Слайд 1Искусство
Российской империи
четверти XVIII века
Петровское
барокко
Слайд 3Основные исторические события
Конец XVII в. – 1725 г. - Петровские
преобразования
1700-1721 – Северная война со Швецией, выход к Балтике
1703 –
основание Петербурга
1709 – Полтавская победа
1721 – провозглашение России империей
Слайд 4Иван Зарудный. Церковь Архангела Гавриила в Москве. 1701-1707.
Первоначальная высота
81 м
Слайд 5 Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня). Путти-кариатиды в интерьере
Слайд 6Палаты Аверкия Кириллова в Москве. Перестройка 1703-1711. Застройка Амстердама середины
XVII в.
Слайд 7А.Зубов. Торжественный ввод шведских фрегатов в Петербург 3 сентября 1720
г. после Гренгамского сражения. 1729.
Ж.М.Натье. Портрет Петра I. 1717
Слайд 9 Петр I, Ламбер де Герен, Доменико Трезини.
Петропавловская крепость
в Петербурге.
В 1703 -1704 гг. возведена земляная крепость,
в 1706-1740 гг. стены выложены кирпичом, в 1779-1785 гг. облицованы гранитом. Крепость включает 6 бастионов, толщина стен 20 м, высота – 12 м
Слайд 10 Бастионы крепости: Государев, Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой и Нарышкин
Слайд 11 Доменико Трезини (1670-1734). Петровские ворота Петропавловской крепости.
1717-1718
Слайд 12 Конрад Оснер. Низвержение Симона волхва апостолом Петром.
Рельеф Петровских
ворот
Слайд 13 Н.Пино. Афина Паллада. Реконструкция Петровских ворот Петропавловской крепости
Слайд 14 План Петербурга в 1725 г. Реконструкция Троицкой площади
Слайд 19 Первое мазанковое здание Адмиралтейства. 1704-1705, перестройка башни со шпилем
Г.ван Болеса 1718-1719.
Оно же после перестройки А.Захаровым. 1806-1819. Высота
72 м
Слайд 20Вехи истории раннего Петербурга
16 мая 1703 – закладка крепости
1703 –
1712 - «деревянный» период
1706 – создание Канцелярии городовых дел
1712 –
Петербург становится столицей
1712 - 1714 - «мазанковый» период
1714 – начало «каменного» периода. Первые образцовые проекты и план Д.Трезини
1717 - план Ж.Б.Леблона
Слайд 21Г.Таннауэр. Петр I в Полтавской баталии. 1710
Слайд 22 Планы Петербурга Д.Трезини (утвержден в 1716) и Ж.Б.Леблона (1717)
Слайд 23 Д.Трезини. Образцовый проект «дома для зажиточных». 1714
Ж.Б.Леблон. Образцовый
проект «дома для именитых». 1716-1717
Слайд 24 Доменико Трезини. Летний дворец Петра I в Летнем саду.
1710-1714.
Слайд 25 Якоб ван Кампен. Мауриц-хейс в Гааге. 1630-е1650-е гг.
Доменико Трезини.
Летний дворец Петра I в Летнем саду. 1710-1714
Слайд 26 Летний дворец. А..Шлютер. Рельеф над дверью. Н.Пино. Резная панель
Слайд 27 Морской и Зеленый кабинеты дворца Петра I в Летнем
саду
Слайд 28Петр I, И.Угрюмов, Ф.Васильев, Ж.Б.Леблон, Г.Розен и др. Летний сад.
С 1704
Слайд 29А.Зубов.
Вид Летнего сада со стороны Невы. 1716.
П.Баратта. Мир и Изобилие.
1722
Слайд 30 Доменико Трезини. Петропавловский собор в Петербурге. 1712-1733
Слайд 31 Петропавловский собор. Фасад и план
Высота 122,5 м
Слайд 32 Д.Трезини. Петропавловский собор.
Д.Виньола, Д.делла Порта. Церковь Иль Джезу
в Риме. Кон. XVI в.
К.Рен. Церковь Сент Мэри ле
боу в Лондоне. Кон. XVII в.
Слайд 33 Петропаловский собор. Интерьер. Иконостас 1722-1729 работы Ивана Зарудного. Резьба
Т.Иванова, И.Телеги
Слайд 34И.Зарудный. Иконостас Петропавловского собора.
Л.Бернини. Сень в соборе св.Петра в Риме.
1624-1633
Слайд 35 Доменико Трезини. Здание 12 Коллегий в Петербурге. 1721-1742.
Слайд 36 Д.Трезини. Здание 12 Коллегий в Петербурге. 1721-1742.
К.Шатийон, Л.Метезо.
Площадь Вогезов в Париже. Нач. XVII в.
