Слайд 1Искусство Италии Раннего Возрождения (ХV в.)
После тысячелетнего периода «темных веков»
средневековья, возрождаются античные идеалы. Античная культура становится высшим эталоном, на
который ориентируются художники, писатели, архитекторы.
Борьба против средневековых форм религии и морали выливается в широкое прогрессивное движение - гуманизм.
Гуманисты выступают против контроля католической церкви над деятельностью человека и его образом мысли. Провозглашается право на свободу научного исследования. Возникает светская наука, литература и искусство.
С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей, соответствовавшей зарождавшейся буржуазной эпохе, был связан и антропоцентризм (от греч. ánthrōpos - человек) нового мировоззрения.
Центром мироздания объявлен человек, понимаемый отныне как наиболее совершенное творение природы. Как и в Античности, человек - главный герой в искусстве. Но в отличие от Греции, это обычный человек, со своими переживаниями, внутренним миром, и его «земная» жизнь становится главной темой литературы и искусства.
В городах Северной Италии, переживавших тогда период экономического подъема, интенсивно идет процесс социального развития.
Высокий уровень ремесленного производства, обширные торговые связи со странами Европы и Азии, бурная политическая жизнь северо-итальянских городов-республик - все это способствует раннему развитию здесь буржуазии и связанной с ней новой городской культуры.
Слайд 2Архитектура Раннего Возрождения (ХV в.)
Архитектура Возрождения носит общий гуманистический, открытый,
светлый, приветливый характер (архитектура для человека).
Возрастает роль светской архитектуры.
Складывается новый тип светского здания (палаццо, общественное здание, вилла).
Решаются градостроительные задачи.
Архитектура снова становится ордерной. Ордерная система используется и в качестве конструкций, и в качестве декора. С помощью ордера зодчие стремятся сделать архитектуру более сомасштабной человеку, «доступной» и познаваемой в противовес готике, не соразмеренной с человеком, перенасыщенной пластикой, «дематериализованной», мистической.
Профессия архитектора отделяется от ремесла строителя. Разрабатываются подробные чертежи, планы, наглядные макеты, которые архитектор обязан предоставить заказчику.
Ф.Брунеллески формулирует принципы прямой линейной перспективы. Отныне любой предмет и любую местность можно было изобразить на плоскости так, что создавалась иллюзия пространственной глубины.
Пишется целый ряд теоретических трудов об архитектуре. В трактатах освещаются вопросы архитектурной эстетики (пропорции, построение ордеров и т. п.), технические вопросы строительства, строительные материалы, городское строительство. Наиболее известным является трактат Альберти - «Десять книг о зодчестве».
Слайд 3В храмовом строительстве основным композиционным типом остаётся базилика.
Стрельчатый свод готических сооружений в
период Возрождения исчезает, уступив место полуциркульному: крестовому, цилиндрическому, парусному. Широко
применялся сомкнутый свод и его производная - зеркальный свод. Наивысшие конструктивные достижения эпохи - создание большепролетных купольных форм крупных храмовых зданий (купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции).
Слайд 4Филиппо Брунеллески (1377-1446)
Архитектурным центром Раннего Возрождения была Тоскана, а главным
городом - Флоренция. Началом Возрождения в архитектуре принято считать 1420
г., когда началось возведение купола над Флорентийским соборам по проекту Брунеллески.
Флорентийский собор Санта-Мария дель Фьоре был заложен ещё в конце XIII века. К началу Раннего Возрождения строители возвели здание базилики и в восточной его части - барабан, который предполагалось увенчать куполом. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре стал делом жизни Брунеллески. Архитектор трудился над ним более 16 лет.
Слайд 5Флоренция. Собор Санта-Мария дель Фьоре. Купол Филиппо Брунеллески
Слайд 6Купол собора Санта-Мария дель Фьоре
Слайд 7Воспитательный дом во Флоренции (1419-1445) Ф.Брунеллески
Запланировав строительство Воспитательного Дома, власти
Флоренции впервые в истории решили снести несколько кварталов старой застройки.
Архитектору было предоставлено свободное пространство.
Воспитательный дом – это светское сооружение (школа).
Здесь в полную силу прозвучали черты архитектуры новой эпохи. Изящная лоджия с
арками полуциркульной формы разработана по аналогии с античными образцами. Прямоугольные окна впервые обрамлены наличниками, завершенными античными по форме фронтончиками Спокойный ритм форм придает зданию приветливый характер и соизмеримую с человеком масштабность. Фасад выходит на площадь, любой человек может спокойно отдохнуть на ступеньках. Аркада на колоннах, обычно применявшаяся лишь во внутренних двориках дворцов, стала здесь элементом городской композиции.
Слайд 8Фасад воспитательного дома во Флоренции. Медальон с изображением младенца, выполненный
в технике майолики
Слайд 9Внутренний двор воспитательного дома
Слайд 10Капелла Пацци во Флоренции (1430—1443)
Ф. Брунеллески
Часовня, купольное здание во
дворе монастыря Санта-Кроче.
Брунеллески применяет купол на "парусах" и возводит
портик, украшенный колоннами коринфского ордера. Здание отличают гармоничность и уравновешенность, соразмерность с человеком.
Слайд 11Л. Б. Альберти (1404-1472)
Палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446-1451)
Подобно древнеримскому Колизею
фасад палаццо поэтажно расчленен ордерами с переходом от наиболее простого
дорического ордера в нижнем ярусе к более тонкому и богатому коринфскому ордеру в верхнем. Впечатление облегчения здания кверху.
Фасад завершен крупным карнизом.
Слайд 12Микелоццо (1396-1472)
Палаццо Медичи во Флоренции (1444-1452)
Квадратное в плане здание имеет
небольшой внутренний двор с характерной для этого периода изящной арочной
галереей. Внешний вид дворца отличается монументальностью. Но в отличие от более ранних дворцов, здание расчленено на три яруса античными поясками, соответствующими внутреннему членению здания на этажи. Окна расставлены строго ритмично, а обработка поверхности стен снизу вверх поэтажно изменяется с постепенным переходом от «рваного» камня стен первого этажа к почти гладкой поверхности стен третьего этажа. Фасад завершается крупным ордерным карнизом.
Слайд 13Палаццо Медичи: руст нижнего этажа
Руст – способ отделки стен каменными
блоками.
Слайд 14Палаццо Медичи: флорентийские окна
Флорентийское окно – окно, членящееся полуциркульными арками,
опирающимися посередине на колонку.
Слайд 15Палаццо Медичи: внутренний двор
Квадратное в плане здание имеет небольшой внутренний
двор с характерной для этого периода изящной арочной галереей.
Слайд 16Портрет семейства Медичи в одном из помещений палаццо. Фрагмент: Козимо
Медичи
Медичи были патриотами Флоренции. Все крупные произведения искусства были выполнены
либо по заказу Медичи, либо с их согласия, на их средства. Поэтому Флоренцию эпохи Раннего Возрождения часто именуют Флоренцией Медичи.