система полукуполов, которые окружали и дополняли центральный купол. Своего расцвета архитектура османской империи достигла в творчестве зодчего Синана. Его лучшая работа – мечеть Сулеймание в Стамбуле (XVI в.). Её планировка почти дословно повторяет планировку храма Святой Софии.
Слайд 41Мечеть Сулеймание в Стамбуле. Зодчий Синан
Слайд 43Другой шедевр Синана – мечеть Селимие в Эдирне. При взляде
на мечеть издали ощущается динамическое напряжение между раскинувшимся куполом и
четырьмя обступившими его минаретами.
Слайд 45Вопросы.
1. Почему основными видами исламского искусства являются архитектура и декоративно-прикладное
творчество?
2.Что такое гирих и ислими? Выполни свой орнамент в одном
из этих стилей.
3.Что такое минареты ? Айваны?
4. Какое здание послужило образцом для мечетей турецкого зодчего Синана?
Ответы посылать мне в личные сообщения.