Слайд 37 Ф.Фонтана, Г.И.Шедель. Меншиковский дворец в Петербурге. 1710-1720-е. Фасад, план
Слайд 38 Г.И.Матарнови, Н.Ф.Гербель, Г.Киавери, М.Г.Земцов.
Здание Кунсткамеры в Петербурге. 1718-1734.
Фасад, план
Слайд 39 Г.И.Матарнови, Н.Ф.Гербель, Г.Киавери, М.Г.Земцов. Здание Кунсткамеры в Петербурге. 1718-1734.
Реконструкция
Слайд 40Особенности Петровского барокко
Регулярные градостроительные решения: четкая «сетка» прямых улиц, соблюдение
«красной линии», дома по образцовым проектам, вертикальные акценты в застройке
- башни, шпили.
Многообразие зарубежных заимствований при сохранении стилистического единства.
Приемы оформления фасадов: двухцветность, высокие крыши с изломом, «ушастые» наличники, пилястры, лопатки, рустовка, аллегорическая скульптура. Декоративная сдержанность.
Слайд 41И.Никитин. Портреты Елизаветы Петровны ребенком (1712-1713) и Прасковьи Иоанновны (до
1716)
Слайд 42И.Никитин. Портрет канцлера Г.Головкина.
1720-е.
Слайд 43И.Никитин. Напольный гетман. 1720-е
Слайд 44И.Таннауэр. Петр I на смертном ложе.
И.Никитин. Петр I на
смертном ложе. 1725
Слайд 45И.Никитин. Петр I на смертном ложе. 1725
Слайд 46И.Никитин. Портрет барона С.Строганова. 1726. Л.Каравакк. Портрет цесаревен Анны и
Елизаветы. 1718
Слайд 47 Ж.Б.Леблон, Н.Микетти. Нагорный дворец и Большой каскад в Петергофе.
1714-1725 (после перестройки Ф.Б.Растрелли)
Слайд 48Дубовый кабинет Петергофского дворца
Слайд 49 Ж.Б.Леблон, Н.Микетти. Морской канал Петергофа.
А.Ленотр. Крестообразный канал Версаля.
Слайд 50 Петр I, Ж.Б.Леблон, Ф.Б.Растрелли. Верхний и Нижний парки Петергофа.
План
Слайд 51 Ф.Б.Растрелли. Верхний парк Петергофа.
А.Ленотр. Партер Версаля. II пол. XVII
Слайд 52 Верхний парк в Петергофе. Фонтан «Нептун», Нюрнберг, XVII в.
Слайд 53 Фонтанные мастера П.Саулем, В.Туволков. Фонтаны Петергофа: «Сноп», 1723, Н.Микетти,
«Самсон», 1735, К.Б.Растрелли, ныне скульптура М.Козловского
Слайд 54Фонтаны «Адам» (1718-1722) и «Ева» (1718-1726), Н.Микетти, Дж.Бонацца по оригиналам
А.Рицци
Слайд 55 И.Браунштейн, Ж.Б.Леблон, Н.Микетти, М.Земцов, К.Бланк, К.Оснер. Каскад «Шахматная гора».
1721-1738. Н.Микетти, М.Земцов. Каскад «Золотая гора». 1721-1732
Слайд 56 И.Ф.Браунштейн. Дворец Марли в Петергофе. 1720-1723
Слайд 57 И.Ф.Браунштейн. Дворец Эрмитаж в Петергофе. 1721-1725
Слайд 58 И.Ф.Браунштейн, Ж.Б.Леблон, Н.Микетти. Дворец Монплезир в Петергофе. 1714-1723
Слайд 59Галерея Монплезира. Роспись Л.Каравакка.
П.де Хох. Кладовая
Слайд 61Большой зал. Плафон Ф.Пильмана. Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея
Петровича в Петергофе
Слайд 62Б.К.Растрелли. Петр I.
1723-1729
Слайд 63Искусство 1730-1740-х гг.
Аннинское барокко
Слайд 64Характеристика исторического периода.
Особенности архитектуры
1730-1740 – правление Анны Иоанновны. «Бироновщина»
1733 –
указ о сносе в Петербурге деревянных строений
1737 – создание Комиссии
о Санкт-Петербургском строении. План Петербурга, составленный П.Еропкиным
Завершение формирования петербургского «трезубца»
Стиль, переходный от петровского к елизаветинскому барокко
Б.К.Растрелли. Анна Иоанновна с арапчонком. 1741
Слайд 66А.Матвеев. Автопортрет с женой. 1729 (?)
Слайд 67
Иван Коробов. Адмиралтейство в Петербурге. 1732-1738.
Оно же после
перестройки А.Захаровым. 1806-1819
Слайд 68Петр Еропкин. Петербургское «трехлучие». 1737.
Слайд 69П. Еропкин. Петербургское «трехлучие». 1737. Д.Фонтана. Пьяцца дель Пополо в
Риме. А.Ленотр. «Трезубец» Версаля