Слайд 1Искусство: Понятие, сущность. Функции искусства.
Слайд 2Искусство - ?
образ мира и человека, переработанный в сознании художника
и выраженный им в звуках, красках, формах.
в художественных образах
отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.
создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека.
Слайд 3Подходы к пониманию сущности искусства
это специфический вид духовного отражения и
освоения действительности, имеющий целью? формирование и развитие способности человека творчески
преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты?
Слайд 4один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.
форма
чувственного познания мира (наряду с рациональной - в науке, интуитивной
- в религии).
проявление творческих способностей человека (проблема художника-творца).
процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).
Слайд 5Предмет искусства – мир и человек в совокупности их отношений
друг с другом.
Форма существования искусства – художественное произведение (поэма, картина,
спектакль, кинофильм и т.д.), в которых можно выделить две составляющие – идею и материю.
Слайд 6Специфика культурологического анализа искусства - в выяснении его социокультурных смыслов,
его типологии и динамики, а также в исследовании искусства как
части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры.
Смерть республиканца-анархиста Федерико Бореля Гарсия, 1936.
Слайд 7Концепции происхождения искусства
игровая концепция культуры (восходит к идеям Ф. Шиллера,
И. Канта, Г. Спенсера). Йохан Хейзинга “Homo Ludens. Опыт определения
игрового элемента культуры”.
религиозная теория. Искусство – конкретно-чувственное выражение божественной идеи;
имитативная теория – в искусстве проявляется инстинкт подражания (Лукреций Кар, О. Конт, Ж.Л. Даламбер и др.);
эротическая теория. (Н. Нардау, К. Ланге, 3. Фрейд и др.). Искусство как «украшательство»;
теория культуры как репрессии (З. Фрейд). Искусство – сублимация.
Слайд 10Периодизация
Искусство первобытности
Искусство Древнего мира
Искусство Античности
Искусство средних веков
Искусство эпохи Возрождения
Искусство Европы
ХVII-ХIХ
Искусство ХХ века
Слайд 11Основные понятия
Романский стиль
Готический стиль
Маньеризм
Классицизм
Барокко
Рококо
Романтизм
Реализм
Импрессионизм
Постимпрессионизм
Экспрессионизм
Футуризм
Дадаизм
…..
Слайд 13Способы образного отражения мира
Реалистический
Слайд 15Классическая эстетика
Мимесис («подражание природе»)
Катарсис («очищение»)
Калокагатия (единство красоты и нравственности)
Слайд 16Прекрасное/Безобразное
Воплощение добра. Целесообразность и (или) совершенство формы, имеющей высшее предназначение.
Воплощение
зла. Невозможность, отсутствие совершенства, содержит в себе скрытое требование или
желание возрождения этого идеала.
Слайд 17Возвышенное/Низменное
Совокупность объективной физической силы, нашего объективного физического бессилия и нашего
субъективного морального превосходства.
Характеризует эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают
большой отрицательной общественной значимостью и таят в себе угрозу для общества и личности.
Слайд 18Комическое/Трагическое
«оборотная сторона возвышенного», вызывающая смех. Сфера Комического чрезвычайно многообразна, в
нем выделяются различные стороны и оттенки, от мягкого юмора до
устрашающего гротеска.
форма драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности.
Слайд 19Неклассическая эстетика
абсурд
лабиринт
монтаж
коллаж
телесность
шок
сексуальность
жестокость
Слайд 20Функции искусства
познавательная. Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся
в искусстве, существенно пополняет наши знания о мире;
мировоззренческая. Выражает в
художественной форме определенные чувства и представления;
воспитательная. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом;
эстетическая. Формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало людей;
гедонистическая. Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника;
коммуникативная. Искусство передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали);
компенсаторная. Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях.
Слайд 22Основные блоки
Изобразительное искусство (живопись, скульптура, архитектура)
Фотография
Кинематограф